Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, знаки в  системе моды либо указывают на связь  одежды с реальным миром, либо указывают  на их «модность».

Мода представляет собой  корпус, систему знаков, операцию по созданию очерченного пространства, где вещи конструируются как знаки. Она разворачивается как своего рода риторика вещей, некий справочный текст, который сосредотачивается  на организации означающих и приписывании им некоторых смыслов.

Жан Бодрийяр о моде как  феерии кодов. Идеи о моде проходят лейтмотивом в творчестве Бодрийяра, но обретают детальную разработку в  эссе «Мода, или феерия кода» (1976). Мода понимается им как универсальная  форма, в которой взаимообмениваются различные знаки. Бодрийяр понимает моду как знаковую систему.

Подходов и методов  изучения явления моды огромное количество, что позволяет нам более ясно представить, что же все-таки такое  мода, как она проявляется и  как влияет на поведение и жизнедеятельность  всего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОДА В СТРУКТУРЕ  МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ  ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

 

 

2.1 Социальные  функции моды в молодежной  среде

 

 

Бессмысленно было бы рассматривать  моду как значимое явление в обществе, зная о том,  что этот феномен  не играет никакой роли и не выполняет  никаких полезно-значимых функций  в обществе. Но у нас совершенно противоположная ситуация, так как  мода выполняет ряд функций, которые  тем или иным способом влияют на общественный процессы и социальную систему в целом.

Под социальной функцией в  социологии чаще всего понимают влияние  того или иного явления на социальную систему, его последствия для  социальной системы в целом. Соответственно, выявление социальных функций моды предполагает ответ на вопрос: что  она «делает» для социальной системы, какова ее роль в этой системе?

В самом общем виде можно  дать такой ответ на поставленный вопрос: «Мода регулирует поведение  индивидов и групп, составляющих социальную систему, и способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования». Но столь общего ответа, разумеется, недостаточно, тем более  что ту же или подобную функцию  выполняет практически любое  более или менее масштабное социокультурное  явление, существующее более или  менее продолжительное время. Названная  общая функция реализуется посредством  ряда частных функций, которые мы и постараемся здесь рассмотреть, не претендуя при этом ни на охват  всех функций, ни на полноту их анализа.

Обратимся вначале к уже  существующим трактовкам. Естественно, представление об основных функциях моды непосредственно вытекает из общей  концепции моды; иными словами, ответ  на вопрос « что она «делает» в  обществе?»  неразрывно связан с  ответом на вопрос, что она представляет собой по существу.

В донной работе мы будем  ссылаться на книгу А. Б. Гофмана  «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения».

         Так, например, интерпретация моды как преимущественно социально-статусного явления выдвигает на первый план функцию выражения социально-статусных различий.

Эгалитаристская концепция, моды подчеркивает ее уравнительную  функцию. Трактовка моды как явления  эстетического порождает представление  о том, что социально-коммуникативного явления ее основная функция - удовлетворение эстетической потребности [5].

Рассмотрение моды в качестве влечет за собой истолкование коммуникации как ее основной функции.

  Разнообразные психологические  трактовки акцентируют внимание  на роли моды в удовлетворении  тех или иных психических потребностей  человека: в новизне, самовыражении,  выражении бессознательных импульсов  (психоаналитические концепции)  и т.д.

  В свою очередь,  понимание функций моды часто  определяет понимание исследователем  ее сущности; иными словами, общая  концепция моды является преимущественно  функционалистской: через функции описывается мода как таковая [5].

  В конце 60-х годов  итог различных трактовок социальных  функций моды подвел известный  американский социолог и социальный  психолог Г. Блумер в «Международной  энциклопедии социальных наук»,  и с тех пор в изучении  этого вопроса не произошло  радикальных изменений. Отмечая  в целом, что вопрос о социальной  роли моды еще не получил  удовлетворительного ответа, Г. Блумер  следующим образом резюмирует  наиболее типичные трактовки  ее социальных функций. Мода  обеспечивает возможность:

1) безобидной игры фантазии  и каприза;

2) безболезненного и обоснованного  отказа от тирании обычая;

3) социально санкционированного  вторжения в сферу новизны;

4) демонстрации и выставления  напоказ своего я;

5) замаскированного выражения  сексуальных интересов;

6) вызывающей зависть  демаркации элитарных классов;

7) внешней и поддельной  идентификации людей, обладающих  низким

статусом, с высокостатусными группами.

Блумер считает, что на различных фазах своего развития «мода» служит различным целям, однако функция модного процесса не может  быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей». В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода. Исходя из этого, он выделяет три ее социальные функции, которым приписывает особое значение.

  Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее принятию. В противном случае, если бы различные конкурирующие между собой модели принимались в равной степени, возникала бы ситуация беспорядка и вавилонского столпотворения. В этом отношении мода в подвижном обществе выполняет ту же регулирующую функцию, что обычай в обществе неподвижном [5].

  Во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные культурные модели и подвергая их коллективному отбору, мода становится средством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру.

 В-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна.

 Уточняя регулятивное значение трех выделяемых им функций, Блумер отмечает, что «в областях жизни, в которых достоинства предложений не могут быть доказаны (а таких областей много), она (мода) обеспечивает упорядоченное движение и развитие» [5].

 Нижеследующее описание  социальных функций моды в целом существенно отличается от предыдущих описаний, хотя частично воспроизводит их в той или иной форме или же отталкивается от них.

 Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие и разнообразие, на наш взгляд, плодотворно рассматривать как две стороны одной и той же функции моды.

 В зависимости от критерия различения этих двух сторон, от фазы модного цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды.

 Функцию единообразия, как отмечалось, подчеркнул Г.Блумер. Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (художественный стиль, фасон одежды, материал, размер и т.д.) усваивается и принимается в качестве своего множеством индивидов, различными социальными группами и глобальными обществами. Наивысшая степень единообразия достигается на высшей фазе модного цикла, когда данный культурный образец, оказавшийся «в моде» (модный стандарт), охватывает максимум приверженцев. Поддерживаемое модой единообразие, как справедливо отметил Блумер, играет важную позитивную роль, обеспечивая согласие в современных условиях, когда различные культурные образцы конкурируют между собой. К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов между глобальными обществами, а это сегодня насущнейшая проблема [5].

  Именно за порождаемое  ею единообразие моду часто  критикуют, обвиняя ее в повсеместной  стандартизации и утверждении  одинаковых вкусов. По этому поводу  следует заметить, что без определенной  степени единообразия в культурных  образцах, в образе жизни, в  повседневном поведении социальная  жизнь вообще была бы невозможна. Некоторые ратуют за то, чтобы  каждый индивид «творчески» подходил  к проблемам повседневной жизни  и самостоятельно решал, что  и когда ему носить, что приобретать  из домашней обстановки и т.д.  В реальной же жизни нормальный  индивид осуществляет свой выбор  из образцов, предлагаемых обществом,  под влиянием общества и социальных  групп. Некоторые интериоризованные,  усвоенные культурные образцы,  регулирующие бытовую жизнедеятельность,  превращаются в повседневные  привычки, носят автоматический  характер и отнюдь не требуют  мобилизации творческого потенциала  личности, высвобождая его для  решения более серьезных задач.

 Инновационная функция  - одна из основных и наиболее  очевидных функций моды: то, что  мода несет с собой новизну,  знает каждый. Поскольку действие  моды распространяется на самые  различные сферы социально - экономической  и культурной жизни, постольку  она увеличивает инновационный  потенциал общества, готовность  к внедрению и принятию нововведений  в соответствующих сферах. Она  влияет на обновление промышленной  продукции, технологии, художественных  стилей и т.д. В каждом обществе, социальной группе, в каждом секторе  их жизнедеятельности существует  определенная степень готовности  к нововведениям - инновационности.  Мода - источник, результат и показатель  высокой степени инновационности.  Поскольку ритм социально-экономической  и культурной жизни неодинаков  в различные периоды, постольку  и степень инновационности одного  и того же общества или группы изменяется [5].

  Стимулируя инновационность,  мода способствует адаптации  общества, групп, индивидов к изменяющимся  условиям их существования, как  внутренним, так и внешним. Дело  не в том, что все предлагаемые  модой решения заведомо адекватны  этим условиям. Основное значение  имеет тот факт, что мода стимулирует  эвристическое, поисковое, экспериментальное  начало в обществе и культуре, развивает в социальной системе  готовность не только к собственно  модным, но и к другим видам  нововведений.

  Коммуникативная функция.  Все знаковые системы, функционирующие  в обществе, служат средством  коммуникации между людьми; мода - одна из таких систем. Коммуникация - одна из важнейших функций,  без которой человеческое общество  вообще невозможно.

  Подобно многим другим  знакам, «мода»  служит средством  взаимодействия индивидов, социальных  групп и обществ. Как уже  отмечалось, модная коммуникация  состоит в том, что от одних  людей к другим передаются  модные стандарты, «моды», т.е.  определенные культурные образцы,  наделяемые модными значениями. Вместе с этими стандартами  происходит передача обозначаемых  ими ценностей моды: «внутренних» (современности, универсальности,  игры и демонстративности) и стоящих за ними разнообразных «внешних» ценностей, выражающих глубинные потребности и стремления различных обществ, социальных групп и индивидов [5].

  Посредством участия  в моде индивиды отправляют  друг другу сообщения о своей  приверженности ее ценностям,  а также связывают их со  своей группой, профессией и  т.д. Эти сообщения выражают  образ идеального Я участника  моды. По данным социально-психологического  исследования, 50 девушек в возрасте 15-16 лет, которым было предложено  оценить рисунки современной  одежды, представили последнюю прежде  всего как средство сообщений  о ее носителе. Высокая оценка  определенной одежды связана  со сходством этих сообщений  с образом идеального Я субъекта  и главным образом с ее модностью.

  В процессе распространения,  восприятия и усвоения «мод»  происходит их реинтерпретация  в соответствии с собственными  денотативными («внешними») ценностями  воспринимающих эти «моды» обществ,  групп и индивидов. Таким образом, «моды», с одной стороны, усваиваются, с другой - модифицируются в зависимости от глубинных социальных, культурных и психических структур, в которые они включаются. Такое явление, впрочем, вообще характерно для распространения культурных образцов [5].

Модная коммуникация специфична постольку, поскольку специфична сама мода как социальное явление. Наиболее существенными особенностями модной коммуникации являются сравнительно частая смена сообщений и их широкое, иногда практически безграничное распространение. Механизмы, способы и каналы коммуникации в моде в значительной мере совпадают  с другими знаково-ценностными  системами. Подобно другим культурным образцам, модные стандарты и ценности передаются как через непосредственное взаимодействие (речь, жесты, мимика и  т.д.), так и через многообразные  специальные средства межличностной  и массовой коммуникации: от телефона до газеты и телевизора.

Информация о работе Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект