Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Партии и другие общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы.
В отличие от иных общественных
объединений, включая и профсоюзы,
партии активно участвуют в
Более многочисленными и разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.
Общественные объединения в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.
Порядок организации и
деятельности партий, других общественных
объединений определяется законодательством
– Законом от 5 октября 1994 г. «О политических
партиях», Законом от
4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях»
и др.
Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в СМИ и т.д. Это и есть избирательный процесс – комплекс разворачивающихся в стране событий, связанных с выборами. Частью данного избирательного процесса являются избирательные компании.
Список избирателей
По закону РБ в выборах не участвуют граждане, признанные местным судом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а так же те, в отношении кого в порядке, установленном условно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения содержания под стражей.
Право выдвижения кандидатов в президенты РБ принадлежит гражданам РБ. При наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Парламента и только в том избирательном округе, где расположено предприятие, организация. А политическая партия, в которой состоит 1 тыс. граждан, может выдвинуть кандидатов во все 110 округов при условии, что на территории округа имеется созданная не позднее, чем за 6 месяцев до дня назначения выборов первичная партийная организация. Сама партия должна быть зарегистрирована в министерстве юстиции не позднее указанного срока.
Важное значение в избирательно процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избирание того или иного кандидата.
Лица, нарушившие правила ведения предвыборной агитации и пропаганды, привлекаются к установленной законом ответственности.
ИС призвана выражать и защищать интересы граждан своей страны, их демократического права, важнейшие из которых – право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил.
24.
Государственные герб, флаг и
гимн РБ – символы
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами суверенитета страны.
Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.
Государственный герб Республики Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: "Рэспублiка Беларусь".
В Беларуси установлен государственный праздник – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, который отмечается ежегодно во 2-е воскресенье мая.
Государственный гимн Республики Беларусь
Государственным гимном Республики Беларусь является произведение на музыку Нестора Соколовского и слова Михаила Климковича и Владимира Коризны.
Государственный гимн современной
Беларуси сохранил музыкальную основу
гимна Белорусской Советской
Социалистической Республики. Музыка
Нестора Соколовского пользовалась
популярностью и уважением
Слова Государственного гимна отражают условия развития Республики Беларусь как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивают патриотизм и трудолюбие граждан, братское отношение между представителями всех национальностей, проживающих на территории страны.
25.
Роль Президента РБ в
Центральным элементом политической системы Республики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Конституции. До принятия Конституции Беларусь являлась парламентской республикой.(В.Ф. Кебич)
На республиканском референдуме 24 ноября 1996 года был принят президентский вариант Конституции, который изменил форму правления и создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Тем самым в 1996 году Республика Беларусь превратилась в смешанную, полупрезидентскую республику с широкими полномочиями Президента.:
— гарантийная функция. Президент — гарант Конституции; прав и свобод человека и гражданина; реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ст. 79 Конституции Республики Беларусь). Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности; обеспечивает политическую и экономическую стабильность,
- арбитражно-интегративная функция. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества олицетворяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.
- контрольная функция. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства.
Инициатором создания идеологии белорусского государства выступил Президент Беларуси А. Г. Лукашенко. По его мнению, государство, лишенное четких целей и не определившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеалы и ценности, губительные для него нововведения.
Государственная идеология, как подчеркнул А. Г. Лукашенко, сформулирована в Основном Законе — Конституции Республики Беларусь. Именно в ней четко определены важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства:
✓ принцип народовластия,
✓ принцип социальной справедливости
✓ принцип верховенства права,
✓ принцип национальной солидарности,
✓ принцип суверенитета белорусского государства
Реализация данных идеологических постулатов осуществляется благодаря функционированию в Беларуси эффективной президентской власти, являющейся одной из важнейших особенностей белорусской модели развития.
Президент-главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единение народа, гарант реализации основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношения с другими государствами и межгосударственными органами. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности. Обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется по закону.
26.
Специализированные научно-
Согласно ст. 4 Конституции
РБ, демократия в РБ осуществляется
на основе многообразия политических
институтов, идеологий и мнений.
Необходимым фактором реализации данных
принципов является развитое гражданское
общество, которое служит своего рода
социальным пространством, где создаются
необходимые условия для
В любом государстве
27. Средства массовой информации в идеологических процессах.
В системе каналов
Роль СМИ в современном обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сообщают обществу о социальных и политических конфликтах, ставят вопрос о необходимости выработки соответствующих форм защиты от угроз. Кроме того, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики.
С политической точки зрения СМИ условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые.
Кроме выше обозначенных можно выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума.
В информационном пространстве Республики Беларусь функционирует около 1400 печатных периодических изданий, 9 информационных агентств, 56 программ телевидения, 130 программ радиовещания. Источником массовой информации выступает телевидение. На территории Беларуси вещают программы Белорусской государственной телерадиокомпании, телекомпаний России - ОРТ, РТР, НТВ, местных государственных телекомпаний, независимых (негосударственных) телекомпаний.
В чем же конкретно проявляется идеологическое воздействие СМИ на личность, группу, сообщество?
Во-первых, любое СМИ в современном мире выступает как хорошо осведомленный и оперативно действующий поставщик информации. В любой информации, подаваемой СМИ, обязательно существуют идеологические составляющие.
Во-вторых, СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки информации, они акцентируют их внимание на определенных событиях и процессах, создают совокупность неких символов, образов, посредством которых конструируется определенная картина мира.
В-третьих, в процессе конструирования картины мира СМИ дают определенную оценку тем или иным событиям.
В-четвертых, путем оформления определенных образов и оценок изображаемых событий у граждан создаются своеобразные представления о тех или иных политических деятелях, партиях, общественных объединениях, государствах, причем отдельные стороны действительности зачастую неоправданно преувеличиваются, выдаются за универсальные.
В-пятых, СМИ придают изображаемым явлениям некий статус общепризнанного мнения, общепризнанных оценок.
В-шестых, СМИ предлагают
своим зрителям, читателям, слушателям
своеобразные эталоны поведения, образцы
того, что следует считать