Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛЕРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
«Роль моды в социокультурной идентификации
современной молодежи: социологический аспект»
Курсовая работа
Ковалевич
Виктории Викторовны
студентки 3 курса отделения
социологии заочной
формы обучения
Научный руководитель:
кандидат социологических наук,
доцент Морозова С. А.
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ |
4 |
1.1 Основные характеристики
моды как социального феномена… |
4 |
1.2 Анализ специфики |
10 |
2. МОДА В СТРУКТУРЕ
МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ |
18 |
2.1 Социальные функции
моды в молодежной среде………………… |
18 |
2.2 Мода как фактор |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
40 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... |
42 |
ВВЕДЕНИЕ
Кажется, все, что
можно было сказать о моде,
уже сказано. С весьма давних
пор о ней высказывались не
только знаменитые модельеры,
но и многие выдающиеся
Наконец, мода - явление
в высшей степени интересное,
в самом деле, разве не любопытно,
почему огромные массы людей
время от времени изменяют
что-то в своем внешнем, да
и не только внешнем, облике
даже тогда, когда вроде бы
ничто их к этому не понуждает,
Множество любопытнейших
и сложнейших вопросов связано
с модой. Но дело, конечно, не
только в интересе, но и в
важности и масштабности этого
явления. Трудно назвать такую
область социально-
Таким образом, цель
курсовой работы заключается
в изучении и анализе
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
Объектом изучения
и анализа данной работы
Предметом работы выступает
сущность и специфика роли
моды в социокультурной
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Приступая к изучению такого социального явления, как мода нельзя упустить тот факт, что этот феномен играет важную роль в современном постмассовом обществе, даже более того, можно смело заявить, что такое явление как мода, оказывает свое воздействие на все сферы человеческой жизни. Далее мы подробно рассмотрим способы влияния моды на ценностные ориентации населения, формирование вкуса, и как бы громко это не звучало, но даже на формирование мировоззрения современной молодежи.
Не для кого не секрет, что мода в современных условиях становится одним из социальных регуляторов общественного поведения широких слоев населения. Наступивший XXI век характеризуется кардинальными изменениями научно-технического и технологического характера, которые оказывают существенное влияние на социокультурные условия жизни современного человека. Одним из таких механизмов регуляции в структуре социокультурных отношений является мода. Этот феномен, обнаруживая себя в различных областях жизни, обладает большими возможностями [9].
Коснемся немного истории возникновения термина моды.
В русский язык слово «мода» пришло в XVII в. и распространилось в XVIII в. Истоком возникновения является эпоха Петра, тогда понятие мода означало «образец», «манер». Во второй половине XV в. оно утвердилось настолько, что возникла пословица: «То не грешно, что в моду вошло».
На протяжении истории человечества изменениям подвергалось не только понятие, но и явление моды, без которого первое в принципе не могло существовать. Однозначно то понятие, что мода того века в корне отличалась от моды дальнейших веков. На тот момент мода служила признаком высокого социального положения, являлась привилегией знати и была практически монополизирована аристократами: простые люди вряд ли осмелились назвать себя модными [1;стр.18].
С 1779 г. в России стал выходить журнал мод «Модное ежемесячное издание». В XVII-XIX вв. в разных языках это слово было тесно связано со словом «обычай»; нередко эти слова использовались как взаимозаменяемые, в одинаковых или близких значениях [5].
В этот период жизнь общества
изменилась кардинальным образом. В
авангарде моды шли уже не только
аристократы, но и зажиточные граждане
-массовый класс, располагавший достаточными
материальными средствами и постепенно
завоевывающий все новые
Непроизвольно напрашивается
вывод, что действительно мода
как явление, всегда
В 20-ом столетии мода буквально с каждым годом становиться все более демократичной, и именно в этот период все, вне всякой зависимости от ранга и статуса, получили право выглядеть модно.
Однако какой бы
отрезок времени мы не взяли,
сущность моды заключается в
изменении; именно ее
В настоящее время
«мода» трактуется немного
Совершенно не удивителен тот факт, что не только понятие, но и значение моды с течением времени подвергается коренным изменениям.
Мы часто можем встречать различную интерпритацию понятий моды, иногда даже противоречащую друг другу, что и попытаемся пронаблюдать дальше и сравнить, чтобы все-таки определить для себя само значение понятия моды.
Встречается такое определение: «Мода - непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Или «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуре».
Таким образом, мода представляет
собой социально-экономическую
Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке. В самом широком смысле мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры». Этимологически это понятие означает - образ, предписание (лат.). В БСЭ мода определяется как «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от понятия стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений» [9].
«Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова трактует моду как «совокупность привычек и вкусов (в отношении одежды, туалета), господствующих в определенной общественной среде в определенное время [8].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля мода понимается как «временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах» [7].
Автор словарной статьи А.А. Грицанов в социологической энциклопедии определяет моду как «обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей» [6].
Однако И.П. Никитина в «Философии искусства» уже связывает моду со вкусом как эстетической категорией: мода - это «система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения» [2].
Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи [11].
С другой стороны, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
В социологии в качестве элементов структуры моды как социального явления выделяют модные стандарты и модные объекты: модные стандарты реализуются посредством каких-либо объектов (материальных, идеальных), в качестве которых выступают различные характеристики предметов (вещи, идеи и т.д.); те или иные стандарты и объекты становятся модными тогда, когда они выступают в качестве знаков моды, тем самым, замещая и указывая на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные. [11]
Мода - это искусство, мода - это бесконечный список жертв, мода - это стиль жизни, мода - это философия, мода - это эпатаж.
Мода - это управляемая эпидемия (Джордж Бернард Шоу) [10].
Выделим тот главный факт, что зачастую мода ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, а ведь при этом теряется ее важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию [9].
Так, например, Тед Полемус подчеркивает связь моды с идеологией социальных перемен и ситуаций, в которой изменение не только возможно, но и желательно. Если в обществе господствующая идеология не приемлет социальных перемен и прогресса, о моде говорить не приходиться: в таких условиях она просто не может существовать [1;стр.19].
Стоит учитывать и те обстоятельства, что мода является фактором, требующим очень серьезного отношения в цивилизованном обществе, так как имеет прямое влияние на экономическое и социальное развитие общества. Феномен моды не может быть отнесен к одной категории определений (социальной, экономической; психологической), вследствие того, что является сложным, неоднозначным явлением. Многозначность феномена моды породила и различие в методологических подходах к его изучению разными науками [9].