Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42
Коммуникативная функция. Подобно другим многим знакам « мода служит средством взаимодействия индивидов. Социальных групп и обществ. Модная коммуникация состоит в том, что от одних людей к другим передаются модные стандарты, а вместе с этими стандартами происходит передача обозначаемых ими ценностей и выполняет независимую позитивную социальную функцию.
Функция социализации. Мода - одно из средств и способов приобщения индивида к культурному и социальному опыту. Участие в моде связано усвоением определенных социальных норм и ценностей. Плюс этой функции в том, что хотя модные стандарты и ценности носят нормативный характер, степень принудительности , жесткости моды не очень велика.
Мода служит лучшим способом самореализации и самопрезентации молодежи в обществе. С помощью моды молодежь может выразить и выделить свое «Я» из общей массы людей.
С другой стороны, мода играет важную роль в тех случаях, когда индивид испытывает потребность « скрыть» свое «Я», раствориться среди других индивидов, а воспроизведенные в это время стандарты моды позволяют индивиду сделаться незаметным.
Престижная функция. Мода - один из факторов повышения ими понятия престижа тех или иных факторов, явлений, ценностей. « Вхождение в моду» и « выход из моды» означают соответственно, повышение ими понятия престижа определенных культурных образцов и обозначаемых ими ценностей.
Функция психологической разрядки. В современных условиях эта функция особенно значима.
Учитывая влияние разных негативных факторов (монотонный труд, однообразия городской среды, утомляемость нервной системы и психики), мода будет восприниматься как способ психологической разрядки.
И можем заметить, что
мода оказывает в обществе значительное
количество функций которые различными
способами проявляются в
2.2 Мода как
фактор идентификационных
Объясняя моду как явление, сделаем акцент не ее психологической мотивированности и социальной значимости. Мода как явление, является одной из весомых и значимых причин, которая в значительной мере влияет на поведение современной молодежи. Нам известен тот факт, что мода сохраняет свою психологическую функцию, которая заключается в желании человека создать положительное представление о себе самом, и является способом создания своеобразного образа.
Американский ученый Торстен Веблен выявил три свойства моды:
1) Мода - это способ демонстрации богатства. Расходы на одежду представляют собой яркий пример демонстративного потребления. Одежда является материальным проявлением экономической состоятельности и тем показателем богатства, который сразу бросается в глаза. То, что дешево, не заслуживает внимания и не имеет значения.
2) Ношение модной одежды свидетельствует о том, что человеку не нужно зарабатывать себе на жизнь и он не занят никаким производительным физическим трудом. Элегантная и аккуратная одежда тонкой работы говорит о праздной жизни ее владельца. Чем мене практичным и мене функциональным является предмет гардероба, тем большим весом он обладает в качестве символа высшего общества.
3) Мода современна. Быть модным - значит соответствовать настоящему времени [1;cтр.39].
Мода может так же воспринимается как форма ролевой игры, поскольку молодые люди стремятся найти способы утвердить свое постоянно развивающееся и изменяющееся «Я». По сравнению с прошлым, классовая принадлежность в современном обществе мене очевидна и играет меньшую роль в самооценке человека и самоопределении личности. Стилевая дифференциация больше не служит для различения социальных классов, существует значительная межклассовая и внутриклассовая мобильность. В основе социальной идентичности, которая раньше строилась в зависимости от экономической и политической сфер, теперь находится нечто лежащее во вне. Диана Крейн отмечает: «…. потребление культурных объектов, таких как модная одежда, играет все более важную роль в формировании личности индивидуума, в то время как удовлетворение материальных потребностей и подражание высшим классам ушли на второй план». Индивидуальный стиль одежды помогает создать и постоянно поддерживать неповторимый образ, цель которого - произвести определенное впечатление. В современном обществе нет единого правильного образа жизни, а существующее разнообразие освобождает человека от необходимости следовать традиции и позволяет ему делать собственный выбор, который в конечном итоге и формирует идентичность [1;стр.145].
Анализируя потребление моды, мы должны принять во внимание групповое сознание тех, кто принимает и носит модную одежду. Массовое распространение и потребление моды можно назвать коллективным поведением модного числа людей которые верят, что то, что они носят - мода. По мнению Курта и Глэдис Ланг, процесс создания моды - это элементарная форма коллективного поведения, неопределимая сила которого заключается в безусловном мнении анонимного большинства. Индивидуумы сталкиваются с общепринятыми нормами в одежде и просмотре телепередач, в журналах, фильмах, на улицах города и оценивают собственное отношение к моде в свете того, что воспринимают извне [1;стр.149-150].
Как же проявляется идентифицирование себя как модного человека? Все предельно просто: существует соответствующая динамическая потребительская практика, которая предоставляется как мониторинг модных процессов (чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач и т.д.), адаптацию модных новинок и применение их к собственным интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям и т.д. Обратная самоидентификация себя как человека, не подверженного влиянию моды, проявляется в игнорировании этих модных процессов, и ориентирована на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д. [11]
Моду можно представить
как процесс коллективного
Сегодня мода во многом объясняет мировоззрение современного человека. Она отражает различные потребности человека - творческое стремление «выделиться» и стремление «быть как все».
Можем сделать вывод, что мода
становится своего рода « крышей»
для молодых людей в обществе.
Мода одним разом решает
Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой [11].
Специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи (А.Б. Гофман). И это объясняет, моду как одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Представители молодежи находятся на таком этапе социализации, когда общественные условия понимаются ими наиболее основательно, а их субъективная жизнь постоянно утрачивает равновесие. Именно в этот период модное поведение становится значимым, предоставляя возможности определения, фиксации и упрочнения предрасположений, установок, вкусов, интересов и потребностей молодого человека.
Однако не стоит забывать, что молодежь - основной стратегический ресурс. Поведение, цели и ценности современной молодежи - это индикатор состояния и функционирования в обществе самых различных институтов - семьи, образования, политической власти и многих других. Тем самым мы понимаем, что изучение влияния моды на социальное поведение молодежи является актуальной задачей. И еще мода может использоваться как один из способов манипуляции среди молодежи. Если самая яркая и следующая моде молодежь будет к примеру играть в футбол, пропагандировать здоровый образ жизни и участвовать в благотворительности, то есть возможность, что большинство молодежи будет следовать этому примеру, как проявлению моды и копировать сформировавшееся поведение [11].
Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, определенным направлением и стилем моды в интерьере, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.
В моде отражаются прежде всего ее культурные и нормативные аспекты: она является способом идентификации личности с определенной социальной группой. Для многих людей, особенно тех, кто идет впереди моды, она служит важным способом повышения социального статуса и престижа.
Человек, который не подвергается влиянию моды, игнорирует всевозможные модные процессы, ориентируется на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.
Молодежь как субъект модного поведения - это группа (общность), которая «осознает модные новинки, их социальную и личностную значимость», переживает по «этому поводу определенные эмоции, которые регулируют» его поведение, «приводят к отказу от диктата прежней моды» [11].
Специфика условий модного поведения формируется, с одной стороны, молодежной средой; с другой - мода выступает как фактор социализации молодежи во многих сферах ее жизнедеятельности. К факторам внешнего влияния на модное поведение молодежи относится: социальная стратификация данного общества (принадлежность индивида к определенному классу), массовая коммуникация, культурная среда и референтные группы, которые являются ориентиром для поведения молодежи в модном пространстве.
К личностным факторам
следования моде можно было
бы отнести такие
Активное участие молодежи
в моде во многом связано
со становлением своей
Идентичность социальна по происхождению, так как формируется в результате взаимодействия людей и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации языка. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями.
К формам идентификации относятся: прямое отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом; причисление себя к определенной номинальной социальной группе причисление себя к реальным социальным общностям, преимущественно основанным на совместной реальной деятельности .
Социальная идентификация - процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящего в ходе социализации, посредством которого приобретаются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид [11].
Как отмечает В.А. Ядов, базисная социальная функция социальной идентификации отражает включение в систему социальных взаимосвязей, стремление индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту их жизненных интересов, основных потребностей в самосохранении, развитии и самовыражении перед лицом реальной и мнимой опасности ущемления базисных потребностей другими группами, общностями и составляющими их индивидами.
Положительной ролью идентификации является подражание как таковой, способное дать индивиду уверенность в том, что он не одинок. Тем самым подражание освобождает индивида «от мучений, связанных с выбором, и позволяет ему выступать просто в качестве творения группы». Напрашивается вывод, что подражание является также одним из основных составляющих моды как социального явления. Другими словами, мода самым активным образом участвует в процессах идентификации индивида, со своей социальной группой.
Однако мода не всегда является осознанным уподоблением и осознанным принятием системы ценностей. Она связывает и обособляет людей не благодаря внутренним убеждениям, а с помощью рефлекторных, неосознанных оценок, которые основываются на уровне общественного настроения и природе своей переменчивы, неосознанны и эмоциональны [11].
Итак, механизм воздействия
моды основывается на подражании, предполагающем
воспроизведение молодежью
Заметим, что подражание в большей степени, чем заражение или внушение и находит свое проявление в группах. И поскольку речь идет об усвоении молодежью предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанных группой.