Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
цель курсовой работы заключается в изучении и анализе материалов о моде как объекте социологического анализа.
В данной работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие моды, историю термина и истоки возникновения;
2) привести примерную классификацию социальных функций моды и ее роль в современном обществе;
3) обозначить характерные черты и специфику, формы проявления моды как фактора идентификаций и стратегий современной молодежи;
4) выявить и проанализировать влияние моды, как социального феномена на регуляцию поведения молодежи;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. МОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА……………...4
1.1 Основные характеристики моды как социального феномена…………..4
1.2 Анализ специфики социологических исследований моды…………….. 10
2. МОДА В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………….18
2.1 Социальные функции моды в молодежной среде………………………. 18
2.2 Мода как фактор идентификационных стратегий и практик поведения современной молодежи………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….... 42
Мода же позволяет этого достичь самым легким образом, т.е. через использование модных новинок сконструировать свой индивидуальный имидж.
Большинство молодых людей посредством модной одежды стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, с помощью модных вещей пытаются скрыть свои недостатки, создать новый образ, произвести положительное впечатление на окружающих, используют модную одежду лишь как средство привлечения внимания противоположного пола.
Мода действует в молодежной
среде как система «социального
символизма», в рамках которого происходит
выработка и использование
Подведем итоги. Мода - действительно обширное и значимое социальное явлении, потому, что проявляется исключительно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому, так непросто контролируется и поддается влиянию и изменениям. Это своего рода генератор ритма и ценностного ориентирования нашей современности. Быть модным - значит соответствовать своему времени, реальному настоящему.
Как нам удалось выявить,
что сомой подверженной моде социальной
группой является молодежь. Эту закономерность
обуславливается многими
Представители молодежи находятся на таком этапе социализации своей жизни, когда модное поведение становиться значимым, предоставляя возможность для самореализации и формирования личностного «Я».
Мода является способом упрочнения установок поведения, вкусов, интересов молодых людей, особенно тех, кто идет впереди моды. Мода служит важным способом идентификации личности с определенной социальной группой, так же для многих молодых людей это способ повышения социального статуса и престижа.
Не всегда стремление к повышению престижа будет нести в себе положительны проявления на людей в обществе. Стремление быть выше окружающих, успевать за модой, вести праздную жизнь оставляет довольно глубокий отпечаток на развитии общества.
Проанализируем одно из проведенных исследований в области изучения моды и ее влияния на развитие моральных ценностей среди молодежи и развития общество в целом.
Л. И. Ятина в своей статье «Мода глазами социолога», выявляет закономерность влияния моды и престижа на отношение молодежи к различным сферам деятельности общества [4].
В социологии утвердилась практика интерпретации моды как специфического индикатора стратификации. Но превращение моды в индустрию делает модность составляющей престижа. Роль престижа как фактора стратификации в современную эпоху возрастает: если когда-то престиж мог быть прямым следствием богатства и власти, то теперь зачастую богатство и власть становятся следствием престижа.
Индустрия моды, «производя» модность модели, придает ей социальный статус, т. е. положение, связанное с определенными общественно признаваемыми притязаниями на социальные блага. Модность предшествует престижу, престиж - богатству и авторитету.
В ходе описанного исследования
предполагалось, что тем моделям,
которым будут отдавать предпочтение,
будет приписывать более высокий
социальный статус. В качестве выражения
социального статуса в
Проанализировав данные полученные автором, мы делаем вывод, что престижной считается работа в так называемой новой экономике - в сфере бизнеса и финансов. Банковский работник, секретарь-референт, менеджер, бухгалтер составили в сумме абсолютное большинство. В современной экономической ситуации логично ожидать, что престижность прямо связана с доходностью того или иного вида деятельности. Однако идеал престижного занятия для женщин сложнее. Весьма интересном является определение, данное одной из респонденток из анкеты исследования проводимого автором : «Престижно работать где-нибудь в офисе с бумагами, быть красиво одетой и все время на людях». Здесь отчетливо просматривается общая для большинства молодежи позиция, что модными и престижными являются те сферы деятельности которые не требуют приложения физических усилий, а будут свидетельствовать а высоком занимаемом положении и автоматически переходить в статус престижных и модных[4].
Среди самых не престижных профессий оказались те, которые связаны с малоквалифицированным физическим трудом и мало оплачиваемыми должностями в общественном секторе экономики. Чаще всего упоминались рабочая, дворник, уборщица, педагог в школе и детском саду, инженер.
Так же было замечено автором, что одна и та же профессия может быть престижным и не престижным занятием, в зависимости от того, каков статус предприятия, организации в целом. Быть врачом престижно в частной клинике и не престижно в районной поликлинике; престижно быть продавцом в фирменном магазине и не престижно в ларьке; престижно быть бухгалтером в коммерческой фирме и не престижно на заводе.
Анализ полученных данных полностью подтверждал гипотезу о том, что привлекательность модели непосредственно связана с престижностью приписываемых профессий.
Среди ассоциируемых моделью модных и престижных женских профессий преобладают: модельер, косметолог, продавец в фирменном магазине, фотомодель. Значительно реже данной модели приписывались не престижные профессии: водитель трамвая, маляр, уборщица, продавец в ларьке, медсестра [4].
Вывод, в принципе, печальный: тогда как общество «увлечено» индустрией моды как таковой, молодежь чаще ориентируется на статус престижной и модной профессии.
Эдентичная ситуация наблюдается среди респондентов мужского пола. Престижной и модной, по мнению молодежи, являются руководящие должности, должности в сфере бизнеса и совершенно не модными и не престижными являются такие профессии как врач, инженер, водитель, преподаватель.
Вывод очевиден – влияние моды и престижа в современном обществе - колоссальное, и не всегда несет в себе положительные черты.
Проделанный анализ позволяет сделать вывод о том, что следование моде повышает в представлении людей социальный статус индивида. Таким образом, мода является своего рода фактором стратификации при прочих равных условиях. Этот фактор следует учитывать при исследовании проблем стратификации современного общества, не преувеличивая и не преуменьшая значение моды для социальной дифференциации. В зависимости от ситуации исследования, модность может рассматриваться либо в качестве индикатора, либо в качестве составляющей престижа как фактора стратификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мода всегда была предметом заинтересованного отношения к себе как со стороны профессиональных исследователей, так и со стороны всех тех кто не изолирован от общественной жизни. Ей восхищались, ее ненавидели, но общим для всех - было признание влияния моды на социум.
Мода – это своеобразный генератор современного поведения и ценностных ориентиров современной молодежи. Она решает ряд причин и оказывает огромное влияние на формирование самореализации и социализации современной молодежи. В ходе работы мы все чаще убеждались, что в актуальности изучении этого явления сомнений не может существовать, ведь от того, какие модные идеалы будут присутствовать в обществе, будет зависеть формирование в обществе моральных принципов и ценностей.
Мода действует главным образом в обществах и группах, где имеется хоть какое-то изобилие, избыточность благ, материальных и духовных. Она вносит вклад и в ориентацию на человеческие потребности, и в стимулирование нововведений, и в контакты с другими обществами, выполняет ряд важных социальных функций.
Как уже выше было сказано – оснований для изучения такого феномена, как мода, более чем предостаточно.
Глобальность и значение этого явления в том, что мода имеет прямое влияние и на экономическое и социальное развитие общества.
Нам удалось пронаблюдать тот факт что, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Поэтому в актуальности изучения данной темы не остается никаких сомнений.
Пришлось столкнуться с проблематичностью определения понятия «мода», поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке. Договорились, что в самом широком смысле мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры».
История свидетельствует о том, что мода явление далеко не совсем молодое, единственное, что изменилось, это возможность в современном обществе участвовать в формировании и существовании моды абсолютно каждому человеку. Классовые границы сегодня размыты, и человек, стремясь выделиться из толпы, хочет подчеркнуть тонкую разницу, существующую между ним и другими. Вот чем стала мода в модернистском мире.
Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.
Каждый человек, так или иначе, не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между различными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интересах развития личности и общества, без которого личность не существует.
Мода служит лучшим способом самореализации и самопрезентации молодежи в обществе. С помощью моды молодежь может выразить и выделить свое «Я» из общей массы людей.
С другой стороны, мода играет важную роль в тех случаях, когда индивид испытывает потребность « скрыть» свое «Я», раствориться среди других индивидов, а воспроизведенные в это время стандарты моды позволяют индивиду сделаться незаметным.
Мода возникает преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. В процессе общения люди оказывают друг на друга влияние, как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам. Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ