Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В среднем 5-я часть выпускников
(20%) выбирают технические специальности.
Более популярны эти
Творческие специальности
не столь популярны среди
Связывают свои дальнейшие жизненные планы с рабочими специальностями в среднем – 11% выпускников. Причем по рабочим специальностям разрыв между выпускниками 9-х и 11-х классов колоссален – 18% и 4% соответственно.
Так же нами были исследованы мотивы, лежащие в основе выбора выпускниками школ своей будущей профессии (Приложение 4).
Доминирующим мотивом является – престижность, в среднем как основной мотив – престижность отмечают 32,5 % выпускников ростовских школ. Для выпускников 11-х классов престижность профессии является чуть более значимой (35%) чем для выпускников 9-х классов (30%). Вторым по значимости мотивом является – высокий заработок. Этот мотив движет в среднем 22% выпускников и является более значимым для выпускников 9-х классов (26%) нежели, чем для выпускников 11-х классов (18 %). Третьим по значимости мотивом выбора будущей профессии является интерес к профессии. Интерес к профессии на ее выбор влияет в среднем у 19% выпускников ростовских школ, чуть более интерес к профессии важен для выпускников 11-х классов (21%), чем для выпускников 9-х классов (17%). Общественная значимость будущей профессии движет всего лишь 3% выпускников, причем данные по выпускникам 9-х и 11-х классов не разнятся, как и – семейная традиция – в среднем 2,5 процента выпускников выбрали будущую профессию по этой причине. А вот перспективность выбранной профессии является важной при выборе профессии для 11% выпускников 11-х классов и только 5% выпускников 9-х классов. Задумываются о том, легко ли будет устроиться на работу в среднем 5,5% выпускников школ, чуть больше этот мотив влияет на выбор выпускников 9-х классов (7%), среди выпускников 11-х классов этот мотив указали как ведущий – 4% , почти также влияет на выбор выпускников легкость получения образования по выбранной профессии.
В ходе нашего исследования, мы выяснили, кто влияет на выпускников выборе их будущей профессии, к чьему совету они больше прислушиваются (Приложение 5).
Очень весомое влияние
на выпускников ростовских школ оказывают
родители. В среднем к мнению родителей
прислушивается 37% выпускников школ,
выпускники 11-х классов чуть больше
(39%) и чуть меньше выпускники 9-х классов.
Мнение же сестер, братьев интересует
значительно меньшее число
В ходе нашего исследования
мы выяснили мнение учащихся о том,
предоставляет ли школа достаточно
возможностей для того, чтобы правильно
выбрать будущую
С тем, что учебные занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессиональной траектории, в среднем соглашается 15,3 % выпускников ростовских школ и такой ответ более распространен среди выпускников 11-х классов (15,3%) чем среди выпускников 9-х классов (9,2%). Отмечают, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению в среднем 7,25% выпускников и этот ответ также встречается у выпускников 11-х классов чаще (9,5), чем у выпускников 9-х классов (5%). То, что учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению, в среднем считают 33,15 % выпускников, причем данные по выпускникам 9-х и 11-х классов разнятся незначительно. А вот то, что в школе не ведется специальной работы по профориетации, отмечают в среднем 47,35 % выпускников, причем более распространен такой ответ среди выпускников 9-х классов (53%), чем среди выпускников 11-х классов.
Нами было исследование мнение учащихся о том, представляет ли УПК достаточно возможностей для правильного выбора профессиональной траектории. С тем, что работа УПК предоставляет достаточно возможностей для выбора профессиональной траектории соглашается в среднем 14,5% ростовских выпускников, чуть больше такое мнение распространено среди выпускников 9-х классов (17%) чем среди выпускников 11 классов (12 %).
С тем, что качество обучения и перечень предлагаемых профессий недостаточен для выбора профессиональной траектории соглашается в среднем 70% ростовских выпускников, чаще с этим утверждением соглашаются выпускники 11-х классов (73%), чем выпускники 9-х (67%).
Качество обучения и перечень предлагаемых профессий считают достаточным для выбора профессиональной траектории в среднем 8, 5% ростовских выпускников, различия в ответах выпускников 9-х и 11-х классов не значительны.
Считают работу УПК не важной для профессионального самоопределения в среднем 7 % выпускников (Приложение 7).
Мы также исследовали мнение выпускников о том помогает ли ежегодная выставка «Образование-карьера, бизнес» которая проводится в г. Ростове-на-Дону определиться с профессиональной траекторией
67,5 % выпускников ростовских школ считают, что выставка помогает в выборе профессиональной траектории т.к. предоставляет актуальную информацию о возможностях получения профессионального образования и построения карьеры. Чаще пользу выставки отмечают выпускники 9-х классов (72%), чем выпускники 11-х классов (63%)
Данные, которые мы получили в ходе нашего исследования по выпускникам школ г. Ростова-на-Дону мы сравнили с общероссийской статистикой, которая отражена в исследовании – «Молодежь России», проведенном Институтом социологии РАН в 2010г.
В целом данные приблизительно совпадают, но у выпускников ростовских школ есть некоторые особенности.
Выпускники ростовских школ чуть более ориентированы на получение высшего образования (69%), чем в среднем по России (66,1%). Количество же выпускников выбравших такие профессиональные траектории, как – траектория – «СУЗ» или траектория - «ПУ» приблизительно равны. Так же среди ростовских выпускников чуть больше тех, кто определился со своим выбором, чем в среднем по России (Приложение 2).
Если говорить о специальностях,
которые выбирают выпускники школ,
то количество выпускников выбирающих
технические специальности в
г. Ростове-на-Дону приблизительно равно
показателю общероссийскому. Зато продолжить
свое обучение по гуманитарной специальности
в г. Ростове-на-Дону желает продолжить
несколько большее число
Сравнивая мотивацию выбора
будущей профессии выпускниками
по России и по г. Ростову-на-Дону, следует
отметить, что ростовские выпускники
намного более ориентированы
на престиж своей профессии и
на возможность получать высокий
заработок. Как основной мотив выбора
будущей профессии «
Если сравнивать к чьим советам при выборе будущей профессии прислушиваются больше выпускники ростовских школ и в среднем по России, то первое, что следует отметить, что выпускники г. Ростова-на-Дону в среднем менее самостоятельны в своем выборе (28,5%) чем в среднем по России (39,2%). Родственники (родили и братья, сестры) и друзья оказывают приблизительно одинаковое влияние на выпускников при выборе профессии как по России в целом, так и в г. Ростове-на-Дону и следует отметить, что влияние родителей наиболее весомо. Школа, представители учебных заведений (ВУЗов, СУЗов, ПУ) оказывают незначительное влияние на выпускников школ как в среднем по России, так и в г. Ростове-на-Дону (Приложение 5).
Если сравнивать уровень профориетационной работы в школе в среднем по России и в г. Ростове-на-Дону, то следует отметить, что приблизительно равное небольшое число выпускников как по по России так и в г. Ростове-на-Дону отмечают, что учебные занятия построены таким образом, что способствуют правильному выбору профессиональной траектории. А вот то, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению в среднем по России отмечает гораздо большее число выпускников школ (17,95%), чем в г. Ростове-на-Дону (7,25%). То, что учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению, отмечает приблизительно равное количество выпускников как по всей России, так и в г. Ростове-на-Дону. А вот то, что в школе специальной работы по профориентации не ведется среди выпускников ростовских школ отмечается больше (47,35%), чем в среднем по России (39,3%) (Приложение 6).
Таким образом, данные полученные в ходе исследования, в общем, отвечают общероссийской статистике, но выявлены и некоторые особенности характерные для г. Ростов-на-Дону, которые необходимо учитывать при составлении рекомендаций по проф. ориентационной работе.
Основные особенности
характерные для выпускников
г. Ростова-на-Дону: 1)для подавляющего
числа ростовских выпускников (больше
чем в среднем по России) характерна
прямая образовательная траектория
– школа – ВУЗ дневной, 2) ростовские
выпускники намного чаще выбирают гуманитарные
специальности, 3)намного более ориентированы
на престижность профессии и высокий
заработок, 4)более подвержены мнению
родителей и менее
Так же при разработке системы проф. ориентационной работы необходимо учитывать различие профессиональных траекторий, мотивации выбора этих траекторий и возможности влияния на этот выбор у выпускников 9-х и 11-х классов.
Основные особенности
профессиональных траекторий выпускников
9-х и 11-х классов г.Ростова-на-
2.2. Анализ регионального рынка труда
По данным министерства труда и социального развития ростовской области экономический кризис отступил и в 2010 году ситуацию на рынке труда Ростовской области можно характеризовать как стабильную. Уровень регистрируемой безработицы в Ростове-на-Дону в конце 2010 года по отношению к концу 2009 года снизился на 0,32% и в настоящее время составляет 0,76% от численности экономически активного населения. На 28,5% сократилась численность граждан, занятых поиском работы. Коэффициент напряженности на рынке труда снизился на 0,32% и составляет 0,52%.
Но существуют некоторые неблагоприятные тенденции:
Возрастной состав безработных
граждан характеризуется
- молодые люди в возрасте 16-29 лет составляют 32,1% от численности безработных граждан - довольно значительная часть.
- граждане предпенсионного возраста составляют 6,9%;
- граждане других возрастов составляют 61%.
На региональном рынке труда по-прежнему сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, на 31 декабря 2010 года составило 23,6 тыс., что на 33,9% больше, чем на конец декабря 2009 года. Но имеющиеся вакансии в большинстве малопривлекательны для квалифицированных специалистов, так как около 72% - это рабочие профессии.
Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ