Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
НК выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.
Для Белоруссии НК может
войти в идеологию бел. гос-ва
в плане уважительного
Консервативная идеология возникла как реакция на Великую французскую буржуазную революцию и либерализм. Консерватизм опирается на традиции, осторожно относится к переменам. Но в процессе исторической эволюции консерватизм проявил колоссальные способности учитывать реалии и приспосабливаться к ним. В период господства свободного предпринимательского капитализма консерватизм интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и Второй мировой войны — идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ. Рассматривая общество и государство как органическое целое, консерватизм всегда выступал за сильное государство, которое активно участвует в социально-экономических процессах, но конкретная направленность и объем государственного вмешательства должны меняться в зависимости от ситуации. В 70—80-е гг. XX в. консерватизм трансформировался в неоконсерватизм.
Неоконсерватизм сочетает в себе принципы классического либерализма и консерватизма: приоритет принципа свободы над принципом равенства, соблюдемте законов и прав граждан, сильное государство, социальный порядок, общественная иерархия. В экономике неоконсерваторы стоят на позициях ограниченного вмешательства государства в экономические отношения, поощряют развитие частной инициативы и предпринимательства, предоставляют льготы частному капиталу.
Политика в социальной сфере базируется на реализации трех принципов — солидарности, субсиди-арности, справедливости. Солидарность — единство труда и капитала в обеспечении эффективной работы предприятия. Субсидиарностъ — помощь в развитии частной и местной инициативы. Государство помогает пособиями только тем, кто сам по объективным причинам не может себя содержать (инвалиды, сироты, бедные многодетные семьи; семьи, потерявшие кормильца). Все остальные обеспечивают себя сами. Государство лишь создает возможности для зарабатывания денег и самостоятельного повышения благосостояния. Образно говоря, «государство дает удочку, а рыбу надо ловить самим». Справедливость предполагает распределение по труду, таланту и капиталу, отсутствие какой-либо уравниловки.
Неоконсерватизм также провозглашает такие традиционные ценности, как семья, дети, религия, порядок, богатство, здоровый образ жизни, локальная солидарность по месту жительства. Политика государства должна быть направлена на защиту социальной стабильности, порядка, на уважение прав, сохранение в обществе универсальных нравственных законов. Государство обязано ориентировать индивида на собственные силы и личную ответственность за благосостояние. Свою политику неоконсерваторы называют социальным рыночным хозяйством.
6.
Либерализм – доминирующее
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в просветительские учения XVII–XVIII веков.
Свобода является фундаментальной ценностью этого учения. Теоретическими основаниями либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства.
Либерализм никогда не был единой и целостной теорией. Внутри либерализма существовали разные течения, порой диаметрально противоположные. Ф.Хайек считал, что главная цель либерализма заключается в «ограничении принуждающей власти любого правительства». Другие идеологи либерализма считали это второстепенным вопросом и сводили все к проблеме «свободной практической реализации человеком своих способностей».
В либерализме существовали два разных подхода и по отношению к ценностям. Одни идеологи считали, что либерализм должен быть «ценностно-нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Другие считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости.
Несмотря на неоднозначность
трактовок либерализма
Принцип частной собственности.
Частная собственность
Принцип индивидуализма. Он
трактуется как право индивида на
выбор и признание собственных
ценностей и независимую
Принцип конкуренции. Он означает соперничество в материальной жизни.
Принцип невмешательства. Он утверждает верховенство и приоритетность частной жизни.
Принцип демократии.
Принцип ненасилия. Он выражает требования ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных отношениях людей.
7. Социализм и его разновидности.
Социализм (от лат.— общественный) — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства. Идеология социализма имеет многовековую историю. В своем развитии она прошла несколько этапов, начиная от утопического социализма и заканчивая современным социал-демократизмом. Родоначальником утопического социализма, совокупности идей о построении общества социальной справедливости и социального равенства, стал англичанин Томас Мор (1478—1535). К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла(1568—1639), раскритиковавший в своем произведении «Город солнца» (1623) социальный строй Италии того времени и предложивший проект идеального государства, основу которого составляла общность имущества.
Поиски путей к более
справедливому общественному
Особое радикально-
Марксизм, возникший во второй половине 40-х годов XIX века в русле европейских рационалистических традиций, - это сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учение.
Марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком.
Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке оказала социал-демократическая идеология, представляющая собой своего рода доктрину постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни.
Ее создателями являются Э. Бернштейн (1850—1932) и К. Каутский (1854—1938). В отличие от марксизма идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Составными частями идеологии социал-демократии являются политическая, экономическая и социальная демократия.
Политическая демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантию прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.
Экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Социальная демократия означает высокое качество жизни членов общества, которое характеризует степень социальной свободы человека, условие и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей.
Международная демократия предполагает мир и сотрудничество государств.
Социал-демократы настаивают на демократизации общества, расширении и закреплении прав и свобод трудящихся, мировоззренческом и политическом плюрализме. Политика социал-демократических партий, находящихся у власти, отличается большой социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.
8. Базовые социально-политические идеи анархизма.
Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).
Теория анархизма
Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесён принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата).
Два последующих принципа взаимосвязаны:
Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях всё равно возможен.
9.Роль идеологии государства как основы духовного единства народа. Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология.
Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом.
Суть проблемы заключается
в кажущейся несовместимости
идейно-политического