Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
Таким образом, СМИ являются мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния на духовный мир, ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда и сообщества в целом.
28. Политические партии Беларуси в структуре представительства интересов.
В зависимости от политической ориентации партии можно разделить на три основные группы: левые, центристские и правые.
Левые партии стремятся к социализму, социальному равенству, выступают за превосходство коллективных форм собственности над частными. Можно отнести: Партия коммунистов Белорусская, Белорусская социалистическая партия, Республиканская партия труда и справедливости и др.
Правые партии выступают за ограничение государственного регулирования в сфере экономики и социальной сфере, за сокращение налогов. Они сторонники устоявшихся традиций и порядков. К правым партиям в Беларуси относятся: Белорусский народный фронт, Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада и др.
Центристские партии подразделяются на левоцентристские и правоцентристские. Центристские партии занимают промежуточное положение и имеют черты как левых, так и правых партий. К центристским партиям можно отнести: Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия и др.
Основными функциями политических партий являются: участие в борьбе за власть в государстве; участие в разработке, формировании и реализации политического курса государства; разработка и внедрение в сознание масс собственной идеологии; расширение числа своих членов и сторонников. В I полугодии 2009 г. в РБ зарегистрировано 47 новых общественных объединений, из которых республиканских – 12, местных – 35, зарегистрировано 5 фондов.
Зарегистрировано 5 новых организационных структур политических партий, 487 новых организационных структур профессиональных союзов, 2802 новые организационные структуры иных общественных объединений.
По состоянию на 1 июля 2009 г. в РБ зарегистрировано 15 политических партий, 35 профессиональных союзов, 2216 общественных объединений, 22 союза общественных объединений, 80 фондов.
По направлениям деятельности зарегистрированы на территории РБ общественные объединения: физкультурно-спортивные, благотворительные, просветительские, культурно-досуговые, воспитательные, молодежные, в том числе детские, инвалидов войны и труда, ветеранов, национальных меньшинств, научно-технические, сторонников охраны природы, памятников истории, культуры, творческие, женские и прочие.
29.
Профсоюзы, общественные
Значение профсоюзов в идеологических процессах связано с тем, что в Республике Беларусь более 80 % граждан занято в государственном секторе экономики. В условиях неразвитости партийной системы в стране значительная доля идеологической работы, проводимой общественными объединениями, приходится на профсоюзы.
Профсоюз – это добровольное объединение
работников, созданное ими для защиты
своих интересов, а также для улучшения
условий и повышения оплаты труда. В западных
странах на базе профсоюзов было основано
рабочее движение. Историческое значение
профсоюзов заключается в разработке
трудового и социального законодательства,
проведении переговоров, заключении коллективных
договоров. Результатом деятельности
мирового профсоюзного движения стало
нормативно-правовое закрепление трудовых,
социально-экономических прав и интересов
трудящихся, которые легли в основу международных
документов, таких как Всеобщая декларация
прав человека, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных
правах, конвенции Международной организации
труда (МОТ) и др.
Возникновение первых профсоюзов в Беларуси
относится к концу XIX – началу XX века, когда
на отдельных предприятиях появились
стачечные комиссии, делегатские собрания,
цеховые сходы. Позже были созданы профсоюз
щетинщиков, союз кожевенников, представлявший
рабочих Сморгони, Белостока, Вильно. В
Гомеле был создан профсоюз печатников.
В Минске в этот период сформировались
профсоюзы железнодорожников, работников
почты и телеграфа, рабочих кредитных
и торгово-промышленных учреждений и др.
В мае 1907 года на территории Беларуси и
Литвы был зарегистрирован 101 профсоюз
общей численностью 14,5 тысяч человек.
Формы взаимодействия профсоюзов с партнерами включают проведение переговоров, консультаций, семинаров, «круглых столов», принятие совместных заявлений. Профсоюзы вносят предложения в области защиты прав трудящихся в государственные органы власти, предлагают поправки в действующее законодательство.
Профсоюзы являются частью системы социального партнерства – трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства. В белорусском законодательстве определение социального партнерства дано в ст. 352 Трудового кодекса, где под ним понимается «форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников... при разработке и реализации социально-экономической политики государства... посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов».
В разработке законодательства в области прав трудящихся Республика Беларусь руководствуется рекомендациями МОТ (Международной организации труда), членом которой она является с 1954 года. Помимо Конвенций МОТ правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложены в Конституции, Трудовом кодексе, законах «О профессиональных союзах» (от 22.04.1992); «О занятости населения» (от 30.05.1991); «О коллективных договорах и соглашениях» (от 24.11.1992); «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (от 18.01.1994) и других актах законодательства. Отношения внутри профсоюзной организации регламентируются уставами профсоюзов.
Крупнейшим профсоюзным
объединением в Беларуси является Федерация профсоюзов Беларуси
(ФПБ). Помимо защиты прав трудящихся
ФПБ занимается формированием единого
информационного пространства, призванного
направлять действия трудящихся на решение
задач, стоящих перед страной. В решении
этой задачи ей способствует профсоюзная
газета «Беларуси час», радиостанция «Новое
радио». В Беларуси имеются также независимые
профсоюзы, однако их состав весьма немногочисленный;
По состоянию на 1 января 2008 года в стране
действует 36 профсоюзов, зарегистрировано
и поставлено на учет 22479 оргструктур профсоюзов
(108 областных, 770 районных и городских,
21564 первичных, 37 объединенных).
Таким образом, профсоюзы в Беларуси призваны выполнять роль одной из опор государства в обществе, а также быть силой, сплачивающей само общество.
30.
Роль конфессиональных
Ныне, как никогда, общество
нуждается в глубоком и внимательном
осмыслении сложных и противоречивых
явлений нашей жизни, чтобы увидеть
неразрывную связь настоящего и
прошлого, постичь суть нашего бытия.
Это тем более необходимо в
условиях, когда стремительное научно-
Сегодня влияние Церкви на
умы и сердца людей очень велико.
Государство особо ценит
Белорусская Православная Церковь
как исторически традиционная конфессия
играет важнейшую роль в духовном
возрождении белорусского народа. Используя
свой многовековой опыт духовного служения,
она формирует у людей высокие
гражданские и нравственные качества,
являясь основой
Подписание Соглашения между
Государством и Церковью—это очередной
шаг государства в признании
определяющей роли Православной церкви
в историческом становлении и
развитии духовных, культурных и государственных
традиций белорусского народа, в реализации
конституционных принципов
Следует отметить, что Республика
Беларусь—многоконфессиональное государство.
Принятый Закон Республики Беларусь
«О свободе совести и религиозных
организациях» позволяет
Вместе с тем необходимо
учитывать тот факт, что религии
в многоконфессиональной стране
в реальности не могут быть равновелики
ни по мировоззренческим подходам,
ни по численности последователей,
ни по значимости той или иной конфессии
в культурном и историческом развитии
нашего государства. Свои взаимоотношения
с религиозными организациями государство
строит с учетом их вклада в развитие
культуры, государственности и
Данное Соглашение отражает
конституционные нормы
Республика Беларусь как
светское демократическое государство
признает Церковь как один из важнейших
социальных институтов, сохраняющий
духовные и культурные ценности белорусского
народа, как составную часть
С другой стороны, Церковью
признается роль Государства как
гаранта сохранения духовных и культурных
традиций белорусского народа, в том
числе исторически
Не подменяя друг друга, Государство
и Церковь обязаны еще много
сделать в деле духовного возрождения
нашего народа. Соединение усилий Церкви,
Государства и общественности позволит
сохранить и приумножить
31.
Избирательный процесс и
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном праве.
Практическо-организационная
часть избирательной системы
называется избирательным процессом.
Он включает в себя избирательную
процедуру и избирательную
Назначение выборов в
большинстве случаев
Избирательные органы призваны обеспечивать организационное руководство ходом избирательного процесса.
Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан главным образом для избрания депутатов в представительные органы власти и местного самоуправления. Округа образуются также и для избрания должностных лиц государства, например – президента. Подготовку и проведение выборов на территории избирательного округа организуют окружные избирательные органы (комиссии).
Избирательный округ подразделяется
на несколько избирательных
Выдвижение и регистрация кандидатов – это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать непосредственные участники выборов, т.е. партии, общественные организации, избиратели. На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избираться депутаты или должностные лица.