Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа
Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель  конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77
Однородна ли в своём составе молодежь, существует ли гендерная специфика в процессе становления устойчивой, относительно стабильной системы норм, жизненных ориентиров, жизненной позиции, и кто в больше степени подвержен аномии, или же здесь неправомерно осуществлять такое разграничение?
Так, например, Э. Дюркгейм в работе «Самоубийство» сравнивает возникновение «безнормности» у холостяков, женщин, разведённых. В результате своих исследований социолог приходит к выводу, что женщины мало подвержены домашней (семейной) аномии.101 Причина в том, что женщины лучше адаптируются к различного рода изменениям: они дольше сохраняют социальные связи с обществом, тогда как мужчины менее приспособлены к переменам и находятся в менее тесном и продолжительном соприкосновении с обществом. В работе «О разделении общественного труда» социолог отмечает, что в результате социального развития «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными».
Однако 
если приложить данные утверждения 
социолога к современной 
Если концепцию Э. Дюркгейма сложно использовать для изучения современной российской молодёжи, то использование категории «аномия» в интерпретации современных социологов можно считать более эвристичным.
Для определения 
степени аномичности среди 
 Исследования 
показывают, что наряду с традиционными 
нормативными системами 
Иными словами, существует множество разнообразных факторов, которые в большей или меньшей степени влияют на содержание ценностной сферы личности, на иерархию составляющих ее элементов.
В нашей работе, рассматривая влияние различных факторов на ценностные ориентации молодежи, мы исходили из того, что: «Социально-психологические факторы - это вся система общественной жизни в ее управляемом и стихийном воздействии на формирование человека»103.
Такими факторами являются: социо-экономический статус, возраст, пол, раса, религия, образ жизни и т.п. Можно отнести к ним социальные кризисы, катастрофы, острые конфликты, которые меняют ценностные ориентации не только отдельной личности, но и общества в целом. Подобные факторы приводят к кризису ценностного сознания и в дальнейшем - к переоценке ценностей.
Мы остановились 
на нескольких факторах, влияющих на ценностные 
ориентации - возраст, пол, индивидуально-типологические 
свойства личности, наиболее тесно 
связанные с ее мотивационной 
сферой. Это факторы, учет которых 
возможен в процессе учебно-воспитательной 
работы администрацией и педагогами 
средних образовательных 
Возраст 
нами рассматривается с учетом специфики 
средней образовательной школы 
и в контексте тех 
Средняя образовательная школа готовит специалистов для сфер деятельности и при которых ни одна из специальностей не является чисто женской или мужской. В свете современных концепций, проповедующих индивидуальный и дифференцированный подходы к процессу профессиональной подготовки, которые призваны сделать образование более эффективным, вопрос пола остается актуальным и до конца не исследованным.
Большое 
количество эмпирических данных подтверждает 
влияние (хотя и неоднозначное) пола, 
возраста, других социально-демографических 
факторов на ценностные ориентации людей. 
Ряд исследований показывает влияние 
на них индивидуально-
Профессиональное 
становление протекает в 
Уровень, 
характер, степень присвоения социального 
определяется достижениями человечества 
и особенностями развития, функционирования 
конкретно-исторического 
Главным 
критерием социализированное 
Через социализацию личность адаптируется к обществу, усваивая его ценности и нормы, при этом происходит стандартизация личности.
При самореализации раскрывается индивидуальный потенциал. Таким образом, в процессе обучения необходимо учитывать свойства личности и возрастные особенности школьников, которые мы рассматриваем как факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации.
Социализации и самореализация личности на разных этапах онтогенеза в условиях социального кризиса, который характеризуется разрушением «идеологической цельности» общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, безусловно отличается от аналогичных процессов в социально стабильные периоды.
В результате различия ценностных ориентации значимых взрослых (родитель и учитель) и референтной группы сверстников, юноша или девушка могут находиться во фрустрированном состоянии или в состоянии тревожности, которые приводят к дисгармоничному усвоению ценностей.
Основные противоречия, возникающие в моральном сознании современных молодых людей, это противоречия между общечеловеческими нравственными ценностями (добро, красота, любовь, справедливость, честь, достоинство, совесть и др.), новыми, «модернистскими» ценностями (индивидуализм, предприимчивость, инициативность, богатство) и асоциальными проявлениями кризиса духовности (стремление к наживе, вседозволенность, анархия и др.)107.
Таким образом, 
в настоящее время процесс 
формирования ценностной сферы личности 
усложнен объективными социально-экономическими 
изменениями в обществе. Перед 
педагогическими коллективами средних 
образовательных учебных 
Реализация такой задачи связана с разработкой современных подходов к формированию ценностных ориентации, которые лежат в основании фундамента личности.
Ценностные ориентации составляют существенный элемент структуры личности, в значительной мере определяют содержание ее мировоззрения, мотивы поведения, характер восприятия и оценки явлений как материальной, так и духовной жизни общества108. Наряду с этим ценностные ориентации личности являются одной из основных форм в механизме ее взаимодействия с обществом, отдельными социальными общностями: нациями, трудовыми объединениями, семьей и другими.
Категория «ценностной ориентации» на современном этапе развития социологической науки поддается эмпирической трактовке. Это позволяет привлечь к ее анализу результаты эмпирических исследований и конкретизировать, а, следовательно, обогащать соответствующие теоретические выводы.
Знание 
ценностных ориентации молодежи, ценностей, 
которыми она руководствуется в 
своей повседневной жизнедеятельности 
- одно из средств, позволяющих оценить 
степень ее заинтересованности в 
происходящих социальных изменениях, 
реально учитывать состояние 
массового сознания в процессе реализации 
целей переходного периода 
Важно, однако, подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся.
Анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, «что в жизни важнее», сколько на вопрос, «в каких условиях и как реализовывать жизненные цели», демонстрирует достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.
Однако 
убеждение молодых россиян в 
том, что бедность -справедливый удел 
тех, кто не обеспечил свое материальное 
благополучие, отнюдь не является проявлением 
их жестокости или эгоизма110. Здесь мы имеем 
дело с явлением более глубокого порядка 
– сломом коллективистско-
Таким образом, наша сегодняшняя 
жизнь проходит под знаком глобальных 
перемен в обществе, общественном 
сознании, и от нашего сегодняшнего 
выбора путей развития зависит наше 
будущее. Несомненно, выбор современных 
выпускников школ закладывает основы 
их будущего положения, и этот выбор, 
жизненные ценности молодёжи формируются 
не без помощи старшего поколения - 
родителей, учителей. Но здесь возникает 
противоречие: нынешняя молодёжь будет 
жить в совершенно новых условиях, 
а что о них знает старшее 
поколение? Наши родители даже не могут 
себе это представить, и поэтому 
нет и не может быть готовых 
схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно 
предоставить молодым полную самостоятельность, 
без которой они не смогут выработать 
из себя настоящих людей. Противоречие 
между зарождающимся 
Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе