Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с одной  стороны, мода удовлетворяет желание индивида не слишком выделяться на фоне окружающих, но с другой - позволяет реализовать потребность быть неповторимым, подчеркнуть то, в чем заключается его индивидуальность, пробудить интерес окружающих к ней.

Мода - это не только способ передачи информации, она способствует созданию образов восприятия людьми друг друга и предоставляет возможность взаимодействия между ними [11].

Неслучайно моду называют одним из способов психологического воздействия в процессе общения на уровне с заражением, внушением, убеждением и подражание.

Внушающее воздействие моды основано на авторитете, доверии, эмоциональной  привязанности к источнику информации. Доступность информации, ее эмоционально-оценочная насыщенность и постоянная пополняемость создает эффект «эмоционального заражения», который становится причиной эффекта внушения.

Молодежь по-разному подвержена воздействию моды. Воздействие моды на молодежь, духовно развитую и обладающую высоким интеллектом (следовательно, высоким уровнем критичности), затруднено по сравнению с молодежью низкого уровня развития. Это убеждение  не всегда логично и обязательно, но имеет свое существование, так как молодежь боле духовно развита по своей сущность направляет весь свой жизненный потенциал на развитие своей духовности, а их внешний вид как бы автоматически уходит на другой план.  Но не подвергаться моде совершенно они в наше время не могут, так как они живут в обществе где мода проявляется исключительно во всех сферах, а значит и воздействует исключительно на всех [11].

И еще, мода, прежде всего, влияет на индивидов, привыкших к покорности (конформизм). Упрямым и непокорным натурам недостает нужной для внушений гибкости. Кроме того, дисциплинированная молодежь в большей степени поддается капризам моды, чем недисциплинированная.

Существующие формы групповой  идентификации в моде (например, в молодежных группах) носят чаще всего изменчивый и игровой характер. Подражание моде в принципе и проявляется в  сильном стремление принадлежать к определенной группе: человек - «животное социальное» и нуждается в ощущении своего единства с обществом. Мода фактически представляет собой форму выражения принадлежности к определенной общности людей и способ четко обозначить свое место в ней. В этом случае большую роль играют ценности, принимаемые группой, поскольку именно они влияют на принятие или отказ от того или иного модного стандарта поведения или модной новинки.

Внешняя идентификация имеет  прямое отношение к моде и выражается в демонстрации модного поведения, модной внешности, в обладании модными  предметами. И это закономерно. Если принимать ценности «общества потребления», то само потребление, а точнее, демонстративное  потребление, будет уже выступать  определяющим фактором поведения молодого человека. Учитывая естественную склонность молодежи к такому показному потреблению (ввиду статусной неопределенности), этот тип потребительского поведения  должен очень быстро распространяться в молодежной среде.

И вот здесь необходимо заметить, что мода самым тесным образом связана именно с демонстративным  потреблением, поскольку, во-первых, демонстративность  вообще является одной из ее социальных характеристик, во-вторых, динамизм, связанный  с процессом демонстративного потребления, также относится к одной из особенностей модного процесса.

В итоге, внешняя норма  модного поведения воспринимается молодым человеком, становится его внутренней потребностью и, тем самым, превращается в ценность [11].

Однако мода обладает не только ценностной, но и нормативной  природой, которая также важна  в процессах социально-групповой  идентификации. Норма повелевает, позволяет действовать вполне определенным образом: она формируется как практическое наставление, правило, образец. Естественной реакцией интегрированной личности  на нарушение принятых норм (в том числе и в модном поведении) является проявление морального возмущения. В результате в группе изменяется благоприятная установка по отношению к, нарушившему норму. Существует несколько вариантов возможного проявления такого возмущения: уменьшение готовности к «сотрудничеству» с данным человеком (нарушителем) в достижении его целей; исчезновение уважения, которое, как известно, является важным элементом признания; в крайних случаях «разрушение» репутации, нарушившего нормы модного поведения, и присвоение ему статусной позиции «изгоя».

Как мы уже упоминали - человек  существо «социальное» и жить вне  общество и не включаться во все  изменения невозможно [11].

Молодежь в наибольшей степени вовлекается в пространство моды во время развлечений. Именно свободное время дает максимальную возможность для модного экспериментирования в области внешней формы выражения своей субъективности. Этот процесс зачастую происходит в тусовке, которая определяется Х. Пилкинготоном как «группа людей, собирающихся вместе и разделяющих определенные интересы». Именно в тусовке, которая формируется на основе общих интересов (спортивных, музыкальных и т.д.), происходит реализация общения. Тусовки становятся модной формой объединения молодежи, инструментом ее социализации, находясь вне сферы влияния. Именно здесь влияние модных стандартов поведения особенно велико.

 Отношение человека  к своему телу, облику непосредственно  влияет на идентичность. Именно  с приходом индустриального и  постиндустриального обществ становится  особенно важным то, как человек  выглядит, как он одет, как он  заботится о своем здоровье, меняется  отношение к телесному. Усиление  интереса к контролю за телом  - «культура свободного тела» - одно из модных направлений в поведении современной молодежи.

Мода играет значительную роль в невербальной коммуникации индивида с другими членами группы (и  с самими собой), в которой также  выражается стиль жизни. В данном случае индивид выступает как  исследователь окружающего мира и себя, поскольку при помощи моды он пытается выяснить, кем он является, какие ценности выражает вещами. С  другой стороны, следование моде доставляет молодому человеку удовольствие. Иногда при помощи демонстрации знаков моды индивид пытается выразить свое негативное отношение к ценностям общества потребления [11].

   В настоящее время  молодежь уделяет своему внешнему  виду более, чем предостаточно  своего внимания и более чем  предостаточно прилагает усилий, чтобы выглядеть модно и преуспевать  за всеми модными проявлениями  и новшествами. В нынешнее время  мода является «иконой» стиля  и возводится на пьедестал  для подражания и подчинения  ей. На фоне этого возникают  определенные амалии, которые воздействуют на молодежь  и приводят к возникновению ложных ценностей.

  Проявлением таких ложных ценностей свидетельствует возникновение таких проявлений как «вещизм», и так же «гедонизм», и характеризуется эго-ориентацией, в отношении к вещам. Если «гедонизм» характеризуется деятельностным отношением к вещам, то «вещизм» - потребительским, главное отношение к вещам проявляется в обладании ими.

В «активизме» и «прагматизме»  отношение к людям характеризуется  преобладанием Альтер-ориентации, выражаемой в направленности не только на себя (признании значимости своего Я), но и на других людей. Что касается отношения  к миру вещей, то для «активистов» оно выражается в действии, стремлении к преобразованиям, а для «прагматиков»  любое действие становится ценным в  силу своей полезности, оно должно приводить к обладанию [11].

Взаимосвязь стилей в моде и стилей жизни возможна только на основе единства ценностных оснований  формирования поколений. Современная  молодежь связана единством пережитых  событий и усвоенных ценностей. В процессе социализации индивид  вместе с модой усваивает и  ценности того времени, которые задают возможный спектр стилей жизни. В  дальнейшем он воспроизводит в действиях, поступках, в выборе социально значимых практик повседневной жизни, формирующих  его стиль жизни, ценности своего формативного периода. Так, мода 1950-х  гг. ярче других воплощала в себе ценности «вещизма», мода 1960-х гг. сформировалась под влиянием ценностей «активизма», ценности «гедонизма» нашли свое отражение в моде 1970-х гг., а  мода 1980-х гг. несла в своих  моделях ценности «прагматизма». Мода 2000 г. во многом детерминируется процессами глобализации (Интернет, мобильные  телефоны), высокой скоростью распространения  информации, мобильностью. Поэтому  жизненный стиль современной  молодежи (ориентированной, прежде всего, на внешние признаки идентификации), очевидно, будет включать в себя ценности «прагматизма» (в моде он оформляется  как стиль «унисекс), «вещизма» (обладание  знаками моды) и «гедонизма» (получение  удовольствия) с преимуществом последнего.

Участие молодежи в моде - это специфическая система взаимодействий, контактов, связей между субъектами модного поведения, т.е. это особый вид социальной коммуникации, знаковыми средствами которой выступают модные стандарты и модные объекты [11].

В процессе социализации в  молодежной среде мода в большей  степени проявляет свою коммуникативную  функцию, посредством которой регулирует всю сферу коммуникативного пространства общности. Как одна из знаковых систем, мода служит средством коммуникации между молодежью, она несет информацию о характере общения, существующего  между личностью и группой. Модная коммуникация состоит в том, что  от одних к другим передаются модные стандарты, т.е. определенные культурные образцы, наделяемые модными значениями. Вместе с этими стандартами происходит передача обозначаемых ими ценностей  моды.

Существенным становится понимание того, что производятся скорее не собственно модные объекты (модель), а модность - современность и оригинальность. Они выражают, соответственно, стремление к непохожести, индивидуальности, с одной стороны, и следование общему для всех духу времени - с другой. Модели поведения в СМИ, рекламе подаются не просто как объекты определенного свойства, качества, а как желаемый образ социального статуса, межличностных отношений.

Потребность в престиже, уважении и самоуважении относится  к числу важнейших потребностей человека. Потребление, в частности  потребление модной одежды, - одна из сфер, в которых эта потребность реализуется и удовлетворяется в модном поведении молодежи. Престиж служит одним из инструментов, посредством которых действуют социальные нормы: в нормальных условиях то, что и как выбирается (например, одежда), должно вызывать уважение как самого потребителя (внутренний престиж), так и его социальной среды (внешний престиж) [11].

Статусные потребности молодежи реализуются в демонстративном  потребительском поведении, которое  во многом определяется влиянием моды. В условиях массового производства и потребления модное поведение  молодежи выполняет «функции» идентификации  индивидов, утверждения их статусной  позиции, показателя социального положения  и поддержания жизненных стандартов групп.

Модные объекты всегда выступают в качестве знаков моды, выполняя функцию символа престижа. Следуя моде или выступая против нее, индивид либо обособляется от какой-либо социальной группы, либо уподобляется ей, отождествляя себя с нею и  получая новый, более выгодный для  себя статус. Поэтому приобретение модной вещи, следование модному стилю  поведения, общения осуществляется не столько ради утилитарно-практической, сколько ради социально-престижной задачи (в некоторых случаях обе  задачи могут совпадать).

 Конструирование социальной  идентичности современной молодежью  представляет собой процесс использования  таких предметов потребления,  как одежда, обувь, популярная  музыка или занятия определенным  видом спорта для обозначения  себя как члена той или иной  группы или, наоборот, - для подчеркивания своего пребывания вне ее [11].

Мода создает иллюзии. Она поддерживает статус личности благодаря  созданию иллюзий размера, веса, успеха, возраста, авторитетности. Другими  словами, мода в молодежной среде  дает возможность иллюзорного приобщения к более высокому социальному  статусу и является средством  повышения социального престижа.

В процессе социализации личность изменяет представление о своем  «Я», расширяя его за счет накопления социального опыта, идентификации  с определенной социальной группой. Все эти изменения находят  свое отражение в одежде, которую  выбирает молодежь, в характере отношения  к моде в целом.

 Мода может рассматриваться как один из каналов социализации молодежи, которая реализуется в таких сферах молодежной жизнедеятельности, как самореализация, досуг, творческая активность. От других видов социализации мода отличается тем, что она обращена на общедоступные культурные образцы [11].

Реализуя общественную потребность  в регулировании человеческого  поведения, ограничении его определенными  социальными рамками, мода широко использует индивидуальную потребность человека в «самовыражении» и утверждении  себя как определенной нравственной и эстетической ценности. Мода как  социальный регулятор удивительным образом сочетает в себе способ престижной идентификации и способ выражения  индивидуальной неповторимости, который  расширяется по мере духовного развития личности.

Более того, своим поведением люди отстаивают свою индивидуальность.

Исследования С.К. Снайдера показали, что людям нравится ощущать  себя неповторимыми. С развитием  коммуникаций меняется сущность моды, которая стремится превратиться в искусство самовыражения личности с помощью внешности. Молодежь чаще, чем взрослые, меняют одежду, так  как испытывают острую потребность  в изменении, познании себя с разных сторон. Это связано с определением жизненных и профессиональных планов и перспектив, сложившейся к этому  времени системы ценностных ориентации и общей направленностью личности. Изменения в структурных компонентах  личности могут повлечь за собой  и изменения в стиле. Действуя в определенных обстоятельствах, особенно в обстоятельствах, предполагающих заинтересованность во внимании и позитивной реакции окружающих, индивид вольно или невольно использует возможность  изменения некоторых деталей  своего внешнего облика для создания оптимального представления о себе. Здесь вполне возможна аналогия с  действием художника, «лепящего» положительный образ [11].

Информация о работе Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект