Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа
Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77
Отношение студентов к богатству можно наблюдать из ряда таблиц 2, 3 и диаграммы 3.
Диаграмма 3. Ваше отношение к богатству?
Исходя из ответов студентов на этот вопрос видно, что одно большинство из них хотят стать богатыми, а другая половина нейтрально относятся к богатым (см. Диаграмма 3).
Таблица 2. Отношение студентов разных специальностей к богатству
Ваше отношение к богатству? | ||||
я ненавижу богатых |
я хочу быть богатым |
я завидую богатым |
я нейтрально отношусь к богатым | |
«Бух.учет и аудит» |
2,5% |
64,9% |
19,3% |
13,3% |
«Менеджмент» |
3,4% |
71,5% |
17,1% |
8,0% |
«Финансы и кредит» |
1,2% |
76,8% |
12,6% |
9,4% |
«Гос. и мун. управление» |
2,8% |
57,9% |
21,6% |
17,7% |
Преобладающее большинство ответивших на то, что хотят стать богатыми.
Таблица 3. Гендерные отношения к богатству
|
Ваш пол | ||
муж |
жен | ||
Ваше отношение к богатству? |
я ненавижу богатых |
4,3% |
0% |
я хочу быть богатым |
22,6% |
22,6% | |
я завидую богатым |
1,2% |
1,2% | |
я нейтрально отношусь к богатым |
17,1% |
31,1% |
Из таблицы 3 видно, что как юноши, так и девушки хотят стать богатыми. Однако большинство девушек нейтрально относятся к богатым, и никто из них не относятся к богатым с презрением.
Сегодня очень актуален вопрос: на что готовы современные студенты ради денег? Ответы на этот вопрос представлены ниже (см. Диаграмма 4).
Диаграмма 4. Формы девиантного поведения ради денег
Из приведенной диаграммы видно, что большинство студентов готовы обманывать ради денег. Но присутствуют и те, кто жаждут денег и ради них готовы пойти на любые поступки такие как: воровство, предательство и даже убийство.
Изменение российского общества в отношении денег сказалось и на позиции студентов: 2/3 из опрошенных считают, что современные молодые люди должны сами зарабатывать деньги, почти 1/3 студентов указала, что на это есть родители (см. Таблица 4).
Таблица 4. Как Вы считаете, должен ли подросток зарабатывать деньги?
Должен сам |
67,5% |
Может их получить, не зарабатывая (воровство, отбирание у младших и т.п.) |
0,6% |
На это есть родители |
31,9% |
Таблица 5. Гендерное распределение в отношении высказывания «Как Вы считаете, должен ли студент зарабатывать деньги?»
Ваш пол | |||
|
муж |
жен | |
Как Вы считаете, должен ли подросток зарабатывать деньги? |
Должен сам |
32,7% |
34,6% |
Может их получить, не зарабатывая (воровство отбирание у младших и т.п.) |
0% |
0,6% | |
На это есть родители |
11,3% |
20,8% |
Поразительно, но никто из юношей не выбрал «может их получить, не зарабатывая» (см. Таблица 5). Большинство, как девушек, так и юношей считают, что денег можно добиться путем зарабатывания их (см. Таблица 5).
Представляется интересным узнать о предполагаемом студентами размере зарплаты (см. Диаграмма 5).
Диаграмма 5. Оценка размеров желательной зарплаты
Таблица 6. Распределение по полу позиции в отношении размеров зарплаты
Ваш пол | |||
|
муж |
жен | |
Сколько ,на Ваш взгляд, должна быть зарплата? |
от 3 до 5 тыс.руб. |
0,6% |
0,6% |
от 5 до 10 тыс.руб. |
1,2% |
2,5% | |
от 10 до 20 тыс.руб. |
7,5% |
23,6% | |
от 20 и выше тыс.руб. |
36,0% |
28,0% |
Маленькие зарплаты – отражение сегодняшней ситуации в семье – низкие заработки родителей. Юноши в своем большинстве не хотят работать на работе заработная плата, где менее 20 тыс. рублей. Девушки в свою очередь согласны зарабатывать от 10 тыс. рублей.
Диаграмма 6. Оценка влияния денег на отношения с друзьями
Большинство респондентов на вопрос «Как влияют деньги на отношения с друзьями?» ответили, что в отношениях со своими сверстниками деньги не играют никакой роли (см. Диаграмма 6).
Диаграмма 6. На Ваши отношения с родителями деньги влияют
По данным проведенного опроса на вопрос: как влияют деньги на отношение с родителями? большинство студентов ответили, что в их отношениях с родителями деньги играют незначительную роль (см. Диаграмма 7).
Представляет интерес оценка того, на чем сказывается не хватка денег (см. Диаграмма 7)
Диаграмма 7. Оценка неудовлетворенных монетарных потребностей
Выяснилось, что нехватка денег не только ограничивает удовлетворение потребностей – отдых, покупки, решение проблем, но и занижает социальный статус – желание жить богато, а также останавливает от делинквентного и преступного поведения. В данном вопросе проявляются «жалобы», имеющие внешнюю атрибуцию причинности: из-за денег, считает человек, он не может что-то сделать. Респонденты считают, что деньги задают определенный образ жизни, поэтому изменение образа жизни связывается с изменением финансового положения. Невозможность изменить свой образ жизни объясняется отсутствием денег: отсутствие денег не позволяет мне «красиво жить», «вести такую жизнь, о которой я мечтаю». Деньги - возможно, самый простой способ получить желаемые вещи. Поэтому отсутствие конкретных вещей объясняется. отсутствием денег: Отсутствие денег не позволяет мне «иметь то, что я хочу», «отремонтировать дом» и т. п. У части респондентов наличие-отсутствие денег связывается с определенными, как правило, позитивными, чувствами: «чувствовать в жизни стабильность», «расслабиться», «ощущать себя полноценным человеком» - жить, как хочется; купить/иметь что-то; чувствовать; путешествия; здоровье; творчество.
Таким образом, проведенное исследование уточнило картину влияния денег на разные стороны жизни студентов. Оно выявило особую роль карманных денег, количество которых в решающей мере зависит, не от возраста, а от уровня доходов семьи, и которые выступают как фактор расслоения молодежи на группы более и менее обеспеченных, как средство, активно вторгающееся в их отношения, как условие дестабилизации этих отношений, о чем говорят сами респонденты.
Опрошенные
студенты отмечали, что очень сильно
ощущают недостаток денег, что, в
свою очередь, свидетельствует о
степени неудовлетворенности
С помощью незаконченного предложения «деньги для меня - это …» фиксировались социальные установки по отношению к деньгам. Система классификации. Наиболее заметная группа ответов - деньги практически приравниваются к жизни, т. е., происходит ярко выраженная генерализация, например, «все», «жизнь». Следующую группу можно обозначить как «средство». Деньги воспринимаются как средство в двух аспектах: как средство существования и как средство для решения определенных задач. Другая группа ответов («результат») описывает, что получает человек в результате использования денег. Кроме того, были выделены группа «трудность», куда были отнесены ответы, описывающие определенные трудности, связанные с деньгами, и группа «не главное», в которую попали ответы, подчеркивающие невысокую значимость денег.
В анализе ответов незаконченного предложения «благодаря деньгам я…» фиксировались мотивы достижения. Человек рассматривает деньги как средство достижения целей, как существенный фактор, определяющий возможности достижения желаемого или являющийся причиной чего-то. Эти мотивы использования денег могут быть ориентированы на себя или на других, предполагать конкретные покупки или иметь предельно абстрактные очертания, ориентированы на достижение чего-то большего или на поддержание существующего уровня
Студенты подчеркивают, что деньги являются условием совместного времяпрепровождения и осуществления совместной деятельности, личность сверстника оценивается в ряде случаев с точки зрения наличия или отсутствия у нее денег. Студенты согласны с тем, что они сами должны и могут зарабатывать себе на нужды, пусть даже в ущерб учебе.
Таким образом, можно выделить специфику направленности ценностных ориентаций в отношении денег, которые среди опрошенных студентов проявились в следующем:
Перемены, происходящие в обществе, накладывают свой отпечаток на индивидуальный уровень, на все категории граждан, в том числе молодежь. Это влечет за собой переоценку стереотипов, норм и ценностных ориентаций.
Молодежь в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. На ее формирующемся сознании, прежде всего, отражаются процессы, происходящие в общественной жизни.
Хотелось
бы отметить, что ценностные ориентации
составляют существенный
Проблемы влияния денежных процессов на формирование ценностных определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, это социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение.
Во-вторых, социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом.
В-третьих, это значительные изменения в институте образования: позитивные (вариативность моделей образования, новые технологии в преподавании, свобода выбора и др.) и негативные (распад бесплатной системы высшего образования, повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.).
В-четвертых, ответно-защитные реакции студентов на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей и в-пятых это поляризация детского сообщества (по материальному, образовательному и др. признакам), криминализация детской среды, утрата ценностных ориентации и духовный вакуум.
Благодаря проведенному исследованию
можно наблюдать картину
Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе