Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ КАК ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.docx

— 260.62 Кб (Скачать файл)

 

 Отношение  студентов к богатству можно наблюдать из ряда таблиц 2, 3 и диаграммы 3.

Диаграмма 3. Ваше отношение к богатству?

 

Исходя из ответов студентов на этот вопрос видно, что одно большинство из них хотят стать богатыми, а другая половина нейтрально относятся к богатым (см. Диаграмма 3).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Отношение студентов разных специальностей к богатству

 

Ваше отношение к богатству?

я ненавижу богатых

я хочу быть богатым

я завидую богатым

я нейтрально отношусь к богатым

«Бух.учет и аудит»

2,5%

64,9%

19,3%

13,3%

«Менеджмент»

3,4%

71,5%

17,1%

8,0%

«Финансы и кредит»

1,2%

76,8%

12,6%

9,4%

«Гос. и мун. управление»

2,8%

57,9%

21,6%

17,7%


 

Преобладающее большинство ответивших на то, что  хотят стать богатыми.

Таблица 3. Гендерные отношения к богатству

 

 

 

Ваш пол

муж

жен

Ваше отношение к богатству?

я ненавижу богатых

4,3%

0%

я хочу быть богатым

22,6%

22,6%

я завидую богатым

1,2%

1,2%

я нейтрально отношусь к богатым

17,1%

31,1%


 

Из таблицы  3 видно, что как юноши, так и девушки хотят стать богатыми. Однако большинство девушек нейтрально относятся к богатым, и никто из них не относятся к богатым с презрением.

 

Сегодня очень актуален вопрос: на что готовы современные студенты ради денег? Ответы на этот вопрос представлены ниже (см. Диаграмма 4).

 

 

 

Диаграмма 4. Формы девиантного поведения ради денег

 

Из приведенной  диаграммы видно, что большинство  студентов готовы обманывать ради денег. Но присутствуют и те, кто жаждут денег и ради них готовы пойти на любые поступки такие как: воровство, предательство и даже убийство.

Изменение российского общества в отношении  денег сказалось и на позиции  студентов: 2/3 из опрошенных считают, что современные молодые люди должны сами зарабатывать деньги, почти 1/3 студентов указала, что на это есть родители (см. Таблица 4).

Таблица 4. Как Вы считаете, должен ли подросток зарабатывать деньги?

Должен сам

67,5%

Может их получить, не зарабатывая (воровство, отбирание у младших и т.п.)

0,6%

На это есть родители

31,9%


 

Таблица 5. Гендерное распределение в отношении высказывания «Как Вы считаете, должен ли студент зарабатывать деньги?»

 

Ваш пол

 

 

муж

жен

Как Вы считаете, должен ли подросток  зарабатывать деньги?

Должен сам

32,7%

34,6%

Может их получить, не зарабатывая (воровство отбирание у младших и т.п.)

0%

0,6%

На это есть родители

11,3%

20,8%


 

Поразительно, но никто из юношей не выбрал «может их получить, не зарабатывая» (см. Таблица 5). Большинство, как девушек, так и юношей считают, что денег можно добиться путем зарабатывания их (см. Таблица 5).

Представляется  интересным узнать о предполагаемом студентами размере зарплаты (см. Диаграмма 5).

Диаграмма 5. Оценка размеров желательной зарплаты

 

 

Таблица 6. Распределение по полу позиции в отношении размеров зарплаты

 

Ваш пол

 

 

муж

жен

Сколько ,на Ваш взгляд, должна быть зарплата?

от 3 до 5 тыс.руб.

0,6%

0,6%

от 5 до 10 тыс.руб.

1,2%

2,5%

от 10 до 20 тыс.руб.

7,5%

23,6%

от 20 и выше тыс.руб.

36,0%

28,0%


 

Маленькие зарплаты – отражение сегодняшней  ситуации в семье – низкие заработки  родителей. Юноши в своем большинстве  не хотят работать на работе заработная плата, где менее 20 тыс. рублей. Девушки  в свою очередь согласны зарабатывать от 10 тыс. рублей.

 

 

 

 

Диаграмма 6. Оценка влияния денег на отношения с друзьями

Большинство респондентов на вопрос «Как влияют деньги на отношения с друзьями?» ответили, что в отношениях со своими сверстниками деньги не играют никакой роли (см. Диаграмма 6).

 

Диаграмма 6. На Ваши отношения с родителями деньги влияют

 

По данным проведенного опроса на вопрос: как  влияют деньги на отношение с родителями? большинство студентов ответили, что в их отношениях с родителями деньги играют незначительную роль (см. Диаграмма 7).

Представляет интерес оценка того, на чем сказывается не хватка денег (см. Диаграмма 7)

 

 

 

 

Диаграмма 7. Оценка неудовлетворенных  монетарных потребностей

 

Выяснилось, что нехватка денег  не только ограничивает удовлетворение потребностей – отдых, покупки, решение проблем, но и занижает социальный статус – желание жить богато, а также останавливает от делинквентного и преступного поведения. В данном вопросе проявляются «жалобы», имеющие внешнюю атрибуцию причинности: из-за денег, считает человек, он не может что-то сделать. Респонденты считают, что деньги задают определенный образ жизни, поэтому изменение образа жизни связывается с изменением финансового положения. Невозможность изменить свой образ жизни объясняется отсутствием денег: отсутствие денег не позволяет мне «красиво жить», «вести такую жизнь, о которой я мечтаю». Деньги - возможно, самый простой способ получить желаемые вещи. Поэтому отсутствие конкретных вещей объясняется. отсутствием денег: Отсутствие денег не позволяет мне «иметь то, что я хочу», «отремонтировать дом» и т. п. У части респондентов наличие-отсутствие денег связывается с определенными, как правило, позитивными, чувствами: «чувствовать в жизни стабильность», «расслабиться», «ощущать себя полноценным человеком» - жить, как хочется; купить/иметь что-то; чувствовать; путешествия; здоровье; творчество.

Таким образом, проведенное исследование уточнило картину влияния денег  на разные стороны жизни студентов. Оно выявило особую роль карманных денег, количество которых в решающей мере зависит, не от возраста, а от уровня доходов семьи, и которые выступают как фактор расслоения молодежи на группы более и менее обеспеченных, как средство, активно вторгающееся в их отношения, как условие дестабилизации этих отношений, о чем говорят сами респонденты.

Опрошенные  студенты отмечали, что очень сильно ощущают недостаток денег, что, в  свою очередь, свидетельствует о  степени неудовлетворенности текущей  жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а  также, с другой стороны, о низком уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии. Если учесть, что потребность в деньгах  мы рассматриваем как генерализированную потребность, то можно предположить, что в ней находит отражение  общий уровень неудовлетворенности.

С помощью  незаконченного предложения «деньги для меня - это …» фиксировались социальные установки по отношению к деньгам. Система классификации. Наиболее заметная группа ответов - деньги практически приравниваются к жизни, т. е., происходит ярко выраженная генерализация, например, «все», «жизнь». Следующую группу можно обозначить как «средство». Деньги воспринимаются как средство в двух аспектах: как средство существования и как средство для решения определенных задач. Другая группа ответов («результат») описывает, что получает человек в результате использования денег. Кроме того, были выделены группа «трудность», куда были отнесены ответы, описывающие определенные трудности, связанные с деньгами, и группа «не главное», в которую попали ответы, подчеркивающие невысокую значимость денег.

В анализе  ответов незаконченного предложения  «благодаря деньгам я…» фиксировались мотивы достижения. Человек рассматривает деньги как средство достижения целей, как существенный фактор, определяющий возможности достижения желаемого или являющийся причиной чего-то. Эти мотивы использования денег могут быть ориентированы на себя или на других, предполагать конкретные покупки или иметь предельно абстрактные очертания, ориентированы на достижение чего-то большего или на поддержание существующего уровня

Студенты подчеркивают, что деньги являются условием совместного времяпрепровождения и осуществления совместной деятельности, личность сверстника оценивается в ряде случаев с точки зрения наличия или отсутствия у нее денег. Студенты согласны с тем, что они сами должны и могут зарабатывать себе на нужды, пусть даже в ущерб учебе.

Таким образом, можно выделить специфику  направленности ценностных ориентаций в отношении денег, которые среди  опрошенных студентов  проявились в  следующем:

  • преобладают мотивы и желания путешествовать и возможность заниматься любимым делом, творческой самореализацией, т.е., духовные потребности,
  • деньги обеспечивают возможность самоактуализации,
  • довольно часто главным фактором и условием жизни являются деньги,  с чем студенты связывают свои возможности выбирать образ жизни с деньгами: ориентации сделать жизнь богаче, принципиально изменить свое финансовое положение, желание бросить учебу, фактически происходит установление равенства жизни и денег, т.е., на лицо сильная генерализация возможностей денег как средства,
  • часто благодаря деньгам повышается настроение,
  • преобладают установки на рациональное потребительское поведение, ориентированы на приобретение конкретных вещей, конкретных направлений расходов, т. е., продуманный, рациональный подход,
  • присутствует ориентация на добровольную помощь, при чем не только своим родственникам, но и другим людям,
  • появляются установки, связанные с позитивным решением финансовой проблемы, проявляется установка к зарабатыванию денег в ситуации их отсутствия,
  • в равной степени встречаются опасения криминальных и моральных нарушений.

 

Заключение

 

Перемены, происходящие в обществе, накладывают свой отпечаток на индивидуальный уровень, на все категории граждан, в том числе молодежь. Это влечет за собой переоценку стереотипов, норм и ценностных ориентаций.

Молодежь в первую очередь реагирует  на происходящие в обществе перемены. На ее формирующемся сознании, прежде всего, отражаются процессы, происходящие в общественной жизни.

 Хотелось  бы отметить, что ценностные ориентации  составляют существенный элемент  структуры личности, в значительной  мере определяют содержание ее  мировоззрения, мотивы поведения,  характер восприятия и оценки  явлений как материальной, так  и духовной жизни общества. Ценностные  ориентации личности являются  одной из основных форм в  механизме ее взаимодействия  с обществом, отдельными социальными  общностями: нациями, трудовыми объединениями.

 Проблемы влияния денежных процессов на формирование ценностных определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, это социально-экономический  кризис общественного развития, втягивающий  в денежные отношения подрастающее поколение.

Во-вторых, социальное расслоение семей  с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом.

В-третьих, это значительные изменения  в институте образования: позитивные (вариативность моделей образования, новые технологии в преподавании, свобода выбора и др.) и негативные (распад бесплатной системы высшего образования, повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.).

В-четвертых, ответно-защитные реакции  студентов на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей и в-пятых это поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам), криминализация детской среды, утрата ценностных ориентации и духовный вакуум.

Благодаря проведенному исследованию можно наблюдать картину влияния  денег на разные стороны жизни  молодежи. Из исследования можно сделать выводы, что роль карманных денег, количество которых зависит от уровня доходов семьи, и которые выступают как фактор расслоения подростков на группы более и менее обеспеченных, как средство, активно вторгающееся в их отношения, как условие дестабилизации этих отношений, о чем говорят сами респонденты.

 

 

Список литературы

 

  1. Авраамова, Е.М. Адаптационный потенциал трансформирующегося общества / Россия: 10 лет реформ: социально-демографическая ситуация. / Авраамова Е.М., Логинов Д.М. - М., 2002.
  2. Акматалиев, А. Духовная культура как фактор формирования и развития ценностных ориентации личности: Авотреф. дис. ... канд. филос.наук. - Фрунзе, 1985.
  3. Актуальны ли сегодня проблемы молодежи? // Социол. исслед. - 1994. - № 3.
  4. Алексеева, В.Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ориентаций. - М.: Мысль, 1983.
  5. Андреева, Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. - 1999. - № 3.
  6. Андреева, Г.М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании. - М., 1974.
  7. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. унта, 1988.
  8. Аристотель. - М.: Мысль, Соч.: В 4 т. - Т 1.
  9. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - М., 1970.
  10. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978.
  11. Баимбетов, А.А. Молодежь в кризисном социуме / Баимбетов А.А., Кабакович Г.А., Нйсибуллин Р.Т., Хийруллин Ф.Г. - М., 1998.
  12. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. / Бандура А., Уолтере Р. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.
  13. Баранов, А.А. Влияние социальной дифференциации населения на образовательные ориентации горожан / Баранов А.А.. Иванова Н.Г. // Социол. исслед. - 2003. - № 2.
  14. Беляева, Л. Общие направления стратификации в переходный период / Социальная стратификация современного российского общества. - М., 1995.
  15. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость. Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984.
  16. Бобонева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 1979.
  17. Богданова, О.А. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. – Р.-н/Д., 1990.
  18. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000.
  19. Борисова ,Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? //Социс. 2001. - №9. - С. 68-75.
  20. Бочаров, М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М., 1992.
  21. Бояринцева, А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 12-18.
  22. Бубнова, С.С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44.
  23. Буренина, С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2000.
  24. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984.
  25. Верховин, В.И. Экономическая социология. / Верховин В. И., Зубков В. И. - М.: Изд-во РУДН, 2002.
  26. Власова, Т.В. Особенности ценностных ориентации лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (возрастной аспект): Автореф. дис... . канд. психол. наук. - М., 1995.
  27. Волкова, Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре лич- ностных характеристик у школьников: Дисс. …канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1983.
  28. Воронина, А.М. Ценности: (Проблемное обоснование): Дисс …канд.филос.наук. - М., 1994.
  29. Випитак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социол. исслед. - 2003. - № 2.
  30. Гришин, В.В. Эмпирическое изучение психологических особенностей людей с разным уровнем успеха в экономической деятельности // Люди и деньги. Ч.1/ Гришин В.В., Ерина С.И. – Ярославль: ЯрГУ, 1999. - С. 203-238.
  31. Дробиницкий, О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. - М., 1967.
  32. Дробницкий, О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблемы ценности в философии. - М.: Наука, 1966.
  33. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Зборовский Г.Е.. Шуклина Е.А. // Социол. исслед. - 2003. - № 4.
  34. Зелизер, В. Создание множественных денег // Западная экономическая социология / Хрестоматия современной классики. - М., 2004.
  35. Зинченко, Ю.Г. Социальное и индивидуальное в ценностном мире личности: Дис. …канн.фил.наук. СПб., 1992.
  36. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / Зотова О.И., Кряжева И.К. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  37. Ивин, А.А. ценности в научном познании // Логика научного познания (Актуальные проблемы). - М.: Наука, 1987. - С.230-258.
  38. Иконникова, С.Н. Социология о молодежи. (Проблемы воспитания духовного облика). - М., 1985.
  39. Исламшина, Т.А. Дифференциация ценностных ориентаций / Исламшина Т.А., Максимова О.А. // Социол. исслед. - 1999. - №6. - С. 32-36.
  40. Каган, М.С. О философском понимании ценности // Вестник ЛГУ. - Сер.6. - 1987. - С.44-50.
  41. Ковалёва, Т.В. Подростки смутного времени / Ковалёва Т.В., Степанова О.К. // Социс. - 1998. - №8.
  42. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М, 1989.
  43. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988.
  44. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. - 1996. - №5. - С.3-19.
  45. Лапин, Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социол. исслед. - 1994. - №5.
  46. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1947.
  47. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. - М., 1991.
  48. Луков, В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи// Социологические исследования. - 1998. - №8. - С. 31-37.
  49. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М., 2003.
  50. Малахов, В.А. Культура и человеческая целостность. - Киев, 1984.
  51. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Социология. - М., 2000.
  52. Матвеев, Ю.И. Социальная ориентация личности. - Ростов-на-Дону,1990.
  53. Микешина, Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М.: Мысль,1990.
  54. Морозов, В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ / Морозов В.В., Скробов А.П. // Социально-политический журнал. - 1998. - №1.
  55. Московичи, С. Деньги как страсть и как представление // Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998.
  56. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.
  57. Мы и взрослые. – Режим доступа: www.bankreferatov.ru .
  58. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1988.
  59. Никольский, Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура) – Режим доступа: http://www.romic.ru/referats/0703.htm
  60. Осипов, П.Н. Ценностные ориентации студентов // Среднее специальное образование. 1991. - №8. С. 18-20.
  61. Оссовский, В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. - Киев: Наук, думка, 1985.
  62. Панарин, А.С. Дарение и бытие // Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.
  63. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
  64. Поланьи, К. Великая трансформация. - СПб., 2002.
  65. Рабочая книга социолога. - М.: Наука. 1983.
  66. Розенберг, Р.С. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе: Дис. …канд.филос.наук. - М.,1995.
  67. Розов Н.С., Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). - М., 1993.
  68. Рукавишников, В.О. Социология переходного периода// Социол. исслед. - 1994. - №6.
  69. Руткевич, М.Н. Общественные потребности, система образования, молодёжь. / Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. - М.: Политиздат, 1988.
  70. Сагатовский, Н.В. Ценность и смысл // Филос. науки. -1987. - №10 - С.5-6.
  71. Социология молодежи. /Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.
  72. Социология/ Г.В. Осипов, Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Яновский. - М.: Мысль, 1990.
  73. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994.
  74. Тощенко, Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 2001.
  75. Фролов, С.С. Социология. - М.: Наука, 1994.
  76. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М., 1975.

Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе