Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
4.
Избегать присутствия
5.
В любой ситуации быть
6.
Облегчать собеседнику
7.
Следует избегать вопросов, на
которые собеседник может
8.
Подробно объяснять свою
9.
Не отвлекаться от предмета
беседы и избегать попутных
отступлений, выражаться в
Необходимо также помнить, что нормальному ходу диалога мешает, когда бестактно обрывают собеседника на полуслове, неоправданно лишают его возможности высказать свое мнение, игнорируют или высмеивают аргументы партнера, подтасовывают факты, высказывают необоснованные подозрения и т. д.”
Общение в процессе консультирования.
Очень часто социальный работник
выполняет функцию
Специфика консультирования состоит
в двустороннем целенаправленном общении
консультанта с клиентом, как правило,
протекающем в форме
Консультирование в социальной
работе может быть дифференцировано
в зависимости от предмета обсуждения,
от проблемы, которая есть у клиента
социальной службы: психологическое (консультирование
как помощь практически здоровым
людям при каких-либо имеющихся
у них психологических
В социальной работе используются элементы
следующих направлений и школ
в психологическом
Консультативное общение отличается
от интимно-личностного и
Обобщая все виды консультирования
в социальной работе (психологическое,
юридическое, экономическое, по проблемам
трудоустройства, семьи и т.д.), можно
сказать, что консультирование –
это специально организованное общение
между социальным работникам и клиентом
с целью решения различных
жизненных или бытовых
Консультирование в социальной работе.
В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит консультированию. Оно является важным элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов. Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Консультирование предназначено для оказания помощи людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Необходимым теоретическим обоснованием консультирования служит представление о многоуровневой структуре общения, включая эмоциональное выражение, убеждение, информирование.
Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы:
· Психологическое
(консультирование как помощь практически
здоровым людям при каких-либо имеющихся
у них психологических
· Консультирование по правовым вопросам
· Консультирование по вопросам семьи (программа “Планирование семьи” и ей подобные) и брака
· Консультирование по материальным и жилищным вопросам
· Консультирование по вопросам трудоустройства и др.
В социальной работе при психологическом консультировании используются элементы следующих направлений и школ:
· Психоанализ
· Индивидуальная психология А. Адлера
· Экзистенциальный подход
· Клиентоцентрированная терапия К. Роджерса
· Рационально - эмотивная терапия
· Гештальт – подход
· Бихевиоральный подход
В социальной работе возможно
использование различных
1. “Объектно – манипулятивные, в которых клиент и его затруднения принимаются как объект внешней диагностики и воздействия посредством различных методик и техник с целью изменения в направлении, определенном экспертом – консультантом (это консультирование в бихевиоральной, рационально–эмотивной психотерапии и нейролингвистического программирования).
2. Субъектно-феноменологические, в которых акцент делается на понимании, прояснении и изменении субъективного феноменологического мира клиента “изнутри”. При этом клиент выступает в качестве главного аспекта, определяющего направление изменений, а консультант – в качестве фасилитатора происходящих изменений (это центрированный на человеке подход К. Роджерса, экзистенциальная психотерапия, гештальт – терапия, аналитическая психология К. Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера)”.
“В процессе консультирования можно решить следующие задачи:
1. Достичь глубокого понимания проблемной ситуации глазами клиента, “изнутри” (эмпатия по К. Роджерсу)
2. Оказать при необходимости
эмоциональную поддержку
3. Помочь клиенту достичь
глубокого осознания и
4. Этот процесс позволяет
клиенту на основе
Таким образом, “консультативный процесс представляется аналогичным процессу индивидуального переживания, совладания с ситуацией невозможности, кризиса, который, однако, осуществляется совместно в психологическом единстве клиента и консультанта. Отличие же определяется тем, что в данный процесс активно вовлекаются личностные и профессиональные качества консультанта как инструменты и ресурсы движения. Можно сказать, что консультирование – это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы”.
В следующих главах речь пойдет в
основном о психологическом
Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.
Социальный работник часто является
для своих клиентов (одиноких или
престарелых людей) единственным человеком,
с которым можно поговорить. Иногда
только специалист по социальной работе
или социальный психолог готов и
способен разрешить проблему клиента.
В таких случаях между
“Еще сто лет назад не было
ни социальной работы, ни психологии, ни
психотерапии. Одновременно было меньше
психосоматических и
Сейчас не все люди имеют возможность быть выслушанным и понятым кем-то другим, зачастую это служит причиной всех их проблем. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен уметь устанавливать контакт, а отношения между ним и клиентом по мере возможностей должны быть интимно – личностными, если клиент в этом нуждается.
Интимно-личностное общение также
характерно для отношений между
психотерапевтом (психологом) и клиентом.
Действие большинства
Различные виды групповой
психотерапии, элементы которой
могут использоваться в
Без общения невозможно проведение
ни одного индивидуального
Хотя консультативное общение выделяют в особый вид коммуникации социального работника, все же оно также должно основываться на доверительном, интимно-личностном общении, хотя бы если это психологическое консультирование.
10. Деловой этикет. Речевой и неречевой этикет.
Деловой этикет — это установленный
порядок поведения в сфере
бизнеса и деловых контактов.
Разновидность этикета
Понятие русского речевого и неречевого этикета: история, основы, факторы, определяющие его формирование
Система правил речевого поведения
и устойчивых формул вежливого общения
и есть речевой этикет. Владение
речевым этикетом способствует приобретению
авторитета, порождает доверие и
уважение, а вот знание правил речевого
этикета, их соблюдение позволяет человеку
чувствовать себя уверенно и непринужденно,
не испытывать неловкости и затруднений
в общении. Соблюдение данного этикета
в деловом общении оставляет
у клиентов и партнеров по бизнесу
благоприятное впечатление об организации,
поддерживает ее положительную репутацию
и, соответственно, дает возможность
поддерживать контакт, с клиентами
на протяжении очень долгого времени.
Выделим следующие факторы
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.