Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Итак из результатов исследования
стало очевидно, что выбор профессиональных
траекторий выпускниками школ и потребности
регионального рынка труда
Решить проблему несоответствия
профессиональных траекторий выпускников
школ и потребностей рынка труда
можно системой работы по профориентации,
основанной на теоретических и эмпирических
исследования, и эмпирических исследованиях,
которая носила бы комплексный характер.
Для того чтобы система
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС, 1996. №9. С. 112-123.
2. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» // Школа и производство. – 2001. №4. С. 56-59.
3. Батыгин Г.С., Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960–х годов к 2000–му). - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 447с.
4. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе// Социс. 2000. №5. С. 103-107.
5. Белозерова С.М. Влияние социально–экономических процессов на формирование рынка труда// Профессиональный потенциал. 1999. №3. С. 28–29.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1995. - 236 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.
8. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. №6. С. 13-15.
9. Вертш В. С. Связь между социальными и психологическими процессами: некоторые впервые или повторно возникающие вопросы. - М.: Всесоюзный центр переводов научно-технической литературы и документов, 1982. – 376с.
10. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социс. 2007. №5. С. 76-83.
11. Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. 376с.
12. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников// Социс. 2004. №2.С. 1-19.
13. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек// Социс. 2006. №6. С. 34-46.
14. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: Учеб. пособие. Екатеринбург-Н. Тагил. 1995. 397с.
15. Вознесенская Е. Д., Чередниченко ГА. Жизненные дебюты: поведение молодежи со средним образованием на рынке труда. Образование и наука в процессе реформ: М.: ЦСП, 2003. 147с.
16. Вознесенская Е. Д., Чередниченко ГА. Социальная мобильность и образовательные траектории молодежи со средним образованием. Образование и наука в процессе реформ: -. М.: ЦСП, 2003. С. 55 - 81.
17. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2001. 367с.
18. Горшков М.К. Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.
19. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
20. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии. – М.: СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
21. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социс. 2001. № 7. С. 132-135.
22. Запесоцкий А.С. Саршеклассники сегодня: их ценности и выбор// Социс. 2006. №12. С.13-21.
23. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1999. - 321 с.
24. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования// Социс. 2000. №5. С. 98-103.
25. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
26. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 317с.
27. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: 1999. 534с.
28. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с.
29. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. – 321 с.
30. Константинов А.С. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ// Социс. 2007. №12. С. 43-54.
31. Константиновский Д.Л. Молодежь 90–х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90–х годов: планы и их реализация. - М.: 2000. 437с.
32. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. - М.: 2002. – 213с.
33. Кузнецова В.Н. Социология молодежи: Учебник. М.: 2005. 456с.
34. Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. 2006. №4. С. 37-42.
35. Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебное пособие. М.: 1996. 467с.
36. Мартина Н. А. Формирование готовности к профессиональному самоопределению»// Директор школы.-2006. №3. С.65-71.
37. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999. № 9. С37-44.
38. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности молодежного рынка труда// Социол. исслед. 2002. № 11. С. 36-47.
39. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992. 447с.
40. Прогноз
потребности предприятий и организаций
Ростовской области в квалифицированных
кадрах по востребованным массовым рабочим
профессиям на 2010 - 2013 годы. Министерство
труда и социального развития Ростовской
области. http://mintrud.donland.ru/
41. Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006г. 467с.
42. Прямикова Е. В. Социальная компетенция школьников: смыслы и практики// Социс. 2009. №7. С. 126-138.
43. Развитие кадрового потенциала. Министерство труда и социального развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/
44. Региональный
рынок труда. Министерство труда и социального
развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/
45. Региональный рынок труда. Государственное учреждение центр занятости населения Ростова-на-Дону
http://www.czn-rostov.ru/
46. Резапкина Г. В. Время выбирать профессию// Директор школы. 2010. №6. С. 78-82.
47. Ремизов А. В. Профориентация: на что способна школа?// Директор школы. 2011. №3. С. 74-80.
48. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Краснодар. 2002. 285с.
49. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. Социально - профессиональные ориентации молодежи. - М., 1995. 316 с.
50. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального
образования в России // Вопросы статистики. 2004. № 9. С. 45-50.
51. Семенова В.В. Социология молодежи: Социология в России. М.: 1996. 423с.
52. Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере// Социс. 2006. №10. С.1-14.
53. Собкин В.С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников// Социс. 2006. №8. С. 106–115.
54. Солодова Г.С., Харченко И.И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы // Социс. 2001. №9. С. 89-95.
55. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: 2001. 367с.
56. Траскунова М. А. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: 1979. – 467с.
57. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений// Социс. 2001. №12. С. 108-115.
58. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средней школы// Социс. 2005. №7. С. 1-11.
59. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ// Социс. 2010. №7. С. 88-96
60. Чередниченко Г. А. Первые реальные шаги молодежи после окончания средних учебных заведений. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов . - М.: Реглант, 2003. – 546с.
61. Черных А.И. Рынок труда в государстве // Социс. 1998. - С. 118-125
62. Чистякова С.Н., Захаров Н.О. Профориентация школьников: Организация и управление. - М.: Педагогика, 1997. – 378с.
63. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
64. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, №9, С.88-92.
65. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3. С. 31-40.
66. Шафигулина Г. Профессии, которые предпочитают школьники// Директор школы.-2005г.- №5. С.89-93.
67. Ядов В.А., Социальная идентичность:психология самосознания. - М.: 2000. - 592с.
68. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.
Приложение 1
Анкета для выпускников 9-х и
11-х классов средних
Здравствуй, выпускник! Тебе предлагается принять участие в исследовании, проводимом факультетом социологии и политологии ЮФУ. Это исследование анонимное, тебе не нужно подписывать анкету, твои результаты не узнают администрация школы, твои учителя и родители. Пожалуйста, отвечай как можно искренней, внимательно читай вопросы. Чтобы дать ответ на вопрос, нужно обвести один из вариантов ответов, который тебе наиболее подходит.
Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ