Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа
Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77
Монетарные
отношения личности отличаются относительной
устойчивостью и обобщенностью,
характеризуют жизненную
Наиболее
развернутой для целей
Рассмотрим выделенные уровни монетарных отношений.
В социологии наиболее часто используются два понятия: ценности и ценностные ориентации78. Очевидно и то, что ценность не тождественна расположенным понятиям, относящимся к сфере человеческого устремления. В работе А.Г. Здравомыслова дается краткое определение потребности как того, что человеку необходимо, интереса - того, что ему выгодно, а ценности - как должного. Возникновение понятия «ценностные ориентации» Б. Шледер связывает с именами У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые выводили его из установок деятельности; у Т. Парсонса ценностные ориентации стали составной частью его теории социального действия79.
Б. Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер, С. Л. Рубинштейн ввел понятие динамической тенденции личности как проявление направленности и ценностных ориентаций80. Классическим определением является предложенное Ф. Клакхоном понимание ценностей как аффективных или когнитивных символов, формализующих понятия и представления о желаемом, которые, в свою очередь, влияют на форму, средства и цели действия81. М. Рокич определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях82.
Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений. «... ценностные ориентации, как и любую социологическую систему можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса»83.
В целях построения теоретической модели структуры ценностных ориентаций выделяются уровни иерархии и определяются основания для определения каждого из них. Так, Н.А. Бердяев на «верхнем» уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Все остальные он рассматривает как конкретное проявление одного из этих трех типов84. Собственные классификации ценностей предлагают С. С. Бубнова, Е. Б. Фанталова, Д. А. Леонтьев.
В эмпирических исследованиях достаточно редко используют понятие «деньги» как обозначение определенной ценности, ценностной ориентации или потребности. Часто деньги заменяются такими категориями, как «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)»85, «материальная обеспеченность»86, «обеспечить себе материальный комфорт», «зарабатывать на жизнь»87 и т.д.
Г.Э. Белицкая отмечает, что деньги встроены в индивидуальную систему ценностей отдельной личности. Л.Ю. Кибизова ставит вопрос о соотношении денег и духовности человека: деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке, с их помощью можно сострадать, воздавать должное, «любить ближнего своего». Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям88.
А.В. Суптеля и С.И. Ерина затрагивают проблему возможности достижения материального достатка и соблюдения моральных и социальных норм.89 Особенностью отечественного менталитета можно считать то, что структуре ценностей российских предпринимателей, да и многих других, по-прежнему противопоставляются ориентация на материальный успех и, напротив, на социальное одобрение90.
Согласно
определению М. Рокича деньги как
ценность есть устойчивое убеждение
в том, что с личной или социальной
точки зрения наличие денег
Часто
деньги соотносят с материальными
ценностями, поскольку материальные
блага проще всего получить за
деньги. Однако они могут быть средством
достижения также социальных и духовных
целей: можно, например, освободить время
и получить иные ресурсы для самореализации,
с помощью денег и специалистов
скорректировать свой имидж и
укрепить пошатнувшуюся репутацию.
С помощью денег легко получить
материальные ценности. Переход денег
в вещь происходит почти автоматически,
без сложного поведения, поэтому
именно деньги рассматривают как
причину или источник материальных
ценностей. Такая причинно-следственная
связь трансформируется в сознании
людей в отношение
Е.А. Угланова относит к монетарным те ценности, реализация которых зависит от денег, например, здоровье, самоуважение, мудрость, безопасность, любовь и т.д.91 Такой подход кажется нам спорным и с позиции здравого смысла, и с точки зрения операционального определения монетарных ценностей. Ресурсную и аксиологическую составляющую денег, возможно, следует рассматривать, используя разные парадигмы92.
Таким образом, деньги благодаря своей высокой значимости в жизни человека можно рассматривать наравне с такими понятиями как здоровье, свобода, время и т. п. Этот уровень понятий позволяет рассмотреть деньги в качестве ценности. Деньги не только явление или предмет нашей жизни, они могут выступать определенной ценностью, встроены в индивидуальную систему ценностей отдельной личности. Следовательно, мы имеем достаточно оснований рассматривать понятие «деньги» в качестве ценности и использовать это понятие для изучения системы ценностных ориентаций личности. Деньги не относятся только к группе материальных ценностей, они могут быть средством достижения также социальных и духовных целей. В качестве рабочего примем следующее определение: деньги как ценность есть устойчивое убеждение в том, что с личной или социальной точки зрения наличие денег предпочтительнее, чем их отсутствие.
Учитывая обменную универсальность денег в процессе взаимодействия людей, можно утверждать, что человек как социальное существо испытывает нужду в деньгах, это обусловлено объективными условиями существования в современной социальной среде. Потребность в деньгах не является врожденной. «Высшие потребности человека отражают . в первую очередь его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем»93.
Потребность в деньгах относится не только к материальным потребностям, но и к социальным, и к духовным, т.е. потребность в деньгах можно отнести к особому роду потребностей. Деньги выступают как средство решения проблем, стоящих перед человеком, и эти проблемы могут иметь социальных и духовный характер. В несколько ином ракурсе на этот феномен обращает внимание и С. И. Ерина: «Для большинства людей деньги являются чем-то необходимым для выживания (реализация материальных потребностей - прим. автора), отмечается их роль в предоставлении личной, политической и экономической свобод...»94. Х. Диттмар отмечает, что «в Великобритании рабочий класс ориентируется на собственность, служащую для облегчения повседневной жизни и заполнения досуга, а средний класс - на собственность, служащую символическим выражением статуса, личной истории и самовыражения»95. Эти примеры демонстрируют возможность денег удовлетворять социальные и духовные потребности. В свою очередь, потребность в деньгах может удовлетворяться в реальном (получение денег) и в идеальном плане (фантазии, связанные с деньгами). Согласно исследованиям О. С. Дейнеки, у бедных фантазии по поводу денег связаны с потреблением, а у богатых они связаны с воздействием на других людей96.
Таким образом, монетарная потребность является квазипотребностью, выступая по отношению ко многим другим потребностям в качестве средства удовлетворения. С помощью денег могут удовлетворяться материальные, социальные и духовные потребности. Денежный мотив также является реальным мотиватором поведения. Следовательно, к ним можно отнести основные характеристики, свойственные потребностям и мотивам. Монетарные потребности могут быть сильными и слабыми. Денежные потребности характеризуются объемом - необходимым для удовлетворения количеством денег.
В. Э. Мильман
считает, что основным фактором и
критерием успеха стали деньги, поэтому
в качестве основных ценностей жизни
рассматривается то, что на них
можно купить - ценности потребительские.
Соответственно ведущая форма активности,
к которой нужно стремиться, -
потребление ценностей
С другой
стороны, отказ от денег, снижение значимости
материальных и монетарных потребностей
может свидетельствовать о
Таким образом, обобщим наиболее часто встречающиеся позиции в отношении понимания феномена ценностей и ценностных ориентаций: ценности - материальные и духовные объекты или их свойства, способные удовлетворить материальные или духовные потребности субъекта (общества, класса, личности).98
Ценностные ориентации – это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Деньги
как ценность есть устойчивое убеждение
в том, что с личной или социальной
точки зрения наличие денег
С помощью денег могут удовлетворяться материальные, социальные и духовные потребности. Денежные потребности характеризуются объемом - необходимым для удовлетворения количеством денег.
Монетарная удовлетворенность есть диспозиция, выражающая положительное отношение к денежному достатку как фактору жизни, финансовым условиям жизни в результате неоднократно испытываемого удовольствия от получения денег и гарантированного, сточки зрения субъекта, получения этого удовольствия и впредь. Монетарная удовлетворенность - долгосрочная оценочная функция финансового обеспечения. Монетарная удовлетворенность зависит от силы потребности в денежных средствах, определяемой личностными характеристиками, типа потребности (дефицита или роста), от величины соотношения желаемого и имеемого блага.
Гармоничными
можно считать отношение к
деньгам как к средству, а не
цели. Мотив зарабатывания и
Как уже отмечалось, исследованию ценностных ориентации молодежи посвящено много работ. Из них большая часть касается молодежи старшего школьного возраста, студентов высшей школы, учащихся начальной профессиональной школы, молодежи с девиантным поведением. Одной из самых опасных «болезней» общества является «аномия» (что дословно означает «безнормность», «дезинтеграция»), когда происходит рассогласованность главных регуляторов, ценностей социальной структуры (любой социальной общности, организации, группы). По мнению Э.Дюркгейму аномия – это явление тотальное, так как охватывает все сферы общества, пронизывает его как сеть капилляров99. Последствия такой дезорганизации колоссальные – от роста числа преступности (по Э. Дюркгейму) до глубокого затяжного кризиса всего общества в целом. То есть аномическое состояние общества влияет на психологическое состояние отдельных индивидов, групп, сообществ.
Наиболее
уязвимой и восприимчивой ко
всем социальным изменениям
Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе