Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42
Ценность моды заключается
в ее символическом значении.
Модные товары должны
Мода возникает в
результате принятия неких
Значение моды как
понятия несколько шире, поскольку
оно подразумевает
Парадоксальность моды в ее непрерывной изменчивости и стабильной устойчивости. Меняются конкретные разновидности моды, но всегда остается мода как особое социальное явление.
В социологии условно выделяется четыре подхода к определению моды как феномена , оказавших существенное влияние на ее современную трактовку:
1. Концепция подражания (Г. Тард, Г. Зиммель).
2. Теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Ку-ниг).
3. Концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Ланг и Ланг, Г. Блумер).
4. Семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр).
Не остается никаких сомнений, что мода понятие глобальное, которое интересует многих исследователей.
Подходы к анализу моды могут быть различными, большинство авторов в социологии характеризуют моду как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражающее уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время.
Анализ моды как социального явления позволяет нам выделить ее основные характеристики:
1) подражательность - мода как процесс подражания элите;
2) взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию с тенденцией к индивидуальному различию;
3) релятивизм - быстрая смена элементов моды или моды как явления;
4) цикличность - периодическая обращенность к прошлому, традициям;
5) иррациональность - мода обращена к эмоциям, а не к логике человека;
6) универсальность - сфера деятельности моды фактически не ограничена;
7) добровольность и неутилитарность - эти игровые черты моды отличаются эвристическим характером, связаны с праздничным мироощущением;
8) демонстративность - демонстрация принадлежности к более высокому слою общества;
9) нормативность - мода тесно связана с социальной нормой;
10) знаковость - мода интерпретируется как совокупность знаковые демонстрируют положение человека в обществе;
11) массовость - в моде участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер [11].
Как указывает Рене Кениг, хотя конкретное содержание моды - всегда проявление соответствующего исторического периода, ее структурная форма - постоянна. Стремление к моде - это особый вид контролируемого поведения, который включает в себя константы, изначально определяющие природу моды. Изменения и новизна - вот два качества характеризирующие моду. Теория моды пытается объяснить. Каким образом институты моды систематически поощряют и контролируют эти изменения в стиле, обеспечивая тем самым появление нового [1;стр.20].
Новизна - одна из немаловажных составляющих моды, причем высоко ценимая. Рене Кениг приписывает горячим поклонникам моды склонность к «неофилии». Он утверждает, что высокая восприимчивость человечества ко всему новому, помимо прочего, является существенным элементом, определяющим существование моды [1;стр.19-20].
Другим основополагающим элементом моды является двойственность природы человека. Как утверждает Дж.К.Флюгель. В отношении людей к одежде из века в век прослеживается неизменное присутствие противоречия между двумя тенденциями: с одной стороны - стремление украсить себя, с другой - остаться скромным и соблюсти внешние приличия. Бесспорно, посредством одежды человек пытается решить одновременно две противоположные задачи: подчеркнуть свою привлекательность и продемонстрировать свою благопристойность [1;стр.19].
Мода предполагает некую
подвижность социальной структуры
и требует наличия
Таким образом, мода играет важную роль в демонстрации тонких различий. Классовые границы сегодня размыты, и человек, стремясь выделиться из толпы, хочет подчеркнуть тонкую разницу, существующую между ним и другими. Вот чем стала мода в модернистском мире. Когда перед человеком открываются большие возможности, конкуренция становиться более демократичной и все получают право участвовать в конкурентной борьбе. В тоже время во многих странах возникает мода как концепция и мода в одежде как явление [1;стр.46].
С одной стороны, мода требует некой мобильности и гибкости в обществе, а с другой - способствует возникновению эгалитарного общества и стирает классовые границы. Мода проявляется только в определенном социальном контексте, предполагающем социальную мобильность. Неподвижность дистрибуции знаков, которыми являются предметы одежды, всегда способствует неподвижности социальных структур [1;стр.45].
Еще раз убеждаемся, что оснований для изучения моды как символического объекта культуры и как предмета, искусственно произведенного социальными организациями, предостаточно. Моду нельзя увидеть или потрогать, а поэтому ее ярким примером, символическим выражением, служит одежда. Процесс создания символов акцентирует динамический характер деятельности институтов. Культурные институты обеспечивают производство новых символов, а процессы производства сами являются культурными феноменами в том смысле, что представляют собой сочетание значимых действий, за которыми стоят различные способы поведения людей и их самовосприятие в организационном контексте [1;стр.55].
Так одни ученые причисляют моду к признакам демократического общества, другие считают ее формой выражения классовых различий, но все соотносят моду с понятием имитации. Многие современные авторы придерживаются прямо противоположного мнения и утверждают: мода - это не продукт классовой дифференциации и имитации, а логическое следствие желания не отставать от времени, быть носителем новых тенденций и веяний, появляющихся в этом изменчивом мире [1;стр.38]
Рассмотрев понятие моды
и пронаблюдав историю
Как уже выше было сказано – оснований для изучения такого феномена, как мода, более чем предостаточно.
Глобальность и значение этого явления в том, что мода имеет прямое влияние и на экономическое и социальное развитие общества.
Нам удалось пронаблюдать тот факт что, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Поэтому в актуальности изучения данной темы не остается никаких сомнений.
Пришлось столкнуться с проблематичностью определения понятия «мода», поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке. Договорились, что в самом широком смысле мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры».
История свидетельствует о том, что мода явление далеко не совсем молодое, единственное, что изменилось, это возможность в современном обществе участвовать в формировании и существовании моды абсолютно каждому человеку. Классовые границы сегодня размыты, и человек, стремясь выделиться из толпы, хочет подчеркнуть тонкую разницу, существующую между ним и другими. Вот чем стала мода в модернистском мире.
Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.
1.2 Анализ специфики
социологических исследований
Различные науки, включая
социологию, всерьез занялись изучением
моды относительно недавно. До
этого она была предметом,
Моду осуждали за излишнюю экстравагантность, и когда-либо из простолюдинов надевал нечто нетрадиционное, выделявшее его на фоне остальных, он переступал границы своего положения.
Однако со временем изменение моды стало происходить все быстрее. Пробудив интерес к ней как к предмету исследования [1;стр.21].
Исследование моды позволяет
анализировать связанные с
В итоге это позволяет рассматривать моду как специфический регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, и анализировать социальные условия, приводящие в действие социальные механизмы моды [11].
Одним из первых социологических исследований моды считаются работы Т.Веблена (1899) и Г.Зиммеля (1904). Оба полагали, что мода формируется в высших слоях и понимали ее как феномен классового общества.
Торстейн Веблен об одежде как символе статуса. Теория моды представлена Вебленом в книге «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (1899). Согласно Веблену, представителям высших слоев свойственно потребление на показ. Мода трактуется как феномен, свойственный обществам с четкой иеархией, где она выполняет ряд функций, основная из которых - визуализация статуса и материального положения. Обеспечение уважения и почета - латентная функция моды, открытая и описанная Вебленом [3].
Веблен подробно описывает
механизм становления предметов
одежды как ярлыков принадлежности
к определенному месту в
Георг Зиммель о моде как форме социации. Размышления о моде и модных стилях содержит эссе Зиммеля «Мода», в котором для объяснения данного феномена применяется понятие форм социальной жизни или форм социации.
Любая социальная форма одновременно соединяет различные типы поведения, указывая на их общность. С другой стороны, форма дает возможность реализоваться субъективным предпочтениям индивидуального вкуса. В соответствии со свойствами моды как формы Зиммель выделяет две основные ее функции - соединять и индивидуализировать. Мода «представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребность в социальной опоре… она в такой же степени удовлетворяет потребность в различении, тенденцию в дифференциации, к изменению, к выделению из общей массы». Сущность моды, согласно Зиммелю, «состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы», и ее распространение на все общество «ведет ее к концу, так как уничтожает различение». Более типична ситуация следования моде как подчинения форме. В отличие от рационалистического детерминизма объяснения Веблена, Зиммель объясняет следование моде социально-психологическими механизмами, прежде всего - механизмом подражания. «Подражание представляет нам возможность целенаправленной и осмысленной деятельности и там, где нет ничего личного и творческого». Оно дает своеобразное успокоение, мы переносим на других ответственность, когда позволяем себе быть «творением группы», подчиняя себе ее требованиям [3].