Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

39. Базовые социально-политические  идеи технократизма.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине нашего столетия, породила на Западе иллюзии, будто развитие техники может спасти капитализм от его исторической судьбы, предначертанной  объективными законами развития общества, устранить присущие ему социальные язвы и противоречия. Рост экономики  в крупных буржуазных странах, вызванный  временной стабилизацией хозяйства, укреплял это представление в  сознании некоторых слоев капиталистического общества. Постепенно в 50-е и 60-е гг. сложились так называемые технократические утопии.

Наряду с всесторонним и объективным анализом проблем  современной научно-технической  революции имеют место односторонние  толкования, превращение сегодняшней  науки и техники не только в  доминирующий, но чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (термин "технократия" происходит от греческого techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство). Они составляют целое  направление в развитии современной  социальной философии, получившее название технологического детерминизма.

ТЕХНОКРАТИЯ (греч.) – в  общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и  совершенствовать жизнь общества и  личности.

Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация  их по технической парадигме неизбежно  ставят проблему взаимодействия технокультуры  и власти. Вопрос состоит в том, насколько принципы и методология  технокультуры распространяются на властные отношения в обществе. Овладение  научно-техническими специалистами  властными функциями началось, естественно, в промышленном производстве, которое  все более попадало в зависимость  от носителей специальных знаний. Научный анализ социально-политических последствий данного процесса первым проделал американский экономист Т. Веблен, признанный во всем мире "отцом  технократизма" (справедливости ради следует отметить, что одновременно сходные идеи разрабатывал наш соотечественник  А.А. Богданов).

Развивающиеся в рамках данного  направления технократические теории при всех их различиях едины в  том, что объявляют современную  технику и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. Согласно этим теориям, научно-технический прогресс решающим образом влияет не только на производительность общественного  труда и экономическую эффективность  материального производства, но и  на развитие социальной структуры общества, политических процессов, а также  процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни.

В отличие от просветителей, в теориях индустриального, постиндустриального  и информационного общества в  качестве основной движущей силы прогрессивного социального развития рассматривается  научно-технический прогресс, внедрение  научных технологий в производство и структуры социального управления. В этом отношении теории индустриального  общества противостоят и историческому  материализму, признающему материальное производство основной детерминантой  истории.

 

40. Базовые социально-политические  идеи национализма  и других  течений.

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм  проповедует верность и преданность  своей нации, политическую независимость  и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
  • Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
  • Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.

Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический характер. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

Кроме того, национализм  рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический  организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью.

Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные  ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Фашизм как идеология  возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а  затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной  из причин его возникновения явились  последствия общественного кризиса  капитализма. Переход "свободного капитализма" в монополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным  поворотом от буржуазной демократии к политической реакции, созданием  благоприятных условий для появления  крайне правых течений консервативного  экстремизма. В результате поражения  Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этих странах  критических размеров достигли военно-политический, экономический, социальный и идеологический кризисы.

Для сохранения своего господства финансовый и военно-промышленный капитал  побежденных в мировой войне  стран политически и экономически поддержал формирование, а затем  и приход к власти фашистских партий.

В идейном плане фашизм - это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и  элитаризм. Фашисты проповедали  идею "величия нации", избранной "расы господ" арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или  уничтожению. Фашисты взяли на идейное  вооружение теорию немецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать  нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми.

Особое место в структуре  политического режима фашизма занимала фашистская партия. Ее отличительными чертами были жесткая строго иерархическая  вертикаль подчинения с культом  вождя, сочетание массового террора  с политикой социальной демагогии, открытый агрессивный характер внешней  политики, активное сращивание с государственным  аппаратом. Придя к власти, фашисты  ликвидировали избирательное право  и парламентские режимы, запретили  деятельность политических партий и  организаций, ввели полный контроль над средствами массовой информации и политическую цензуру, уничтожили все демократические свободы, создали  разветвленную систему политического  сыска для интернирования, или  ликвидации инакомыслящих.

Во внешней политике фашистские режимы проводили политику агрессии, "завоевания жизненного пространства", экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к  созданию тоталитарных государств во главе с вождями: в Германии - А. Гитлера, в Италии - Б. Муссолини, в  Испании - Ф. Франка, в Португалии - А. Салазара.

В современных условиях все  демократические цивилизованные государства  ведут бескомпромиссную борьбу с  рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"