Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Мода же позволяет этого  достичь самым легким образом, т.е. через использование модных новинок  сконструировать свой индивидуальный имидж.

Большинство молодых людей  посредством модной одежды стремятся  подчеркнуть свою индивидуальность, с помощью модных вещей пытаются скрыть свои недостатки, создать новый  образ, произвести положительное впечатление  на окружающих, используют модную одежду лишь как средство привлечения внимания противоположного пола.

Мода действует в молодежной  среде как система «социального символизма», в рамках которого происходит выработка и использование знаков социального положения, регулирующих внутригрупповое и межгрупповое общение. В предметах моды, модных знаках  имеется дело с социальными  символами, выполняющими функции регуляции  отношений между людьми. Суть этой регуляции заключается в использовании  символических средств в целях  идентификации и установления «социальных  дистанций» общения между группами, занимающими различные позиции в социальной иерархии [11].

Подведем итоги. Мода - действительно обширное и значимое социальное явлении, потому, что проявляется исключительно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому, так непросто контролируется и поддается влиянию и изменениям. Это своего рода генератор ритма и ценностного ориентирования нашей современности. Быть модным - значит соответствовать своему времени, реальному настоящему.

Как нам удалось выявить, что сомой подверженной моде социальной группой является молодежь. Эту закономерность  обуславливается многими факторами, может в силу своего возраста, может  в силу того, что молодые люди придерживаются более активных жизненных  позиций, боле тонко  и боле быстро усваивают все новое и модное и зачастую сами являются провокаторами  возникновение этого нового, отличающегося  от предыдущего и являются более  подверженными модным проявлениям  и воздействиям.

Представители молодежи находятся  на таком этапе социализации своей  жизни, когда модное поведение становиться  значимым, предоставляя возможность  для самореализации и формирования личностного «Я».

Мода является способом упрочнения установок поведения, вкусов, интересов  молодых людей, особенно тех, кто  идет впереди моды. Мода служит важным способом идентификации личности с  определенной социальной группой, так  же для многих молодых людей это  способ повышения социального статуса  и престижа.

Не всегда стремление к  повышению престижа будет нести  в себе положительны проявления на людей в обществе. Стремление быть выше окружающих, успевать за модой, вести  праздную жизнь оставляет довольно глубокий отпечаток на развитии общества.

Проанализируем одно из проведенных  исследований в области изучения моды и ее влияния на развитие моральных  ценностей среди молодежи и развития общество в целом.

Л. И. Ятина в своей статье «Мода глазами социолога», выявляет закономерность влияния моды и престижа на отношение молодежи к различным  сферам деятельности общества [4].

 В социологии утвердилась практика интерпретации моды как специфического индикатора стратификации. Но превращение моды в индустрию делает модность составляющей престижа. Роль престижа как фактора стратификации в современную эпоху возрастает: если когда-то престиж мог быть прямым следствием богатства и власти, то теперь зачастую богатство и власть становятся следствием престижа.

Индустрия моды, «производя»  модность модели, придает ей социальный статус, т. е. положение, связанное с определенными общественно признаваемыми притязаниями на социальные блага. Модность предшествует престижу, престиж - богатству и авторитету.

В ходе описанного исследования предполагалось, что тем моделям, которым будут отдавать предпочтение,  будет  приписывать более высокий  социальный статус. В качестве выражения  социального статуса в исследовании автора,  рассматривался престиж  того или иного рода деятельности. Применительно к женщинам социальный статус определяется двумя факторами: ее родом деятельности и родом  деятельности ее мужа.

Проанализировав данные  полученные автором, мы делаем вывод, что престижной считается работа в так называемой новой экономике - в сфере бизнеса и финансов. Банковский работник, секретарь-референт, менеджер, бухгалтер составили в сумме абсолютное большинство. В современной экономической ситуации логично ожидать, что престижность прямо связана с доходностью того или иного вида деятельности. Однако идеал престижного занятия для женщин сложнее. Весьма интересном является определение, данное одной из респонденток из анкеты исследования проводимого автором : «Престижно работать где-нибудь в офисе с бумагами, быть красиво одетой и все время на людях». Здесь отчетливо просматривается общая для большинства молодежи позиция, что модными  и престижными являются те сферы деятельности которые не требуют приложения  физических усилий, а будут свидетельствовать а высоком занимаемом положении и автоматически переходить в статус престижных и модных[4].

Среди самых не престижных профессий оказались те, которые связаны с малоквалифицированным физическим трудом и мало оплачиваемыми должностями в общественном секторе экономики. Чаще всего упоминались рабочая,  дворник, уборщица, педагог в школе и детском саду, инженер.

Так же было замечено автором, что одна и та же профессия может быть престижным и не престижным занятием, в зависимости от того, каков статус предприятия, организации в целом. Быть врачом престижно в частной клинике и не престижно в районной поликлинике; престижно быть продавцом в фирменном магазине и не престижно в ларьке; престижно быть бухгалтером в коммерческой фирме и не престижно на заводе.

Анализ полученных данных полностью подтверждал гипотезу о том, что привлекательность модели непосредственно связана с престижностью приписываемых профессий.

Среди ассоциируемых моделью модных и престижных женских профессий преобладают: модельер, косметолог, продавец в фирменном магазине, фотомодель. Значительно реже данной модели приписывались не престижные профессии: водитель трамвая, маляр, уборщица, продавец в ларьке, медсестра [4].

Вывод, в принципе, печальный: тогда как общество «увлечено» индустрией моды как таковой, молодежь чаще ориентируется на статус престижной и модной профессии.

Эдентичная ситуация наблюдается  среди респондентов мужского пола. Престижной и модной, по мнению молодежи, являются руководящие должности, должности  в сфере бизнеса и совершенно не модными и не престижными являются такие профессии как врач, инженер, водитель, преподаватель.

Вывод очевиден – влияние  моды и престижа в современном  обществе -   колоссальное, и не всегда несет в себе положительные  черты.

Проделанный анализ позволяет  сделать вывод о том, что следование моде повышает в представлении людей  социальный статус индивида. Таким  образом, мода является своего рода фактором стратификации при прочих равных условиях. Этот фактор следует учитывать  при исследовании проблем стратификации  современного общества, не преувеличивая  и не преуменьшая значение моды для социальной дифференциации. В зависимости от ситуации исследования, модность может рассматриваться либо в качестве индикатора, либо в качестве составляющей престижа как фактора стратификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Мода всегда была предметом  заинтересованного отношения к  себе как со стороны профессиональных исследователей, так и со стороны всех тех кто не изолирован от общественной жизни. Ей восхищались, ее ненавидели, но общим для всех - было признание влияния моды на социум.

Мода – это своеобразный генератор современного поведения  и ценностных ориентиров современной  молодежи. Она решает ряд причин и оказывает огромное влияние  на формирование самореализации  и  социализации современной молодежи. В ходе работы мы все чаще убеждались, что в актуальности изучении этого  явления сомнений не может существовать, ведь от того, какие модные идеалы будут  присутствовать в обществе, будет  зависеть формирование в обществе моральных  принципов и ценностей.

   Мода действует главным образом в обществах и группах, где имеется хоть какое-то изобилие, избыточность благ, материальных и духовных. Она вносит вклад и в ориентацию на человеческие потребности, и в стимулирование нововведений, и в контакты с другими обществами, выполняет ряд важных социальных функций.

Как уже выше было сказано  – оснований для изучения такого феномена, как мода, более чем  предостаточно.

Глобальность и значение этого явления в том, что мода имеет прямое влияние и на экономическое и социальное развитие общества.

Нам удалось пронаблюдать тот факт что, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.

Поэтому в актуальности изучения данной темы не остается никаких сомнений.

Пришлось столкнуться  с проблематичностью определения понятия «мода», поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке. Договорились, что в самом широком смысле мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры».

История свидетельствует  о том, что мода явление далеко не совсем молодое, единственное, что  изменилось, это возможность в  современном обществе   участвовать  в формировании и существовании  моды абсолютно каждому человеку. Классовые границы сегодня размыты, и человек, стремясь выделиться из толпы, хочет подчеркнуть тонкую разницу, существующую между ним и другими. Вот чем стала мода в модернистском мире.

Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.

Каждый человек, так или  иначе, не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей  жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может  помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и  общества, без которого личность не существует.

Мода служит лучшим способом самореализации и самопрезентации  молодежи в обществе. С помощью  моды молодежь может выразить  и  выделить свое «Я» из общей массы  людей.

С другой стороны, мода играет важную роль в тех случаях, когда  индивид испытывает потребность  « скрыть» свое «Я», раствориться среди других индивидов, а воспроизведенные в это время стандарты моды позволяют индивиду сделаться незаметным.

Мода возникает преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. В процессе общения люди оказывают друг на друга влияние, как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам. Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Кавамур, Ю. Теория и практика создания моды / Ю.Кавамур; пер. А. Поплавской; под ред. А. Лебсак-Клейманс. - Минск: Гревцов Паблишер, 2009. - 192 с.
  2. Никитина, И.П. Философия искусства: учебное пособие / И.П. Никитина; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2010. - 748 с.
  3. Гурова, О.Ю. Социология моды: Обзор классических концепций / О.Ю. Гурова // СОЦИС. - 2011. - №8. - С. 71-82.
  4. Ятина, Л. И. Мода глазами социолога: результат эмпирических исследований / Л. И. Ятина // Журнал социологи и социальной антропологии. - 1988. -  T.1, №2.
  5. Гофман,  А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман // Документальные фильмы. Русская и зарубежная документалистика [Электронный ресурс]. - 2004. - Режим доступа: http://documental.su/popular_science_books/15282-gofman-a-b-moda-i-lyudi-2004-rtf . - Дата доступа: 17.04.2012.
  6. Грицанов, А.А. Мода // Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Москва, 2012. - Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/568/word/moda. - Дата доступа: 10.04.2012.
  7. Даль, В. Мода // В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. - Москва, 2012. - Режим доступа: http://vidahl.agava.ru/cgi-bin/dic.cgi?p=100&t=15773. - Дата доступа: 10.04.2012.
  8. Ожегов, С.И. Мода // Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. - Москва, 2012. - Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/16097.shtml. - Дата доступа: 10.04.2012.
  9. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества // Библиотека научной и студенческой информации [Электронный ресурс]. - Москва, 2008. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=474737. - Дата доступа: 02.05.2012.
  10. Все о моде (устами великих) // Fashion Bank [Электронный ресурс]. - Москва, 2007. - Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article2584.html. – Дата доступа: 10.05.2012.
  11. Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества // Мода и наука [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://одевайся-модно.рф/moda-obschestvo-modno/vliyanie-protsessov-sfere-modyi-sotsialnoe.html. - Дата доступа: 19.04.2012.

Информация о работе Роль моды в социокультурной идентификации современной молодежи: социологический аспект