Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
Образование интегрированного
белорусско-украинско-
Хотелось бы заострить внимание на происхождении названия «Белая Русь». Так, русский митрополит и писатель Макарий (1482—1563) название «Белая Русь» объясняет красотой земли, немецкий дипломат С. Герберштейн (1486—1566) — множеством снега, русский государственный деятель и историк В. Татищев (1686—1750) — вольным И независимым положением, русский историк М. Любавский (1860—1936) — независимостью от татаро-монголов, йелорусско-русский филолог-славист и писатель М. Янчук (1859—1921) — светлопигментированным и светлооким антропологическим типом жителей .
Имеются и другие объяснения. Однако, по мнению некоторых исследователей, наиболее аргументированным для названия «Белая Русь» является значение «свободная, вольная, независимая». «Действительно,— пишет в этой связи М.В. Довнар-Запольский,— в древнейшем русском языке слово «белый» имело такое значение, тогда как слово «черный» имело значение, указывающее на обложение податью по принуждению. И это совершенно соответствует действительности.
Создание ВКЛ привело
к возникновению целостной
Важную роль в управлении ВКЛ сыграл князь Миндовг (1230— 1263), приглашенный боярами для правления в первую столицу княжества — Новогрудок. В 1253 г. Миндовг стал королем. Еще раньше, в 1246 г., он принял православную веру. 1270 годом датируются сведения о государственном гербе ВКЛ — «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета). В 1307 г. на основе договора в состав ВКЛ вошло Полоцкое княжество, и белорусская антропотерритория в составе ВКЛ укрепилась. Ее границы не разрушились и во времена правления Ягайло (1377—1392), который заключил Кревскую унию с Польшей, а в 1386 г. был избран польским королем. Князь Витовт (1350—1430) уверенно проводил политику централизации и суверенизации. Славной страницей его жизни стало руководство войсками ВКЛ во время победы над крестоносцами под Грюнвальдом в 1410 г.
Во времена правления Казимира (1440—1492) был составлен Судебник 1468 г., написанный на старобелорусском языке, — фактически первый сборник государственных законов ВКЛ. Учитывая то обстоятельство, что право — важная составная часть идеологии государства, роль Судебника Казимира в истории идеологии белорусской государственности очень велика. Правовая культура белорусского народа развивалась также в Статутах ВКЛ 1529, 1556, 1588 гг. Их значение трудно переоценить, поскольку правовая культура современных Республики Беларусь, Украины, Польши и Литвы тесно связана с этими правовыми документами. Статуты явились важнейшими этапами формирования правовой основы белорусской государственности на определенном этапе развития белорусского этноса.
О высоком уровне развития белорусской антропотерритории в ХIV—ХVI вв. свидетельствовали также печатные издания (в 1517— 1519 гг. — Скориной «Псалтыря» и 22 книг Библии; в типографии, расположенной в г. Несвиже; С. Будным — «Катехизиса»), а также организация в 1581 г. в Полоцке высшего учебного заведения - иезуитской коллегии (с 1812 г. — академии), а также многочисленных православных братских школ и типографий (в Минске, Могилеве и др.)
На формирование идеологии белорусской государственности оказывал определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический фактор, поскольку на белорусской земле в условиях «цивилизационного разлома» сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Не удивительно, что их сосуществование и коммуникация стали возможными на основе сформированной на более раннем этапе истории идеологии белорусской государственности терпимости, толерантности.
Принцип религиозно- этнической толерантности сыграл исключительно важную роль в процессе создания и существования Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира и согласия, созиданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Религиозная толерантность, дух либеральных идей Возрождения во многом определили характер мировоззрения Франциска Скорины и его последователей, ярко выявились в полемической публицистике периода Контрреформации и введения Брестской церковной унии.
Предпосылкой становления национального самосознания в ХIV— ХVII вв. являлось развитие белорусских городов, относительно демократической системы городской жизни. Этому в свою очередь способствовала практика дарования нашим городам магдебургского права.
Существенным этнообразующим
аспектом стало складывание
Закономерно, что в статье
17 современной Конституции
Особую роль в становлении духовности белорусского народа сыграла Библия, являвшаяся основой мировоззрения человека Средневековья, источником моральных норм, гуманистических ценностей.
Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период своего становления ВКЛ выступает с так называемой «прорусской» программой — программой объединения восточнославянских земель под своей властью. Опорой в реализации этой идеи стали белорусские (позже и украинские) земли. На этом основании можно уверенно утверждать, что белорусская антрооотерритория играла существенную роль в существовании и развитии ВКЛ. Рассмотрим некоторые ее характеристики более подробно.
Присоединение белорусских земель к растущему государству давало возможность достаточно успешно противостоять как Тевтонскому ордену, так и монголо-татарам. Результатом стало первое крупное поражение, нанесенное монголо-татарам в 1362 г. у Синих Вод, вследствие которого из-под ига были освобождены территории Киевщины и Подолья. ВКЛ сыграло решающую роль и в том, что немецкое продвижение на восток было остановлено, а сам Тевтонский орден пришел в упадок после поражения в войне 1409—1411 гг., когда в решающем сражении объединенные силы Польского королевства и ВКЛ разгромили 15 июля 1410 г. войско Ордена под Грюнвальдом и Таненбергом.
Однако в период правления
великого князя Ягайло доминировавшая
ранее белорусская или, по терминологии
того времени, «прорусская» направленность
идеологии государственности
Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.) Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.
14.
Общественный строй на
Третий этап развития идеологии белорусской государственности был связан с историей Речи Посполитой, возникшей в 1569 г.в результате подписания Люблинской унии. Новое государство — Речь Посполитая — по сути своей представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.
Результатом объективных
политических процессов стало постепенное
распространение в среде
Важной составляющей внутренней идеологии Речи Посполитой было представление о республиканском характере устройства государства. Идеи демократизма могли здесь принимать даже радикально атеистическую направленность, как, например, в трактате «О несуществовании Бога» Казимира Лыщинского (1634—1689). Иезуиты, конечно, не могли простить нашему земляку богохульства и по приговору короля Речи Посполитой он был приговорен к сожжению на костре, а затем казнен. В Польской республике шляхта имела широкие права и привилегии (например, принцип либерум вето), и для нее Речь Посполитая была действительно шляхетской республикой.
Что касается вхождения белорусских
земель в состав Речи Посполитой, то
этот период имел исключительно важное
значение для самоидентификации
белорусов как самобытного
15.
Вхождение белорусских земель
в состав Российской империи
и зарождение идеи создания
своей собственной
Четвертый период формирования
идеологии белорусской
Процессы развития идеологии белорусской государственности во второй трети ХiХ в. характеризовались обращением общественности — носительницы идей белорусской автропотерритории — к вопросу о роли народных масс в деле разрешения социальных и национальных проблем, а также обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.
К. Калиновский связывал национальное освобождение с социальным, например, с уничтожением помещичьего землевладения и самодержавия и наделением крестьян землей.
Решение вопроса о будущем
государственно-
Репрессии после подавления
восстания 1863—1864 гг. привели к значительным
потерям в рядах
Идеи, распространенные в
Беларуси в конце ХIХ — начале
ХХ в., связывали будущее с
Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, проходивших на протяжении всего ХІХ и начала ХХ столетий в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже в конце Х1Х — начале ХХ столетий в ходе формирования представлений о белорусской государственности определились два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти два подхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока — представителей национально-демократического течения и сторонников западноруссизма.