Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

  Ценность моды заключается  в ее символическом значении. Модные товары должны удовлетворять  потребностям человеческого воображения  и привлекать потребителей. Мода  - это не материальное изменение современной культуры; она зарождается и непрерывно производится и воспроизводится, вызывая в людях постоянную потребность в переменах; производители предлагают все новые и новые товары, зная, что потребители скорее всего, их примут [1;cтр.139].

 Мода возникает в  результате принятия неких культурных  ценностей, которые могут относительно  часто подвергаться изменениям.

 Значение моды как  понятия несколько шире, поскольку  оно подразумевает дополнительную  и привлекательную ценность, которую  получает одежда вместе с характеристиками  «модная» и которая притягивает  к себе потребителей «моды». Как  точно подметила Джоанна  Филькенштейн, потребители «модных» товаров  представляют, что вместе с товаром  они приобретают эту добавленную ценность [1;стр.18].

Парадоксальность моды в  ее непрерывной изменчивости и стабильной устойчивости. Меняются конкретные разновидности  моды, но всегда остается мода как особое социальное явление.

В социологии условно выделяется четыре подхода к определению моды как феномена , оказавших существенное влияние на ее современную трактовку:

1. Концепция подражания (Г. Тард, Г. Зиммель).

2. Теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Ку-ниг).

3. Концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Ланг и Ланг, Г. Блумер).

4. Семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр).

 Не остается никаких  сомнений, что мода понятие глобальное, которое  интересует многих  исследователей.

  Подходы к анализу  моды могут быть различными, большинство авторов в социологии характеризуют моду как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражающее уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время.

Анализ моды как социального  явления позволяет нам выделить ее основные характеристики:

1) подражательность - мода как процесс подражания элите;

2) взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию с тенденцией к индивидуальному различию;

3) релятивизм - быстрая смена элементов моды или моды как явления;

4) цикличность - периодическая обращенность к прошлому, традициям;

5) иррациональность - мода обращена к эмоциям, а не к логике человека;

6) универсальность - сфера деятельности моды фактически не ограничена;

7) добровольность и неутилитарность - эти игровые черты моды отличаются эвристическим характером, связаны с праздничным мироощущением;

8) демонстративность - демонстрация принадлежности к более высокому слою общества;

9) нормативность - мода тесно связана с социальной нормой;

10) знаковость - мода интерпретируется как совокупность знаковые демонстрируют положение человека в обществе;

11) массовость - в моде участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер [11].

Как указывает Рене Кениг, хотя конкретное содержание моды - всегда проявление  соответствующего исторического периода, ее структурная форма - постоянна. Стремление к моде - это особый вид контролируемого поведения, который включает в себя константы, изначально определяющие природу моды. Изменения и новизна - вот два качества характеризирующие моду. Теория моды пытается объяснить. Каким образом институты моды систематически поощряют и контролируют эти изменения в стиле, обеспечивая тем самым появление нового [1;стр.20].

Новизна - одна из немаловажных составляющих моды, причем высоко ценимая. Рене Кениг приписывает горячим поклонникам моды склонность к «неофилии». Он утверждает, что высокая восприимчивость человечества ко всему новому, помимо прочего, является существенным элементом, определяющим существование моды [1;стр.19-20].

Другим основополагающим элементом моды является двойственность природы человека. Как утверждает Дж.К.Флюгель. В отношении людей к одежде из века в век прослеживается неизменное присутствие противоречия между  двумя тенденциями: с одной стороны - стремление украсить себя, с другой - остаться скромным и соблюсти внешние приличия. Бесспорно, посредством одежды человек пытается решить одновременно две противоположные задачи: подчеркнуть свою привлекательность и продемонстрировать свою благопристойность [1;стр.19].

Мода предполагает некую  подвижность социальной структуры  и требует наличия определенного  уровня развития общества, система  социальной стратификации которого отличается открытость и гибкостью. Различия в социальном положении  необходимы, но у людей должны быть как возможность, так и желание  преодолевать их. Именно поэтому мода не может существовать в статичном  обществе с жесткой иерархией [1;стр.38].

 Таким образом, мода играет важную роль в демонстрации тонких различий. Классовые границы сегодня размыты, и человек, стремясь выделиться из толпы, хочет подчеркнуть тонкую разницу, существующую между ним и другими. Вот чем стала мода в модернистском мире. Когда перед человеком открываются большие возможности, конкуренция становиться более демократичной  и все получают право  участвовать в конкурентной борьбе. В тоже время во многих странах возникает мода как концепция  и мода в одежде как явление [1;стр.46].

С одной стороны, мода требует  некой мобильности  и гибкости в обществе, а с другой - способствует возникновению эгалитарного общества  и стирает классовые границы. Мода проявляется только в определенном социальном контексте, предполагающем социальную мобильность. Неподвижность  дистрибуции знаков, которыми являются предметы одежды, всегда способствует неподвижности социальных структур [1;стр.45].

Еще раз убеждаемся, что  оснований для изучения моды как символического объекта культуры и как предмета, искусственно произведенного социальными организациями, предостаточно. Моду нельзя увидеть или потрогать, а поэтому ее ярким примером, символическим выражением, служит одежда. Процесс создания символов акцентирует динамический характер деятельности институтов. Культурные институты обеспечивают производство новых символов, а процессы производства сами являются культурными феноменами в том смысле, что представляют собой сочетание значимых действий, за которыми стоят различные способы поведения людей и их самовосприятие в организационном контексте [1;стр.55].

Так одни ученые причисляют моду к признакам демократического  общества, другие считают ее формой выражения классовых различий, но все соотносят моду с понятием имитации.  Многие современные авторы придерживаются прямо противоположного мнения  и утверждают: мода - это не продукт классовой дифференциации и имитации, а логическое следствие желания не отставать от времени, быть носителем новых тенденций и веяний, появляющихся в этом изменчивом мире [1;стр.38]

Рассмотрев понятие моды и пронаблюдав историю возникновения  термина постараемся сделать  следующие выводы.

Как уже выше было сказано  – оснований для изучения такого феномена, как мода, более чем  предостаточно.

Глобальность и значение этого явления в том, что мода имеет прямое влияние и на экономическое и социальное развитие общества.

Нам удалось пронаблюдать тот факт что, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.

Поэтому в актуальности изучения данной темы не остается никаких сомнений.

Пришлось столкнуться  с проблематичностью определения понятия «мода», поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке. Договорились, что в самом широком смысле мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры».

История свидетельствует  о том, что мода явление далеко не совсем молодое, единственное, что  изменилось, это возможность в  современном обществе   участвовать  в формировании и существовании  моды абсолютно каждому человеку. Классовые границы сегодня размыты, и человек, стремясь выделиться из толпы, хочет подчеркнуть тонкую разницу, существующую между ним и другими. Вот чем стала мода в модернистском мире.

Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.

 

 

 

1.2 Анализ специфики  социологических исследований моды

 

 

 Различные науки, включая  социологию, всерьез занялись изучением  моды относительно недавно. До  этого она была предметом, занимавших  лишь философов и моралистов, а критика моды была лишь  частью критики морали. На первых  порах в обществе существовали  как ярые противники, так и  менее пылкие сторонники моды. Политиков и чиновников часто  приводила в отчаяние манера  одеваться их современников. Мода  была привилегией высших слоев  общества.

Моду осуждали за излишнюю экстравагантность, и когда-либо из простолюдинов надевал нечто  нетрадиционное, выделявшее его на фоне остальных, он переступал границы  своего положения.

Однако со временем изменение  моды стало происходить все быстрее. Пробудив интерес к ней как  к предмету исследования [1;стр.21].

Исследование моды позволяет  анализировать связанные с модой  социальную стратификацию, престижность, лидерство, формы коллективного  поведения и социального контроля. Она может рассматриваться в  связи с образом жизни данной социальной группы или общества в  целом, типологией личности, характером ее влечений, желаний, потребностей с  точки зрения бытующих ценностных установок  и стереотипов поведения. Другими  словами, исследование моды помогает нам  глубже представлять специфику современных  социальных процессов.

В итоге это позволяет  рассматривать моду как специфический  регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, и анализировать социальные условия, приводящие в действие социальные механизмы моды [11].

Одним из первых социологических  исследований моды считаются работы Т.Веблена (1899) и Г.Зиммеля (1904).  Оба  полагали, что мода формируется в  высших слоях и понимали ее как  феномен классового общества.

Торстейн Веблен об одежде как символе статуса. Теория моды представлена Вебленом в книге «Теория  праздного класса: экономическое  исследование институций» (1899). Согласно Веблену, представителям высших слоев  свойственно потребление на показ. Мода трактуется как феномен, свойственный обществам с четкой иеархией, где она выполняет ряд функций, основная из которых - визуализация статуса и материального положения. Обеспечение уважения и почета - латентная функция моды, открытая и описанная Вебленом [3].

Веблен подробно описывает  механизм становления предметов  одежды как ярлыков принадлежности к определенному месту в социальной структуре общества или «символов  статуса». Хотя этим же свойством обладают вещи представителей иных социальных слоев, лидерами моды выступают те, кто занимает высшие позиции на социальной лестнице. Согласно Веблену, механизм движения моды функционирует как  результат стремления высшего класса продемонстрировать материальное благосостояние, а средних слоев - скопировать чуждую им потребительскую модель и символически приблизить свое социальное положение к более высокому - желаемому. Мода у Веблена функционирует как нормативная структура, которая налагает обязательство на высшие классы поддерживать предписанный демонстративный стиль потребления, а низшие - усваивать заданные высшими классами образцы, имитируя чуждую потребительскую модель. С такой позиции сложно помыслить возможность выражения индивидуальных вкусов. Такая теория моды сталкивается со сложностями при переходе к обществам, где желание демонстрировать богатства может не быть основным мотивом потребительского поведения людей либо материальное благосостояние может не являться тем латентным признаком, который визуализируется через демонстрацию [3].

Георг Зиммель о моде как  форме социации.  Размышления  о моде и модных стилях содержит эссе Зиммеля «Мода», в котором  для объяснения данного феномена применяется понятие форм социальной жизни или форм социации.

Любая социальная форма одновременно соединяет различные типы поведения, указывая на их общность. С другой стороны, форма дает возможность реализоваться  субъективным предпочтениям индивидуального  вкуса. В соответствии со свойствами моды как формы Зиммель выделяет две основные ее функции - соединять и индивидуализировать. Мода «представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребность в социальной опоре… она в такой же степени удовлетворяет потребность в различении, тенденцию в дифференциации, к изменению, к выделению из общей массы». Сущность моды, согласно Зиммелю, «состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы», и ее распространение на все общество «ведет ее к концу, так как уничтожает различение». Более типична ситуация следования моде как подчинения форме. В отличие от рационалистического детерминизма объяснения Веблена, Зиммель объясняет следование моде социально-психологическими механизмами, прежде всего - механизмом подражания. «Подражание представляет нам возможность целенаправленной и осмысленной деятельности и там, где нет ничего личного и творческого». Оно дает своеобразное успокоение, мы переносим на других ответственность, когда позволяем себе быть «творением группы», подчиняя себе ее требованиям [3].

Информация о работе Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект