Профессиональные траектории выпускников школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

РАБОТА-ДИПЛОМ.docx

— 268.74 Кб (Скачать файл)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ТРАЕКТОРИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности социология

 

 

 

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

 

1.1

История становления и  развития профориетационной работы

 

1.2

Выпускник школы как личность и как социальная группа

 

1.3

Рынок труда как фактор выбора профессии

 

1.4

Роль семьи, школы и  других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников  школ

 

2

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА

 

2.1

Исследование профессиональных траекторий выпускников школ

 

2.2

Анализ регионального  рынка труда

 

3

ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Произошедшие перемены в  нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические  кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы выбора профессиональных траекторий выпускниками школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.

В настоящее время большее  внимание уделяется системе образования  и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Но на сегодняшний день не сложилось системы профориентационной работы в школе. Свою будущую профессию  выпускники школ выбирают как правило  стихийно, не получая информацию о  рынке труда не раскрыв, не познав своих склонностей и способностей в рамках школьного образования.

Сущность выбора профессиональной траектории выпускниками школ как общественной проблемы проявляется в необходимости  преодоления противоречия между  объективно существующими потребностями  общества в сбалансированной структуре  кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными  устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние  на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Выбор профессиональных траекторий выпускниками школ исследовался в работах  Винтина И.А., Вознесенской Е. Д., Даутовой О. Б., Константиновой А. С., Константиновским Д. Л., Руткевич Н.Н., Чередниченко Г. А.,

Вопросы профориентационной работы в разное время затрагивались Арефьевым И.П., Беловой И. А., Французовой Л. Я, Французовым М.М. и д.р.

Вопросы влияния субъективных (психологических) факторов изучались в работах Вертш В.С., Даниловой Е.Е., Климова Е. А., Кон И. С.,

Влияние социальных факторов на выбор профессиональной траектории исследовали: Солодова Г.С., Харченко И.И., Чупров В. И., Мкртчян Г.М., Чистяков И.М.

При изучении социологической, психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между  выбором выпускниками школ профессиональной траектории и потребностей рынка труда и этому противоречию не уделяется достаточного внимания в современной научной литературе.

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.

Постановка такой  цели обусловливает необходимость  последовательного решения следующих  исследовательских задач:

  • рассмотреть историю развития профориентационной работы
  • проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии
  • проанализировать  влияние семьи, школы, других референтных групп на формирование профессиональных  предпочтений школьников
  • исследовать профессиональные траектории выпускников школ
  • проанализировать рынок труда
  • дать практические рекомендации по корректировке профессиональных траекторий

Объект исследования: выпускники школ. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты корректировки профессиональных  предпочтений выпускников школ.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования; анкетирование выпускников средних общеобразовательных школ. сравнение, изучение документации; вторичный анализ данных.

Эмпирической базой для  исследования служат выпускники 9-х  и 11-х классов МОУСОШ №82 г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие109 человек. Первая группа состояла из57 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли52 школьника 11 классов (16-17 ) лет.

Практическая значимость работы заключается в том, что  в работе предложены и обоснованы практические подходы к решению проблемы несоответствия выбираемых профессиональных траекторий выпускниками школ и потребностями рынка труда а также рекомендации по усовершенствованию профориентационной работы.

Структура дипломной работы включает в себя:

Введение, 3 главы, заключения, список использованных источников, приложения.

Во введении отмечается актуальность темы исследования, степень разработанности, определяется цель и пути её достижения, выявляется нормативно-правовая и эмпирическая база. В первой главе проводится системный анализ факторов влияющих на формирование профессиональных траекторий выпускниками школ (профориентационноя работа, индивидуальные психологические и общетипические особенности выпускников, рынок труда и социальные институты (семья, школа) а также воздействие референтных групп). Во второй главе проводится эмпирическое исследования профессиональных траекторий выпускников школ г. Ростова-на-Дону, сравнение с общероссийской статистикой и анализ регионального рынка труда. Третья глава содержит практические рекомендации по решению проблемы несоответствия выбираемых профессиональных траекторий выпускниками школ и потребностями рынка труда. Заключение содержит основные выводы исследования. Список использованных источников содержит перечень нормативно-правовых актов, научных статей, монографий, изученных в процессе работы над проблемой. В приложениях приводятся схемы и таблицы, подтверждающие теоретические выводы.

 

 

1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

 

1.1История становления  и развития профориетационной работы

 

 

На формирование профессиональных траекторий выпускников школ оказывают  сове действие социальные институты  – семья, школа и т.д., на современном этапе большее значение имеет рынок труда как фактор выбора профессиональной траектории, а также профориентационная работа

Слово “профессия” в  переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека опредёлённой подготовки и  соответствующих качеств личности.1

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических  формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием  и обретая новые формы реализации на практике.

«В конце XIX – начале XX в.в. учёные и общественные деятели  пришли к мысли о том, что для  выполнения человеком каждой конкретной работы необходимы не только выучка, но и способности, определяющие его  профессиональную пригодность. В связи  с этим молодым людям, выбирающим профессию, стала необходимой соответствующая  помощь»2.

В XIX в. появились литературные источники, раскрывающие некоторые  вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции вышло “Руководство по выбору профессий” (1849 и 1887г.) в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И. Кареева “Выбор факультета и прохождение университетского курса”.

Таким образом, зародившееся в конце XIX в. – начале XX в. движение по организации профессиональной ориентации получило свой старт, требуемый самой  жизни, её социально-экономическом развитием.

В начале XX в. в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для  молодёжи при биржах труда. Там школьники  могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования  и подготовки к будущей работе. Такие бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями, а  проводили пропаганду разумного  выбора профессии с помощью издания  профориентационных листков, брошюр и  т.д.

Однако основным методом  определения профессиональной пригодности  молодого человека был лишь анкетный опрос. Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал  предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении  выпускников на работу.3

В 1908г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал  в Бостоне (США) “Бюро ориентации”  для оказания помощи подросткам в  определении их жизненного пути. Деятельность этого бюро и принято считать  началом профессионально-ориентационного  движения. Затем аналогичное бюро в 1910г. было учреждено в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых человеку различными профессиями, более детальное  знание особенностей учащихся. «Бюро  свою работу вело в полном контакте с учителями, пользуясь тестами  и анкетами. Опыт этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах»4.

В Англии поддержка и развитие профориентационных учреждений была организована на законодательном уровне.

В России профориентационная работа начинает свое становление с 1930-х гг.

В начале XX века в России начинает развёртывать профориентационную деятельность Педагогический музей  учительского дома (Москва). Музей предпринял ряд обследований, касающихся вопроса  о выборе профессии учащимися  различных типов школ. В процессе проводившейся работы выяснилось, «какие профессии привлекают наибольшее внимание, каковы причины, которые побуждают  молодых людей пойти по тому или  иному трудовому пути. С этой целью  музей организовал в школах опрос  учащихся об их будущей профессии»5.

Требование подготовки учащихся советской школы к участию  в производительном труде было определено программой РКП(б), принятой VIII съездом  партии в 1919г.

Один из теоретиков и организаторов  трудовой политехнической школы  П.Т. Блонский, развивая программу “хорошего  работника” в школе, обосновал необходимость  начинать профориентационную работу с  начальных классов путём знакомства с профессиями на основе углублённых  знаний по интересам и практической пробы своих сил.6

Для того чтобы создать  резерв для пополнения различных  отраслей народного хозяйства и  культуры кадрами, в 1924г. старшие классы школы - девятилетки были профессионализированы. В стране были созданы средние  школы с кооперативно - торговым, производственно-техническим, административно-хозяйственным, культурно-просветительным уклонами. Были организованы фабрично-заводские  семилетки и школы крестьянской молодёжи, в которых давались общеобразовательные  знания и прививались определённые навыки и умения.

В 1927г. профессором В.М. Бехтеревым было основано Бюро профконсультации Наркомтруда, ставившее своей целью  распределение рабочей силы более  рациональным путём. В течение последующих  двух лет в стране создалась сеть бюро профконсультаций: в Ленинграде, Перми, Свердловске, Ярославле, Твери.7

В послевоенное время на XIX съезде КПСС вопрос о политехническом  обучении молодёжи был снова поставлен  на рассмотрение. Перестройка работы школы на основе принятого в декабре 1958г. “Закона об укреплении связи  школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования  в СССР” ознаменовала новый этап и в развитии проблемы профориентации учащихся.8

С середины 1980-х гг. в подшефных  школах крупных предприятии такая  работа проводилась на уровне «профориентационных  мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии».

Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ