Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
Стержневым, системообразующим
ядром национального
Целостность современного мира обусловлена:
• взаимосвязью и взаимозависимостью народов, что является следствием развития производства в мировом масштабе, процессами развития коммуникаций и глобализации;
• возникновением глобальных проблем;
• общей природой человека как существа биопсихосоциального.
Целостность мира послужила
основой становления
Общечеловеческие ценности
Гуманизм — принцип, согласно которому человек является самой главной ценностью, а его жизнь, достоинство, благосостоянию, духовное развитие должны стать основной целью развития общества. Гуманистические ценности нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, в которой записано, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Труд и уважение к труду. Человечество стало по-новому относиться к труду. Труд рассматривается не только как средство, обеспечивающее условия к существованию, но и как важнейшее условие реализации человеком своих способностей, своего духовного потенциала, своей потребности в творчестве, своих моральных и нравственных качеств.
Особую ценность для человечества представляют материнство и детство. В мире осознается огромная важность семьи, родительской любви, достатка для развития ребенка, формирования полноценной личности. Поэтому иге государства по мере своих возможностей поддерживают детей, растущих в малообеспеченных семьях, борются с социальным сиротством, стремятся создать условия для воспитания здоровых детей.
Культура, наука и образование. Наука обеспечивает прогресс человечества. Развитие современного общества, высокие социальные достижения в жизни каждого человека невозможны без высокого уровня образования. Огромную ценность имеют литература, музыка, архитектура, живопись — результаты творчества и труда многих поколений. В культурных достижениях воплощены нравственные ценности общества, понятия о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве.
Веротерпимость. На современном этапе развития общество пришло к осознанию того, что свобода совести — это не только важнейшее право человека, но и важнейшее достижение человечества. Веротерпимость и уважительное отношение к иному мнению, к иным убеждениям и ценностям должно стать неотъемлемой частью человеческих отношений.
У всех народов мира большую ценность представляют такие человеческие качества и отношения, как верность, порядочность, дружба, любовь.
Особое значение для человека всегда имеет Родина (и как малая родина — место, где родился человек, и как Отечество, т. е. большая Родина, государство).
Для современного общества характерно появление новых общечеловеческих ценностей, например нового экологического мышления — понимания того, что планета Земля — наш общий дом. Сегодня человечество осознает, какую огромную ценность представляет собой та среда, в которой мы все живем. Природа, наша планета — это такая ценность, которая принадлежит не только нам, современному поколению. Это будущее человечества, и современные люди должны осознавать, что они находятся в ответе за то, что застанут на планете Земля будущие поколения.
Ценности современного белорусского общества
В системе ценностей белорусского общества особое место занимают:
территориальная целостность, независимость государства;
стабильность развития и благосостояние граждан;
общечеловеческие ценности: гуманизм, демократия, права человека, правовое государство, материнство и детство, уважение к культуре различных стран и народов и др.;
уважительное отношение к историческому прошлому народа;
толерантность;
отношение к миру как величайшей ценности, отсутствие агрессивности по отношению к близким и далеким народам;
трудолюбие, уважение к труду и результатам человеческого труда;
бережное отношение к природе.
19.
Восточное и западное влияние
на формирование
Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества (с общеславянскими ценностями). В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности — коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские (евразийские), а не на индивидуалистические (западноевропейские) ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.
Восточноевропейский менталитет определяется, прежде всего, приоритетом коллектива над личностью, подчинением интересов личности интересам коллектива и государства. В этой системе коллектив является высшей ценностью, а высшей формой коллектива является государство. Восточноевропейскому менталитету свойственна склонность к поиску единого миропонимания, который бы разъяснил все, как это есть «на самом деле» и отсутствие традиций поиска компромисса с другими представлениями о мире. Для него присущ инверсионный тип мышления по принципу деления всех явлений на «добро» и «зло».
Западноевропейский менталитет
определяется приоритетом личности
над всеми формами
Для белорусов характерным является уважение
права, законопослушание. Одно из главных
мест в этой системе занимает толерантность
(высокая степень национальной, расовой,
конфессиональной и др. видов терпимости),
трудолюбие, бережное отношение к земле
и дому. Толерантность белорусов связана
не только с поликонфессиональной средой,
но и выступает как жизненная необходимость
поддержания сложного равновесия, баланса
разнонаправленных сил и влияний, в сфере
которых постоянно оказывался белорусский
народ на протяжении своей истории. Исключительная
любовь к родной земле, привязанность
к родным местам, хозяйственность, бережливость,
трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая
солидарность — характерные черты белорусов.
Сегодня приоритетными для белорусов
становятся такие ценности, как белорусская
государственность, культура, язык, ценности
собственной истории, национальных традиций,
обычаев, общечеловеческих идеалов добра,
правды, справедливости, соблюдения прав
человека.
Отмечается неоднородность белорусской
ментальности в зависимости от местонахождения:
так для Гродненщины и других районов
Западной Беларуси, развивающихся под
влиянием католической Польши, Литвы и
протестанской этики Западной Европы,
характерна индивидуализация жизни; в
Полесье же преобладает культ сельской
общины; в белорусском Поозерье, граничащим
с Россией, проявляется православная соборность.
20.
Цивилизационное многообразие
Цивилизация является формой существования и развития общества. Ее истоки просматриваются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки и отдельные элементы материальной и духовной культуры, происходит постепенное становление цивилизационных основ жизнедеятельности людей. Собственно началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой, развивающейся на профессиональной основе во всем многообразии ее форм.
В зависимости от степени
технической оснащенности в сфере
общественного производства, свободы
личности в социальной и духовной
сферах, типа культуры определяются и
качественно различныетипы цивилизаций,
через которые исторически проходило
человечество в своем развитии:космогенная (
Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
Основой следующего — техногенного типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах.
в связи с развитием
информационной технологии происходит
становления цивилизации нового типа
— антропогенной, именуемой в научной
литературе информационно-
Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, ученые часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Так, например, американский социолог С. Хантингтон, выделяя в настоящее время в зависимости от культурно-этнической самоидентификации народов 7-8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская), определяет нынешнее состояние и прогнозирует будущее человечества не как взаимодействие социально-экономических систем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между этими глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современного общества, он отдает примат духовной культуре, рассматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей, шире которой лишь само человечество». Существующий в настоящее время огромный социальный опыт человечества отражает многообразие путей преобразования современного общества на путях информационной цивилизации. Различные страны и народы осуществляют их на основе универсального принципа социальной справедливости, но в специфически-национальных и исторически-конкретных формах. Основным содержанием современной эпохи является становление общечеловеческой цивилизации на основе интеграционных процессов всех социально-экономических систем. Но этот процесс не осуществляется автоматически. Современная эпоха характеризуется исключительной сложностью, нелинейным характером развития процессов. Она открывает широкие возможности дальнейшего прогресса человечества, но она одновременно и опасна непредсказуемостью и нестабильностью
Вклад отечественных мыслителей, писателей
и поэтов в формировании традиционных
идеалов и ценностей
- полиэтнический характер
государственных образований,
- центральное геополитическое положение на карте Европы;
- поликонфессиональность белорусского региона.
Проблемы национального
самосознания и становления национального
государства всегда находилось в
центре белорусской философской
мысли. Принятие христианства способствовало
распространению образования, развитию
литературы и письменности, а также
становлению самобытной системы
философской, общественно-политической,
этической и эстетической мысли.
У истоков отечественной ренессансной
гуманистической мысли и
Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с философией Платона и Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые боролись за развитие просвещения и научных знаний. Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий. Он прославился своими стихотворными и философскими трудами «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». По мнению С. Полоцкого, именно философия — незаменимая помощница в строительстве сильного государства. Двумя крыльями этой идеологии должны быть образование и книгопечатание. Белорусская печатная и рукописная литература XVI в. испытала восточное (православное) и западное (католическое и протестантское) влияния. При издании белорусских кириллических книг сохранялись принципы византийской эстетики. Книги, напечатанные латиницей, имели западное оформление. Положение на границе давало белорусской культуре возможность вести интенсивный диалог между Западом и Востоком. Развитие белорусской культуры характеризуется тем, что первостепенное значение начинают приобретать явления народной культуры. Это было закономерно в условиях, когда высшие слои переходили в русло сначала польской, а затем и русской государственности и культуры. Белорусской культуре для того, чтобы сохранить себя, требовалось "перейти" на иной уровень — народной, фольклорной культуры, которая и стала на тот момент единственной белорусской культурой. Начиная с XIX в. она приобретает уникальную особенность. Это культура прямого крестьянского происхождения. Новый белорусский литературный язык возникает в XIX в. на действительно народной основе Своеобразие развития белорусской нации заключается в том, что свой творческий потенциал она реализовала преимущественно через фольклор. Поиск специфичности, собственного "лица" белорусской культуры характерен для белорусских деятелей XIX - начала XX столетия (Ф. Богушевич, Я.Купала, И. Абдиралович-Канчевский, А. Цвикевич и др.). В условиях русификации предпринимались попытки определить свое культурное "Я", очертить границы собственного существования; происходило складывание национальной идеи. Во второй половине XIX в. возникает проект построения национальной культуры. Начинается интенсивное изучение истории белорусского края, его языка, богатого белорусского фольклора. В формировании белорусского национального сознания, возрождении духовной культуры огромную роль сыграла литература, которая обозначила ценностные ориентиры белорусской нации — в частности, ценность собственного языка. Расцвет белорусской поэзии способствовал "пробуждению" народа, выявлению его творческого потенциала, возможности стать активным творцом своей собственной судьбы, своей "доли" и своей "воли". Газета "Наша нива" вела неустанную просветительскую работу, ставя своей целью возрождение белорусской народной культуры, обращаясь к народу на его языке побуждая в нем чувство собственного достоинства. Начиная с «Мужицкой правды» К. Калиновского и Виленской «Нашей нивы» начала XX столетия все белорусские издания выполняли роль общественных и социально-политических институтов. Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности сыграл Я. Купала. В его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют мотив творчества белорусского классика. После Я. Купалы мы с уверенностью на вопрос «А хто там iдзе?", — уверенно отвечаем: «Беларусы». В формировании национальной культуры большую роль играет национальная интеллигенция, элита общества. Она разрабатывает концепцию национального объединения, дает основные ценностные ориентиры. Именно интеллигенция выступает носителем белорусской идеи, тем посредником, благодаря которому происходит единение с национальной культурой. Во времена Советского Союза сложился вариант так называемой советской белорусской культуры. В условиях советского государства белорусская культура формировалась как составная часть общегосударственной, общесоюзной культуры, которая также внесла свой вклад в мировую культуру. Развитие белорусской культуры в советский период характеризуется значительными достижениями прежде всего в области литературы и искусства. Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой путь. Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих государственных традиций наравне с другими нациями. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории.