Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Отметим лишь, что психологические  аспекты коммуникации описываются  в понятиях подражания, внушения, психического заражения, эмпатии,  интериоризации социальных норм и ценностей. Межличностная  коммуникация - «условие психологической нормы», и в реализацию этой нормы мода вносит определенный вклад. Модная коммуникация способствует формированию у индивидов согласия и общности в ценностных ориентациях.

Социально-экономические  и культурные аспекты коммуникации описываются преимущественно понятиями  обмена, влияния, социального контроля, конкуренции, контактов, аккультурации (культурного заимствования) и т.д. Понятно, что социальная коммуникация в целом и модная в частности  существенно затруднена в условиях существования разного рода «железных занавесов», культурной изоляции, ксенофобии, психологической отчужденности и т.д. Перечисленные факторы вообще препятствуют нормальному функционированию и развитию культуры [5].

Поскольку мода способствует социальным и культурным контактам, необходимым для нормального  функционирования и развития обществ  и культур, она выполняет позитивную социальную функцию.

При этом, как уже отмечалось, необходимо, чтобы в обществе модные «сообщения» не только принимались, но и творились и отправлялись вовне. Чтобы быть успешной, модная коммуникация должна быть двусторонней и взаимной, а процессы социальной интериоризации культурных образцов необходимо сочетать с процессами их экстериоризации. Иными словами, движения сообщений  «извне» и «вовне», или, что то же самое, «вовнутрь» и «изнутри», социальной системы должны идти рядом друг с  другом. Кроме того, необходимо, чтобы  усваиваемая «мода» гармонично сочетались с уже функционирующими в обществе фундаментальными ценностями. Определенные барьеры на пути заведомо негативных, антигуманных «мод», несомненно, должны существовать, в противном случае коммуникация из функции моды может  превратиться в дисфункцию.

 Такаю «моду», как наркомания, терроризм, милитаризм, национализм  и т.п., безусловно требуется блокировать  на «входах» социокультурной  системы. По выражению Яна Парандовского, «туда, где все двери распахнуты настежь, каждый порыв ветра может занести пыль и грязь» [5].

 И все же главное  сегодня состоит в том, чтобы  пересмотреть функции «привратников», т.е. институтов и людей, находящихся  на «входах» и «выходах» модной  коммуникации. Их следует рассматривать  не как стражников, функция которых  - определять, «можно или нельзя»,  «пускать или не пускать» и  т.д., а как умных и компетентных  посредников, чья основная задача  состоит в обмене культурными  ценностями. «Мы все время думаем: запретить - не запретить? И  пока решаем, согласовываем, а  потом все-таки что-то открываем  - мода проходит. И это революционное  разрешение, на которое ушли годы, уже никому не нужно».

Функция социальной дифференциации и нивелирования. Как уже отмечалось, важное  значение в осуществлении  этой функции имеет время подключения  тех или иных участников к определенному  стандарту: на ранних фазах модного  цикла доминирует дифференцирующая сторона этой функции, наивысших  фазах, когда стандарт охватывает большие  массы людей - нивелирующая сторона.

  Подобно унификации  и разнообразию, дифференциацию  и нивелирование уместно рассматривать  не столько как две отдельные  функции моды, сколько как два  аспекта, две стороны одной  и той же функции. Отсюда  следует, что в конкретных исследованиях  модного поведения главная проблема  состоит не в том, чтобы доказать  наличие дифференциации или нивелирования,  а в том, чтобы показать, как  в моде взаимодействуют оба эти процесса [5].

  И наконец, последняя  важная констатация в связи  с отмеченной функцией: мода в  целом (а не отдельные «моды»  в отдельные периоды) охватывает  общество в целом. А это означает, что ее нельзя считать уделом  ни элиты, ни отдельных социальных  классов и слоев, демографических  групп и т.д. Все они так  или иначе принимают в ней  участие, хотя формы участия  и степень его активности, разумеется, неодинаковы.

  Функция социализации. Мода - одно из средств  приобщения индивида к социальному и культурному опыту, т.е. она выполняет функцию социализации. Участие в моде связано с усвоением определенных социальных норм и ценностей. По справедливому утверждению Т.Б. Любимовой, «от других видов социализации мода отличается тем, что она обращена на общедоступные образцы». Этим она отличается от таких форм социализации, как образование или участие в профессиональной деятельности.

  Активное участие  молодежи в моде отчасти объясняется  социализирующей функцией этого  явления: ведь именно в молодости  происходит наиболее активное  освоение социальных ролей, норм  и ценностей. Важно не только  содержание собственно модных  стандартов, но и сам факт следования  неким нормативным образцам, участие  в социальной жизни как таковой.  Это участие благодаря моде  выступает в значительной мере  в игровой и демонстративной  формах, что облегчает процесс социальной адаптации [5].

  Хотя модные стандарты  и ценности носят нормативный  характер (как и любые другие  средства социальной регуляции), степень императивности, принудительности, жесткости их предписаний не очень велика. Так называемый «диктат» моды зачастую преувеличивается в массовом и околопрофессиональном сознании. Это видно хотя бы из того факта, что нарушение нормативных предписаний моды, как правило, не влечет за собой серьезных социальных санкций по отношению к «провинившемуся».

Во всяком случае, нормы  в моде менее императивны, обязательны, жестки, чем в ряде социальных институтов или в обычае. За отставание от моды не сажают в тюрьму, не подвешивают на дыбе и не убивают [5].

Обычные санкции в таких  случаях: избегание «нарушителя» в  своей социальной группе, насмешка, гласное или негласное порицание  и т.п. Правда, можно возразить, что  результаты такого рода санкций могут  быть весьма серьезными. Но это говорит  не об императивности и жесткости  нормативного регулирования в моде, а об его эффективности, что, разумеется, не то же самое.

  Но мода не просто  приобщает индивида к наличным  социальным и культурным образцам. Эта функция осуществляется посредством  оппозиции, противопоставления «старомодным»,  т.е. непосредственно предшествующим  модным, стандартам. Воспроизводя одни  стандарты, индивид в то же  время отвергает другие. Подражая  одним референтным группам и  индивидам, участник моды одновременно  стремится отличаться от других  референтных групп и индивидов.  Это сочетание слияния с одними  значимыми другими и отличия  от других значимых (в отрицательном  смысле) других способствует формированию  и укреплению Я индивида, его  личностной идентичности, самосознания. Таким образом, мода служит  одним из средств символизации, формирования, укрепления Я индивида, причем преимущественно в демонстративной и игровой формах [5].

  С другой стороны,  мода играет важную роль и  в тех случаях, когда индивид  испытывает потребность «скрыть»  свое Я, раствориться среди  других индивидов. Воспроизведение  модного стандарта в период  его наибольшей распространенности, привычности позволяет индивиду  сделаться незаметным, раствориться  среди других участников моды.

Очевидно, мода - далеко не единственное и не главное средство личностного  самоутверждения и самореализации. Тем большее значение она приобретает  в этом качестве для тех индивидов, которые по тем или иным причинам или на том или ином этапе своего жизненного пути не находят иных средств. Активное участие в моде в этих случаях становится компенсацией иных социально санкционированных путей  личностного самоутверждения. Если индивид не находит себя в профессиональной, творческой, социальной и других сферах, мода становится для него самодовлеющим  способом утверждения своего Я и  усиления его привлекательности  для других.

Особенно важна эта  функция для индивидов с неустойчивой психикой, для которых собственное  Я представляется проблематичным и  нуждается в постоянном подтверждении  своей реальности, устойчивости и привлекательности [5].

Тем не менее не только молодежь, но и некоторые социально-психические  типы личности особенно подвержены модной регуляции. Повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость психологического и социального статуса усиливают зависимость от предписаний, исходящих от модных стандартов. Последние воспринимаются в этих случаях не просто как некие более или менее условные правила поведения и образцы культуры, а как жесткие нормы, нарушение которых самим «нарушителем» воспринимается как подлинная трагедия, а другими участниками моды, принадлежащими к той же категории, - как серьезный проступок, заслуживающий сурового осуждения, презрения или в крайнем случае сожаления. У этих участников моды подобного рода санкции (явные или скрытые, реальные или потенциальные) могут существенно снижать уровень самооценки и самоуважения. Игра как атрибутивная ценность моды отступает на второй план, и в целом мода в определенной мере исчезает, уступая место кодифицированной системе норм, хотя и меняющихся, но весьма жестких.

Престижная функция. Мода - один из факторов повышения или  понижения престижа тех или иных явлений, ценностей, культурных образцов и т.д.; таким образом, она выполняет  престижную функцию [5].

В моде происходит присвоение значений постоянно меняющимся сообщениям - модным стандартам. Модные стандарты  связываются с атрибутивными  ценностями, а через них - с денотативными. В результате происходит валоризация, т.е. наделение ценностями, одних  культурных образцов («новомодных») и  девалоризация, т.е. лишение ценностного  начала, других («старомодных»). Это  означает, что престиж «новомодных» стандартов растет, а «старомодных» (только что вышедших из моды) - снижается. С другой стороны, одновременно растет престиж тех ценностей, которые обозначаются «новомодными» стандартами, и параллельно снижается престиж ценностей, обозначаемых «старомодными» стандартами. «Вхождение в моду» и «выход из моды» означают соответственно повышение или понижение престижа определенных культурных образцов и обозначаемых ими ценностей. Правда, поскольку мода - далеко не единственный фактор престижа, вышедший из моды образец может сохранять высокий престиж благодаря другим, внемодным факторам, например традиции. В таких случаях эффективность престижной функции в этих факторах должна быть по крайней мере не ниже, чем в моде.

Функция психофизиологической разрядки. В современных условиях эта функция моды особенно значима, учитывая негативное влияние на индивида таких факторов, как монотонность многих производственных процессов, однообразие  городской среды, стандартный характер промышленной продукции и т.д. Утомляемость нервной системы и психики  человека в современном индустриальном и урбанизированном обществе чрезвычайно  высока. Однообразие повседневной жизни  усугубляется тем, то житель современного города, в значительной мере отчужденный  от природы, по существу, не подвергается воздействию разнообразия, имеющегося в природной среде обитания [5].

Мода - один из ответов на насущную потребность в психофизиологической разрядке, особенно актуальную в связи  с монотонностью, эмоциональной  бедностью, однообразием повседневной жизни современного горожанина. В этом отношении функциональная нагрузка моды весьма велика. По выражению поэта Семена Кирсанова, «мода - это праздник для глаза на фоне будничной жизни».

Кроме того, как и всякому  более или менее масштабному  социальному явлению, моде могут  быть присущи не только функции, но и дисфункции т.е. такие социальные последствия, которые препятствуют социальной регуляции поведения  индивидов и групп и адаптации  общества к изменяющимся условиям его  существования.

Тем не менее социальные функции моды существенно преобладают  над дисфункциями. А это значит, что мода соответствует глубоким потребностям социального организма  в целом и отдельных его  подсистем, включая экономику и  культуру [5].

Узнав о функциях моды, выделенных автором, можем их описать.

Мода на различных этапах своего развития способствует приспособлению к подвижному миру.

Первым кто выделил  основные функции моды был Блуммер, с тех пор они незначительно  изменились и почти одинаково  интерпретируются и используются в  социологии.

Итак,  Блуммер выделяет три основных социальных функции.

Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия, единообразия и интерпретируется как норма, где   в следствии  принимается обществом.

Во-вторых, обеспечивает возможность  разрыва с ближайшим прошлым  и подготовку к ближайшему будущему, причем мода еще и упорядочивает  этот процесс.

В-третьих, модный процесс  воспитывает и формирует общность восприятия вкуса.

А. Б. Гофман выделяет и другие функции, которые существенно отличаются от предыдущих социальных функций, но в той или иной форме сталкиваются об них.

Функция единообразия. Единообразие проявляется в том, что благодаря  моде один и тот же культурный образец ( стиль, фасон одежды) усваивается  и принимается в качестве своего множеством индивидов. Наивысшая степень  единообразия проявляется в том  случае, когда «модный образец»  охватывает максимум приверженцев.

К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов  между людьми.

Инновационная функция. То, что мода несет в себе новизну, знает каждый: она влияет на обновление промышленной продукции, технологий, художественных стилей. Стимулируя инновационность, мода способствует адаптации общества, групп  к изменяющимся условиям их существования.

Информация о работе Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект