Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка
1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.
В современном обществе функциональные особенности религии, ее социальная роль проявляются как система функций, реализуемых, во-первых, на общесоциальном уровне (общество), и, во-вторых, на уровне микросоциальном (личность).
Первый ряд функций включает:
компенсаторную, т.е. восполнение человеческой слабости перед лицом природных и общественных сил, перед незнанием и т.п., что имеет определенное позитивное значение;
регулятивную, т.е. регулирование поведения людей, основанное на символах догматики, других конфессиональных требований;
интегрирующую, т.е. способствующую консолидации общества и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей.
Второй ряд функций включает:
мировоззренческую функцию—религия удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентациями и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов, догматов той или иной веры;
функцию нравственного воспитания, несущую общечеловеческие нормы морали и основанную на том, что нравственные законы должны быть соблюдены, ибо они суть веления Бога. Данная функция способствует нравственному совершенству, моральному оздоровлению человека и общества в целом;
культурно-воспитательную и
культуротворческую функции, в которых
реализуется собственная
Все эти функции глубоко взаимосвязаны между собой, взаимодействуют, составляя целостную систему.
Среди населения Беларуси имеются последователи всех трех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских направлений), мусульманства, буддизма, а также древних культов, иудаизма и современных нетрадиционных течений (неокультов). Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 26 религиозных направлений. Наибольшее количество среди них представлено восточной ветвью христианства – 84%.
Термин “православие” (от
греч. – «правая вера», «иметь правильное
мнение»), означает правильный способ
славить бога, верность определенной
совокупности догматов церкви. Православием
отвергается непорочное зачатие
и сверхчеловеческое
Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Как западно-римско-католическое исповедание окончательно католицизм оформился в виде вероучения и церковной организации после разделения церквей в 1054 г.
Протестантизм, (от лат. – публично заявляющий) - третья из основных ветвей христианства, возник в XVI в. в Европе в ходе религиозного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви и получившего название Реформация. Отстаивая восстановление, истиной «апостольной веры», протестантизм единственной священной книгой признал Библию, отверг институт священства (считал священниками всех верующих), отверг церковную иерархию, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище верховную роль папы. Из семи таинств в протестантизме сохранены лишь крещение и причастие.
В различных регионах Беларуси, согласно исследованиям, проведенным Институтом социологии Национальной академии наук, 38,5% опрошенных признают себя верующими, 37,1% затрудняются точно определить, являются ли они религиозными людьми или нет. В белорусско-польском пограничье идентифицируют себя с христианином (православным, католиком и др.) вдвое больше людей, чем в восточных областях Беларуси. Так, в частности, первостепенную роль во всех сферах повседневной жизни религия играет для 57% жителей Брестской и только для 20,7% жителей Могилевской и 19,9% Гомельской областей.
36.
Модель социально-
Экономика, политика и идеология – основные взаимообуславливающие функционирования друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная, материальная деятельность различных социальных субъектов.
Белорусская модель социально-экономического развития предполагает «формирование социально ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государства и частной собственности».
Предусмотренной форме социальных ориентиров рыночной экономии, которая строится на принципах прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, равенства всех форм собственности гарантии и неприкосновенности и истечения в интересах личности и общества, обеспечения взаимосвязи благосостояния рабочего класса и результатов его труда, социальной защиты, нетрудоспособных и других социально-уязвимых слоев населения.
Создавая условия для рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, стабильность денег и цен, высокая степень занятости.
Важнейшие экономические приоритеты в настоящее время направлена на создание динамичного развития социальной ориентируемой, рационально-целесообразной, рыночной экономикой.
Национальные интересы предполагают обеспечение национальной безопасности Беларуси: независимость, суверенитет белорусского государства, создание условий для свободы, проявление и развитие индивидов каждой личности.
Главная задача – найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которая, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночную экономику максимальной социальной эффективностью.
37.
Судебная власть и органы
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.
Система судов строится на принципах территориальности и
К общим судам относятся:
Верховный Суд Республики Беларусь:
К хозяйственным судам относятся:
Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.
Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Судьи не могут:
Деятельность судов основывается на принципах:
В системе государственных
институтов следует выделить государственные
органы особой компетенции, которые
выполняют определенные функции
государства, но не входят ни в одну
из ветвей власти. К таким органам
относятся Прокуратура, Счетная
палата, Центральный банк, казначейство,
Центральная избирательная
он имеет право:
получать от государственных органов
и иных юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей необходимую информацию
и проводить проверки (ревизии) их деятельности;
привлекать к участию в проверках (ревизиях)
представителей правоохранительных, контролирующих
и других государственных органов; направлять
материалы проверок в соответствующие
компетентные органы для рассмотрения
и принятия необходимых мер; осуществлять
производство по делам об административных
правонарушениях и привлекать к ответственности
(применять штрафные, экономические санкции)
виновных должностных лиц и субъекты хозяйствования
всех форм собственности и другие. рокуратура
Республики Беларусь обеспечивает надзор
за точным и единообразным исполнением
законов органами государственного управления,
общественными объединениями, политическими
партиями и движениями, субъектами хозяйствования,
должностными лицами и гражданами, причем
органы прокуратуры выступают как самостоятельные
и независимые. Надзор осуществляется
от имени высшего органа государственной
власти и распространяется на территорию
всего государства. Он осуществляется
даже в отношении тех органов и организаций,
которые сами призваны осуществлять контроль.
Прокурорский надзор обладает только
ему присущим качеством всеобщности.
Прокуратура республики и ее органы на
местах составляют единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих прокуратур
вышестоящим. В нее входят:
Прокуратура Республики Беларусь; Прокуратуры
областей, г. Минска; Прокуратуры районов,
городов; Межрайонные прокуратуры; Специализированные
прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная,
по надзору за исполнением законов в исправительных
учреждениях).
Возглавляет Прокуратуру Генеральный
прокурор, который назначается на должность
Президентом с согласия Совета Республики
и освобождается от должности Президентом
с уведомлением Совета Республики и подотчетен
Президенту.
Прокуратура (за исключением случаев,
оговоренных в законе) не отменяет решений
других органов, не выносит решений о праве,
не применяет наказаний к нарушителям
закона, а требует, чтобы компетентные
органы, общественные организации и должностные
лица своей властью в пределах данных
им полномочий устранили нарушение закона
и приняли меры воздействия к нарушителям.
Деятельность органов прокуратуры направлена
на достижение одной цели – всемерного
укрепления законности и правопорядка
в обществе и государстве. Ее реализации
способствует деятельность прокуратуры
по следующим направлениям:
общий надзор за исполнением законов органами
государственного управления предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными
лицами и гражданами; надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими дознание,
предварительное следствие и оперативно-розыскную
деятельность; надзор за исполнением законов
при рассмотрении дел судами; надзор за
соблюдением законов в местах содержания
задержанных, в местах предварительного
заключения, при исполнении наказаний
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом; борьба с нарушениями
законов, охраняющих права, свободы и интересы
личности, что в правовом государстве
становится приоритетным;
38.
Местное управление и
Местное самоуправление — способ реализации принципа разделения властей по вертикали в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали.
Формами осуществления местного самоуправления
в Беларуси являются: местные Советы депутатов;
органы территориального общественного
самоуправления (советы и комитеты микрорайонов,
жилищных комплексов, домовые, уличные,
квартальные, поселковые, сельские комитеты
и другие органы, в том числе единоличные);
местные референдумы; собрания (сходы)
граждан; иные формы прямого участия граждан
в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление осуществляется
в границах административно-
- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;
- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;
- областной, который
Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Их непосредственной
обязанностью является массово-
Идеологический заряд несут в себе и многие проводимые на местном уровне мероприятия. В стране повсеместно созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования.
Хорошо зарекомендовали себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма.
. Получили право на существование и такие формы идеологической работы, как пресс-центры в областях, городах, районах. Важной идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые формы морального и материального поощрения тружеников города и села (доски почета, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии и т.д.).