Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.

Содержание работы

Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ КАК ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.docx

— 260.62 Кб (Скачать файл)

Однородна ли в своём составе молодежь, существует ли гендерная специфика в процессе становления устойчивой, относительно стабильной системы норм, жизненных  ориентиров, жизненной позиции, и  кто в больше степени подвержен  аномии, или же здесь неправомерно осуществлять такое разграничение?

Так, например, Э. Дюркгейм в работе «Самоубийство» сравнивает возникновение «безнормности» у холостяков, женщин, разведённых. В результате своих исследований социолог приходит к выводу, что женщины мало подвержены домашней (семейной) аномии.101 Причина в том, что женщины лучше адаптируются к различного рода изменениям: они дольше сохраняют социальные связи с обществом, тогда как мужчины менее приспособлены к переменам и находятся в менее тесном и продолжительном соприкосновении с обществом. В работе «О разделении общественного труда» социолог отмечает, что в результате социального развития «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными».

Однако  если приложить данные утверждения  социолога к современной российской молодёжи, то оно не будет отражать реального положения вещей. Во-первых, если говорить о более высоких  адаптивных возможностях женщин по сравнению  с мужчинами, то молодые люди –  и девушки, и юноши ещё только находятся в процессе формирования, выработки адаптивных, приспособленческих механизмов. Во-вторых, для всей молодёжи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира, в её поведении  преобладают движения, действия, динамика, познание различных сфер жизни, для  неё характерна категоричность и  максимализм. Поэтому, если говорить по Э. Дюркгейму, молодые люди, независимо от их идентичности, гендерной принадлежности, стремятся выполнять и эмоциональную, и интеллектуальную функции.

Если  концепцию Э. Дюркгейма сложно использовать для изучения современной российской молодёжи, то использование категории  «аномия» в интерпретации современных социологов можно считать более эвристичным.

Для определения  степени аномичности среди молодых  людей и девушек в качестве теоретической базы нами была выбрана  концепция американских социологов У. Садлера и Т. Джонсона, изложенная в их совместной работе «Лабиринты одиночества». В этой книге учёные предложили использовать четырёхмерную модель аномии. Они утверждали, что аномия – следствие одиночества в нескольких измерениях. Они выделили четыре измерения одиночества: если оно испытывается в одном-двух измерениях, то это не приводит к аномии, а если в трёх и более – индивид аномичен. Каждый тип одиночества - это форма самосознания, свидетельствующая о разрыве основной сети отношений и связей, составляющей жизненный мир личности.

 Исследования  показывают, что наряду с традиционными  нормативными системами ценностей,  развиваются новые ценностно-нормативные  модели, возникшие в результате  социально-экономических преобразований  в обществе. Сравнительный анализ  ценностных ориентации старших  школьников и учащихся ПТУ  в исследованиях В.С.Собкина102 показывает зависимость ценностных ориентации молодежи не только от традиционно рассматриваемых половозрастных, индивидуальных, этнических особенностей, но и от материального положения семьи, уровня образования родителей, семейных ценностей и т.п.

Иными словами, существует множество разнообразных  факторов, которые в большей или  меньшей степени влияют на содержание ценностной сферы личности, на иерархию составляющих ее элементов.

В нашей  работе, рассматривая влияние различных  факторов на ценностные ориентации молодежи, мы исходили из того, что: «Социально-психологические факторы - это вся система общественной жизни в ее управляемом и стихийном воздействии на формирование человека»103.

Такими  факторами являются: социо-экономический  статус, возраст, пол, раса, религия, образ  жизни и т.п. Можно отнести к  ним социальные кризисы, катастрофы, острые конфликты, которые меняют ценностные ориентации не только отдельной личности, но и общества в целом. Подобные факторы  приводят к кризису ценностного  сознания и в дальнейшем - к переоценке ценностей.

Мы остановились на нескольких факторах, влияющих на ценностные ориентации - возраст, пол, индивидуально-типологические свойства личности, наиболее тесно  связанные с ее мотивационной  сферой. Это факторы, учет которых  возможен в процессе учебно-воспитательной работы администрацией и педагогами средних образовательных учебных  заведений.

Возраст нами рассматривается с учетом специфики  средней образовательной школы  и в контексте тех социокультурных  напряжений, которые присутствуют в  момент становления личности молодого человека. К сожалению, в отечественной  психологии логика возрастной периодизации основана лишь на школьной периодизации и естественно не включает в себя другие формы возрастного развития, тем самым педагогическая наука  построена на представлениях о юношеском  возрасте старшего школьника. Тем самым, как указано в работе В.С.Собкина104, теория возрастной периодизации не рассматривает социально-демографические параметры, которые связаны с содержательной стороной динамики возрастных особенностей социокультурного развития, а без них невозможно понять формирование ценностных ориентации в юношеском возрасте и тем более проследить их трансформации.

Средняя образовательная школа готовит  специалистов для сфер деятельности и при которых ни одна из специальностей не является чисто женской или  мужской. В свете современных  концепций, проповедующих индивидуальный и дифференцированный подходы к  процессу профессиональной подготовки, которые призваны сделать образование  более эффективным, вопрос пола остается актуальным и до конца не исследованным.

Большое количество эмпирических данных подтверждает влияние (хотя и неоднозначное) пола, возраста, других социально-демографических  факторов на ценностные ориентации людей. Ряд исследований показывает влияние  на них индивидуально-типологических особенностей личности, но результаты в большинстве своем противоречивы  и трудно поддаются систематическому описанию. В данном исследовании поиск  таких связей рассматривается в  качестве одной из важнейших задач, поскольку знание их, без сомнения, позволит сделать процесс профессиональной подготовки более эффективным105.

Профессиональное  становление протекает в процессе общей социализации личности, в процессе освоения (присвоения) социального  опыта. Профессионализация часть процесса развития личности, вхождения ее в  социальный мир взрослых, что предполагает приобретение им свойств и качеств  взрослого человека - профессионала.

Уровень, характер, степень присвоения социального  определяется достижениями человечества и особенностями развития, функционирования конкретно-исторического общества, представителями которого являются школьники, а также их индивидуальностью. Процесс присвоения ценностных ориентации, социальных норм, принципов жизнедеятельности - сложное явление, которое выступает  в единстве социализации и индивидуализации, где главным объектом воздействия  является личность.

Главным критерием социализированное личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности, проявляющихся в социализации и  самореализации106.

Через социализацию личность адаптируется к обществу, усваивая его ценности и нормы, при  этом происходит стандартизация личности.

При самореализации раскрывается индивидуальный потенциал. Таким образом, в процессе обучения необходимо учитывать свойства личности и возрастные особенности школьников, которые мы рассматриваем как  факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации.

Социализации  и самореализация личности на разных этапах онтогенеза в условиях социального  кризиса, который характеризуется  разрушением «идеологической цельности» общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, безусловно отличается от аналогичных процессов в социально стабильные периоды.

В результате различия ценностных ориентации значимых взрослых (родитель и учитель) и референтной  группы сверстников, юноша или девушка  могут находиться во фрустрированном  состоянии или в состоянии  тревожности, которые приводят к  дисгармоничному усвоению ценностей.

Основные  противоречия, возникающие в моральном  сознании современных молодых людей, это противоречия между общечеловеческими  нравственными ценностями (добро, красота, любовь, справедливость, честь, достоинство, совесть и др.), новыми, «модернистскими» ценностями (индивидуализм, предприимчивость, инициативность, богатство) и асоциальными проявлениями кризиса духовности (стремление к наживе, вседозволенность, анархия и др.)107.

Таким образом, в настоящее время процесс  формирования ценностной сферы личности усложнен объективными социально-экономическими изменениями в обществе. Перед  педагогическими коллективами средних  образовательных учебных заведений  стоит задача подготовки специалистов для нового демократического общества, способных построить жизненную  и профессиональную карьеру, обеспечивающую развитие как общества, так и самой  личности.

Реализация  такой задачи связана с разработкой  современных подходов к формированию ценностных ориентации, которые лежат  в основании фундамента личности.

Ценностные  ориентации составляют существенный элемент  структуры личности, в значительной мере определяют содержание ее мировоззрения, мотивы поведения, характер восприятия и оценки явлений как материальной, так и духовной жизни общества108. Наряду с этим ценностные ориентации личности являются одной из основных форм в механизме ее взаимодействия с обществом, отдельными социальными общностями: нациями, трудовыми объединениями, семьей и другими.

Категория «ценностной ориентации» на современном этапе развития социологической науки поддается эмпирической трактовке. Это позволяет привлечь к ее анализу результаты эмпирических исследований и конкретизировать, а, следовательно, обогащать соответствующие теоретические выводы.

Знание  ценностных ориентации молодежи, ценностей, которыми она руководствуется в  своей повседневной жизнедеятельности - одно из средств, позволяющих оценить  степень ее заинтересованности в  происходящих социальных изменениях, реально учитывать состояние  массового сознания в процессе реализации целей переходного периода российского  общества109.

Важно, однако, подчеркнуть, что у «благополучной» и «неблагополучной» молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся.

Анализ ряда инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос, «что в жизни важнее», сколько на вопрос, «в каких условиях и как реализовывать жизненные цели», демонстрирует достаточно высокий уровень преемственности, показывает в то же время основной вектор изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. В первую очередь здесь следует упомянуть ценность солидарности, готовности заботиться о бедных членах общества. Казалось бы, сдвиг, прошедший в этой области, очень небольшой, и число сторонников солидарности среди старших возрастов всего на 7% больше, чем среди молодежи. Но в результате этого сдвига знак выбора молодым поколением меняется на противоположный. И если среди старшего поколения большинство считает, что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел, то среди молодежи большинство убеждено, что материальных успехов люди должны добиваться сами.

Однако  убеждение молодых россиян в  том, что бедность -справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением  их жестокости или эгоизма110. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка – сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа.

Таким образом, наша сегодняшняя  жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных  выпускников школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются  не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает  противоречие: нынешняя молодёжь будет  жить в совершенно новых условиях, а что о них знает старшее  поколение? Наши родители даже не могут  себе это представить, и поэтому  нет и не может быть готовых  схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно  предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием  личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое  со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному  самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько  та или иная общественная организация  учитывает реальные потребности  и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит  её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать  такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые  существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к  своему будущему. В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни111. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.

Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе