Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
Представители национально-демократического
течения в целом выступали
с национально-белорусских
16.
Становление белорусской
СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ связано
с борьбой двух идеологий - идеологии
национального буржуазного
Февральская и Октябрьская
революции подтолкнули
1) «независимые» добивались
создания собственного
2) «областники» выступали
за создание белорусской
3) «автономисты» требовали для Беларуси автономии со своей администрацией - «Краевой Радой»;
4) «ассимиляторы» выступали
за прежнее положение
В этом вопросе обозначились два подхода:
1) руководители Облисполкомзапа
(Мясников, Кнорин и др.) считали,
что нет такого народа «
2) руководство ЦБ
белорусских коммунистов и
1 января 1919 г. было провозглашено
образование ССРБ. В состав государства
вошли: Витебская, Гродненская,
Вопрос рассматривался буквально так: пойти либо по пути становления суверенной, независимой от других, белорусской государственности, либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. Были сделаны попытки реализовать как тот, так и другой подходы. Первый нашел свое выражение в провозглашении 9 марта 1918 г. группой участников Всебелорусского съезда 1917 г. Белорусской Народной Республики (БНР), второй — в создании 1 января 1919 г. по решению I съезда Коммунистической партии Беларуси Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ, БССР).
С конца 1980-х гг. прошлого
столетия и по настоящее время
в научных и общественных кругах
страны ведутся постоянные дискуссии,
по поводу значения провозглашения БНР
и образования ССРБ — в становлении
белорусской государственности. Одни
участники полемики абсолютизируют
значимость факта провозглашения БНР,
умаляя при этом роль ССРБ, другие же
отрицают какое бы то ни было значение
БНР. Официальная концепция
Несомненно, практическое
осуществление национальной идеи, т.е.
создание собственной государственности
народа, предполагает не только провозглашение
соответствующих деклараций, но и
учреждение реальной системы органов
власти и управления, принятие и
реализацию законов государства, обеспечение
государственно-правовыми
Ни само провозглашение
9 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики,
ни ее объявление 25 марта 1918 г. «незалежнаю
и вольнаю дзяржавай» не было реализовано
на практике. Дело фактически ограничилось
учреждением центральных
Провозглашенное государство не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время находилась территория проживания белорусов, ни правительством России, которой принадлежала указанная территория; не признавали БНР и правительства других ведущих стран.
Так, в специальном меморандуме
бывшего председателя правительства
БНР А. Цвикевича, направленном правительству
Советской Белоруссии 20 октября 1925
г., в котором он сообщает решение
правительства Белорусской
17.
Провозглашение Республики
Радикальные изменения в общественно-политической жизни, начавшиеся во второй половине 80-х гг., сразу же стали сказываться на отношениях между союзными республиками и центром. Руководство СССР исходило из необходимости сохранить нерушимость страны. С целью сдерживания центробежных тенденций в апреле 1990 г. был принят закон «О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Республикам предоставлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра.
Однако в реальной жизни
события стали развиваться по-
После того как в августе 1991 г. группа высших государственных и партийных руководителей в Москве предприняла неудачную попытку остановить преобразования, создались более благоприятные условия для укрепления суверенитета республик. Центральная власть оказалась парализованной: союзные законы и президентские указы не выполнялись. В связи с этим 25 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета БССР был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР», которыми объявлялась политическая и экономическая независимость БССР. В собственность Беларуси перешли предприятия, организации и учреждения союзного и союзно-республиканского подчинения, размещенные на ее территории, за исключением тех, руководство которыми в соответствии с законодательством Беларуси оставалось за соответствующими органами СССР. Таким образом, в истории Беларуси начался новый этап — этап полной государственной независимости.
19 сентября 1991 г. Верховный
Совет принял решение впредь
Белорусскую Советскую
8 декабря 1991 г. вопреки
воле абсолютного большинства
населения СССР, высказанной на
мартовском референдуме того
же года, руководители России (Б.
Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и
Беларуси (С. Шуш-кевич) подписали
в Вискулях (в Беловежской пуще)
Соглашение об образовании
10 декабря 1991 г. Верховный
Совет Республики Беларусь
Целью образования СНГ, по заявлению инициаторов, являлось облегчение перехода республик в качественно иное состояние. Для координации деятельности субъектов Содружества был создан высший орган — Совет руководителей государств. Решение социально-экономических вопросов поручалось Совету руководителей правительств. Совместной сферой деятельности государств — членов СНГ объявлялись: координация внешней политики; экономическое сотрудничество как на территории СНГ, так и на европейском и азиатских рынках; охрана окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.
После провозглашения независимости в Беларуси стали формироваться новые органы управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности при Совете Министров был переподчинен Верховному Совету, при этом ликвидировались службы политического сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Министров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны. Белорусский военный округ ликвидировался, его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Начиная с осеннего призыва 1991 г. граждане Беларуси стали проходить срочную военную службу на территории своей республики. Проводилась работа по уточнению границ между Беларусью и Латвией, Беларусью и Литвой и принимались меры по их охране.
Статус суверенного
К середине 1994 г. суверенную Республику Беларусь признали 123 государства. Дипломатические отношения были установлены с 97 странами. Беларусь стала равноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписав заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, вступила в другие международные организации. Наряду с этим были заключены двусторонние договоры с суверенными государствами — членами СНГ, приняты декларации о принципах добрососедских отношений с Литвой, Латвией и Эстонией.
18.
Социокультурные идеалы и
Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа формировались в контексте его менталитета. Менталитет – исторически сложившийся устойчивый способ мышления, имеющий системный характер, формирующийся на основе исторических традиций, особенностей материальной, социально-политической и духовной жизни народа.
Национальный менталитет
характеризуется рядом
- он связан с процессами
большой длительности и с
- менталитет не сеть
раз и навсегда заданная
- менталитет не только
вытекает из определенной
Менталитет белорусов как раз определяется межкультурным положением Беларуси между этими цивилизационными комплексами. Будучи в разные периоды своей истории то в сфере влияния Запада (период ВКЛ и Речи Посполитой), то Востока (XIX-XX вв.), Беларусь так и не стала окончательно ни Западом, ни Востоком, осталась в положении наличия двух – западной и восточной – европейских основ. Исследователи отмечают неоднородность белорусского менталитета в зависимости от местонахождения: для районов Западной Беларуси, находившихся длительное время под влиянием католической Польши, Литвы и протестантской этики Западной Европы, характерна индивидуализация жизни; в Полесье преобладает культ сельской общины; в белорусском Поозерье – православная соборность.