Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42
Таким образом, знаки в системе моды либо указывают на связь одежды с реальным миром, либо указывают на их «модность».
Мода представляет собой корпус, систему знаков, операцию по созданию очерченного пространства, где вещи конструируются как знаки. Она разворачивается как своего рода риторика вещей, некий справочный текст, который сосредотачивается на организации означающих и приписывании им некоторых смыслов.
Жан Бодрийяр о моде как феерии кодов. Идеи о моде проходят лейтмотивом в творчестве Бодрийяра, но обретают детальную разработку в эссе «Мода, или феерия кода» (1976). Мода понимается им как универсальная форма, в которой взаимообмениваются различные знаки. Бодрийяр понимает моду как знаковую систему.
Подходов и методов изучения явления моды огромное количество, что позволяет нам более ясно представить, что же все-таки такое мода, как она проявляется и как влияет на поведение и жизнедеятельность всего общества в целом.
2. МОДА В СТРУКТУРЕ
МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде
Бессмысленно было бы рассматривать моду как значимое явление в обществе, зная о том, что этот феномен не играет никакой роли и не выполняет никаких полезно-значимых функций в обществе. Но у нас совершенно противоположная ситуация, так как мода выполняет ряд функций, которые тем или иным способом влияют на общественный процессы и социальную систему в целом.
Под социальной функцией в социологии чаще всего понимают влияние того или иного явления на социальную систему, его последствия для социальной системы в целом. Соответственно, выявление социальных функций моды предполагает ответ на вопрос: что она «делает» для социальной системы, какова ее роль в этой системе?
В самом общем виде можно
дать такой ответ на поставленный
вопрос: «Мода регулирует поведение
индивидов и групп, составляющих
социальную систему, и способствует
адаптации последней к
Обратимся вначале к уже существующим трактовкам. Естественно, представление об основных функциях моды непосредственно вытекает из общей концепции моды; иными словами, ответ на вопрос « что она «делает» в обществе?» неразрывно связан с ответом на вопрос, что она представляет собой по существу.
В донной работе мы будем ссылаться на книгу А. Б. Гофмана «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения».
Так, например, интерпретация моды как преимущественно социально-статусного явления выдвигает на первый план функцию выражения социально-статусных различий.
Эгалитаристская концепция,
моды подчеркивает ее уравнительную
функцию. Трактовка моды как явления
эстетического порождает
Рассмотрение моды в качестве влечет за собой истолкование коммуникации как ее основной функции.
Разнообразные психологические
трактовки акцентируют
В свою очередь,
понимание функций моды часто
определяет понимание
В конце 60-х годов
итог различных трактовок
1) безобидной игры фантазии и каприза;
2) безболезненного и
3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;
4) демонстрации и выставления напоказ своего я;
5) замаскированного выражения сексуальных интересов;
6) вызывающей зависть демаркации элитарных классов;
7) внешней и поддельной
идентификации людей,
статусом, с высокостатусными группами.
Блумер считает, что на различных фазах своего развития «мода» служит различным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она «способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей». В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода. Исходя из этого, он выделяет три ее социальные функции, которым приписывает особое значение.
Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее принятию. В противном случае, если бы различные конкурирующие между собой модели принимались в равной степени, возникала бы ситуация беспорядка и вавилонского столпотворения. В этом отношении мода в подвижном обществе выполняет ту же регулирующую функцию, что обычай в обществе неподвижном [5].
Во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные культурные модели и подвергая их коллективному отбору, мода становится средством приспособления к изменяющемуся, непостоянному миру.
В-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неуместности прошлых «мод» понятна и естественна.
Уточняя регулятивное значение трех выделяемых им функций, Блумер отмечает, что «в областях жизни, в которых достоинства предложений не могут быть доказаны (а таких областей много), она (мода) обеспечивает упорядоченное движение и развитие» [5].
Нижеследующее описание социальных функций моды в целом существенно отличается от предыдущих описаний, хотя частично воспроизводит их в той или иной форме или же отталкивается от них.
Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие и разнообразие, на наш взгляд, плодотворно рассматривать как две стороны одной и той же функции моды.
В зависимости от критерия различения этих двух сторон, от фазы модного цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды.
Функцию единообразия, как отмечалось, подчеркнул Г.Блумер. Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (художественный стиль, фасон одежды, материал, размер и т.д.) усваивается и принимается в качестве своего множеством индивидов, различными социальными группами и глобальными обществами. Наивысшая степень единообразия достигается на высшей фазе модного цикла, когда данный культурный образец, оказавшийся «в моде» (модный стандарт), охватывает максимум приверженцев. Поддерживаемое модой единообразие, как справедливо отметил Блумер, играет важную позитивную роль, обеспечивая согласие в современных условиях, когда различные культурные образцы конкурируют между собой. К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов между глобальными обществами, а это сегодня насущнейшая проблема [5].
Именно за порождаемое
ею единообразие моду часто
критикуют, обвиняя ее в
Инновационная функция
- одна из основных и наиболее
очевидных функций моды: то, что
мода несет с собой новизну,
знает каждый. Поскольку действие
моды распространяется на
Стимулируя инновационность,
мода способствует адаптации
общества, групп, индивидов к
Коммуникативная функция.
Все знаковые системы,
Подобно многим другим
знакам, «мода» служит средством
взаимодействия индивидов,
Посредством участия
в моде индивиды отправляют
друг другу сообщения о своей
приверженности ее ценностям,
а также связывают их со
своей группой, профессией и
т.д. Эти сообщения выражают
образ идеального Я участника
моды. По данным социально-
В процессе распространения,
восприятия и усвоения «мод»
происходит их реинтерпретация
в соответствии с собственными
денотативными («внешними») ценностями
воспринимающих эти «моды»
Модная коммуникация специфична
постольку, поскольку специфична сама
мода как социальное явление. Наиболее
существенными особенностями