Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42
Отметим лишь, что психологические аспекты коммуникации описываются в понятиях подражания, внушения, психического заражения, эмпатии, интериоризации социальных норм и ценностей. Межличностная коммуникация - «условие психологической нормы», и в реализацию этой нормы мода вносит определенный вклад. Модная коммуникация способствует формированию у индивидов согласия и общности в ценностных ориентациях.
Социально-экономические
и культурные аспекты коммуникации
описываются преимущественно
Поскольку мода способствует социальным и культурным контактам, необходимым для нормального функционирования и развития обществ и культур, она выполняет позитивную социальную функцию.
При этом, как уже отмечалось, необходимо, чтобы в обществе модные «сообщения» не только принимались, но и творились и отправлялись вовне. Чтобы быть успешной, модная коммуникация должна быть двусторонней и взаимной, а процессы социальной интериоризации культурных образцов необходимо сочетать с процессами их экстериоризации. Иными словами, движения сообщений «извне» и «вовне», или, что то же самое, «вовнутрь» и «изнутри», социальной системы должны идти рядом друг с другом. Кроме того, необходимо, чтобы усваиваемая «мода» гармонично сочетались с уже функционирующими в обществе фундаментальными ценностями. Определенные барьеры на пути заведомо негативных, антигуманных «мод», несомненно, должны существовать, в противном случае коммуникация из функции моды может превратиться в дисфункцию.
Такаю «моду», как наркомания,
терроризм, милитаризм, национализм
и т.п., безусловно требуется
И все же главное
сегодня состоит в том, чтобы
пересмотреть функции «
Функция социальной дифференциации
и нивелирования. Как уже отмечалось,
важное значение в осуществлении
этой функции имеет время
Подобно унификации
и разнообразию, дифференциацию
и нивелирование уместно
И наконец, последняя
важная констатация в связи
с отмеченной функцией: мода в
целом (а не отдельные «моды»
в отдельные периоды)
Функция социализации. Мода - одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту, т.е. она выполняет функцию социализации. Участие в моде связано с усвоением определенных социальных норм и ценностей. По справедливому утверждению Т.Б. Любимовой, «от других видов социализации мода отличается тем, что она обращена на общедоступные образцы». Этим она отличается от таких форм социализации, как образование или участие в профессиональной деятельности.
Активное участие
молодежи в моде отчасти
Хотя модные стандарты
и ценности носят нормативный
характер (как и любые другие
средства социальной регуляции)
Во всяком случае, нормы в моде менее императивны, обязательны, жестки, чем в ряде социальных институтов или в обычае. За отставание от моды не сажают в тюрьму, не подвешивают на дыбе и не убивают [5].
Обычные санкции в таких
случаях: избегание «нарушителя» в
своей социальной группе, насмешка,
гласное или негласное
Но мода не просто
приобщает индивида к наличным
социальным и культурным
С другой стороны,
мода играет важную роль и
в тех случаях, когда индивид
испытывает потребность «
Очевидно, мода - далеко не единственное
и не главное средство личностного
самоутверждения и
Особенно важна эта
функция для индивидов с
Тем не менее не только молодежь,
но и некоторые социально-
Престижная функция. Мода - один из факторов повышения или понижения престижа тех или иных явлений, ценностей, культурных образцов и т.д.; таким образом, она выполняет престижную функцию [5].
В моде происходит присвоение значений постоянно меняющимся сообщениям - модным стандартам. Модные стандарты связываются с атрибутивными ценностями, а через них - с денотативными. В результате происходит валоризация, т.е. наделение ценностями, одних культурных образцов («новомодных») и девалоризация, т.е. лишение ценностного начала, других («старомодных»). Это означает, что престиж «новомодных» стандартов растет, а «старомодных» (только что вышедших из моды) - снижается. С другой стороны, одновременно растет престиж тех ценностей, которые обозначаются «новомодными» стандартами, и параллельно снижается престиж ценностей, обозначаемых «старомодными» стандартами. «Вхождение в моду» и «выход из моды» означают соответственно повышение или понижение престижа определенных культурных образцов и обозначаемых ими ценностей. Правда, поскольку мода - далеко не единственный фактор престижа, вышедший из моды образец может сохранять высокий престиж благодаря другим, внемодным факторам, например традиции. В таких случаях эффективность престижной функции в этих факторах должна быть по крайней мере не ниже, чем в моде.
Функция психофизиологической разрядки. В современных условиях эта функция моды особенно значима, учитывая негативное влияние на индивида таких факторов, как монотонность многих производственных процессов, однообразие городской среды, стандартный характер промышленной продукции и т.д. Утомляемость нервной системы и психики человека в современном индустриальном и урбанизированном обществе чрезвычайно высока. Однообразие повседневной жизни усугубляется тем, то житель современного города, в значительной мере отчужденный от природы, по существу, не подвергается воздействию разнообразия, имеющегося в природной среде обитания [5].
Мода - один из ответов на
насущную потребность в
Кроме того, как и всякому более или менее масштабному социальному явлению, моде могут быть присущи не только функции, но и дисфункции т.е. такие социальные последствия, которые препятствуют социальной регуляции поведения индивидов и групп и адаптации общества к изменяющимся условиям его существования.
Тем не менее социальные функции моды существенно преобладают над дисфункциями. А это значит, что мода соответствует глубоким потребностям социального организма в целом и отдельных его подсистем, включая экономику и культуру [5].
Узнав о функциях моды, выделенных автором, можем их описать.
Мода на различных этапах своего развития способствует приспособлению к подвижному миру.
Первым кто выделил основные функции моды был Блуммер, с тех пор они незначительно изменились и почти одинаково интерпретируются и используются в социологии.
Итак, Блуммер выделяет три основных социальных функции.
Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия, единообразия и интерпретируется как норма, где в следствии принимается обществом.
Во-вторых, обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем мода еще и упорядочивает этот процесс.
В-третьих, модный процесс
воспитывает и формирует
А. Б. Гофман выделяет и другие функции, которые существенно отличаются от предыдущих социальных функций, но в той или иной форме сталкиваются об них.
Функция единообразия. Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец ( стиль, фасон одежды) усваивается и принимается в качестве своего множеством индивидов. Наивысшая степень единообразия проявляется в том случае, когда «модный образец» охватывает максимум приверженцев.
К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов между людьми.
Инновационная функция. То, что мода несет в себе новизну, знает каждый: она влияет на обновление промышленной продукции, технологий, художественных стилей. Стимулируя инновационность, мода способствует адаптации общества, групп к изменяющимся условиям их существования.