Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 1980-х гг., разработанный Е.А.Климовым и С.Н.Чистяковой:
1. Классификация профессий:
• общий обзор классификации;
• типы профессий;
• классы профессий;
• отделы и группы профессий;
• формула выбора профессии.
2. Человек и профессия:
• интересы, склонности, способности;
• здоровье и профессия
• профессиональная пригодность;
• сознательность и самостоятельность выбора;
• самовоспитание и выбор профессии.
3. Слагаемые успеха:
• профессиональный план;
• основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии;
• профессиональная консультация;
• характеристика профессии — профессиограмма;
• где получить профессию.
В целом такая программа
в силу своей серьезности и
даже некоторой «академичности»
была больше рассчитана на взрослых людей,
знакомящихся с основами профориентации,
но не на школьников. Кроме того, в
те годы было еще довольно мало активизирующих
и игровых методов работы, поэтому
занятия проходили не очень интересно
и их успех во многом зависел от
личностных качеств преподавателя-
Во второй половине 1980-х гг. активно использовались тесты и субтесты способностей. С учащимися старших классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.10
В качестве примера современной программы профориентационной работы с учащимися можно привести программу авторского коллектива под руководством С. Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера». В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи.11
В настоящее время в профориентационной работе можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Что конкретно сегодня делается в школах по профориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:
- формирование положительного отношения учащихся к труду;
-изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
- выявление структуры
интересов и склонностей
- прохождение школьниками
производственного обучения в
УПК; - организация выставок
-работа кружков технического и художественного творчества;
- проведение экскурсий
на предприятия, в организации,
- организация ярмарок
профессий и выставок
В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профориентация”.
В своих профессиональных концепциях советские ученые односторонне истолковывали процесс формирования личности, считая учащегося, выбирающего профессию, в основном пассивным объектом социально-организованных воздействий со стороны общества в лице родителей, учителей и других воспитателей 12. Профориентация представляет собой с этих позиций широкий социальный процесс влияния на личность, которая осуществляет свой сознательный выбор профессиональной деятельности, ищет себя в огромном мире труда и сложной системе человеческого общения. В этом процессе участвуют вузы, школы, профессионально-технические училища, производство, общественные организации, семья.
Трактовка популярная в советское время утверждала, что личность представляет интерес только с точки зрения ее готовности подчинить свои профессиональные намерения и свой внутренний мир существующей идеологии коллективизма.
В научных теориях, объясняющих профессиональное развитие личности, произошло отвержение старой парадигмы, с которой были связаны искания ряда ортодоксальных социологов и психологов.13
Новый, субъективный подход
связан с трактовкой человека как
активного субъекта, а не пассивного
существа, отвечающего на внешнее
воздействия, стимулы лишь системой
реакций, являющегося "винтиком"
государственно-
Профессиональную ориентацию можно определить в виде социальной установки - готовность в определенной форме реагировать на предстоящую трудовую деятельность 15.
Исходя из вышесказанного, профориентацию актуально сегодня рассматривать как результат развития самосознания личности в практической и теоретической деятельности, квинтэссенцией которого является отношение человека к труду. Тем самым реализуется определение личности в жизни через характеристику выбираемого ею способа существования.
Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дали следующие определение: «Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности».
«Профессиональная ориентация» как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» – писал А.В. Соловьёв.16
Итак, профориентация - это “научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Исходя из особенностей развития
организма и становления
Какова специфика данной
социальной группы, переживающей период
перехода принадлежащей к
Следует отметить, что выбор профессиональной траектории это длительный, многомерный и многоступенчатый процесс, который начинается задолго до того момента, как учащиеся приобретают статус выпускника.
Первый этап профессионального самоопределения – это детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения.
Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии.
Третий этап, захватывающий
весь подростковый и большую часть
юношеского возраста – предварительный
выбор профессии. Разные виды деятельности
сортируются и оцениваются
Окончательное принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя, во-первых, определение уровня квалификации будущего труда, а, следовательно, и выбор профессиональной траектории - «школа- ВУЗ», «школа - СУЗ», «школа - ПУ»; во-вторых, выбор конкретной специальности. Последовательность этих двух выборов может быть разной.18
По данным социологов выбор типа профессиональной траектории формируется у старшеклассников значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.
Результаты социологических исследований показывают, что выпускники не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. 19
Устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, будущий выпускник внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.20
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел выпускник, выбор профессии – его главная и постоянная забота.21
Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.22
По сути, это период, когда
осуществляется переход от детства
к началу взрослой жизни, соответствующей
степени ответственности, самостоятельности,
способности к активному
В это время у учащихся
формируется отношение к
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. 23
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности.24
Особенность выпускников
средней школы как социальной
группы заключается в том, что
общество видит в них не столько
объект воспитания, сколько самостоятельных
субъектов различных видов
Структуру личности, которую
можно разделить на 2 части: первая
характеризуется личностными
Для начала нужно выяснить, какую функцию выполняют психические процессы, как ведущие формообразующие элементы профориентации.
К психическим процессам
можно отнести: ощущения, восприятия,
память, внимание, воображение. Все
вышеперечисленные структурные
образования личности, обеспечивающие
ее развитие и становление в качестве
равноправного члена общества, можно
назвать своеобразным механизмом, с
помощью которого личность социализируется
и благополучно функционирует, вырабатывая
у себя на определенном этапе жизнедеятельности
профессиональную ориентацию. Этот механизм
- лишь характеристика своеобразия
возможностей и достижений личности
в учебной, общественной и профессиональной
деятельности. Костяк же индивидуальности,
некого неповторимого "я" образуют
темперамент и характер, которые
следует выделить в особую группу
факторов, так как они менее
всего детерминированы
Темперамент выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов, которые данные свойства порождают. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость, переключаемость.
С темпераментом тесно связан характер личности, который представляет собой совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение к людям, к выполняемой работе.
Во-первых, это те свойства
личности, которые определяют поступки
человека в выборе цели деятельности
(более или менее трудных). Здесь
как определенные характерологические
черты могут проявиться разносторонность,
расчетливость или
Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ