Профессиональные траектории выпускников школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

РАБОТА-ДИПЛОМ.docx

— 268.74 Кб (Скачать файл)

Многовариативность социально-экономической  и культурной жизни трансформирующегося  российского общества формирует  специфическую среду предложений, в том числе и на рынке труда.

Атмосфера одновременного сосуществования  множественности возможностей и  их недоступности еще более усложняется  тем, что отсутствует явный социальный образец, поддержанный государственными идеологическими императивами, такими как идея неприкосновенности частной  собственности, высокий престиж  людей науки и образования, толерантность, национальное достоинство и др. Эту  атмосферу можно назвать «постоянством  неопределенности». Таким образом, относительно равный старт не является гарантией равных возможностей молодых  людей на рынке труда современной России. Выбираемая и реализуемая стратегия зависит от представлений каждого индивида об успехе, путях его достижения, представлений о своем предназначении и будущем.42

Поэтому для современных  выпускников школ необходимо понимание  изменений ситуации на рынке и  умение адаптироваться к ним. Снижать  свои амбиции.

Раньше общество диктовало  жесткие условия выбора профессии: рынок труда был спланирован. На современном этапе развития общества свобода выбора деятельности и источника  дохода заставляет каждого брать  на себя ответственность Таким образом, рынок труда является проявлением  как свободы выбора профессии, так  и ограничением этой свободы. В условиях рыночной экономики очень важно  обратить внимание на личностный фактор формирования положительного отношения к профессии: нужно вырабатывать черты, способные помочь в условиях конкуренции занять достойное место в жизни. 43

В сложившейся ситуации рынок  труда предъявляет к выпускникам  школ особо жесткие требования. И  чтобы им соответствовать и найти  «свое место» необходимо активно  работать над построением планов по развитию своей карьеры, еще будучи студентом ВУЗа.44

Какими бы ни были мнения аналитиков, одно остается фактом –  рынку труда необходимы сильные, активные, конкурентоспособные молодые  сотрудники, которые готовы развивать  себя со студенческой скамьи. Так как  настоящему положению рынка рабочей  силы можно дать название – «Победит сильнейший!».45

Рассмотренная выше роль рынка  труда не может быть полной характеристикой  объективных факторов формирования профориентации, так как существует еще микроуровень, включающий роль семьи, малых групп, влияние школы.

 

 

    1. Роль семьи, школы и референтных групп, других в формировании профессиональных траекторий выпускников школ

К факторам непосредственного  окружения влияющим на выбор профессиональной траектории выпускником школы относятся - семья, круг друзей, родственники, общественные и образовательные учреждения.46

Профессиональное самоопределение  человека начинается далеко в его  детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает  связанные с ним поведения. И  заканчивается в ранней юности, когда  уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Какую роль играет семья  в создании условий для формирования профориентации?

Семья – это ячейка общества, из которой выходит каждый человек  в мир взаимосвязей, взаимодействий, коммуникаций. То основное, что заложит  семья и будет влиять на поведение  будущей личности в обществе, окажет непосредственное влияние на ее жизненный  смысл. Одним из элементом этого  смысла и является профессиональное самоопределение, выбор профессиональной траектории, но, прежде всего, поиск и нахождение «себя», осознание своих способностей, возможностей, интересов, стремлений. И в этом помогает определиться семья.

В семье личность усваивает  конкретные образы поведения, психологии, уровня жизненных притязаний, присущих членам семьи, выполняющих труд определенного  квалификационного уровня. На процесс  становления личности молодого человека воздействуют различные аспекты  семейной жизни и быта: профессионально-квалификационный, образовательный уровень, социальное положение, направленность и потребности  семьи. Усвоенные в семье ценности и установки в сфере труда  наиболее ярко проявляют себя в социально-профессиональном самоопределения личности. Те ценности, которые будут заложены в личность с самого рождения и помогут ей смело идти по жизни.

Семья формирует личность своей средой, интересами, включенностью  в жизнь и проблемы общества, являясь  его органической частью. Социальная принадлежность семьи влияет на профессиональное самосознание индивида.47

Зачастую выпускники ориентируются  на профессии родственников. Широко известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной  семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».

С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный  выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия  родителей, действительно соответствует  его собственным интересам и  склонностям.

С другой стороны, он очень  хорошо представляет данную профессию  и отдаёт себе отчет в том, какие  качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что  медицинская профессия подразумевает  срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а  дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять  тетради. 48

Влияние семьи может проявляться  и не в смысле жесткого наследования профессий, а может проявиться в период формирования профессиональных устремлений в ориентации на определенный уровень образования, область профессиональных предпочтений, социальное положение; в период реализации выбора - степени соответствия уровня подготовленности индивида к требованиям обучения 49.

В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Но родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает  никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей  квалификации человека.

Таким образом, задача семьи  состоит в том, чтобы сформировать у выпускников средних школ правильную общую социальную позицию, характеризующую  положительное отношение к труду, и к людям труда, а также  создать все условия для развития задатков с тем, чтобы потом молодой  человек смог профессионально реализовать  свои способности и интересы.

При определяющей роли семьи  в профессиональном становлении  личности нельзя обойти вниманием значение для индивида референтных групп (социальные группы, которые служат для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций). Молодежь этого возраста испытывает острую потребность в общении, в результате которого и происходит процесс идентификации, усвоение норм и требований общества. При этом он должен быть активным членом группы, разделять ее предписания. Отсюда следует, роль группы только тогда является значительной при формирования профессиональной траектории индивида, когда в ней господствуют доброжелательные межличностные отношения, и членство в группе происходит из соображений несомненной полезности для самой молодой личности. 50

Многие свои представления о профессиональных траекториях выпускники получают от референтных групп. Референтные группы могут состоять из близких людей, которых они видят каждый день, или представлять собой более широкие социальные группы, например, религиозные или этнические группы, группы людей, принадлежащих к одному поколению или объединенных общими интересами.

У каждого выпускника всегда имеется круг людей, с мнением  которых он обычно считается, среди  которых формирует свои мысли  и черпает ценностные ориентации. Одноклассников и друзей можно назвать  референтными, или значимыми, так  как их идеалы практически совпадают  и идеалами и интересами выпускника. Именно они чаще всего становятся советчиками в выборе даже тех  профессий, о которых у выпускника достаточно смутные представления. Чем шире круг общения выпускника, чем больше друзей, тем больше информации о разных профессиях будет поступать  и тем проще будет определить свое призвание.51

Но если иметь в виду, что решающую роль в профориентации играет развитие личности, то в связи  с этим возникает вопрос: как школа  влияет на формирование личности, на появление  у нее профессионального интереса?

Общеобразовательная средняя  школа как одно из важнейших звеньев  системы образования должна оказывать  учащимся помощь в адаптации к  новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки  для развития их интеллектуального  и личностного потенциала, повышать уровень информированности о  различных аспектах мира современных  профессий ситуации на региональном рынке труда.52

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального  будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

Одна из центральных задач  школы состоит в том, чтобы  сформулировать у растущего человека общественную направленность личности. Это значит, что мотивы общественно-полезной деятельности должны устойчиво преобладать  над эгоистическими мотивами.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей в рамках школы - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Любознательность затем конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, то есть, начинает относиться преимущественно  к тому или иному учебному предмету (циклу предметов). Возникает потребность  не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность  опредмечивается в возникновение  мотивов разнообразной трудовой деятельности.53

Таким образом, в период окончания  средней школы на основе устойчивого  интереса к определенному предмету или области знаний, выработанных на школьных занятиях посредством развития интеллекта, в мотивационно-потребностной  сфере происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей  самореализации в трудовой деятельности.

 

 

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА

 

2.1. Исследование профессиональных траекторий выпускников школ

Эмпирической базой для  исследования служат выпускники 9-х  и 11-х классов МОУСОШ №82 г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие109 человек. Первая группа состояла из57 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли52 школьника 11 классов (16-17 ) лет. При исследовании использовался метод анкетирования (Приложение 1).

На основе эмпирических данных опишем образовательные траектории выпускников сначала 9-х, а затем 11-х классов (Приложение 2).

Для более чем половины выпускников 9-х классов (52%) характерна прямая профессиональная траектория (назовем этот тип траектории – «ВУЗ дневной»), связанная с учебой в одном учебном заведении - дневном ВУЗе. В отличие от него траектория получения высшего профессионального образования в вечерних и заочных учебных заведениях (тип траектории – «ВУЗ вечерний/заочный») наблюдается у малого числа молодежи (5%).

После окончания 9 классов начинают свое профессиональное становление учебой в СУЗах 23% выпускников.

Траектория - «средняя школа – ПУ» - удел небольшой части выпускников 9-х классов. В общей сложности в систему начального профессионального образования после средней школы попадает 13% молодежи.

Не определились с профессиональной траекторией 7% выпускников 9 классов.

Если анализировать профессиональные траектории выпускников 11-х классов, то следует отметить, что для подавляющего (78%) характерна прямая профессиональная траектория («ВУЗ дневной»). Это наиболее массовый, типичный путь выпускников дневных средних школ. Траектория получения высшего профессионального образования в вечерних и заочных учебных заведениях (тип траектории – «ВУЗ вечерний/заочный») наблюдается у малого числа молодежи (3%).

После окончания 11 классов свое профессиональное становление начинают учебой в СУЗах 5% выпускников.

Продолжить свое обучение после 11 классов в ПУ желающих не нашлось (0%).

Зато процент тех, кто  еще не определился среди выпускников 11-х классов вдвое больше, чем  среди 9-х – и составляет 14%.

Таким образом, в среднем  траектория – «вуз дневной» выбирается 65% процентами выпускников школ, траектория – «вуз вечерний/заочный» - соответствует  жизненным планам 4% выпускников, намерены продолжать свое обучение в СУЗах  – 14% выпускников школ, 6,5% продолжат  свое обучение в ПУ. К концу обучения в школе не могут определиться с профессиональной траекторией 10,5% выпускников (Приложение 2).

В ходе нашего исследования мы также выяснили, какие специальности  выбирают выпускники школ. Все специальности  мы объединили в группы – техническая, гуманитарная, творческая, народного  хозяйства, рабочая, также предоставили вариант ответа для тех, кто не определился с будущей профессией (Приложение 3).

Самыми популярными для  выпускников ростовских школ являются гуманитарные специальности - в среднем 39% процентов выпускников выбирают эти специальности, причем, желающих освоить гуманитарную профессию  среди выпускников 11-х классов  значительно больше, чем среди  выпускников 9-х классов – 47% и 31% соответственно.

Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ