Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная функция. Подобно  другим многим знакам « мода служит средством взаимодействия индивидов. Социальных групп и обществ. Модная коммуникация состоит в том, что  от одних людей к другим передаются модные стандарты, а вместе с этими  стандартами происходит передача обозначаемых ими ценностей и выполняет независимую позитивную социальную функцию.

Функция социализации. Мода - одно из средств и способов приобщения индивида к культурному и социальному  опыту. Участие в моде связано  усвоением определенных социальных норм и ценностей. Плюс этой функции  в том, что хотя модные стандарты  и ценности носят нормативный  характер, степень принудительности , жесткости моды не очень велика.

Мода служит лучшим способом самореализации и самопрезентации  молодежи в обществе. С помощью  моды молодежь может выразить  и  выделить свое «Я» из общей массы  людей.

С другой стороны, мода играет важную роль в тех случаях, когда  индивид испытывает потребность  « скрыть» свое «Я», раствориться среди других индивидов, а воспроизведенные в это время стандарты моды позволяют индивиду сделаться незаметным.

Престижная функция. Мода - один из факторов повышения ими  понятия престижа тех или иных факторов, явлений, ценностей. « Вхождение  в моду»  и « выход из моды»  означают соответственно, повышение  ими понятия престижа определенных культурных образцов и обозначаемых ими ценностей.

 Функция психологической  разрядки. В современных условиях  эта функция особенно значима. 

Учитывая влияние разных негативных факторов (монотонный труд, однообразия городской среды, утомляемость нервной системы и психики), мода будет восприниматься как способ психологической разрядки.

И можем заметить, что  мода оказывает в обществе значительное количество функций которые различными способами проявляются в обществе.

 

 

 

2.2 Мода как  фактор идентификационных стратегий  и практик поведения современной  молодежи

 

 

           Объясняя моду как явление, сделаем акцент не ее психологической мотивированности  и социальной значимости. Мода как явление, является одной из весомых и значимых причин, которая в значительной мере влияет на поведение современной молодежи.  Нам известен тот факт, что мода сохраняет свою психологическую функцию, которая заключается в желании человека создать положительное представление о себе самом, и является  способом создания своеобразного образа.

 Американский ученый  Торстен Веблен выявил три  свойства моды:

1) Мода - это способ демонстрации богатства. Расходы на одежду представляют собой яркий пример демонстративного потребления. Одежда является материальным проявлением экономической состоятельности и тем показателем богатства, который сразу бросается в глаза. То, что дешево, не заслуживает внимания и не имеет значения.

2) Ношение модной одежды свидетельствует о том, что человеку не нужно зарабатывать себе на жизнь  и он не занят никаким производительным физическим трудом. Элегантная и аккуратная одежда тонкой работы говорит о праздной жизни ее владельца. Чем мене практичным и мене функциональным является предмет гардероба, тем большим весом он обладает в качестве символа высшего общества.

3)   Мода современна. Быть модным - значит соответствовать настоящему времени [1;cтр.39].

 Мода может так же воспринимается как форма ролевой игры, поскольку молодые люди стремятся найти способы утвердить свое постоянно развивающееся и изменяющееся «Я». По сравнению с прошлым, классовая принадлежность в современном обществе мене очевидна  и играет меньшую роль в самооценке человека и самоопределении личности. Стилевая дифференциация больше не служит для различения социальных классов, существует значительная межклассовая и внутриклассовая мобильность. В основе социальной идентичности, которая раньше строилась в зависимости от экономической и политической сфер, теперь находится нечто лежащее во  вне. Диана Крейн отмечает: «…. потребление культурных объектов, таких как модная одежда, играет все более важную роль в формировании личности индивидуума, в то время как удовлетворение материальных потребностей  и подражание высшим классам ушли на второй план». Индивидуальный стиль одежды помогает создать и постоянно поддерживать неповторимый образ, цель которого -  произвести определенное впечатление. В современном обществе нет единого правильного образа жизни, а существующее разнообразие освобождает человека от необходимости следовать традиции и позволяет ему делать собственный выбор, который в конечном итоге и формирует идентичность [1;стр.145].

Анализируя потребление  моды, мы должны принять во внимание  групповое сознание тех, кто принимает  и носит модную одежду. Массовое распространение  и потребление  моды  можно назвать коллективным поведением модного числа  людей  которые верят, что то, что они носят - мода. По мнению Курта и Глэдис Ланг, процесс создания моды - это элементарная форма коллективного поведения, неопределимая сила которого заключается в безусловном мнении анонимного большинства. Индивидуумы сталкиваются с общепринятыми нормами в одежде и просмотре телепередач, в журналах, фильмах, на улицах города  и оценивают собственное отношение к моде в свете того, что воспринимают извне [1;стр.149-150].

Как же проявляется  идентифицирование  себя как модного человека?  Все  предельно просто: существует соответствующая  динамическая потребительская  практика,  которая  предоставляется как  мониторинг модных процессов (чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач и т.д.), адаптацию модных новинок и применение их к собственным интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям и т.д. Обратная самоидентификация себя как человека, не подверженного влиянию моды, проявляется в  игнорировании этих модных процессов, и ориентирована на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д. [11]

 Моду можно представить  как процесс коллективного выбора из нескольких стилей  конкурирующих между собой вариантов и определение боле подходящего для себя по своим представлениям.

           Сегодня мода во многом объясняет мировоззрение современного человека. Она отражает различные потребности человека - творческое стремление «выделиться» и стремление «быть как все».

          Можем сделать вывод, что мода  становится  своего рода « крышей»  для молодых людей в обществе. Мода одним разом решает множество  психологических затруднений: придает  уверенности потребителю, так  как он будет уверен, что выглядит  не хуже остальных, и своего  рода является способом «слиться»  с преобладающей массой людей,  чтобы чувствовать себя спокойнее.  Так, что смотря какие цели  будет ставить перед собой  молодой человек, либо выделиться, либо быть просто незаметным, мода  все равно будет оказывать  на него свое непосредственное  влияние.

          Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой [11].

 Специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи (А.Б. Гофман). И это объясняет,  моду как одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Представители молодежи находятся на таком этапе социализации, когда общественные условия понимаются ими наиболее основательно, а их субъективная жизнь постоянно утрачивает равновесие. Именно в этот период модное поведение становится значимым, предоставляя возможности определения, фиксации и упрочнения предрасположений, установок, вкусов, интересов и потребностей молодого человека.

Однако не стоит забывать, что молодежь - основной стратегический ресурс. Поведение, цели и ценности современной молодежи - это индикатор состояния и функционирования в обществе самых различных институтов - семьи, образования, политической власти и многих других. Тем самым  мы понимаем, что изучение влияния моды на социальное поведение молодежи является актуальной задачей.  И еще мода может использоваться как один из способов манипуляции среди молодежи. Если самая яркая и следующая моде молодежь будет к примеру играть в футбол, пропагандировать здоровый образ жизни и участвовать в благотворительности, то есть возможность, что большинство молодежи будет следовать этому примеру, как проявлению моды и копировать сформировавшееся поведение [11].

Мода выступает как  норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а  периодически заменяется новым. Ее влияние  в  современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, определенным направлением и стилем моды в интерьере, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие  области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.

    В моде  отражаются   прежде всего ее культурные и нормативные аспекты: она является способом  идентификации личности с определенной социальной группой. Для многих людей, особенно тех, кто идет впереди моды, она служит важным способом  повышения социального статуса и престижа.

   Человек, который не подвергается  влиянию моды,  игнорирует всевозможные модные процессы, ориентируется на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.

Молодежь как субъект  модного поведения - это группа (общность), которая «осознает модные новинки, их социальную и личностную значимость», переживает по «этому поводу определенные эмоции, которые регулируют» его поведение, «приводят к отказу от диктата прежней моды» [11].

  Специфика условий  модного поведения формируется, с одной стороны, молодежной  средой; с другой - мода выступает как фактор социализации молодежи во многих сферах ее жизнедеятельности. К факторам внешнего влияния на модное поведение молодежи относится: социальная стратификация данного общества (принадлежность индивида к определенному классу), массовая коммуникация, культурная среда и референтные группы, которые являются ориентиром для поведения молодежи в модном пространстве.

  К личностным факторам  следования моде можно было  бы отнести такие характеристики, как своевременность, активность  жизненной позиции, адекватность  восприятия себя, других людей,  ситуации, устойчивая ценностная  система, относительная независимость  от других, уверенность в себе, креативность, в частности, гибкость (мобильность), индивидуальный механизм  присвоения модных ценностей.

 Активное участие молодежи  в моде во многом связано  со становлением своей идентичности. Именно в это время происходит  наиболее интенсивное освоение  социальных ролей, норм и ценностей [11].

          Идентичность социальна по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия людей и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации языка. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями.

К формам идентификации относятся: прямое отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом; причисление себя к определенной номинальной социальной группе причисление  себя к реальным социальным общностям, преимущественно основанным на совместной реальной деятельности .

Социальная идентификация  - процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в ходе социализации, посредством которого приобретаются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид [11].

Как отмечает В.А. Ядов, базисная социальная функция социальной идентификации  отражает включение в систему  социальных взаимосвязей, стремление индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту их жизненных интересов, основных потребностей в самосохранении, развитии и самовыражении перед лицом реальной и мнимой опасности ущемления базисных потребностей другими группами, общностями и составляющими их индивидами.

Положительной ролью идентификации является подражание как таковой, способное дать индивиду уверенность в том, что он не одинок. Тем самым подражание освобождает индивида «от мучений, связанных с выбором, и позволяет ему выступать просто в качестве творения группы». Напрашивается вывод, что подражание является также одним из основных составляющих моды как социального явления. Другими словами, мода самым активным образом участвует в процессах идентификации индивида, со своей социальной группой.

Однако мода не всегда является осознанным уподоблением и осознанным принятием системы ценностей. Она  связывает и обособляет людей  не благодаря внутренним убеждениям, а с помощью рефлекторных, неосознанных оценок, которые основываются на уровне общественного настроения  и  природе своей переменчивы, неосознанны и эмоциональны [11].

Итак, механизм воздействия  моды основывается на подражании, предполагающем воспроизведение молодежью поведения  другого субъекта. Подражание в моде имеет как положительные, так  и отрицательные стороны. С одной  стороны, имитация одного и того же модного образца поведения приводит в группе к унифицированию поведения  молодежи, а с другой - новые идеи, имеющие социальную ценность, эталонные социальные стандарты поведения или даже эталонный образ жизни могут быть распространены на широкую сферу имитации модного. Молодежь принимает их не потому, что видит в них ценность и полезность, а потому, что подражает им как модному. Но вместе с тем модными могут становиться и весьма сомнительные ценности, которые благодаря подражанию в моде приобретают массовый характер.

Заметим, что подражание в большей степени, чем заражение  или внушение и  находит свое проявление в группах. И поскольку речь идет об усвоении молодежью предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанных группой.

Информация о работе Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект