Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Личные качества социального работника:
Первая группа: психолого-физиологическая характеристика, от которой зависят способности к данному виду деятельности.
Вторая группа: психологические качества, характеризующие социального работника как личность.
Третья группа: психолого-педагогические качества, от которых зависит эффективность личного обаяния.
Личная характеристика социального работника:
1. Психолого-педагогические
2. Психофизическая
3. Психические состояния (
4. Внимание.
5. Эмоционально-волевые
6. Психологические качества как контроль, самооценка своих поступков.
7. Физическая тренированность и
умение переключаться и
8. Коммуникабельность — умение быстро установить контакт с людьми.
9. Эмпатичность — умение определить настроение людей.
Педагогические способности:
1. Педагогическая
2. Педагогическая предвиденность (способность оценить ситуацию и диагностировать состояние клиентов).
Коммуникативные навыки:
1. Культура общения и культура восприятия.
2. Способности взаимодействия
3. Умение формировать у клиента новые социальные роли.
4. Умение координировать
5. Умение координировать свои
собственные действия на
Роли социального работника:
1. Клиницист (психолог, социально-диагностический
консультант): - психосоциальная оценка
и диагностика; - забота о стабилизации
образа жизни клиента (
2. Управляющий делами клиента:
организационное обслуживание
3. Руководитель персонала:
4. Администратор: планирование, развитие, организация сервис — услуг; решение проблем стоимости социальных услуг; управление (надзор за работой оборудования); надзор за правилами поведения; подготовка целевых программ, выявление новых направлений.
5. Агент по вопросам социальных
изменений: выявление
6. Профессионал: самооценка; обязанность постоянного самоконтроля; личное профессиональное развитие; профессиональная ориентация.
Функции коммуникации
Обмен информацией в предельно широком смысле. В человеке информативно все – от содержания речи до позы, жеста, мимики и звучания голоса. Но информацией для другого это становится тогда, когда он готов к ее восприятию и адекватной интерпретации.
Глубинная психологическая связь – передача элементов уникальности личности, психических состояний общающихся. К.С. Станиславский: “Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т. е. прежде всего свои собственные переживания, чувства и мысли”.
Общение не просто информационное, а
энергоинформационное поле. Основным
механизмом энергоинформационного
или эмоционально-
4. Понятие общения. Функции,
Общение — сложный многоплановый
процесс установления и развития
контактов между людьми (межличностное
общение) и группами (межгрупповое общение),
порождаемый потребностями
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Контакт масок — формальное общение,
когда отсутствует стремление понять
и учитывать особенности
Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
Классификации сторон и функций общения
Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Или:
информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
аффективно-коммуникативная
Или:
инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
синдикативная (сплочение групп)
трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)
Функции по целям общения:
контактная (установление контакта, то
есть готовности к приёму и передаче
сообщений и поддержании
информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
побудительная (целевая стимуляция активности)
координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
эмотивная (обмен эмоциями)
функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)
Уровни общения
Во всем многообразии
Собеседник настраивает
Обычно главная ошибка людей
состоит в том, что они
Собеседник на этом уровне
общения воспринимается как
Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.
Собеседник внимателен к
вашим личным взглядам, вкусам, он
обращает внимание на ваш
В семейной жизни этот
уровень позволит избежать
- Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!
- А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?
Это – неправильная формула
поведения, проблема не