Профессиональные траектории выпускников школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

РАБОТА-ДИПЛОМ.docx

— 268.74 Кб (Скачать файл)

Итак из результатов исследования стало очевидно, что выбор профессиональных траекторий выпускниками школ и потребности  регионального рынка труда категорически  не совпадают. Данная ситуация вызвана  целым рядом причин. Здесь в  определенной мере проявились общие  изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой  ценности созидательного труда утратили значение. Существуют и объективные  трудности профессионального самоопределения  молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения  сфер науки, культуры, образования. Ощущается  и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности.

Решить проблему несоответствия профессиональных траекторий выпускников  школ и потребностей рынка труда  можно системой работы по профориентации, основанной на теоретических и эмпирических исследования, и эмпирических исследованиях, которая носила бы комплексный характер. Для того чтобы система профориентационная работа  реально осуществлялась необходимо выстроить систему управления ею. Но следует надеяться, что все  это приведет к мгновенному результату. Должно пройти не мало времени прежде, чем в массовом сознании произойдут изменения трудовых установок.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Абрамов В.Ф. Земская  статистика народного образования // СОЦИС, 1996. №9. С. 112-123.

2. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» // Школа и производство. – 2001. №4. С. 56-59.

3. Батыгин Г.С., Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960–х годов к 2000–му). - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 447с.

4. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе// Социс. 2000. №5. С. 103-107.

5. Белозерова С.М. Влияние социально–экономических процессов на формирование рынка труда// Профессиональный потенциал. 1999. №3. С. 28–29.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1995. - 236 с.

7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.

8. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. №6. С. 13-15.

9. Вертш В. С. Связь между социальными и психологическими процессами: некоторые впервые или повторно возникающие вопросы. - М.: Всесоюзный центр переводов научно-технической литературы и документов, 1982. – 376с.

10. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социс. 2007. №5. С. 76-83.

11. Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. 376с.

12. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников// Социс. 2004. №2.С. 1-19.

13. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек// Социс. 2006. №6. С. 34-46.

14. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: Учеб. пособие. Екатеринбург-Н. Тагил. 1995. 397с.

15. Вознесенская Е. Д., Чередниченко ГА. Жизненные дебюты: поведение молодежи со средним образованием на рынке труда. Образование и наука в процессе реформ: М.: ЦСП, 2003. 147с.

16. Вознесенская Е. Д., Чередниченко ГА. Социальная мобильность и образовательные траектории молодежи со средним образованием. Образование и наука в процессе реформ: -. М.: ЦСП, 2003. С. 55 - 81.

17. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2001. 367с.

18. Горшков М.К. Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.

19. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

20. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии. – М.: СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.

21. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социс. 2001. № 7. С. 132-135.

22. Запесоцкий А.С. Саршеклассники сегодня: их ценности и выбор// Социс. 2006. №12. С.13-21.

23. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1999. - 321 с.

24. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования// Социс. 2000. №5. С. 98-103.

25. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

26. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 317с.

27. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: 1999. 534с.

28. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с.

29. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. – 321 с.

30. Константинов А.С. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ// Социс. 2007. №12. С. 43-54.

31. Константиновский Д.Л. Молодежь 90–х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90–х годов: планы и их реализация. - М.: 2000. 437с.

32. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. - М.: 2002. – 213с.

33. Кузнецова В.Н. Социология молодежи: Учебник. М.: 2005. 456с.

34. Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. 2006. №4. С. 37-42.

35. Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебное пособие. М.: 1996. 467с.

36. Мартина Н. А. Формирование готовности к профессиональному самоопределению»// Директор школы.-2006. №3. С.65-71.

37. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999. № 9. С37-44.

38. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности молодежного рынка труда// Социол. исслед. 2002. № 11. С. 36-47.

39. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992. 447с.

40. Прогноз потребности предприятий и организаций Ростовской области в квалифицированных кадрах по востребованным массовым рабочим профессиям на 2010 - 2013 годы. Министерство труда и социального развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/Default.aspx?pageid=52922

41. Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006г. 467с.

42. Прямикова Е. В. Социальная компетенция школьников: смыслы и практики// Социс. 2009. №7. С. 126-138.

43. Развитие кадрового потенциала. Министерство труда и социального развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/

44. Региональный рынок труда. Министерство труда и социального развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/Default.aspx?pageid=97496

45. Региональный рынок труда. Государственное учреждение центр занятости населения Ростова-на-Дону

http://www.czn-rostov.ru/index.php?id=11763

46. Резапкина Г. В. Время выбирать профессию// Директор школы. 2010. №6. С. 78-82.

47. Ремизов А. В. Профориентация: на что способна школа?// Директор школы. 2011. №3. С. 74-80.

48. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Краснодар. 2002. 285с.

49. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. Социально - профессиональные ориентации молодежи. - М., 1995. 316 с.

50. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального

образования в России // Вопросы статистики. 2004. № 9. С. 45-50.

51. Семенова В.В. Социология молодежи: Социология в России. М.: 1996. 423с.

52. Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере// Социс. 2006. №10. С.1-14.

53. Собкин В.С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников// Социс. 2006. №8. С. 106–115.

54. Солодова Г.С., Харченко И.И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы // Социс. 2001. №9. С. 89-95.

55. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: 2001. 367с.

56. Траскунова М. А. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: 1979. – 467с.

57. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений// Социс. 2001. №12. С. 108-115.

58. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средней школы// Социс. 2005. №7. С. 1-11.

59. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ// Социс. 2010. №7. С. 88-96

60. Чередниченко Г. А. Первые реальные шаги молодежи после окончания средних учебных заведений. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов . - М.: Реглант, 2003. – 546с.

61. Черных А.И. Рынок труда в государстве // Социс. 1998. - С. 118-125

62. Чистякова С.Н., Захаров Н.О. Профориентация школьников: Организация и управление. - М.: Педагогика, 1997. – 378с.

63. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.

64. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, №9, С.88-92.

65. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3. С. 31-40.

66. Шафигулина Г. Профессии, которые предпочитают школьники// Директор школы.-2005г.- №5. С.89-93.

67. Ядов В.А., Социальная идентичность:психология самосознания. - М.: 2000. - 592с.

68. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для выпускников 9-х и 11-х классов средних общеобразовательных  школ.

 

Здравствуй, выпускник! Тебе предлагается принять  участие в исследовании, проводимом факультетом социологии и политологии  ЮФУ. Это исследование анонимное, тебе не нужно подписывать анкету, твои результаты не узнают администрация  школы, твои учителя и родители. Пожалуйста, отвечай как можно искренней, внимательно читай вопросы. Чтобы  дать ответ на вопрос, нужно обвести  один из вариантов ответов, который  тебе наиболее подходит.

 

  1. В каком классе ты учишься?
  2. В 9-м классе;
  3. В 11-м классе.

 

  1.  Где ты планируешь продолжить свое обучение после окончания школы?
  2. В ВУЗе на дневном отделении;
  3. В ВУЗе на вечернем или заочном отделении;
  4. В СУЗе;
  5. В ПУ;
  6. Еще не определился.

 

  1. По какой специальности ты планируешь продолжить обучение?
  2. Техническая;
  3. Гуманитарная;
  4. Творческая;
  5. Народного хозяйства;
  6. Рабочая;
  7. Еще не определился.

 

  1. Что явилось для тебя мотивом выбора твоей будущей профессии?
  2. Интерес к профессии;
  3. Высокий заработок;
  4. Престижность;
  5. Общественная значимость;
  6. Семейная традиция;
  7. Перспективность (карьера);
  8. Легко устроиться на работу;
  9. Легко получить образование;
  10. Иные мотивы.

 

  1.  К чьему совету при выборе будущей профессии ты прислушиваешься более всего?
  2. Родителей;
  3. Брата или сестры;
  4. Друзей, знакомых;
  5. Учителя (школы);
  6. Представителей ВУЗов, СУЗов, ПУ;
  7. Убедили рекламные проспекты;
  8. Выбрал самостоятельно;
  9. Иная ситуация.

 

  1. Считаешь ли ты, что школа предоставляет достаточно возможностей для выбора профессиональной траектории?
  2. Учебные занятия построены так, что они стимулируют выбор профессиональной траектории;
  3. В школе ведется специальная работа с учащимися по выбору профессиональной траектории;
  4. Учебные занятия не способствуют выбору профессиональной траектории;
  5. В школе специальной работы с учащимися по выбору профессиональной траектории не ведется.

 

  1.  Считаешь ли ты, что УПК предоставляет достаточно возможностей для выбора профессиональной траектории?
  2. Работа УПК предоставляет достаточно возможностей для выбора профессиональной траектории;
  3. Качество обучения и перечень предлагаемых профессий достаточен для выбора профессиональной траектории;
  4. Качество обучения и перечень предлагаемых профессий недостаточен для выбора профессиональной траектории;
  5. Работа УПК не оказывает воздействие на мое профессиональное самоопределение.

Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ