Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ КАК ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.docx

— 260.62 Кб (Скачать файл)

Современный период в России характеризуется  системным кризисом состояния общества. Продолжается поиск механизмов, способных  поставить страну на рельсы созидания  и развития. Необходимы коренное оживление  экономических механизмов, наряду с  социальными, политическими, духовными, изменения условий жизни всех слоев общества. Перемены, происходящие в обществе, накладывают свой отпечаток  и на индивидуальный уровень, на все  категории граждан, в том числе  молодежь. Это влечет за собой переоценку стереотипов, норм и ценностей.

Ценности, предлагаемые обществом, личность «усваивает» и «присваивает» избирательно. Ценностные ориентации личности - есть особая сфера - сознания, проявляющаяся в фиксированных установках относительно тех элементов социальной действительности, которые для индивида представляют интерес и значимость35.

Молодежь  и ее ценностные ориентации являются наиболее актуальными и важными в современных социологических исследованиях в виду специфики молодежи как группы общества, положение которой детерминировано его социально-экономическим состоянием. Молодежь в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. На ее формирующемся сознании прежде всего отражаются процессы, происходящие в общественной жизни. Молодому поколению предстоит решать возникающие проблемы. От того, каких принципов, норм и ценностей оно придерживается, во многом зависит успех или неудача предпринимаемых в стране попыток выхода из кризиса36.

В этих условиях, естественно, актуализируется проблема социологического изучения ценностных ориентации молодежи.

Социологический подход позволяет изучить содержание и характер изменений ценностных представлений молодежи в современном  российском обществе с присущими  ему сегодня трудностями и  противоречиями, чем и определяется актуальность темы данной дипломной  работы. Изменения, происходящие в нашем  обществе, и, в первую очередь, в экономической, социально-политической, духовной сферах, сказываются на ценностных ориентациях  молодых людей. Можно предположить, что мир ценностей и норм формирующейся  личности молодого человека, на которую  оказывают влияние происходящие перемены, стал более изменчив и  противоречив, что требует пристального внимания к изучению ценностных ориентации молодежи, ценностей современной  социальной жизни.

Научная разработанность проблемы ценностей, ценностных ориентации личности и социальных групп общества имеет глубокие корни  в социологии и других областях гуманитарного  знания. В социологии этот термин широко применен в исследованиях социальных систем Э.Дюркгеймом в работе «Социология. Ее предмет, метод, предназначение» и М.Вебером. Исследование ценностей продолжено У.Томасом, Ф.Знанецким выделившим три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости) и творческий (единственный определяющий развитие общества и культуры) и др.

Разработке  темы ценностей большое внимание уделено В.П. Тугариновым37, О.Г.Дробницким38, выделившим два полюса ценностного отношения к миру, противопоставляет предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания, или ценности-представления. Первые являются объектам для характеристики социальной регуляции поведения человека, где часто используется понятие «социальная установка», или «аттитюд», который У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» и другими философами нашей страны.

Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных  между собой ценностей, которая  задает человеку направленность его  жизнедеятельности.

С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и  смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего  развития, накопления жизненного опыта  личность вырабатывает способность  самостоятельно выбирать системообразующую  ценность, т.е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей.

В сознании каждого человека личностные ценности отражаются в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно  называют «осью сознания», обеспечивающей устойчивость личности39. «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного».

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в  виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере  различных социальных институтов.40

Деньги  являются объектом познания многих общественных наук. Деньги - социальное явление, и  существует множество аспектов их понимания  и изучения. Например, в современных  гуманитарных науках выделяют следующие  аспекты изучения института денег: исторический: теории происхождения  денег и эволюции форм денег, современные  формы денег41; экономический: функции денег в системе экономических отношений, классическая политическая экономия: А. Смит, Дж. Милль, Д. Рикардо, критика «экономического человека»; социологический: деньги как социальный институт42, социально-психологический: особенности отношения к деньгам43.

Родоначальником науки о деньгах можно считать  Аристотеля. Он рассматривал деньги как  средство обмена и как цель обмена.44 К. Маркс выделял общинно-родовые и товарно-денежные типы социальных связей. Деньги он рассматривал как общественную связь, реализованную в форме отчуждения.45 В «Философии денег» Г. Зиммеля деньги рассматриваются как особая форма культуры.46 Однако в отличие от К. Маркса для Г. Зиммеля деньги - сила, не только обезличивающая, но и освобождающая. Разорвав свойственные традиционным укладам личные связи, деньги предоставили каждому индивиду свободу выбора условий хозяйственного обмена и партнеров для него. О влиянии религии на экономическую деятельность и влиянии протестантской этики на отношение к деньгам размышлял М. Вебер47. С общенаучной и методологической точек зрения механизм функционирования денег в обществе был проанализирован Т. Парсонсом, П. Сорокиным, Т. Вебленом. Деньги - основное понятие в экономике и управлении, особенно в финансах, управлении персоналом и маркетинге. Но до 70-х годов 20 века отношение к деньгам слабо использовалось в маркетинге и в управлении, кроме сферы банковского дела, где отношение к деньгам изучено через стили жизни.

Наиболее  распространенным является мнение об универсальности и эквивалентности  денег как среди обывателей, так  в научной среде. «Теоретизирования по поводу денег в сильной степени оказались под влиянием утилитаристской модели. Современная социология и поныне придерживается представления о деньгах как об абсолютно заменяемом, качественно нейтральном, бесконечно делимом и совершенно однородном средстве рыночного обмена»48.

Если  в западноевропейской и американской науке тема денег в социологии считается малоисследованной областью, то в отечественной социологической  науке она лишь только затронута49. В советский период эту тему затрагивали в разделах промышленной и социальной психологии50. Несомненной трудностью, связанной с изучением индивидуальных особенностей отношения к деньгам, является «закрытость» данной темы. Как отмечают исследователи, «крайне деликатными для того, чтобы их можно было обсуждать с интервьюером, участники опроса считают такие темы, как ... размер и источник доходов (67,7 %), денежные накопления (73,2 %), супружескую измену (77,6 %) и сексуальные отношения (78,5 %)»51.

Еще в 80-х годах прошлого века А.И. Китов  в «Экономической психологии» обращал внимание на необходимость исследование взаимодействия в системе «человек-вещь». «В социальной ситуации при наиболее общем подходе можно различить три тесно взаимосвязанных типа сред: человеческую, духовную и вещную. Каждой из них свойственны свои характеристики»52. И еще: «Психология пока занята по преимуществу потребностью в общении с людьми и частично духовными потребностями. Что касается внешней среды человека, то она не привлекает пока внимания исследователей»53.

За  последние 15 лет в России опубликовано большое количество работ, в которых  затрагиваются проблемы изучения отношения  к деньгам, например, Абрамова С.Б.; Васильчук  Ю.А.; Верховин В.И.; Лебедев А. Н., Боковиков  А.К.; Соколинский, В.М.; Терюкова Т.; Фенько А Б.; Шептун А.А.; Щедрина Е.В.; Юров А.В.. Начинают формироваться научно-исследовательские  центры. ИП РАН разрабатывает тематику социально-психологических изменений  экономического сознания и самосознание личности и его составляющих под  влиянием смены форм и отношений  собственности54. Отношение к деньгам рассматривается как один из эмпирически выделенных компонентов экономического сознания. В течение более 10 лет осуществляется мониторинг отношения к деньгам в среде предпринимателей55. На основе изучения особенностей этнического мышления, концепции социального мышления Е. Дрозд-Сенковска, модели индивидуального сознания К.А. Абульхановой-Славской предпринимаются попытки исследования личностного отношения к деньгам56, проводятся кросс-культурные исследования57.

Кроме того, исследования по проблеме социологии денег в России представлены следующими направлениями: исследование денег  в структуре ценностных ориентаций, так как предполагается, что существует единый механизм работы сознания личности как адаптационный, обеспечивающий процесс интеллектуального освоения социальной действительности58; социальные особенности фактора удовлетворенности-неудовлетворенности экономическим положением59; деньги как символический объект60, педагогические аспекты формирования монетарных отношений61.

Исследование  отношения «человек-деньги» можно проводить с использованием различных категорий. Как замечает В.В. Новиков, «опредмечивание проблемы - это включение ее в контекст так или иначе трактуемого предмета социологии»62. Деньги в социологическом исследовании можно рассматривать в рамках различных устоявшихся в социологии предметов исследования: как ценностная ориентация в соответствующей системе (терминальная или инструментальная ценность и прочие типологии)63; как инструмент в решении проблем,64; деньги как объект с определенными, связанными с ним нормами обращения; социальные установки по отношению к деньгам65; типологии монетарного поведения66; деньги как значение67; социальные представления68; деньги как стимул в системе «стимул-реакция»69; деньги как средство обмена в отношениях между людьми70; деньги как элемент деятельности: цель, средство, инструмент, результат71; потребность в деньгах (монетарная потребность) и денежный мотив72 .

Социология  интересуется различными значениями денег, проявляющимися в установках к деньгам  и в характеристиках, связанных  с ними (культура, социальное положение, пол и т.п.). Основным понятием в  данном аспекте выступает «отношение». Под отношением к деньгам О.С. Дейнека понимает осознанное и субъективно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в денежном поведении.73 Как экономико-психологический феномен, оно представлено познавательным, эмоциональным и мотивационно-волевыми компонентами, сопровождает социальный обмен и способно выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию. Позиция А.Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко согласуется с данным подходом: в качестве главной единицы анализа социально-психологических феноменов экономического сознания они принимают «отношение личности к различным экономическим объектам»74. Авторы считают, что отношение личности к деньгам является компонентом экономического сознания. В монетарные отношения включены следующие аспекты:

а) значимость денег для личности, то есть ценностный компонент;

б) эмоциональный компонент отношения личности к деньгам: мотивационный компонент отношения личности к деньгам: сила, интенсивность желания личности иметь деньги; свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами: жадность - щедрость;

в) поведенческий компонент отношения к деньгам: оценка субъективной значимости того или иного действия с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать в рост, просто иметь на руках), то есть наиболее предпочитаемые личностью операции с деньгами;

г) социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни;

д) социальные представления личности о функции денег в своей жизни: субъективная оценка выраженности жизненных целей личности, на достижение которых направляются денежные средства75.

В.А. Ядов в качестве механизма регуляции поведения выделяет диспозиционную систему, в которую входят следующие элементы76:

1. общая (доминирующая) направленность интересов личности;

2. система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения;

  1. система социальных установок;
  2. система элементарных фиксированных установок.

Таким образом, монетарные отношения - компонент  целостной системы отношений  личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный  подход к деньгам как объекту  действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег  в специфической социокультурной  ситуации. В монетарных отношениях, в свою очередь, можно выделить отдельные  компоненты: когнитивный (монетарные представления), эмоциональный (оценки денег) и регуляторный (монетарные ценности, мотивы, социальные установки, нормы поведения).

Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе