Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

Представители национально-демократического течения в целом выступали  с национально-белорусских позиций, отстаивали возможность самоопределения  Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федеративного Российского государства. И только значительно позднее  они в той или иной мере считали  возможным становление самостоятельной государственности белорусов. Сторонники западнорусизма, напротив, рассматривали Беларусь как составную часть России. И хотя западнорусы признали этнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически и политически самостоятельно развиваться . Белорусов же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа.

 

16. Становление белорусской национальной  государственности (БНР, ССРБ, БССР).

СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ связано  с борьбой двух идеологий - идеологии  национального буржуазного государства (БНР) и большевистской - БССР.

Февральская и Октябрьская  революции подтолкнули стремление белорусов к возрождению собственного государства («О праве наций на самоопределение» - декларация). 15-17 декабря 1917г. в Минске собрался Всебелорусский съезд, который  и должен был решить вопрос о будущей  государственности. Делегаты съезда разделились  на четыре основных группировки в  решении данного вопроса:

1) «независимые» добивались  создания собственного независимого  государства на основе древних  белорусских государственных традиций  в современной республиканской  форме;

2) «областники» выступали  за создание белорусской области  в составе России;

3) «автономисты» требовали  для Беларуси автономии со  своей администрацией - «Краевой  Радой»;

4) «ассимиляторы» выступали  за прежнее положение белорусских  земель в составе России и  постепенную ассимиляцию белорусского  народа русским. Большевики разогнали  съезд, однако провозглашение 25 марта  1918г. БНР заставило их пойти  на создание советского варианта  белорусской государственности.

В этом вопросе обозначились два подхода:

1) руководители Облисполкомзапа  (Мясников, Кнорин и др.) считали,  что нет такого народа «белорусы», а значит, и нет проблемы;

2) руководство  ЦБ  белорусских коммунистов и Белорусский  национальный комиссариат при  Наркомате по делам национальностей  (Червяков, Жилунович, Турук и  др.) выступали за автономию Беларуси  в составе РСФСР в форме   БССР.

1 января 1919 г. было провозглашено  образование ССРБ. В состав государства  вошли: Витебская, Гродненская,  Могилевская губернии и части  Виленской, Ковенской и Смоленской  губерний. Однако, в связи со сложностями  военного положения, принимается  решение о создании Литбела,  а восточные губернии присоединяются  к России. Вновь образовалась  БССР 31 июля 1920г. в составе шести  уездов Минской губернии. В рамках  БССР белорусы консолидировались  в географическом, экономическом  и культурном плане, стали воспринимать  себя как особый этнос. В  БССР белорусская антропотерритория  была не только поднята до  современного уровня ее экономического  и цивилизационного развития, но  и реально соединена с практикой  государственного управления. В  этих условиях идеология белорусской  государственности по своему  содержанию стала все больше  принимать вид идеологии белорусского  государства.

Вопрос рассматривался буквально так: пойти либо по пути становления суверенной, независимой  от других, белорусской государственности, либо по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. Были сделаны попытки реализовать как тот, так и другой подходы. Первый нашел свое выражение в провозглашении 9 марта 1918 г. группой участников Всебелорусского съезда 1917 г. Белорусской Народной Республики (БНР), второй — в создании 1 января 1919 г. по решению I съезда Коммунистической партии Беларуси Советской Социалистической Республики Белоруссии (ССРБ, БССР).

С конца 1980-х гг. прошлого столетия и по настоящее время  в научных и общественных кругах страны ведутся постоянные дискуссии, по поводу значения провозглашения БНР  и образования ССРБ — в становлении  белорусской государственности. Одни участники полемики абсолютизируют значимость факта провозглашения БНР, умаляя при этом роль ССРБ, другие же отрицают какое бы то ни было значение БНР. Официальная концепция белорусской  государственности исходит из того, что первым реальным собственно белорусским  государством была ССРБ (БССР), которая  сразу же после своего образования  получила признание со стороны России. Это историческое событие положило начало становлению и развитию белорусского национального государства.

Несомненно, практическое осуществление национальной идеи, т.е. создание собственной государственности  народа, предполагает не только провозглашение соответствующих деклараций, но и  учреждение реальной системы органов  власти и управления, принятие и  реализацию законов государства, обеспечение  государственно-правовыми средствами прав и свобод граждан, признание  вновь провозглашенного государства  другими государствами и прежде всего тем из них, из состава которого оно выделяется. Только при наличии  всех этих условий рождение нового государства можно считать состоявшимся.

Ни само провозглашение 9 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, ни ее объявление 25 марта 1918 г. «незалежнаю  и вольнаю дзяржавай» не было реализовано  на практике. Дело фактически ограничилось учреждением центральных органов  власти в лице Рады БНР и Народного  секретариата. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР  не осуществляла. Не была создана собственная  армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Фактически функции «правительства»  ограничивались полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации  и сводились главным образом  к участию в решении задач  в области развития культурно-образовательной  сферы, местной промышленности и  торговли.

Провозглашенное государство  не было признано ни правительством Германии, под оккупацией которой в то время  находилась территория проживания белорусов, ни правительством России, которой  принадлежала указанная территория; не признавали БНР и правительства  других ведущих стран.

Так, в специальном меморандуме  бывшего председателя правительства  БНР А. Цвикевича, направленном правительству  Советской Белоруссии 20 октября 1925 г., в котором он сообщает решение  правительства Белорусской Народной Республики о прекращении своего существования, признается, что это  правительство имело «преимущественно декларативный характер».

 

17. Провозглашение Республики Беларусь.

Радикальные изменения в  общественно-политической жизни, начавшиеся во второй половине 80-х гг., сразу  же стали сказываться на отношениях между союзными республиками и центром. Руководство СССР исходило из необходимости сохранить нерушимость страны. С целью сдерживания центробежных тенденций в апреле 1990 г. был принят закон «О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации». Республикам предоставлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра.

Однако в реальной жизни  события стали развиваться по-иному. В июне—июле 1990 г. государственный  суверенитет провозгласили Российская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет Беларуси принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов.

После того как в августе 1991 г. группа высших государственных  и партийных руководителей в  Москве предприняла неудачную попытку остановить преобразования, создались более благоприятные условия для укрепления суверенитета республик. Центральная власть оказалась парализованной: союзные законы и президентские указы не выполнялись. В связи с этим 25 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета БССР был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР», которыми объявлялась политическая и экономическая независимость БССР. В собственность Беларуси перешли предприятия, организации и учреждения союзного и союзно-республиканского подчинения, размещенные на ее территории, за исключением тех, руководство которыми в соответствии с законодательством Беларуси оставалось за соответствующими органами СССР. Таким образом, в истории Беларуси начался новый этап — этап полной государственной независимости.

19 сентября 1991 г. Верховный  Совет принял решение впредь  Белорусскую Советскую Социалистическую  Республику называть «Республика  Беларусь», а в сокращенных  и составных названиях — «Беларусь». В этот же день были приняты  законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном гербе Республики Беларусь». Государственный флаг стал представлять собой прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосами одинаковой ширины: сверху и снизу — белого цвета, посередине — красного. Государственным гербом стала «Погоня».

8 декабря 1991 г. вопреки  воле абсолютного большинства  населения СССР, высказанной на  мартовском референдуме того  же года, руководители России (Б.  Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и  Беларуси (С. Шуш-кевич) подписали  в Вискулях (в Беловежской пуще) Соглашение об образовании Содружества  Независимых Государств (СНГ), которое  должно было стать принципиально  иным, по сравнению с Советским  Союзом, объединением республик.  Содружество объявлялось открытым  для присоединения других республик.  В Соглашении также констатировалось, что Союз ССР как субъект  международного права и геополитическая  реальность прекращает свое существование.

10 декабря 1991 г. Верховный  Совет Республики Беларусь ратифицировал  Соглашение об образовании Содружества  Независимых Государств. Одновременно было принято постановление о денонсации договора 1922 г. об образовании СССР.

Целью образования СНГ, по заявлению инициаторов, являлось облегчение перехода республик в качественно  иное состояние. Для координации  деятельности субъектов Содружества  был создан высший орган — Совет  руководителей государств. Решение социально-экономических вопросов поручалось Совету руководителей правительств. Совместной сферой деятельности государств — членов СНГ объявлялись: координация внешней политики; экономическое сотрудничество как на территории СНГ, так и на европейском и азиатских рынках; охрана окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

После провозглашения независимости  в Беларуси стали формироваться  новые органы управления. Союзно-республиканские  министерства и комитеты преобразовывались  в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности  при Совете Министров был переподчинен Верховному Совету, при этом ликвидировались службы политического сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Министров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны. Белорусский военный округ ликвидировался, его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Начиная с осеннего призыва 1991 г. граждане Беларуси стали проходить срочную военную службу на территории своей республики. Проводилась работа по уточнению границ между Беларусью и Латвией, Беларусью и Литвой и принимались меры по их охране.

Статус суверенного государства  потребовал разработки новой внешнеполитической концепции. Верховный Совет и  правительство приняли план всестороннего международного сотрудничества. Республика Беларусь стала руководствоваться в своей внешней политике принципами суверенного равенства государств, неприменения силы и отказа от угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другими общепринятыми нормами международного права. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством.

К середине 1994 г. суверенную Республику Беларусь признали 123 государства. Дипломатические отношения были установлены с 97 странами. Беларусь стала равноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписав заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, вступила в другие международные организации. Наряду с этим были заключены двусторонние договоры с суверенными государствами — членами СНГ, приняты декларации о принципах добрососедских отношений с Литвой, Латвией и Эстонией.

 

18. Социокультурные идеалы и ценности  – важнейшая составляющая национально-государственной  идеологии.

Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа формировались в контексте его  менталитета. Менталитет – исторически  сложившийся устойчивый способ мышления, имеющий системный характер, формирующийся  на основе исторических традиций, особенностей материальной, социально-политической и духовной жизни народа.

  Национальный менталитет  характеризуется рядом особенностей:

- он связан с процессами  большой длительности и с достаточно  стабильными структурами массового  сознания, в связи с чем ему  свойственна значительная стабильность, а кратковременные изменения  сознания в понятие менталитет  не входят;

- менталитет не сеть  раз и навсегда заданная система.  Это – открытая система, которая  может изменяться в определенных  пределах на длительных исторических  промежутках времени;

- менталитет не только  вытекает из определенной социально-исторической  реальности, но и активно на  нее воздействует, определяя в значительной мере характер общественного развития.

Менталитет белорусов  как раз определяется межкультурным  положением Беларуси между этими  цивилизационными комплексами. Будучи в разные периоды своей истории то в сфере влияния Запада (период ВКЛ и Речи Посполитой), то Востока (XIX-XX вв.), Беларусь так и не стала окончательно ни Западом, ни Востоком, осталась в положении наличия двух – западной и восточной – европейских основ. Исследователи отмечают неоднородность белорусского менталитета в зависимости от местонахождения: для районов Западной Беларуси, находившихся длительное время под влиянием католической Польши, Литвы и протестантской этики Западной Европы, характерна индивидуализация жизни; в Полесье преобладает культ сельской общины; в белорусском Поозерье – православная соборность.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"