Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

Регистрация избирателей  представляет собой процедуру включения  гражданина в список избирателей, на основании которого он может быть допущен к голосованию. Регистрация  есть необходимое условие осуществления  избирателем своего права голоса. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку  и в него заносятся, как правило, все граждане, имеющие права голоса.

Проведение голосования  не требует специального рассмотрения, т.к. в целом эта процедура всем знакома. Отметим лишь, что непременным  атрибутом современных демократических  выборов является институт наблюдателей, деятельность которых также регламентируется законодательством.

Как мы уже знаем, избирательная  кампания есть часть единого избирательного процесса, который разворачивается  в стране в связи с выборами. Она тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками  определенных решений для достижения своих предвыборных целей. В числе  таких событий митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание средств  массовой информации к теме выборов, появление на улицах рекламных плакатов, распространение листовок и т.п.

В основе регламентации избирательных  кампаний лежит принцип обеспечения  равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем регламентирования: во-первых, расходов на проведение избирательной  кампании и выборов в целом; во-вторых, предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств  массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении  избирательной кампании.

Подсчет голосов и определение  результатов выборов не представляет особой проблемы для стран, имеющих  прочные демократические традиции политической жизни. Красноречивой  в этом отношении оказалась кампания по выборам Президента США в 2000 г., когда буквально несколько десятков голосов избирателей штата Флорида  решали исход голосования. В тех  же странах, где еще не сформировалась соответствующая политическая культура, возможны и фальсификации итогов голосования. Однако альтернативы выборам  как легитимному способу формирования институтов политической власти не существует.

 

32. Избирательное право и референдум.

Избирательное право –  это институт конституционного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения, деятельность субъектов, устанавливающих их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Для уяснения содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что  выборы представляют собой избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Содержание избирательного права – это облаченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым  проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны  граждан, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов  правоотношений на различных этапах избирательной кампании.

Термин “избирательное право” как институт конституционного права  употребляется в науке в двух смыслах: объективном и субъективном.

Избирательное право в  объективном смысле есть совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих фактические общественные отношения  в сфере формирования выборных органов  государственной власти и местного самоуправления. В основном эти нормы содержатся в Конституции и Избирательном кодексе Республики Беларусь.

Избирательное право в  субъективном смысле – это гарантированная  государством гражданину возможность  участвовать в выборах органов  государственной власти и местного самоуправления и быть избранным  в представительные органы. Это конкретные права граждан, среди которых выделяют активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное  право – это право участвовать в выборах и избирать своих представителей в выборные органы государственной власти и местного самоуправления. Политическая дееспособность наступает у граждан Республики Беларусь с возраста восемнадцати лет.

Пассивное избирательное  право – это право избираться и быть избранным в выборные органы государственной власти и местного самоуправления, т.е. право быть выдвинутым кандидатом на государственные избираемые должности, зарегистрироваться в таком качестве соответствующей избирательной комиссией, проводить предвыборную избирательную агитацию за себя, пользоваться всеми другими правами кандидата.

Принципы  избирательного права:

1)  принцип всеобщего избирательного права – право участия в выборах предоставляется всем совершеннолетним гражданам;

2)  выборы свободные – каждый гражданин вправе пользоваться этим правом, но не обязан;

3)  принцип прямых или непрямых выборов;

4)  принцип тайности голосования.

Слово “референдум” происходит от лат. “referendum”, переводится как “то, что должно быть сообщено”. Референдум – это одна из форм непосредственной демократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. в Швейцарии в кантоне Берн. Разновидность референдума – плебисцит, от лат. ”plebs” – “простой народ” и “scitum”- “решение”, который обычно проводится для решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

В широком смысле слова  референдум понимается как обращение  к избирательному корпусу для  окончательного решения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение может происходить как от органов государственной власти, так и от части граждан.

Основное отличие референдума  от выборов состоит в том, что  объектом волеизъявления граждан при  выборах является кандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведении референдума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, по которому также как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того, при проведении референдума не образуются избирательные округа.

Согласно ст. 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Референдум – выражение  воли народа, средство привлечения  его к управлению делами государства.

Конституцией Республики Беларусь (ст. 73) и Избирательным  кодексом Республики Беларусь (ст. 111) предусмотрено  проведение республиканских и местных референдумов. В основе такой классификации лежит такой признак, как территориальные границы опросов граждан. В число местных референдумов входят: областные, районные, городские, поселковые, сельские. Местные референдумы проводятся в рамках границ административно-территориальных единиц.

По характеру актов, выносимых  на всенародное голосование, выделяются обязательные или консультативные  решения референдумов.

Общепринятым является деление  референдумов на конституционные и  законодательные.

Существуют и другие более  подробные классификации референдумов.

 

33. Парламент – Национальное собрание  Республики Беларусь в контексте  идеологии белорусского государства.

Парламент — это высший представительный и законодательный орган власти.

В 1994 году согласно новой  Конституции высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь стал Верховный Совет. В 1996 году белорусский Парламент приобрел новое название и структуру. Парламент современной Беларуси носит название Национального собрания Республики Беларусь и состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Численность депутатского корпуса Национального собрания составляет 174 человека, срок депутатских полномочий ограничен четырьмя годами. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Совет Республики является палатой территориального представительства, состоящей из 64 депутатов (по 8 депутатов от каждой области и 8 назначается Президентом Республики Беларусь).

Национальное собрание Республики Беларусь является одним из важнейших  государственных институтов, активно задействованным в идеологических процессах белорусского государства.

На современном этапе  развития суверенного белорусского государства Национальное собрание Республики Беларусь должно сосредоточить усилия, прежде всего, на том, чтобы сделать действующее законодательство максимально совершенным. Парламентариям необходимо стремиться к стабильности законодательства. По мнению Президента Республики Беларусь, принимаемые законы должны решать текущие вопросы, стоящие на повестке дня, «делая жизнь людей проще, легче и комфортнее. Они должны быть понятными и доступными для каждого, учитывать интересы всех групп и слоев населения. Законы должны быть актуальными, своевременными, соответствующими объективным общественно-историческим процессам»*.

В идеологической деятельности Национального собрания Республики Беларусь особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни белорусского общества. Важнейшими объектами законодательной деятельности Парламента в сфере духовной жизни являются образование, культура, наука.

Таким образом, Национальное собрание Республики Беларусь является важным идеологическим органом. От его  деятельности зависит реализация пропагандируемых в стране идеологических постулатов, жизнь каждого отдельного человека, поскольку именно законодательное творчество Парламента определяет основные ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения граждан республики.

 

34. Правительство – Совет Министров  Республики Беларусь и идеология  белорусского государства.

Исполнительную власть в  Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. В своей деятельности оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается  Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, которое дается не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре премьера. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Он руководит деятельностью Правительства и отвечает за его работу; в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения в течение двух месяцев представляет повторную программу деятельности Правительства; информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях. Премьер может предлагать Президенту определенные кандидатуры в состав Правительства, но окончательное решение в этом вопросе остается за Главой государства. Заседания Правительства проходят под председательством Премьера или Президента. Ориентируясь на основные направления внутренней и внешней политики Беларуси, определяемые от имени народа Президентом, Премьер разрабатывает программу деятельности Правительства и меры по ее реализации. Основной функцией Премьера является непосредственное руководство деятельностью Правительства. Именно за осуществление этой функции Премьер несет персональную ответственность перед Президентом.

Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: практический и информационно-пропагандистский.

Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами. Идеология практической деятельности Правительства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и иной политики белорусского государства.

Организация информационно-пропагандистской работы Правительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ.

 

35. Религиозный аспект идеологии  белорусского государства.

Понятие "религия" возникло в римской культуре и ведет  свою родословную, очевидно, от Цицерона (1в. до н.э.), который произвел его  от латинского слова "relegere", что значит "собирать", а затем – христианских авторов Лактанция (III в.) и Августина Аврелиана (IV в.)—от "religare"—"вновь связывать, воссоединять", т.е. религия определяется здесь как "путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха".

Религия представляет собой  исторически необходимую форму  духовного осмысления мира, действительности, человеческого бытия в этом мире. На ранних стадиях развития сознания и практики она восполняет отсутствие науки и философии в системе  складывающейся культуры.

В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор. В широком  спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.п.). Это имеет плодотворное значение. На пограничных стыковых линиях во взаимодействии различных компонентов культуры рождаются новые образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, соответствующий культурно-бытовой менталитет и влияние на него религиозных праздников и обрядов, которые переплетаются с народными приметами и обычаями и т.п.

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповедания  и религиозных организациях»  провозглашается свобода совести. Так, статья 31 Конституции предоставляет  право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию  или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство  не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"