Профессиональные траектории выпускников школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

РАБОТА-ДИПЛОМ.docx

— 268.74 Кб (Скачать файл)

В среднем 5-я часть выпускников (20%) выбирают технические специальности. Более популярны эти специальности  среди выпускников 11-х классов (25%), число выпускников 9-х классов  выбирающих технические специальности  – 15%.

Творческие специальности  не столь популярны среди ростовских выпускников – в среднем 8% и  данные по выпускникам 9-х и 11-х классов разнятся не значительно. Еще менее популярны специальности отрасли народного хозяйства - в среднем желают продолжить обучение по этим специальностям 4 % выпускников (данные по выпускникам 9-х и 11-х классов также разнятся незначительно).

Связывают свои дальнейшие жизненные планы с рабочими специальностями  в среднем – 11% выпускников. Причем по рабочим специальностям разрыв между  выпускниками 9-х и 11-х классов  колоссален – 18% и 4% соответственно.

Так же нами были исследованы  мотивы, лежащие в основе выбора выпускниками школ своей будущей  профессии (Приложение 4).

Доминирующим мотивом  является – престижность, в среднем  как основной мотив – престижность отмечают 32,5 % выпускников ростовских школ. Для выпускников 11-х классов  престижность профессии является чуть более значимой (35%) чем для выпускников 9-х классов (30%). Вторым по значимости мотивом является – высокий заработок. Этот мотив движет в среднем 22% выпускников  и является более значимым для  выпускников 9-х классов (26%) нежели, чем для выпускников 11-х классов (18 %). Третьим по значимости мотивом  выбора будущей профессии является интерес к профессии. Интерес к профессии на ее выбор влияет в среднем у 19% выпускников ростовских школ, чуть более интерес к профессии важен для выпускников 11-х классов (21%), чем для выпускников 9-х классов (17%). Общественная значимость будущей профессии движет всего лишь 3% выпускников, причем данные по выпускникам 9-х и 11-х классов не разнятся, как и – семейная традиция – в среднем 2,5 процента выпускников выбрали будущую профессию по этой причине. А вот перспективность выбранной профессии является важной при выборе профессии для 11% выпускников 11-х классов и только 5% выпускников 9-х классов. Задумываются о том, легко ли будет устроиться на работу в среднем 5,5% выпускников школ, чуть больше этот мотив влияет на выбор выпускников 9-х классов (7%), среди выпускников 11-х классов этот мотив указали как ведущий – 4% , почти также влияет на выбор выпускников легкость получения образования по выбранной профессии.

В ходе нашего исследования, мы выяснили, кто влияет на выпускников  выборе их будущей профессии, к чьему  совету они больше прислушиваются (Приложение 5).

Очень весомое влияние  на выпускников ростовских школ оказывают  родители. В среднем к мнению родителей  прислушивается 37% выпускников школ, выпускники 11-х классов чуть больше (39%) и чуть меньше выпускники 9-х классов. Мнение же сестер, братьев интересует значительно меньшее число выпускников, в среднем 7%, данные по выпускникам 9-х и 11-х классов разнятся не значительно. Зато к мнению друзей и знакомых прислушивается значительное число  выпускников, в среднем – 14,5% и  более важен их совет для выпускников 9-х классов - 17%, менее для выпускников 11-х классов – 12%. Прислушиваются к советам учителей в среднем  всего 4% выпускников. К представителям учебных заведений (ВУЗов, СУЗов, ПУ) прислушиваются также немногие выпускники ростовских школ, хотя выпускники 11-х  классов чуть больше – 7%, а выпускники 9-х классов – 3%. Убедили в выборе будущей профессии рекламные  проспекты учебных заведений  совсем незначительное число выпускников  – 2,5%. И надо отметить, что довольно большая часть выпускников школ выбор будущей профессии делает самостоятельно, в среднем 28,5%. Выпускники 11-х классов чуть более самостоятельны в своем выборе – 30%, среди выпускников 9-х классов свой выбор делают самостоятельно 27%. Всего 1,5% выпускников  ответили, что их выбор был продиктован  иной ситуацией.

В ходе нашего исследования мы выяснили мнение учащихся о том, предоставляет ли школа достаточно возможностей для того, чтобы правильно  выбрать будущую профессиональную траекторию(Приложение 6).

С тем, что учебные занятия  построены так, что они стимулируют  правильный выбор профессиональной траектории, в среднем соглашается 15,3 % выпускников ростовских школ и такой ответ более распространен среди выпускников 11-х классов (15,3%) чем среди выпускников 9-х классов (9,2%). Отмечают, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению в среднем 7,25% выпускников и этот ответ также встречается у выпускников 11-х классов чаще (9,5), чем у выпускников 9-х классов (5%). То, что учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению, в среднем считают 33,15 % выпускников, причем данные по выпускникам 9-х и 11-х классов разнятся незначительно. А вот то, что в школе не ведется специальной работы по профориетации, отмечают в среднем 47,35 % выпускников, причем более распространен такой ответ среди выпускников 9-х классов (53%), чем среди выпускников 11-х классов.

Нами  было исследование мнение учащихся о том, представляет ли УПК достаточно возможностей для правильного выбора профессиональной траектории. С тем, что работа УПК предоставляет достаточно возможностей для выбора профессиональной траектории соглашается в среднем 14,5% ростовских выпускников, чуть больше такое мнение распространено среди выпускников 9-х классов (17%) чем среди выпускников 11 классов (12 %).

С тем, что  качество обучения и перечень предлагаемых профессий недостаточен для выбора профессиональной траектории соглашается в среднем 70% ростовских выпускников, чаще с этим утверждением соглашаются выпускники 11-х классов (73%), чем выпускники 9-х (67%).

Качество  обучения и перечень предлагаемых профессий  считают достаточным для выбора профессиональной траектории в среднем 8, 5% ростовских выпускников, различия в ответах выпускников 9-х и 11-х классов не значительны.

Считают работу УПК не важной для профессионального  самоопределения в среднем 7 % выпускников (Приложение 7).

Мы также исследовали  мнение выпускников о том помогает ли ежегодная выставка «Образование-карьера, бизнес» которая проводится в г. Ростове-на-Дону определиться с профессиональной траекторией

67,5 % выпускников ростовских  школ считают, что выставка помогает в выборе профессиональной траектории т.к. предоставляет актуальную информацию о возможностях получения профессионального образования и построения карьеры. Чаще пользу выставки отмечают выпускники 9-х классов (72%), чем выпускники 11-х классов (63%)

Данные, которые мы получили в ходе нашего исследования по выпускникам  школ г. Ростова-на-Дону мы сравнили с  общероссийской статистикой, которая  отражена в исследовании – «Молодежь  России», проведенном Институтом социологии РАН в 2010г.

В целом данные приблизительно совпадают, но у выпускников ростовских школ есть некоторые особенности.

Выпускники ростовских школ чуть более ориентированы на получение  высшего образования (69%), чем в  среднем по России (66,1%). Количество же выпускников выбравших такие  профессиональные траектории, как –  траектория – «СУЗ» или траектория - «ПУ» приблизительно равны. Так же среди ростовских выпускников чуть больше тех, кто определился со своим  выбором, чем в среднем по России (Приложение 2).

Если говорить о специальностях, которые выбирают выпускники школ, то количество выпускников выбирающих технические специальности в  г. Ростове-на-Дону приблизительно равно  показателю общероссийскому. Зато продолжить свое обучение по гуманитарной специальности  в г. Ростове-на-Дону желает продолжить несколько большее число выпускников  школ (39%), чем в среднем по России (31.55%). Творческие профессии также  выпускников ростовских школ интересуют чуть больше (8%), чем в среднем  выпускников по России (4,9%). А вот  профессии народного хозяйства  более интересны среднестатистическому  российскому выпускнику(6.1%) чем ростовскому  выпускнику (4%). При чем в среднем  по России этими профессиями интересуются больше выпускники 11-х классов, в  г. Ростове-на-Дону обратная тенденция. Такая же ситуация и с рабочими специальности, в среднем по России количество выпускников выбирающих эти специальности выше (15,1%), чем  в г. Ростове-на-Дону (10,5) и крайне разнятся данные по выпускникам 11-х  классов – 11,5% по России и только 4% по г. Ростову-на-Дону. Количество неопределившихся с будущей профессией приблизительно одинаково как по России в целом, так и по г. Ростову-на-Дону (Приложение 3).

Сравнивая мотивацию выбора будущей профессии выпускниками по России и по г. Ростову-на-Дону, следует  отметить, что ростовские выпускники намного более ориентированы  на престиж своей профессии и  на возможность получать высокий  заработок. Как основной мотив выбора будущей профессии «престижность» отмечают 32,5 % выпускников росстовских школ, тогда как в среднем по России этот мотив является ведущим для17,2% выпускников, высокий заработок привлекает 22% процента ростовских выпускников, тогда как в среднем по России этот мотив отмечают 11,2% выпускников школ. Также возможность карьерного роста в выбранной специальности выпускников ростовских школ интересует чуть более (8%), чем в среднем по России (5%). Такие мотивы как – «общественная значимость», «семейная традиция», «Легкость устройства на работу» одинаково значимы как для выпускников ростовских школ, так и в среднем по России. А вот выбирают свою будущую профессию по той причине, что легко получить образование по этой специальности большее число выпускников ростовских школ (6%), тогда как в среднем по России этот мотив движет выбором лишь 4% выпускников. И в заключении следует отметить очень серьезное отличие в мотивации ростовских выпускников от среднестатистических российских – «интерес к профессии» как мотив выбора будущей профессии в г. Ростове-на-Дону отмечают всего лишь 19% выпускников, тогда как в среднем по России этот мотив является ведущим для 52,4% выпускников (Приложение 4).

Если сравнивать к чьим советам при выборе будущей профессии прислушиваются больше выпускники ростовских школ и в среднем по России, то первое, что следует отметить, что выпускники г. Ростова-на-Дону в среднем менее самостоятельны в своем выборе (28,5%) чем в среднем по России (39,2%). Родственники (родили и братья, сестры) и друзья оказывают приблизительно одинаковое влияние на выпускников при выборе профессии как по России в целом, так и в г. Ростове-на-Дону и следует отметить, что влияние родителей наиболее весомо. Школа, представители учебных заведений (ВУЗов, СУЗов, ПУ) оказывают незначительное влияние на выпускников школ как в среднем по России, так и в г. Ростове-на-Дону (Приложение 5).

Если сравнивать уровень  профориетационной работы в школе  в среднем по России и в г. Ростове-на-Дону, то следует отметить, что приблизительно равное небольшое число выпускников как по по России так и в г. Ростове-на-Дону отмечают, что учебные занятия построены таким образом, что способствуют правильному выбору профессиональной траектории. А вот то, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению в среднем по России отмечает гораздо большее число выпускников школ (17,95%), чем в г. Ростове-на-Дону (7,25%). То, что учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению, отмечает приблизительно равное количество выпускников как по всей России, так и в г. Ростове-на-Дону. А вот то, что в школе специальной работы по профориентации не ведется среди выпускников ростовских школ отмечается больше (47,35%), чем в среднем по России (39,3%) (Приложение 6).

Таким образом, данные полученные в ходе исследования, в общем, отвечают общероссийской статистике, но выявлены и некоторые особенности характерные для г. Ростов-на-Дону, которые необходимо учитывать при составлении рекомендаций по проф. ориентационной работе.

Основные особенности  характерные для выпускников  г. Ростова-на-Дону: 1)для подавляющего числа ростовских выпускников (больше чем в среднем по России) характерна прямая образовательная траектория – школа – ВУЗ дневной, 2) ростовские выпускники намного чаще выбирают гуманитарные специальности, 3)намного более ориентированы  на престижность профессии и высокий  заработок, 4)более подвержены мнению родителей и менее самостоятельны в своем выборе по сравнению со среднестатистическими российскими  выпускниками, 5) отсутствие специальной работы по профориентации и то, что учебные занятия построены так, что не способствуют правильному выбору профессиональной траектории ростовскими выпускниками отмечается гораздо чаще, чем в среднем по России.

Так же при разработке системы  проф. ориентационной работы необходимо учитывать различие профессиональных траекторий, мотивации выбора этих траекторий и возможности влияния  на этот выбор у выпускников 9-х  и 11-х классов.

Основные особенности  профессиональных траекторий выпускников 9-х и 11-х классов г.Ростова-на-Дону: 1) выпускники 11-х классов чуть боле ориентированы на профессиональную траекторию школа-ВУЗ, зато выпускники 9-х по сравнению с выпускниками 11-х более ориентированы на траектории СУЗ и ПУ и среди них больше тех, кто определился с профессиональной траекторией. 2) гуманитарные и технические  специальности боле популярны среди  выпускников 11-х классов, а рабочие  среди выпускников 9-х, 3)в качестве основных мотивов можно выделить – престиж, высокий заработок, интерес  к профессии; престиж и интерес  к профессии более важен для  выпускников 11-х классов, высокий  заработок для выпускников 9-х, 4) при выборе профессиональной траектории огромное влияние на тех и других оказывают родители, но на выпускников 11-х классов чуть большее, больше выпускники 11-х классов прислушиваются и к представителям учебных заведений, а выпускники 9-х классов больше прислушиваются к друзьям, чем выпускники 11-х классов.

 

2.2. Анализ регионального рынка труда

По данным министерства труда и социального  развития ростовской области экономический  кризис отступил и в 2010 году ситуацию на рынке труда Ростовской области можно характеризовать как стабильную. Уровень регистрируемой безработицы в Ростове-на-Дону в конце 2010 года по отношению к концу 2009 года снизился на 0,32% и в настоящее время составляет 0,76% от численности экономически активного населения. На 28,5% сократилась численность граждан, занятых поиском работы. Коэффициент напряженности на рынке труда снизился на 0,32% и составляет 0,52%.

Но существуют некоторые  неблагоприятные тенденции:

Возрастной состав безработных  граждан характеризуется следующими признаками:

- молодые люди в возрасте 16-29 лет составляют 32,1% от численности безработных граждан - довольно значительная часть.

- граждане предпенсионного  возраста составляют 6,9%;

- граждане  других возрастов составляют 61%.

На региональном рынке труда по-прежнему сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, на 31 декабря 2010 года составило 23,6 тыс., что на 33,9% больше, чем на конец декабря 2009 года. Но имеющиеся вакансии в большинстве малопривлекательны для квалифицированных специалистов, так как около 72% - это рабочие профессии.

Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ