Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
Современный этап истории белорусской государственности нач. с 90-х годов XX века и является этапом формирования идеологии белорусского государства. Начало этого этапа имеет точную дату – 27 июля 1990 г. Именно в этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. С этого времени в истории идеологии белорусского государства начинают объективно складываться две взаимосвязанные возможности – варианты ее дальнейшего развития: вариант, связанный со строительством независимого самостоятельного государства и формированием ИБГ и вариант, связанный с вхождением Беларуси в новые союзы с бывшими республиками СССР, прежде всего строительством союзного государства с Российской Федерацией и формированием идеологии единого союзного государства.
Стратегическим курсом развития современного белорусского государства является построение союзного государства с Российской Федерацией.
Не раскрывая всего
богатства идеологии
Другим источником вычленения идеологических констант белорусского государства должно быть осмысление практики, проведение современных рыночных преобразований.
Еще одним источником вычленения
идеологии белорусского государства
может стать понимание того обстоятельства,
что возможности выхода из духовного
кризиса тесно связаны с
Важным источником формирования
современной идеологии
Одной из важнейших сфер национальных интересов в современную эпоху глобализации становится защита духовной безопасности.
Изучая ИБГ, нельзя также забывать о том, что мы живем в уходящую в забвение эпоху постмодернизма.
Исторический опыт Беларуси
показывает, что в тяжелых кризисных
ситуациях народ спасается
Белорусы по праву гордятся такими своими национальными чертами, как: трудолюбие, веротерпимость, совестливость, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие, готовность прийти на помощь, толерантность и «памяркоунасць».
2.
Предмет курса идеологии
Предмет курса
любая идеология выступает
как упорядоченная совокупность
идей, посредством которых
Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:
Способ взаимодействия элементов системы показывает, что, если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.
Функция легитимациивыражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть. Политическая идеология должна овладеть массовым сознанием, внедрить в него определенные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего развития общества, сформировать позитивный образ предлагаемой или проводимой политической линии и политических сил, которые хотят реализовать данный курс.
Интегративная функция
идеологии заключается в том, что идеология
сплачивает определенную социально-политическую
общность, формирует политическое сообщество,
способствует возникновению чувства коллективного
«мы», создавая определенную степень сплоченности
и относительной гомогенности общества.
Идеология стимулирует солидарность и
служит идейной основой разработки политических
программ.
С этим связана и конструктивная функция
политической идеологии.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.
Мобилизующая функция связана с тем, что идеологии поднимают и направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идеологии несут в себекритическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Когнитивная функция идеологии государства, включающая в себя определенные политические стереотипы и ориентиры, обеспечивает для гражданина своего рода сеть внутригосударственных и межгосударственных коммуникаций и восприятия социальной реальности.
Политическая идеология выполняет и нормативную функцию. Именно эта функция играет ценностно-ориентирующую роль, определяет направленность социализации индивидов, способы социального взаимодействия между классами, слоями, элитами и контрэлитами, политическими партиями, общественно-политическими движениями, ветвями власти, составляющими государственно-политически организованное сообщество в целом. В идеологии фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и эмоциональную компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Применительно к идеологии государства эмоциональная функция дает ощущение психологической безопасности и принадлежности к большой государственной коллективности, которая дает гарантии защиты.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».
Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.
А. Дестют де Траси термин
«идеология» использовал в
К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание.
Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.
К, Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей.
Таким образом, К. Манхейму,
идеология — это продукт
Современное понимание идеологии.
Идеология — это
относительно
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Это систематизирующий и интегративный феномен имманентно присущий современному социально и классово стратифицированному обществу.
4.
Источники идеологии
Под источниками идеологии белорусского государства будем понимать письменные произведения, в которых закреплены либо из которых заимствованы идеи, ценности, принципы и представления, составляющие содержание идеологии современного белорусского государства. К ним относятся:
5.
Консерватизм – идеология и
политика сохранения
Англичанином Берком были сформулированы основные принципы Консерватизма.
1. Человек – это религиозное существо, религия лежит в основе гражданского общества.
2. Социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков.
3. Человек – существо инстинкта, чувства, разума, следовательно больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями.
4. Зло заключено в самом человеке, а не в социальных институтах, следовательно, общество – форма защиты человека от самого себя, следовательно, должно цениться выше прав индивида.
5. Люди от природы не равны, след., неизбежны различия, право одних властвовать над другими.
6. существующий общественный строй необходимо охранять, т.к. всякие попытки устранить зло ведут к причинению ещё большего зла.
Неоконсерватизм. Существуют
две трактовки
1. НК – это современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи.
2. НК – это идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.