Профессиональные траектории выпускников школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные траектории выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой цели обусловливает необходимость последовательного решения следующих исследовательских задач:
• рассмотреть историю развития профориентационной работы
• проанализировать влияние конъюнктуры рынка труда на выбор будущей профессии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1 История становления и развития профориетационной работы
1.2 Выпускник школы как личность и как социальная группа
1.3 Рынок труда как фактор выбора профессии
1.4 Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных траекторий выпускников школ
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА
2.1 Исследование профессиональных траекторий выпускников школ
2.2 Анализ регионального рынка труда
3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

РАБОТА-ДИПЛОМ.docx

— 268.74 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, в структуру  характера включены черты, которые  относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность, а также альтернативные им (как  свойства отсутствия характера).

В-третьих, в состав характера  входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с  темпераментом: спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др.27

По данной подструктуре личности можно сделать вывод о том, что профессиональная ориентация основывается на врожденных индивидуальных особенностях личности, динамических (темперамент), определяющих силу протекания психических  процессов, а также связанных  с ними статических особенностях (характер) - отвечающих за степень трудности  выбираемого пути в профессию  и устойчивость жизненной позиции (верность цели).

При всем приятии вышеизложенных факторов как результата филогенеза человека, необходимо учитывать тот  факт, что индивид - это еще и  продукт саморазвития, а значит, все врожденные черты могут подвергаться совершенствованию.

В связи с этим, профессиональная ориентация - это одновременно и  процесс развития личности как часть  индивидуального сознания и продукт  его развития, основными категориями  которого являются показатели социализации личности, выраженные в отношениях выпускников школ к проблеме профориентации. Показателями социализации, обуславливающими процесс поиска профессиональной траектории, являются потребности, мотивы, интересы, ценности, цели, стереотипы, индивидуальный жизненный опыт.

Что из себя представляют данные социальные факторы ориентации на профессию, и почему их рассматривают в качестве личностных факторов, детерминируемых  объективными условиями развития человека?

Мотивы и потребности  относятся к основным побудителям  человеческого поведения. В.Г. Асеев  определяет мотивацию как систему  побуждений, а в основе всякого  побуждения усматривает противоречие между желательной и наличной действительностью, полагая его  движущей силой деятельности. Это  противоречие отражается в соответствующем  эмоциональном переживании, которое  стимулирует и детерминирует, направляет психическую активность. Таким образом, понятие эмоций выводится из категории потребности 28.

Профориентация как активное отношение к окружающему миру проявляется не только в потребностях, эмоциях, мотивах, но и свойствах  личности. Например, трудолюбие характеризует  отношение к труду. Свойство личности представляет собой не какой-либо один, а целую систему взаимно связанных  мотивов.

Разновидностями свойств  личности, которые имеют отношение  к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей  являются способности.

Согласно традиционным взглядам на природу способностей, они в  ходе обучения не столько формируются, сколько проявляются. В действительности же они не только проявляются, но и  формируются. Но способности личности проявляются только тогда, когда  обнаруживается интерес к профессии, который сопровождается увлечением какой-либо отраслью знаний.

Взаимодействие мотивов  с интересами личности имеет свою специфику, не всякий интерес может  служить основой мотива и основанного  на нем выбора профессии.

Если молодые люди воспринимают профессию безотносительно к  деталям самого труда, имеют примерные  знания о данной профессии и пытаются узнать о ней больше - то это интерес  к профессии. Если же в результате целенаправленной познавательной деятельности и практического ознакомления выпускники обогащаются профессиональными  знаниями и умениями и проявляют  интерес к их расширению - это  уже профессиональный интерес.

В виде основного содержания интересов выступают ценностные ориентации личности.

Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения "субъект-объект", и их не следует отождествлять  с чем-то существующим вне и независимо от субъекта. Ценность - это не признак  объекта, а характеристика субъекта в его среде. 29

Таким образом, ценности - это  индивидуальное отношение человека к объекту, на которое оказывают  влияние ряд факторов: условия  среды, процесс воспитания и самосовершенствование.

Ценностные ориентации могут  быть не подкреплены личным опытом молодых людей, в таком случае они ориентируются на общественные идеалы, а также нормы как всеми  принятые шаблоны поведения. Вместе с тем существуют и другие регуляторы поведения, называемые стереотипами.30

Ценности и нормы, выступая в качестве идеалов или эталонов должного поведения, обозначают некоторую  будущую реальность, стереотип отражает реальность "здесь и теперь". Система ценностей, выступая своеобразной призмой, определяет селективное восприятие действительности - стереотипизированными  становятся только те свойства объектов, которые отвечают общей тональности  стереотипа - положительной или отрицательной (задаваемой ценности) 31.

Из вышесказанного следует, что ядром личности, детерминирующим  все ее частные проявления (в том  числе и профессиональную траекторию), служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему устремлений и побуждений человека. В ней ведущее место отводится потребностям личности - как состоянию нужды в чем-либо и способностям, как возможностям их удовлетворения. Мотивы, цели и интересы выступают в качестве разных уровней проявления потребности с учетом степени осознанного отношения к профессии (когнитивный, эмотивный, поведенческий уровни). Стереотип выступает пограничным фактором в том смысле, что реальность осознается личностью, являясь содержанием их коллективных представлений 32.

Вторым необходимым элементом  в ряду субъективных факторов профориентации является индивидуальный опыт личности, который по мере накопления становится опорой в его поведении. Если субъективный опыт отсутствует, выбор профессии  может быть ошибочным, ели же человек  испробовал себя на практике, то он получил  возможность удостовериться в правильности своего решения.33

Таким образом, человек организует и творит свою жизнь в соответствии со своими личностными качествами, при этом опираясь на исторические законы развития общества. Отсюда следует, что, когда речь идет о профоринтации  в рамках субъективного подхода  нужно иметь в виду, что каждый человек действует не как одиночка, каждый раз карабкающийся к вершинам цивилизации с подножия дикости, а как индивид, который как  бы сразу стартует с той отметки, до которой поднялась цивилизация. Так что любая человеческая жизнедеятельность  полезна и социально значима  тем, что она выступает составным  элементом общественных условий, которые  проявляются на уровне социальных институтов.

 

    1. Рынок труда как фактор выбора профессии

 

К факторам социальной среды, влияющим на выбор профессиональной траектории выпускниками школ, относится рынок труда, который непосредственно характеризует всю систему материального производства. 34

Рынок труда - особая сфера  экономической жизни, где люди (рабочая  сила) соперничают друг с другом, стремясь либо получить рабочее место  как таковое, либо рабочее место, обеспечивающее высокий уровень  доходов, соответствующее квалификации или субъективным устремлениям претендентов 35. Рынок можно представить как составляющую 3-х взаимосвязанных компонентов: рабочей силы, свободы распоряжаться своей способностью к труду и спроса на труд, центральным звеном этой связи является человек труда.

Спрос на рынке труда определяется формулой: «чем выше плата, которую  работники (обычно высококвалифицированные) требуют за свой труд, тем меньшее  их число готовы нанять работодатели», из чего вытекает формула предложения: «чем выше плата за определенный вид  работ, тем большее число работников готовы его выполнить».

На рост предложения также  влияет уровень заработной платы, престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут низкий уровень  дохода, высокая степень тяжести  труда, его сложность, а также  потребность людей иметь свободное  время. При существенном росте заработной платы предложение труда может  также сократиться под влиянием эффекта дохода.36

Как и все рыночные цены, заработная плата формируется в  итоге взаимодействия спроса, который  предъявляют работодатели, и предложения, формируемое наемными работниками. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят под влиянием изменений  ситуации на различных товарных рынках, в том числе из-за появления  новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.

Однако между отраслями  и профессиями, как правило, существуют устойчивые различия в оплате труда, зависящие от его сложности, тяжести, от ограниченного числа талантливых  людей, а также степени профессионального  риска.37

Для более сложного, требующего высокой квалификации труда необходимо долгосрочное обучение, которое, в свою очередь, предусматривает более  высокую зарплату. В развитых странах  труд специалистов с высшим образованием, как правило, оплачивается выше, чем  низкоквалифицированных рабочих. Больший  объем знаний и навыков, накопленных  в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности, позволяет им выполнять более «ценные» для  нанимателей виды работ. С этих позиций  стремление к получению образования  рассматривается не только как тяга к повышению образовательного уровня, но и как стимул для создания в  будущем более выгодных условий  для продажи своего труда.38

Рынок труда молодежи можно  рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической  группы, обладающей присущими ей потребностями  и интересами и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений.

Молодежный рынок труда формируется  молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники ВУЗов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам. 39

Молодежный рынок труда имеет  свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью  спроса и предложения, обусловленной  изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением  социальных проблем молодежи, связанных  с коренным изменением социокультурных  и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых  людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, к концу 2010 года ее численность в целом по России превысила 2 миллиона.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда  создалась чрезвычайно сложная  ситуация с женской занятостью: традиционно  среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.40

Складывающийся рынок труда  предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному  сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.41

Переход страны на рыночные рельсы, затяжной экономический кризис привели к радикальным изменениям на рынке труда (безработица, новые  профессии и специальности, огромные ножницы в оплате труда по отраслям и профессиям, изменение престижа профессий и т.п.). В этой ситуации возрастает значение деятельности по профориентации выпускников школ. Необходимо помочь учащимся в их профессиональном самоопределении и выборе профессиональной траектории с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда.

Информация о работе Профессиональные траектории выпускников школ