Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

справочник.docx

— 126.27 Кб (Скачать файл)
  1. Личность социального работника как инструмент его деятельности.

Личные качества социального  работника:

Первая группа: психолого-физиологическая  характеристика, от которой зависят  способности к данному виду деятельности.

Вторая группа: психологические  качества, характеризующие социального  работника как личность.

Третья группа: психолого-педагогические качества, от которых зависит эффективность  личного обаяния.

Личная характеристика социального работника:

1. Психолого-педагогические качества.

2. Психофизическая характеристика  — качества, которые отражают  психические процессы.

3. Психические состояния (усталость,  апатия, стресс, депрессия).

4. Внимание.

5. Эмоционально-волевые характеристики.

6. Психологические качества как  контроль, самооценка своих поступков. 

7. Физическая тренированность и  умение переключаться и управлять  эмоциями.

8. Коммуникабельность — умение  быстро установить контакт с  людьми.

9. Эмпатичность — умение определить настроение людей.

Педагогические способности:

1. Педагогическая наблюдательность (характеристика человека, выявление  его сильных и слабых сторон).

2. Педагогическая предвиденность (способность оценить ситуацию и диагностировать состояние клиентов).

  1. Основные качества социального работника как коммуникатора.

Коммуникативные навыки:

1. Культура общения и культура  восприятия.

2. Способности взаимодействия социального  работника и клиента (умение  устанавливать паритетные отношения).

3. Умение формировать у клиента  новые социальные роли.

4. Умение координировать социальные  связи и отношения.

5. Умение координировать свои  собственные действия на основе  навыков наблюдения, отбора и  анализа социально значимой информации.

Роли социального работника:

1. Клиницист (психолог, социально-диагностический  консультант): - психосоциальная оценка  и диагностика; - забота о стабилизации  образа жизни клиента (оказание  консультативной помощи по выходу  из трудных ситуаций); - социальное  лечение (помощь клиенту в раскрытии  сущности эмоциональных и социальных  отношений между личностями и  социальными учреждениями); - исследования  работы (ввод оперативной информации).

2. Управляющий делами клиента:  организационное обслуживание клиента;  поддержание связи клиента со  службами и гарантирование того, что клиент получает все виды  услуг; оценка имущества клиента,  его социального положения, положения  его семьи, среды его проживания; связь с необходимыми сервис  — услугами; контроль за предоставление  услуг клиенту, его защита.

3. Руководитель персонала: ориентация, обучение служащих; супервизия (направление на повышение квалификации); управление персоналом; отбор служащих; профессиональное развитие служащих; наблюдение за деятельностью персонала; решение вопросов об оплате труда, оценка качества работников; консультирование работников.

4. Администратор: планирование, развитие, организация сервис — услуг; решение проблем стоимости социальных услуг; управление (надзор за работой оборудования); надзор за правилами поведения; подготовка целевых программ, выявление новых направлений.

5. Агент по вопросам социальных  изменений: выявление социальных  проблем; выявление сфер или  зон повышенного риска; изучение  потребностей клиентов в социальных  структурах; составление социального  паспорта; привлечение заинтересованных  лиц; помощь людям реализовывать  их гражданские права. 

6. Профессионал: самооценка; обязанность  постоянного самоконтроля; личное  профессиональное развитие; профессиональная  ориентация.

Функции коммуникации

Обмен информацией в предельно  широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации.

Глубинная психологическая связь  – передача элементов уникальности личности, психических состояний  общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем  можно общаться, т. е. прежде всего  свои собственные переживания, чувства  и мысли”.

Общение не просто информационное, а  энергоинформационное поле. Основным механизмом энергоинформационного  или эмоционально-энергетического  обмена партнеров в процессе коммуникации является психическое заражение (творческое, например дирижер с оркестром  и со зрителем).

4. Понятие общения. Функции, уровни  и виды общения.

Общение — сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное  общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных  процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и  социальную перцепцию (восприятие и  понимание партнера. Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

В соответствии с содержанием  можно выделить следующие виды общения:

Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

Когнитивное общение — обмен  информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах  на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом  общения.

Кондиционное, или эмоциональное  общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися  индивидами. Развеселить грустного  друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен  эмоционального заражения.

Мотивационное общение — обмен  желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей  можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят  не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это  общение закрытое, потому что точки  зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение —  когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли.

Деловое общение — это процесс  взаимодействия в общении, при котором  происходит обмен информацией для  достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры  личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Классификации сторон и  функций общения

Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен  действиями).

Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Или:

информационно-коммуникативная (приём  и передача информации)

регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)

аффективно-коммуникативная

Или:

инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией  в процессе управления и совместного  труда);

синдикативная (сплочение групп)

трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)

самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)

информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)

побудительная (целевая стимуляция активности)

координационная (взаимная координация  и согласованность в совместной деятельности)

функция понимания (адекватное понимание  смысла, взаимопонимание в целом)

эмотивная (обмен эмоциями)

функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)

функция оказания влияния (изменение  состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера)

Уровни общения

 Во всем многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть  уровней общения.

  1. Примитивный

 Собеседник настраивает контакт,  не особо беспокоясь, насколько  адекватно и правильно вы его  воспримете. Пьяный без стеснения  исповедуется незнакомому ему  человеку в автобусе. Собеседник  предпочитает больше говорить, чем  слушать, он не заботится о  рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать,  когда приходится иметь дело  с бюрократической системой или  с невежливым продавцом. Заметьте, что словарный запас у таких  людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр,  потому как единственная цель  – подавить вас, сбить с  толку; а отношение к общению  с вами, как к разговору со  стулом, на котором вы сейчас  сидите, т.е. никакое. Ваше обращение  к такому собеседнику должно  быть направлено на то, чтобы  умерить его пыл, при этом  не повышайте тон, говорите  размеренно. Если вы проявите учтивость, но при этом будете тверды и где-то даже жесткими в своем обращении, сложно будет ответить на это агрессией. МирСоветов хотел бы подчеркнуть, что юмор с вашей стороны будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хоть и какого-никакого, но вашего собеседника.

 Обычно главная ошибка людей  состоит в том, что они используют  не тот уровень общения, который  требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные  люди пытаются говорить с хулиганами  дружелюбно и доверительно, что  конечно, делать нельзя. Будьте  жестким и даже невежливым, когда  это необходимо. Юмор будет уместен  только в случае, если не будут  затронуты личные качества хулиганов.

  1. Манипулятивный

 Собеседник на этом уровне  общения воспринимается как инструмент  для достижения каких-либо целей,  подобный уровень общения –  неотъемлемая часть многих профессий  (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима  для некоторых бытовых процессов  (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая  его, таким образом, по своей  воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется  имитацией – заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже  являются крайними формами манипулятивного уровня общения.

 Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.

  1. Деловой

 Собеседник внимателен к  вашим личным взглядам, вкусам, он  обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель  обуславливает ваши взаимоотношения  – поэтому это не является  манипуляцией (впрочем, грамотный  игрок сможет легко совместить  сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию. МирСоветов обращает ваше внимание на то, что деловитость – это еще и сознательное, серьезное восприятие собеседника, поэтому этот уровень общения в какой-то мере применим не только в деловых предпринимательских отношениях.

 В семейной жизни этот  уровень позволит избежать примитивных  контактов. Например, спор из-за  мытья посуды в семье будет  улажен быстрее, если решать  эту проблему на деловом уровне  общения.

- Я устала ежедневно мыть  посуду по пять раз в день!

- А я разве не устаю, когда  каждый день хожу на работу?

 Это – неправильная формула  поведения, проблема не решается, контакт происходит на примитивном  уровне, уровне чисто личных эмоций. Правильной формулой будет следующее  поведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"