Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

справочник.docx

— 126.27 Кб (Скачать файл)

4.                Избегать присутствия посторонних,  незаинтересованных лиц;

5.                 В любой ситуации быть вежливым, проявлять  безукоризненный вкус;

6.                Облегчать собеседнику положительный  ответ;

7.                Следует избегать вопросов, на  которые собеседник может ответить  “нет”;

8.                Подробно объяснять свою позицию,  если собеседник с ней не  соглашается;

9.                Не отвлекаться от предмета  беседы и избегать попутных  отступлений, выражаться в убедительной  и оптимистичной манере;

Необходимо также помнить, что  нормальному ходу диалога мешает, когда бестактно обрывают собеседника  на полуслове, неоправданно лишают его  возможности высказать свое мнение, игнорируют или высмеивают аргументы  партнера, подтасовывают факты, высказывают  необоснованные подозрения и т. д.”

Общение в процессе консультирования.

Очень часто социальный работник  выполняет функцию консультанта. Это может быть психологическое  консультирование, или консультирование по юридическим, экономическим вопросам, по проблеме трудоустройства и многим другим. Обычно консультирование происходит при непосредственном контакте с  клиентом, но может быть и опосредованное консультирование по телефону, по почте, через всемирную сеть Internet и т.д.

Специфика консультирования состоит  в двустороннем целенаправленном общении  консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной  индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для оказания психологической  помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения  при решении жизненных задач, или оказание  им помощи в правовых, экономических вопросах и т. д.

Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента  социальной службы: психологическое (консультирование как помощь практически здоровым людям при каких-либо имеющихся  у них психологических проблемах), консультирование по правовым вопросам, консультирование по вопросам семьи (программа  “Планирование семьи” и ей подобные) и брака, консультирование по материальным и жилищным вопросам, консультирование по вопросам трудоустройства и др.

 

В социальной работе используются элементы следующих направлений  и школ в психологическом консультировании: психоанализ, индивидуальная психология А. Адлера, экзистенциальный подход, клиентоцентрированная терапия К. Роджерса, рационально - эмотивная терапия, гештальт – подход, бихевиоральный подход.

Консультативное общение отличается от интимно-личностного и делового, но отдельные черты и того и  другого видов общения социального  работника здесь присутствуют. В  психологическом консультировании, или консультировании по вопросам семьи  работа будет наиболее эффективна, если между клиентом и специалистом отношения будут доверительные, основанные на дружбе, а в консультировании по юридическим, экономическим, жилищным и т. п.  вопросам, –  если общение  будет проходить в официально – деловом стиле.

Обобщая все виды консультирования в социальной работе (психологическое, юридическое, экономическое, по проблемам  трудоустройства, семьи и т.д.), можно  сказать, что консультирование –  это специально организованное общение  между социальным работникам и клиентом с целью решения различных  жизненных или бытовых вопросов, с которыми клиент не может (или думает, что не может) справиться самостоятельно.

Консультирование в  социальной работе.

В профессиональной деятельности специалиста  по  социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие  на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Оно является важным элементом в  любой из сфер социальной работы с  различными категориями клиентов. Специфика  психологического консультирования состоит  в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме  доверительной индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для  оказания помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Необходимым теоретическим обоснованием консультирования служит представление о многоуровневой структуре общения, включая эмоциональное выражение, убеждение, информирование.

Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента  социальной службы:

·        Психологическое (консультирование как помощь практически  здоровым людям при каких-либо имеющихся  у них психологических проблемах)

·        Консультирование по правовым вопросам

·        Консультирование по вопросам семьи (программа “Планирование  семьи” и ей подобные) и брака

·        Консультирование по материальным и жилищным вопросам

·        Консультирование по вопросам трудоустройства и др.

В социальной работе при психологическом  консультировании используются элементы следующих направлений и школ:

·        Психоанализ

·        Индивидуальная психология А. Адлера

·        Экзистенциальный подход

·        Клиентоцентрированная терапия К. Роджерса

·        Рационально - эмотивная терапия

·        Гештальт – подход

·        Бихевиоральный подход

 В социальной работе возможно  использование различных моделей  консультирования. Условно их можно  разбить на:

1.   “Объектно – манипулятивные, в которых клиент и его затруднения принимаются как объект внешней диагностики и воздействия посредством различных методик и техник с целью изменения в направлении, определенном экспертом – консультантом (это консультирование в бихевиоральной, рационально–эмотивной психотерапии и нейролингвистического программирования).

2.   Субъектно-феноменологические, в которых акцент делается на понимании, прояснении и изменении субъективного феноменологического мира клиента “изнутри”. При этом клиент выступает в качестве главного аспекта, определяющего направление изменений, а консультант – в качестве фасилитатора происходящих изменений (это центрированный на человеке подход К. Роджерса, экзистенциальная психотерапия, гештальт – терапия, аналитическая психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера)”.

“В процессе консультирования можно  решить следующие задачи:

1.   Достичь глубокого понимания  проблемной ситуации глазами  клиента, “изнутри” (эмпатия по К. Роджерсу)

2.   Оказать при необходимости  эмоциональную поддержку клиенту,  ободрить, вдохновить на основе  прочувствования консультантом его состояний

3.   Помочь клиенту достичь  глубокого осознания и осмысления  своей проблемной ситуации. Средствами  здесь могут быть эмпатия, активное слушание, адекватная обратная связь клиенту со стороны консультанта, который с одной стороны, максимально полно проживает ситуацию “здесь и сейчас”, и поэтому стремится глубоко понять клиента, а, с другой стороны, консультант осознает эмоциональные реакции по поводу происходящего, рождающееся в его собственном мире. Обсуждение – диалог с клиентом впечатлений и наблюдений консультанта делает возможным для клиента иные варианты восприятия и отношения к обстоятельствам своей проблемной ситуации.

4.   Этот процесс позволяет  клиенту на основе изменившегося  видения, осознания и переосмысления  ситуации и себя в ней совершить  наилучшие выборы и решения”.

Таким образом, “консультативный процесс  представляется аналогичным процессу индивидуального переживания, совладания с ситуацией невозможности, кризиса, который, однако, осуществляется совместно в психологическом единстве клиента и консультанта. Отличие же определяется тем, что в данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения. Можно сказать, что консультирование – это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы”.

В следующих главах речь пойдет в  основном о психологическом консультировании, как одном из наиболее распространенных видов социальной помощи населению  в рамках социальной работы.

Интимно-личностное общение  в деятельности социального работника.

Социальный работник часто является для своих клиентов (одиноких или  престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и  способен разрешить проблему клиента. В таких случаях между специалистом и клиентом службы социальной помощи устанавливаются дружеские, доверительные  связи, а общение между ними становится уже не деловым или консультативным, а интимно-личностным.

“Еще сто лет назад не было ни социальной работы, ни психологии, ни психотерапии. Одновременно было меньше психосоматических и психических  заболеваний, стрессов и кризисных  явлений. Основная причина психического здоровья – это чувство общности с другими людьми. Общинный склад  жизни. Человек мог всегда найти  другого и поведать ему о своих  горестях – родственника, соседа, священника. Всегда был человек, который мог  слушать и слышать”.

Сейчас не все люди имеют возможность  быть выслушанным и понятым кем-то другим, зачастую это служит причиной всех их проблем. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен уметь устанавливать контакт, а отношения между ним и  клиентом по мере возможностей  должны быть интимно – личностными, если клиент в этом нуждается.

Интимно-личностное общение также  характерно для отношений между  психотерапевтом (психологом) и клиентом. Действие большинства психотерапевтических методик основано на исцеляющем действии общения, ведь иногда человека достаточно просто выслушать, чтобы ему стало  легче. На этом основана клиентоцентрированная терапия К. Роджерса и его группы встреч.

 Различные виды групповой  психотерапии, элементы которой  могут использоваться в социальной  работе, основаны на принципе  получения обратной связи от  слушающих. (Т – группы, где учат людей общаться, гештальтгруппы, где выслушивание исповедь одного из участников группы на “горячем месте” дает положительный эффект другим, группы позитивной психотерапии  Н. Позешкениана, в которых в качестве лечебной методики применяются истории, притчи – так называемая “философотерапия” и др.). В психотерапевтических группах интимно –личностное общение имеет место не только между клиентом (одним из участников группы) и психотерапевтом, но и между самими участниками группы. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может применять эти психотерапевтические методики или отдельные их элементы, поэтому он должен знать основные положения и упражнения из них, тем более, что психотерапевтический, психокоррекционный эффект общения в таких группах проверен временем.

Без общения невозможно проведение ни одного  индивидуального психотерапевтического  сеанса, и хотя в некоторых видах  психотерапии применяются и другие способы воздействия на клиента (телесноориентированная терапия В. Райха, различные упражнения, связанные с телом человека из групп встреч и др.), но основным все же остается общение, причем именно интимно –личностное. Без интимно –личностного общения невозможно себе представить деятельность психотерапевта. Для психоаналитика в начале работы будет необходимо выяснить причины проблем клиента через его рассказ о своем детстве, его оговорках во время беседы, остротах, забывании слов и т. д.  В других психотерапевтических направлениях роль общения также очень велика, и чем более доверительные отношения складываются между клиентом и терапевтом, чем менее официально  их общение, тем больше будет эффект.

Хотя консультативное общение  выделяют в особый вид коммуникации социального работника, все же оно  также должно основываться на доверительном, интимно-личностном общении, хотя бы если это психологическое консультирование.

10. Деловой этикет. Речевой и неречевой этикет.

Деловой этикет — это установленный  порядок поведения в сфере  бизнеса и деловых контактов. Разновидность этикета светского, но основанный на воинском. Главное отличие делового этикета от светского — приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом.

Понятие русского речевого и неречевого этикета: история, основы, факторы, определяющие его формирование

Система правил речевого поведения  и устойчивых формул вежливого общения  и есть речевой этикет. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и  уважение, а вот знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений  в общении. Соблюдение данного этикета  в деловом общении оставляет  у клиентов и партнеров по бизнесу  благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию  и, соответственно, дает возможность  поддерживать контакт, с клиентами  на протяжении очень долгого времени. Выделим следующие факторы этикета:

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться  неприятными для него.

Предупредительность заключается  в умении предвидеть возможные вопросы  и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"