Роль социального обеспечения в государственной службе на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 07:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ совершенствования деятельности социального обеспечения в государственной службе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать роль социального обеспечения в жизни общества;
рассмотреть гарантии и права граждан в области социальной защиты;
получить представление о правах работников ИФНС на социальное обеспечение;
изучить работу ИФНС в структуре социального обеспечения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……….………...3
1 Роль социального обеспечения в жизни общества……………………………..…..….....5
1.2 Гарантии и права граждан в области социальной защиты…………………………...5
1.3 Социальное обеспечение для работников ИФНС…………………………………...18
2 Анализ деятельности ИФНС в структуре социального обеспечения ………………....24
2.1 Взаимодействие ИФНС с организациями, предоставляющими социальную поддержку населению в НГО ………………………………………………...……….…24
2.2 Выявление проблем в деятельности ИФНС по вопросам связанным с социальным обеспечением……………………………………………………………………….…28
2.3 Возможные пути решения проблем в области социального обеспечения при помощи ИФНС …………………………………………………………………………..…32
3 Направление совершенствования деятельности социального обеспечения в государственной службе на примере ИФНС в городе Находка………………………………..…34
3.1 Предложение о внесении изменений в законодательство для улучшения работы системы социального обеспечения…………………………………………...……...34
3.2 Ожидание результата от предложенных изменений……………………….………..45
Заключение………………………………………………………………………………....49
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

diplom_Maximova.docx

— 139.85 Кб (Скачать файл)

Социальное сиротство, бездомность, ограниченный доступ к общественным благам и общественной жизни для инвалидов – вот лишь некоторые из проблем, решение которых выходит сегодня за пределы сферы деятельности органов социальной защиты.

Нередко в таких смежных вопросах уровень межведомственной координации низок, а сам факт межведомственной разобщенности становится барьером, не позволяющим целевым группам получить полный комплекс услуг, требуемых для решения их проблем. Поэтому в данной сфере требуется разработка межведомственных целевых программ, направленных на решение социальных проблем, носящих комплексный характер и требующих объединения усилий различных ведомств. Основными критериями формирования межведомственных целевых программ должны стать:

  • наличие у жителей региона связанных с несоблюдением их конкретных социальных прав общих социальных проблем, для решения которых требуются усилия различных органов государственной власти;
  • возможность измерения и оценки масштабов (характера, уровня) проблем с целью выработки целевых программных показателей, определения объемов ресурсов, необходимых для решения проблемы;
  • возможность учета роли и вклада в решение проблемы каждого вовлекаемого в программу ведомства.

В качестве примеров межведомственных целевых программ в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения на уровне субъекта Российской Федерации можно привести программы:

  • сокращения бедности (требует объединения усилий органов занятости, социальной защиты населения, образования, культуры, объединений работодателей, профсоюзов и др.);
  • реабилитации инвалидов (требует интеграции усилий органов занятости, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, объединений работодателей, профсоюзов и пр.);
  • профилактики и сокращения бездомности, социального сиротства (требует интеграции усилий органов социальной защиты населения, образования, внутренних дел, юстиции и т. д.).

В этой связи необходимо отметить, что принятие Федерального закона от 8.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» значительно облегчило решение всех вышеуказанных проблем.

Кроме того, объективные факторы, наблюдаемые во многих регионах России, в частности убыль населения, его старение, а также высокая доля трудоспособного населения среди малоимущих, свидетельствуют о необходимости значительного усиления межведомственного взаимодействия работы органов социальной защиты и служб занятости по оказанию помощи малоимущим, а также по развитию рынков труда на местах. Объединение усилий по содействию занятости и социальной поддержке уязвимых групп населения может быть осуществлено на уровне субъекта Российской Федерации по следующим стратегическим направлениям:

  • создание единой региональной базы данных получателей социальной помощи, в которую должны быть включены все категории клиентов как по линии службы занятости, так и по линии социальной защиты;
  • унификация форм и процедур обмена информацией об участниках программ служб занятости и социальной защиты, не противоречащая действующему законодательству;
  • внедрение принципов «одного окна» для всех, кто обращается за поддержкой в органы соцзащиты и службу;
  • ознакомление сотрудников каждой программы, ведущих первичный прием, с другими программами социальной помощи и социальных услуг, в том числе обучение сотрудника тому, как проводить интервью с заявителями об их ситуации в целом и информировать о других релевантных программах; разработка по каждой программе материалов для раздачи заявителям;
  • формирование и утверждение единых приоритетов развития программ службы занятости и социальной защиты в целях помощи бедным группам населения;
  • внедрение систем контроля качества в таких сферах деятельности, как прием клиентов, определение возможности участия клиентов в активных программах на рынке труда, деятельности др.

В ряде случаев целесообразно говорить не только и не столько о межведомственном взаимодействии, сколько о концентрации функций, связанных с социальной защитой целевых групп, именно в ведомстве социальной защиты, с соответствующим перераспределением ролей других ведомств, а также перераспределением персонала, оборудования и прочих ресурсов для оптимального решения социальных задач и сосредоточения ответственности «в одних руках».

Это позволит не только повысить качество учета, отчетности, работы с населением, но и высвободит ресурсы других ведомств (в частности, управлений или департаментов образования и здравоохранения), необходимые для выполнения их прямых функциональных обязанностей.

Построение комплексной системы мониторинга в отрасли социальной защиты населения должно включать в себя несколько ключевых стадий:

  • Разработка и утверждение единой системы индикаторов мониторинга.
  • Развитие баз данных, систем информационного обеспечения.
  • Проведение социологических обследований получателей пособий.
  • Сотрудничество с органами статистики.

Социальный аудит применительно к цели и задачам концепции повышения эффективности бюджетных расходов на социальную защиту населения рассматривается как деятельность, направленная на совершенствование условий предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки уязвимых групп населения, установленных законодательством, путем анализа существующей практики и выработки обоснованных рекомендаций.

Объектом социального аудита в зависимости от конкретных, предварительно установленных целей и задач могут быть:

  • деятельность учреждений, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному в области социальной защиты населения;
  • деятельность исполнителей/подрядчиков государственного или муниципального социального заказа по исполнению заключенных ими договоров/контрактов;
  • продукция определенной категории (товары, работы или услуги), закупленная в течение определенного периода (календарный/финансовый год, полугодие) в рамках государственного/муниципального социального заказа.

Социальный аудит проводится отвечающими квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, физическими лицами и/или юридическими лицами – коммерческими или некоммерческими организациями.

Целью социального аудита является получение заключения независимого аудитора относительно существующей практики формирования и реализации мероприятий и целевых программ в области социальной защиты населения.

Результатом проведения социального аудита является подготовка и представление аудитором аудиторского отчета, содержащего описание проведенной работы, используемых при ее выполнении методов, документов и материалов, основных полученных результатов и рекомендаций.

Помимо изменений в структуре органов управления социальной защитой населения необходимо изучить специфику существующих норм и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на очевидные достоинства нового социального законодательства, оно не отвечало современным требованиям развитого общества. Во многом только что принятые законы носили декларативный отсылочный характер к тем нормативным актам, которые еще не приняты и, как следствие, не имели прямого действия. В конечном итоге такая практика снижала уровень социальной защищенности граждан и эффективность процесса становления отрасли.

Появилась потребность в новом механизме государственного правового регулирования в социальной сфере, который позволил бы обеспечить баланс между федеральным и региональным законодательством.

Упорядочению данного процесса способствовало внесение изменений в федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В результате социальная защита населения выведена из сферы компетенции органов местного самоуправления, основная социальная нагрузка и ответственность возложена на властные региональные структуры.

Наиболее острой проблемой, серьезно влияющей на процесс формирования и развития новой системы, стали противоречия нормативного характера.

Во-первых, проблема разграничения полномочий в области социальной защиты. В законах зачастую использовалось обобщенное понятие «органы государственной власти» без выделения федерального и субфедерального уровней. Отсутствовала регламентация оказания видов социальной защиты населению, не было указания на компетенцию каждого уровня управления в организации социальной защиты, равно как и в части объема социальных услуг и социальной помощи, качества социального обслуживания, что, безусловно, сказывалось на реализации социальных гарантий гражданам России.

Во-вторых, требовали отдельного согласования многие направления совместной деятельности в сфере социальной защиты, которые были отнесены к предметам совместного ведения между федеральным центром и регионами, до момента изменения законов.

Возникла реальная необходимость уточнения правового поля и границ компетенции в условиях разграничения полномочий формирующейся системы социальной защиты.

Исходя из вышеизложенного, предлагается внести изменения в социальное законодательство. Это, прежде всего, относится к пособиям гражданам, имеющим детей, ежемесячным денежным выплатам отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, введению монетизации льгот, а также предоставлению социальных гарантий и помощи так называемым социально исключенным группам населения.

3.2 Ожидание результата  от предложенных изменений

Система социальной защиты населения Российской федерации постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм и механизмов защиты населения от социальных рисков. Социальная защита населения имеет все основания называться рыночной, демократической и находиться в процессе формирования.

Макроэкономические показатели, которые характеризуют ее деятельность (уровень и качество жизни, масштабы бедности, уровень рождаемости и смертности, продолжительность жизни и состояние здоровья народа, доступ к социальным услуга) не позволяют сделать вывод о том что, система социальной защиты населения справляется со стоящими перед ней проблемами.

Российская модель, ориентируясь на либеральную, не дала желаемых результатов. Труд российского работника существенно недооценен, немалая часть работников бюджетной сферы имеет заработную плату на уровне прожиточного минимума, та же ситуация с пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями – пенсии и пособия не дотягивают до прожиточного минимума. Наибольшая часть населения РФ зависит от государственных трансфертов.

В современной России действуют институты и инструменты социальной защиты. Надо оптимально и четко распределить ответственность институтов социальной защиты за противостояния существующим и возникающим проблемам. Ведь одной и той же проблеме можно противостоять, используя разные механизмы. Например, проблема безработицы. Необходимо определить доминирующий субъект, который возьмет на себя ответственность за социальную защиту населения. Внутри института социальной защиты также необходимо произвести упорядочение: разграничение функций и полномочий, экономических основ между субъектами всех уровней власти. А также между государственными институтами социальной защиты: государственной социальной помощью, государственным обеспечением и обязательным социальным страхованием.

Реформирование системы социального страхования представляется важнейшим вкладом в построении эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации. Поэтому ведущим механизмом социальной защиты в России должно стать именно обязательное социальное страхование как страхование принудительное, под надзором государства и с государственными гарантиями. Государственная социальная помощь не менее важный субъект-институт социальной защиты, должен обеспечивать поддержку неохваченную социальным страхованием. Неэффективность института социального страхования в современной России обеспечивает перегрузку системы социальной помощи, финансируемой из консолидированного бюджета. В результате целы ряд социальных проблем, блокируемых в социальных государствах механизмами коллективной самозащиты, у нас находится в сфере ответственности национальной солидарности, что снижает эффективность деятельности всей системы социальной защиты населения.

Социальная помощь должна максимально приблизиться к объекту – неспособному к самообеспечению человека, поэтому основное внимание должно быть направлено на муниципальный уровень с соответствующими полномочиями. В сфере социального обслуживания необходимо обеспечить достижение уровня услуг по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, предоставляющих населению гарантированную государством степень социальной защиты. Целесообразно постепенное перемещение центра тяжести социального обслуживания в сферу гражданских инициатив (государственный, муниципальный заказ), расширение предоставления социальных услуг на дому вместо механического наращивания количества государственных учреждения социального обслуживания.

Информация о работе Роль социального обеспечения в государственной службе на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края