Роль социального обеспечения в государственной службе на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 07:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ совершенствования деятельности социального обеспечения в государственной службе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать роль социального обеспечения в жизни общества;
рассмотреть гарантии и права граждан в области социальной защиты;
получить представление о правах работников ИФНС на социальное обеспечение;
изучить работу ИФНС в структуре социального обеспечения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….………...3
1 Роль социального обеспечения в жизни общества……………………………..…..….....5
1.2 Гарантии и права граждан в области социальной защиты…………………………...5
1.3 Социальное обеспечение для работников ИФНС…………………………………...18
2 Анализ деятельности ИФНС в структуре социального обеспечения ………………....24
2.1 Взаимодействие ИФНС с организациями, предоставляющими социальную поддержку населению в НГО ………………………………………………...……….…24
2.2 Выявление проблем в деятельности ИФНС по вопросам связанным с социальным обеспечением……………………………………………………………………….…28
2.3 Возможные пути решения проблем в области социального обеспечения при помощи ИФНС …………………………………………………………………………..…32
3 Направление совершенствования деятельности социального обеспечения в государственной службе на примере ИФНС в городе Находка………………………………..…34
3.1 Предложение о внесении изменений в законодательство для улучшения работы системы социального обеспечения…………………………………………...……...34
3.2 Ожидание результата от предложенных изменений……………………….………..45
Заключение………………………………………………………………………………....49
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Maximova.docx

— 139.85 Кб (Скачать файл)

Конституция закрепляет также правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно; право на защиту от безработицы; материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Каковы же роль государства в обеспечении беспрепятственного осуществления каждым конституционного права на социальное обеспечение и основные направления его социальной политики в данной сфере?

Прежде всего это организация и обеспечение финансирования соответствующей общефедеральной системы социального обеспечения, гарантированность ее бесперебойного функционирования. Это глобальное направление в социальной политике государства.

Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления:

  • организационно-управленческих основ системы социального обеспечения;
  • финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения;
  • собственно системы материального обеспечения и социального обслуживания граждан в порядке их социального обеспечения;
  • правового механизма защиты нарушенного права.

Реализация данного направления в социальной политике находит свое отражение в соответствующей деятельности государства по формированию систем государственного пенсионного обеспечения, социальных пособий, социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных; других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ именно государственные пенсии, пособия, социальные службы являются гарантиями социальной защиты.

Кроме того, системы социальной защиты включают в себя наряду с собственно государственными и иные системы, функционирующие на основе добровольного социального страхования, в виде дополнительных форм социального обеспечения и даже благотворительности.

Следовательно, роль государства и здесь важна, ибо только в общегосударственном масштабе может быть закреплен режим наибольшего благоприятствования для развития негосударственных форм социального обеспечения, которые в сочетании с государственным социальным обеспечением усилят социальную защищенность человека.

Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Экономические блага – это результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача государства – стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики.

Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Распределение соответствующих благ через систему государственного социального обеспечения, когда гарантом такого обеспечения выступает само государство, объективно требует аккумуляции средств в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус. Однако в условиях рыночной экономики принципиально меняются организационно-правовые способы аккумуляции таких средств. Экономика, сориентированная на рынок, предполагает не только рынок товаров, капитала, ценных бумаг, но и рынок труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными), рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы. Это означает, что финансовое бремя по осуществлению социального обеспечения работника должны нести в основном работодатели и лишь частично сами работники и государство, которое законодательно определяет соответствующие обязательства, связанные с установлением размеров платежей в особые (страховые) фонды, и порядок их уплаты. Государство создает страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы России: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов призваны гарантировать выплату пенсий, пособий, профессиональную подготовку и переподготовку, медико-социальную помощь на условиях и по нормам, закрепленным в федеральных законах.

Наряду с организацией социального обеспечения работника, государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью государство должно выделять в составе государственного бюджета соответствующие средства, за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам, также закрепленным в федеральном законе.

Гарантированность права граждан на социальное обеспечение зависит не только от способов организации и финансирования систем социального обеспечения, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как: охват социальным обеспечением всего населения или лишь отдельных его социальных групп; предоставление социального обеспечения во всех случаях нуждаемости человека в социальной поддержке по независящим от него причинам либо лишь в некоторых из них; предоставление социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей человека, либо только в виде денежных выплат; социально справедливое нормирование уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека либо без учета такового; простота и доступность реализации каждым права на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае его нарушения.

Роль государства как раз и заключается в том, насколько оптимально оно решает названные проблемы в системах материального обеспечения и социального обслуживания населения. Именно эти системы закрепляют круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспечения, который должен гарантировать каждому достойные условия жизни; условия предоставления обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения; процедуру обращения за реализацией права и порядок принятия решения компетентным органом о назначении той или иной денежной выплаты или о предоставлении той или иной социальной услуги; способ защиты нарушенного права.

Оценивая роль российского государства в реализации права граждан на социальное обеспечение на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства.

Прежде всего, об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень социального обеспечения, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предусмотрено в Конституции страны; задержки в выплате пенсий, когда нарушается регулярность предоставления единственного для значительной части получателей пенсий источника средств существования. Стала обычной ситуация, когда принимаются законы, указы, другие акты, нормы которых не применяются. Все это отрицательно сказывается на доверии населения к государству, подрывает авторитет власти, создает социальную напряженность в обществе.

Таким образом, роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого.

Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством. На данном этапе экономического состояния страны такая перспектива представляется весьма отдаленной, что, по существу, дискредитирует Конституцию страны, нормы которой являются нормами прямого действия.

Осуществление конституционного права на социальную защиту может быть организовано в государственных и негосударственных формах, которые размежевываются по таким признакам, как субъекты обеспечения, источника и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий, виды обеспечения, условия и размеры обеспечения, органы, которые предоставляют обеспечение. Социальное обеспечение выступает в нескольких организационно-правовых формах и видах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий граждан.

Одной из форм социального обеспечения, что выдержала испытание временами, является страхование: обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное государственное социальное страхование в случае временной неработоспособности, страхование на случай безработицы и в случае несчастного случая или профессионального заболевания. Обязательное государственное социальное страхование распространяется на лица, которые работают за наймом, и другие лица, которые определены законом. Для финансирования государственного социального страхования созданы соответствующие фонды, которые функционируют как внебюджетные самоуправные финансовые системы.

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Эта система охватывает определенную группу субъектов. За счет средств из Государственного бюджета осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих, предоставляются многочисленные виды помощи семьям с детьми, а также расходы на профессиональную учебу и трудоустройство инвалидов, обеспечения средствами передвижения.

Обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Помощь предоставляется избирательно, учитывается диагноз и материальное состояние потерпевших.

Содержание неработоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения. Такое содержание является самостоятельной формой социального обеспечения, которое происходит за счет прямых ассигнований из бюджета, и принадлежат к сфере услуг для людей преклонных лет (пребывание в домах-интернатах и надомное обслуживание неработоспособных).

Субъектами социальной помощи следует признавать лишь лица, которые нуждаются в такой помощи, исходя из состояния их нищенства (уровень доходов не достигает прожиточного минимума). Право на социальную помощь не обусловливается трудовой деятельностью или уплатой страховых взносов. Поэтому финансирование этой формы возможно только за счет бюджетов разных уровней. Следовательно, это относительно новая форма помощи конкретным неработоспособным или малообеспеченным в зависимости от уровня их обеспеченности и возможностей государства.

Негосударственная пенсия отличается от государственной тем, что ее размер можно установить по собственному желанию. Вкладчики средств в негосударственные фонды не избавляются государственных пенсий, а лишь получают к ним дополнения.

Названные организационно-правовые формы социального обеспечения дополняют друг друга и складывают систему социальной защиты населения.

Социальное обеспечение выражается в определенных денежных суммах или в форме материальных и культурно-бытовых благ и услуг, которые предоставляются отдельным категориям граждан. Перечень видов обеспечения определен Конституцией России. Денежные суммы выплачиваются, как правило, в виде пенсий и помощи.

 

Пенсии – это регулярные денежные выплаты, которые получают граждане от государства и специальных фондов после достижения установленного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет. Их характерными признаками являются:

  • денежные выплаты по возрасту и в случае неработоспособности, когда лицо освобождается от обязанности работать или не может работать по состоянию здоровья;
  • выплаты из специальных фондов;
  • размер зависит в основном от получаемого заработка.

Помощи – это такие денежные выплаты (кроме пенсий) гражданам в случаях, предвиденных законом, что предоставляются из фондов социального страхования и за счет государственного бюджета. Виды помощи отличаются между собой их непосредственной целью и рядом юридических признаков. Помощи можно классифицировать за периодичностью выплат (одноразовые и регулярные), за их целью (в случае временной неработоспособности, в связи с рождением ребенка).

Третьим видом социального обеспечения являются социальные услуги и льготы бытового характера. Социальные услуги – это комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи с целью улучшения или воссоздания их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни. Основными формами предоставления социальных услуг являются материальная помощь и социальное обслуживание.

Информация о работе Роль социального обеспечения в государственной службе на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края