Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

НК выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в  обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.

Для Белоруссии НК может  войти в идеологию бел. гос-ва в плане уважительного отношения  к своему прошлому, недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных традиций.

Консервативная идеология  возникла как реакция на Великую французскую буржуазную революцию и либерализм. Консерватизм опирается на традиции, осторожно относится к переменам. Но в процессе исторической эволюции консерватизм проявил колоссальные способности учитывать реалии и приспосабливаться к ним. В период господства свободного предпринимательского капитализма консерватизм интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и Второй мировой войны — идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ. Рассматривая общество и государство как органическое целое, консерватизм всегда выступал за сильное государство, которое активно участвует в социально-экономических процессах, но конкретная направленность и объем государственного вмешательства должны меняться в зависимости от ситуации. В 70—80-е гг. XX в. консерватизм трансформировался в неоконсерватизм.

Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и консерватизма: приоритет принципа свободы над принципом равенства, соблюдемте законов и прав граждан, сильное государство, социальный порядок, общественная иерархия. В экономике неоконсерваторы стоят на позициях ограниченного вмешательства государства в экономические отношения, поощряют развитие частной инициативы и предпринимательства, предоставляют льготы частному капиталу.

Политика в социальной сфере базируется на реализации трех принципов — солидарности, субсиди-арности, справедливости. Солидарность — единство труда и капитала в обеспечении эффективной работы предприятия. Субсидиарностъ — помощь в развитии частной и местной инициативы. Государство помогает пособиями только тем, кто сам по объективным причинам не может себя содержать (инвалиды, сироты, бедные многодетные семьи; семьи, потерявшие кормильца). Все остальные обеспечивают себя сами. Государство лишь создает возможности для зарабатывания денег и самостоятельного повышения благосостояния. Образно говоря, «государство дает удочку, а рыбу надо ловить самим». Справедливость предполагает распределение по труду, таланту и капиталу, отсутствие какой-либо уравниловки.

Неоконсерватизм также провозглашает  такие традиционные ценности, как семья, дети, религия, порядок, богатство, здоровый образ жизни, локальная солидарность по месту жительства. Политика государства должна быть направлена на защиту социальной стабильности, порядка, на уважение прав, сохранение в обществе универсальных нравственных законов. Государство обязано ориентировать индивида на собственные силы и личную ответственность за благосостояние. Свою политику неоконсерваторы называют социальным рыночным хозяйством.

 

6. Либерализм – доминирующее идейно-политическое  течение Запада. Современные либеральные  идеи в Беларуси.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в просветительские учения XVII–XVIII веков.

Свобода является фундаментальной  ценностью этого учения. Теоретическими основаниями либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства.

Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диаметрально противоположные. Ф.Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».

В либерализме существовали два разных подхода и по отношению  к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно-нейтральным», кроме индивидуальной свободы его  ничто не должно интересовать. Другие считали, что либерализм воплощает  ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.

Несмотря на неоднозначность  трактовок либерализма существуют устойчивые принципы, которые позволяют  говорить об идеологии либерализма  как целостном социально-политическом учении.

Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается  в либерализме как основа свободы  и независимости личности, социального  и духовного прогресса.

Принцип индивидуализма. Он трактуется как право индивида на выбор и признание собственных  ценностей и независимую деятельность, как способ их реализации.

Принцип конкуренции. Он означает соперничество в материальной жизни.

Принцип невмешательства. Он утверждает верховенство и приоритетность частной жизни.

Принцип демократии.

Принцип ненасилия. Он выражает требования ограничения агрессии и  использования разрушительных средств  в межличностных отношениях людей.

 

7. Социализм и его разновидности.

Социализм (от лат.— общественный) — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства. Идеология социализма имеет многовековую историю. В своем развитии она прошла несколько этапов, начиная от утопического социализма и заканчивая современным социал-демократизмом. Родоначальником утопического социализма, совокупности идей о построении общества социальной справедливости и социального равенства, стал англичанин Томас Мор (1478—1535). К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла(1568—1639), раскритиковавший в своем произведении «Город солнца» (1623) социальный строй Италии того времени и предложивший проект идеального государства, основу которого составляла общность имущества.

Поиски путей к более  справедливому общественному устройству были продолжены в первой половине XIX века. Их вели представители критического утопического социализма —Сен-Симон (1760—1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858). В отличие от своих предшественников критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Кроме того, они выдвинули ряд  новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности, идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Все они исходили из отсутствия в общественном строе эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности.

Особое радикально-революционное  течение в социалистической идеологии, впоследствии получившее название марксизм (или коммунистическая идеология), составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

Марксизм, возникший во второй половине 40-х годов XIX века в русле европейских рационалистических традиций, - это сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учение.

Марксистская идеология  по своей сути является революционной  доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком.

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке оказала социал-демократическая идеология, представляющая собой своего рода доктрину постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни.

Ее создателями являются Э. Бернштейн (1850—1932) и К. Каутский (1854—1938). В отличие от марксизма идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Составными частями идеологии социал-демократии являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Политическая  демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантию прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Социальная демократия означает высокое качество жизни членов общества, которое характеризует степень социальной свободы человека, условие и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей.

Международная демократия предполагает мир и сотрудничество государств.

Социал-демократы настаивают на демократизации общества, расширении и закреплении прав и свобод трудящихся, мировоззренческом и политическом плюрализме. Политика социал-демократических партий, находящихся у власти, отличается большой социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

 

8. Базовые социально-политические идеи анархизма.

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Теория анархизма предусматривает  следующие принципы:

  1. отсутствие власти
  2. свобода от принуждения
  3. свобода ассоциаций
  4. взаимопомощь
  5. разнообразие
  6. равенство
  7. братство
  • Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.
  • Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.
  • Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что  на место власти должен быть привнесён принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата).

Два последующих принципа взаимосвязаны:

  • Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.
  • Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизациямассового производства, унификацияотчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной  неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде  бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях всё равно возможен.

  • Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.
  • Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

 

9.Роль идеологии государства как основы духовного единства народа. Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология.

Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно  расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция  государственного вмешательства в  их деятельность ограничена и строго определена законом.

Суть проблемы заключается  в кажущейся несовместимости  идейно-политического плюрализма, присущего  гражданскому обществу, и государственной  идеологии как целостного комплекса  идей, орудием реализации которых  является государство.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"