Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка
1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера
Социология – это наука, изучающая закономерности организации, функционирования и развития общества через исследование социальных связей, взаимодействий и отношений во всем их многообразии. Правильный выбор предмета и объекта социологии имеет принципиальное значение, т.к. с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой стороны, выступает структурообразующим моментом, который определяет теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе. Трудность заключается в нестрогости обыденного употребления понятий предмет и объект, перешедшей и в научную сферу. Предмет выступает как нечто уже захваченное человеческим разумом или опытом, развернутое вовне и представленное изучающему субъекту. Объект же остается неразвернутым вовне бытием. Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, абстрактных, объектов, которые репрезентируют тот или иной фрагмент реальности. В отличии от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, где происходит исследование и материальную среду которых ученый анализирует. Любой из этих объектов очень многообразен в одном исследовании невозможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому социолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании. Таким образом, предмет социологического знания отражает лишь одну из сторон объекта, но зато самую важную, главную. В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Но оговаривая степень самостоятельности объекта, следует заметить, что реально и независимо от нас существующий объект, прежде чем попасть в фокус нашего внимания и стать источником информации, претерпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях документов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.д.
Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта. Уже на стадии первичного сбора социолог оперирует не непосредственными признаками, а идеализированными объектами. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное с точки зрения Г.В. Осипова – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющиеся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектом социологического исследования. Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно.
Представляется целесообразным
различать предмет
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
Рассматривая взаимоотношения социологии и смежных с ней наук об обществе, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его перспектив, направленности, движущих сил его развития. Эти вопросы могут частично служить предметом теоретических размышлений социологов. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие проявляется более отчетливо в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем (особенно смысложизненных). Еще большее различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Самостоятельное развитие социологии как раз связано с тем, что она начала активно использовать при анализе соц. процессов количественные методы с использованием сложных математических процедур. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и др. дисциплин, изучающих общество и человека. Проблема разграничения социологии и других наук об обществе особенно сложна и в значительной мере является нерешенной и в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий (демографии, социологии брака и семьи и др.). Довольно остро она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме: психология сосредоточена в основном на изучении индивидуального «я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект соц. связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д., он выступает как социолог.
Проанализируем соотношение отдельных разделов, направлений социологии с соответствующими частными социологическими науками.
Во-первых, социология изучает процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы, прежде всего, с точки зрения их связи с функционированием общества как целого. Иначе говоря, происходит отнесение частных соц. явлений к целому, обществу.
Во-вторых, исследуя конкретную сферу жизни общества, социолог изучает, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы.
В третьих, социолог анализирует все с точки зрения людей, их потребностей, ожиданий, предпочтений.
2.Структура социологического знания
Структура социологического знания – это определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь-то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологическая структура знания формируется в зависимости от двух основных факторов: от круга изучаемых социологией объектов и от глубины научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий.
Исходным моментом структуры социологического знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры. Другим элементом структуры социологического знания выступают представления о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Важным элементом ССЗ являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Речь идет также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой. Еще одним элементом ССЗ являются представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь главное внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Следующим элементом ССЗ выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких как государство, право, церковь, наука, культура и т.д.
Можно назвать еще ряд элементов ССЗ, выделенных в соответствии с объектами социологии с объектами изучения социологии. Это, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.
В ССЗ можно выделить отдельные уровни, исходя из того, насколько масштабны отражаемые в социологических взглядах и теориях общественные явления и насколько глубоко они осмыслены. Выделяют следующие уровни:
-общесоциологические теории или общетеоретическая социология
-специальные социологические
теории, которые нередко
-конкретные социологические исследования
Общесоциологические теории касаются, как правило, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом, исторического процесса. На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего, производственной деятельности людей, выявляется роль труда в развитии человеческого общества.
Специальные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и социальных институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества.
Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Они могут проводится в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности: об отношении населения к тем или иным событиям, для изучения общественного мнения и т.д.
5. Социологический проект О. Конта
Основателем социологии
как самостоятельной и
По мнению Конта, гармония в обществе есть гармония «между целыми и частями социальной системы», а также между «самими ее частями». Соц. гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония – это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и соц. слоев. Значение политической власти состоит в том, чтобы мудро согласовывать интересы субъектов. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, народа, каждого человека.
1. познавательная
Она заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные научные представления о сущности и содержании, связи с другими явлениями, о характере и закономерности их развития. Функция конкретных соц. исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей и в их эмпирическом анализе. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования соц. институтов.
2. практическая (управленческая)
На основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов выработать практические рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих соц. институтов. В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях, начиная от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные.
3. идеологическая
Социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Это связано с тем, что социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию или же в общественно-политическое движение. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы с позиций определенного мировоззрения, на формирование которого оказывает влияние его социальное положение и сформировавшаяся в его сознании система ценностных ориентаций. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе и классов. Тем самым, данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.