Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Школе необходимо вести профориентационную работу с семьей по нескольким направлениям
5.3.Необходимо совершенствовать систему работы УПК – обеспечить учащимся возможность профессионального выбора, расширить круг профессий, по которым ведется обучение, обучать профессиям, востребованным на региональном рынке труда. Необходимо поддерживать работу творческих кружков, систему дополнительного образования.
5.4. Необходимо провести
исследование на предмет того,
какие предприятия в регионе
более всего нуждаются в
Необходимо развивать
и совершенствовать такие мероприятия
– как ярмарки профессий. В
г. Ростове-на-Дону ежегодно проводится
выставка – «Образование-карьера-бизнес»
5.5. Для самостоятельной деятельности учащихся по выбору своей профессиональной траектории необходимо создание регионального информационного профориентационного пространства. Для этого нами рекомендуется создание профессиональной ориентации для выпускников школ.
Сайт должен знакомить
школьников с миром профессий, потребностями
регионального рынка труда, давать
возможность разобраться в
Такой сайт может быть интересен и для родителей учащихся, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении учащихся. И для учителей и психологов – на сайте можно размечать методические материалы, научные статьи по профессиональной ориентации, обмениваться опытом и практическими разработками.
На сайте учащиеся и их родители, учителя и психологи смогут получать информацию о проводимых в регионе профориентационных мероприятиях (выставках, семинарах, конференциях и т.д.)
6. Для того, чтобы система
профориентации реально
При управлении системой профориентацией необходимо предусмотреть несколько направлений как научно-методической, так и организационной работы.
6.1. Концепция управления профориентацией должна отвечать условиям рыночных отношений и модернизации образования, профильного обучения учащихся.
6.2.Должна осуществляться подготовка кадров профориентаторов, перераспределение функциональных обязанностей школьных психологов, учителей, заместителей директоров учебных заведений по воспитательной работе, социологов, работников региональной службы занятости, координаторов этой работы в муниципальных образованиях и органах властных структур.
6.3. Необходимо создание кабинетов профориентации и всей материальной базы этой работы, ее научно-методического сопровождения.
6.4. Издание научно-популярного и методического журнала "Выбор" для учащихся, учителей и родителей, другой необходимой литературы, профессиограмм, справочников и т.д. Создание профориентационного сайта, компьютеризация профориентационной работы в школах в целом.
6.5.Необходимо выстроить вертикаль и горизонталь профориентационной работы. Координация деятельности центров профориентации учебных заведений, региональной службы занятости, министерства образования, и министерства труда и социального развития.
6.6. Нужно выстроить систему
контроля по за осуществлением
работы по профессиональной
6.7. Материальное обеспечение всей профориентационной работы, выделение средств на развитие системы управления профориентацией.
Таким образом, решить проблему несоответствия профессиональных траекторий выпускников школ и потребностей рынка труда можно системой работы по профориентации, основанной на теоретических и эмпирических исследования, и эмпирических исследованиях, которая носила бы комплексный характер. Для того чтобы система профориентационная работа реально осуществлялась необходимо выстроить систему управления ею. Но следует надеяться, что все это приведет к мгновенному результату. Должно пройти не мало времени прежде, чем в массовом сознании произойдут изменения трудовых установок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое развитие вопросов профориентации имеет глубокие корни и значительный объем практических наработок, которые отвечают духу соответствующего времени. Каждый период развития общества выдвигает свои требования и ставит свои задачи и система профориентационной работы должна быть мобильной, гибкой учитывать особенности своего времени и способной решать актуальные задачи современного общества.
В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профориентация”, существует огромное количество определений этой деятельности. Но общим для всех толкований профориентационной деятельности является то, что под профориентацией понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.
Выбор профессиональной траектории это длительный, многомерный и многоступенчатый процесс, который начинается еще в детстве и к 14-17 годам (9-11 классы) происходит кульминация этого процесса – окончательный выбор профессиональной траектории.
В сегодняшних выпускниках
средней школы общество видит
самостоятельных субъектов
Рынок труда является важным объективным фактором социальной среды, влияющим на выбор профессиональной траектории выпускниками школ.
Рынок труда – это особая
социально-экономическая
Рынок труда молодежи является самостоятельным, целостным сегментом общего рынка, но обладающий рядом специфических особенностей: 1) неустойчивость спроса и предложения, обусловленная изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью и осложняемая обострением социальных проблем молодежи; 2)низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению с другими возрастными группами; 3)молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью.
Смена социального строя страны, экономический кризис привели к радикальным изменениям на рынке. В этой ситуации возрастает значение деятельности по профориентации, помощи выпускникам в выборе профессиональной траектории с учетом индивидуальных, склонностей, и востребованности на рынке труда.
Современный рынок труда требует воспитания всесторонне развитой личности, активной, мобильной, следящей за изменениями на рынке труда и легко адаптирующейся к ним.
К факторам непосредственного окружения влияющим на выбор профессиональной траектории выпускником школы относятся - семья, референтные группы, общественные и образовательные учреждения.
На уровень профессионального
самоопределения подростков значительное
влияние оказывают условия
Многие свои представления о профессиональных траекториях выпускники получают от референтных групп. Чем шире круг общения выпускника, чем больше друзей, тем больше информации о разных профессиях будет поступать и тем проще будет определить свое призвание.
Школа как звено системы
образования должна оказывать учащимся
помощь в адаптации к новым
экономическим отношениям, создавать
образовательные предпосылки
При исследовании процессов формирования профессиональных траекторий выпускников школ необходимо в комплексе рассматривать объективные и субъективные факторы, так как профориентация является характеристикой социального развития индивида. Кроме того, она продукт этого развития и именно под воздействием внешних условий развивает свои природные особенности и способности. Комплексный анализ факторов профориентации помогает грамотно организовать работу по профориентации школьников на управленческом уровне.
Данные полученные в ходе
исследования, в общем отвечают общероссийской
статистике, но выявлены и некоторые
особенности характерные для
г. Ростов-на-Дону, которые необходимо
учитывать при составлении
Основные особенности
характерные для выпускников
г. Ростова-на-Дону: 1)для подавляющего
числа ростовских выпускников (больше
чем в среднем по России) характерна
прямая образовательная траектория
– школа – ВУЗ дневной, 2) ростовские
выпускники намного чаще выбирают гуманитарные
специальности, 3)намного более ориентированы
на престижность профессии и высокий
заработок, 4)более подвержены мнению
родителей и менее
При составлении рекомендаций для других регионов так же желательно опираться не только на общероссийскую статистику, но и на региональные особенности.
Так же при разработке системы проф. ориентационной работы необходимо учитывать различие профессиональных траекторий, мотивации выбора этих траекторий и возможности влияния на этот выбор у выпускников 9-х и 11-х классов.
Основные особенности
профессиональных траекторий выпускников
9-х и 11-х классов г.Ростова-на-
На рынке труда ростовской
области существует сильный дисбаланс–
по рабочим профессиям спрос в
разы превышает предложение, а в
группе специалистов и управленцев
обратная тенденция. Хотя и велик
спрос на рабочие специальности
и в таких отраслях относительно
высокая заработная плата, рынок
перенасыщен популярными
Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ