Профессиональные траектории выпускников школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

РАБОТА-ДИПЛОМ.docx

— 268.74 Кб (Скачать файл)

Школе необходимо вести профориентационную работу с семьей по нескольким направлениям

  1. общешкольные родительские собрания. На такие собрания рекомендуется, приглашать работников региональной службы занятости и социологов, которые предоставили бы родителям учащихся общезначимую информацию о системе профессионального образования, возможностях построения карьеры, потребностях регионального рынка труда, уровне забортной платы в различных сферах труда.
  2. индивидуальные беседы, учителей, классного руководителя, школьного психолога с родителями об индивидуальных особенностях, склонностях, способностях и интересах учащегося.
  3. привлечением самих родителей к профориентациионной работе с учащимися (участием в классных часах).

5.3.Необходимо совершенствовать систему работы УПК – обеспечить учащимся возможность профессионального выбора, расширить круг профессий, по которым ведется обучение, обучать профессиям, востребованным на региональном рынке труда. Необходимо поддерживать работу творческих кружков, систему дополнительного образования.

5.4. Необходимо провести  исследование на предмет того, какие предприятия в регионе  более всего нуждаются в кадрах  и разработать план посещения  этих предприятий с целью экскурсий  для учащихся.

Необходимо развивать  и совершенствовать такие мероприятия  – как ярмарки профессий. В  г. Ростове-на-Дону ежегодно проводится выставка – «Образование-карьера-бизнес», необходимо, чтобы в выставке принимало  участие все большее количество учебных заведений и предприятий, совершенствовались интерактивные  методы работы с выпускниками на выставке.

5.5. Для самостоятельной деятельности учащихся по выбору своей профессиональной траектории необходимо создание регионального информационного профориентационного пространства. Для этого нами рекомендуется создание профессиональной ориентации для выпускников школ.

Сайт должен знакомить  школьников с миром профессий, потребностями  регионального рынка труда, давать возможность разобраться в глубинном  смысле профессиональной деятельности, стратегии выбора и путях получения  профессии, пройти бесплатное тестирование и получить результаты диагностики  своих профессиональных интересов  и склонностей, способностей и личностных особенностей. Кроме тестов в режиме on-line, справочно-информационных и методических материалов, на сайте могут размещаться видеоматериалы. Обязательно создать в рамках сайта форум, на котором учащиеся бы общались со своими сверстниками и друзьями, а так же специалистами на интересующие их темы.

Такой сайт может быть интересен  и для родителей учащихся, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении учащихся. И для  учителей и психологов – на сайте  можно размечать методические материалы, научные статьи по профессиональной ориентации, обмениваться опытом и  практическими разработками.

На сайте учащиеся и  их родители, учителя и психологи  смогут получать информацию о проводимых в регионе профориентационных мероприятиях (выставках, семинарах, конференциях и  т.д.)

6. Для того, чтобы система  профориентации реально действовала  необходимо ей управлять. Управление профориентацией должно включать в себя подготовку и принятие решения относительно различных аспектов процесса профориентации, организацию практического осуществления решений, оперативное регулирование, контроль за реализацией решении, учет, подведение результатов, обработку и анализ управленческой информации, подбор, расстановку и обучение профориентаторов.

При управлении системой профориентацией  необходимо предусмотреть несколько направлений как научно-методической, так и организационной работы.

6.1. Концепция управления профориентацией должна отвечать условиям рыночных отношений и модернизации образования, профильного обучения учащихся.

6.2.Должна осуществляться подготовка кадров профориентаторов, перераспределение функциональных обязанностей школьных психологов, учителей, заместителей директоров учебных заведений по воспитательной работе, социологов, работников региональной службы занятости, координаторов этой работы в муниципальных образованиях и органах властных структур.

6.3. Необходимо создание кабинетов профориентации и всей материальной базы этой работы, ее научно-методического сопровождения.

6.4. Издание научно-популярного и методического журнала "Выбор" для учащихся, учителей и родителей, другой необходимой литературы, профессиограмм, справочников и т.д. Создание профориентационного сайта, компьютеризация профориентационной работы в школах в целом.

6.5.Необходимо выстроить вертикаль и горизонталь профориентационной работы. Координация деятельности центров профориентации учебных заведений, региональной службы занятости, министерства образования, и министерства труда и социального развития.

6.6. Нужно выстроить систему  контроля по за осуществлением  работы по профессиональной ориентации.

6.7. Материальное обеспечение всей профориентационной работы, выделение средств на развитие системы управления профориентацией.

Таким образом, решить проблему несоответствия профессиональных траекторий выпускников школ и потребностей рынка труда можно системой работы по профориентации, основанной на теоретических и эмпирических исследования, и эмпирических исследованиях, которая носила бы комплексный характер. Для того чтобы система профориентационная работа  реально осуществлялась необходимо выстроить систему управления ею. Но следует надеяться, что все это приведет к мгновенному результату. Должно пройти не мало времени прежде, чем в массовом сознании произойдут изменения трудовых установок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое развитие вопросов профориентации имеет глубокие корни  и значительный объем практических наработок, которые отвечают духу соответствующего времени. Каждый период развития общества выдвигает свои требования и ставит свои задачи и система профориентационной работы должна быть мобильной, гибкой учитывать особенности своего времени  и способной решать актуальные задачи современного общества.

В настоящее время в  психолого-педагогической и социологической  литературе нет единого подхода  к толкованию самого понятия “профориентация”, существует огромное количество определений  этой деятельности. Но общим для всех толкований профориентационной деятельности является то, что под профориентацией понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.

Выбор профессиональной траектории это длительный, многомерный и  многоступенчатый процесс, который  начинается еще в детстве и  к 14-17 годам (9-11 классы) происходит кульминация  этого процесса – окончательный  выбор профессиональной траектории.

В сегодняшних выпускниках  средней школы общество видит  самостоятельных субъектов различных  видов социальной действительности. Следовательно, при рассмотрении вопросов формирования профессиональной траектории необходимо обратить особое внимание на внутренний мир личности - как  на врожденные, чисто психологические  ее свойства (темперамент, характер) так  и на особенности ее личных качеств, формирующиеся в процессе социализации (мотивы, интересы, ценности, цели, стереотипы, индивидуальный жизненный опыт) и на общетипические черты характерные выпускнику как социальной группе. При этом нельзя нивелировать влияние факторов социальной среды.

Рынок труда является важным объективным фактором социальной среды, влияющим на выбор профессиональной траектории выпускниками школ.

Рынок труда – это особая социально-экономическая реальность, которая действует на основе законов  спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату.

Рынок труда молодежи является самостоятельным, целостным сегментом  общего рынка, но обладающий рядом специфических  особенностей: 1) неустойчивость спроса и предложения, обусловленная изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью и осложняемая обострением социальных проблем молодежи; 2)низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению с другими возрастными группами; 3)молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью.

Смена социального строя  страны, экономический кризис привели  к радикальным изменениям на рынке. В этой ситуации возрастает значение деятельности по профориентации, помощи выпускникам в выборе профессиональной траектории с учетом индивидуальных, склонностей, и востребованности на рынке труда.

Современный рынок труда  требует воспитания всесторонне  развитой личности, активной, мобильной, следящей за изменениями на рынке  труда и легко адаптирующейся к ним.

К факторам непосредственного  окружения влияющим на выбор профессиональной траектории выпускником школы относятся - семья, референтные группы, общественные и образовательные учреждения.

На уровень профессионального  самоопределения подростков значительное влияние оказывают условия семейного  воспитания. Усвоенные в семье ценности и установки в сфере труда наиболее ярко проявляют себя в социально-профессиональном самоопределении личности (устремления в ориентации на определенный уровень образования, область профессиональных предпочтений, социальное положение и т.д.).

Многие свои представления  о профессиональных траекториях  выпускники получают от референтных  групп. Чем шире круг общения выпускника, чем больше друзей, тем больше информации о разных профессиях будет поступать  и тем проще будет определить свое призвание.

Школа как звено системы  образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым  экономическим отношениям, создавать  образовательные предпосылки для  развития их интеллектуального и  личностного потенциала, повышать уровень  информированности о различных  аспектах мира современных профессий  ситуации на региональном рынке труда.

При исследовании процессов  формирования профессиональных траекторий выпускников школ необходимо в комплексе  рассматривать объективные и  субъективные факторы, так как профориентация является характеристикой социального  развития индивида. Кроме того, она  продукт этого развития и именно под воздействием внешних условий  развивает свои природные особенности  и способности. Комплексный анализ факторов профориентации помогает грамотно организовать работу по профориентации школьников на управленческом уровне.

Данные полученные в ходе исследования, в общем отвечают общероссийской статистике, но выявлены и некоторые  особенности характерные для  г. Ростов-на-Дону, которые необходимо учитывать при составлении рекомендаций по проф. ориентационной работе.

Основные особенности  характерные для выпускников  г. Ростова-на-Дону: 1)для подавляющего числа ростовских выпускников (больше чем в среднем по России) характерна прямая образовательная траектория – школа – ВУЗ дневной, 2) ростовские выпускники намного чаще выбирают гуманитарные специальности, 3)намного более ориентированы  на престижность профессии и высокий  заработок, 4)более подвержены мнению родителей и менее самостоятельны в своем выборе по сравнению со среднестатистическими российскими  выпускниками, 5) отсутствие специальной работы по профориентации и то, что учебные занятия построены так, что не способствуют правильному выбору профессиональной траектории ростовскими выпускниками отмечается гораздо чаще, чем в среднем по России.

При составлении рекомендаций для других регионов так же желательно опираться не только на общероссийскую статистику, но и на региональные особенности.

Так же при разработке системы  проф. ориентационной работы необходимо учитывать различие профессиональных траекторий, мотивации выбора этих траекторий и возможности влияния  на этот выбор у выпускников 9-х  и 11-х классов.

Основные особенности  профессиональных траекторий выпускников 9-х и 11-х классов г.Ростова-на-Дону: 1) выпускники 11-х классов чуть боле ориентированы на профессиональную траекторию школа-ВУЗ, зато выпускники 9-х по сравнению с выпускниками 11-х более ориентированы на траектории СУЗ и ПУ и среди них больше тех, кто определился с профессиональной траекторией. 2) гуманитарные и технические  специальности боле популярны среди  выпускников 11-х классов, а рабочие  среди выпускников 9-х, 3)в качестве основных мотивов можно выделить – престиж, высокий заработок, интерес  к профессии; престиж и интерес  к профессии более важен для  выпускников 11-х классов, высокий  заработок для выпускников 9-х, 4) при выборе профессиональной траектории огромное влияние на тех и других оказывают родители, но на выпускников 11-х классов чуть большее, больше выпускники 11-х классов прислушиваются и к представителям учебных заведений, а выпускники 9-х классов больше прислушиваются к друзьям, чем выпускники 11-х классов.

На рынке труда ростовской области существует сильный дисбаланс– по рабочим профессиям спрос в  разы превышает предложение, а в  группе специалистов и управленцев  обратная тенденция. Хотя и велик  спрос на рабочие специальности  и в таких отраслях относительно высокая заработная плата, рынок  перенасыщен популярными престижными  профессиями – бухгалтер, экономист, юрист. Усиливает дисбаланс снижение численности детей и подростков и высокий процент безработицы  среди молодежи.

Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ