Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

справочник.docx

— 126.27 Кб (Скачать файл)

Терпимость состоит в том, чтобы  спокойно относиться к возможным  расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует  уважать мнение других людей, стараться  понять, почему у них сложилась  та или иная точка зрения.

Выдержанность - умение спокойно реагировать  на неожиданные или нетактичные  вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как  в отношении к собеседнику, так  и во всем построении разговора: в  его содержании и форме, в интонации  и подборе слов.

Таким образом, у этикета есть словесные (или вербальные – от лат. verbalis «словесный») и несловесные средства.

Вспомним, как в известной повести  Л. И. Лагина впервые появляется перед Валькой Костыльковым старик Хоттабыч:

-Апчхи! – оглушительно чихнул  неизвестный старичок и пал  ниц. – Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!

Словесно выраженное приветствие  сочетается здесь со старинным невербальным знаком почтения и покорности - с  особой этикетной позой благодарного за свое спасение джинна. В общении  часто используют словесные и  несловесные средства одновременно, нередко для выражения одного этикетного содержания.

Развитие государства как основной регулирующей и управляющей системы  общества тесно связано с этикетом, как речевым, так и неречевым. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической  системы власти в обязательном порядке  требует инструментария, который  будет сопровождать общение представителей разных слоёв и групп, различающихся  по вышеуказанным определениям. Вот  как описывает В. Е. Гольдин в  книге «Речь и этикет» пир  при дворе монгольского хана Хубилая (по свидетельству Марко Поло): «На пиру великий хан за столом сидит вот как: (2, с. 56-48)[1]

·  его столь много выше других столов;

·  садится он на северной стороне, лицом на юг;

·  с левой стороны возле  него сидит старшая жена, а по правую руку, много ниже,

·  сыновья, племянники и родичи императорского роду;

·  а головы их приходятся у ног  великого хана;

·  а прочие князья садятся за другие столы, еще ниже.

Жены рассаживаются точно так  же. Жены сыновей великого хана, его  племянников и родичей - с левой  стороны, пониже, а за ними, еще ниже, садятся жены баронов и рыцарей. Всякий знает свое место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим  ханом...». Со временем деятельность властных и общественных структур настолько  формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп  проявляются настолько явно, что  коммуникация в государстве и  обществе перегружается огромным количеством  несистематизированных норм и правил.

История возникновения  русского речевого и неречевого этикета

Поскольку порядок поведения в  обществе воспитывается с детства  в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой «Словарь по этике» определяет это понятие так:

«Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. (3, с. 21-35)[2] А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет систему норм и правил межличностного общения. Э. В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет. [3]

 

Речевой этикет - область стереотипов  общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и, всё более, совершенно овладевая  языком, познает и этические нормы  взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой  общения. Но для этого надо:

·  ориентироваться в ситуации общения,

·  ориентироваться в ролевых  признаках партнера,

·  соответствовать собственным  социальным признакам и удовлетворять  ожидания других людей,

·  стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка,

·  действовать по правилам коммуникативных  ролей говорящего или слушающего человека,

·  строить текст в соответствии со стилистическими нормами,

·  владеть устными и письменными  формами общения,

·  уметь общаться контактно  и дистанционно, а еще и владеть  всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих  от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т. д. и т. п. Л. А. Введенская в  своей книге "Русский язык и  культура речи" даёт следующее определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности".

11. Деловая беседа. Деловое совещание.

         Деловая  встреча и деловые переговоры, в общем, имеют одно определение  – это деловое взаимное общение  с целью достижения совместного  решения. Но деловую встречу  можно рассматривать и как  первый этап переговорного процесса  или его составную часть, в  процессе которого уточняется  предмет дальнейших переговоров,  решаются организационные вопросы.  От результатов таких предварительных  контактов, от впечатления, произведенного  вами при «ознакомительной» деловой  встрече, во многом зависит  успех дальнейших переговоров.

       В современной,  более узкой трактовке под  деловой беседой понимают речевое  общение между собеседниками,  которые имеют необходимые полномочия  от своих организаций и фирм  для установления деловых отношений,  разрешение деловых проблем или  выработке конструктивного подхода  к их решению. 

       Подлинное значение  такого рода делового общения  в нашем обществе в полной  мере начинает осознаваться только  сейчас, в связи с переходом  отечественной экономики на рыночные  отношения. В стране с каждым  годом появляется все больше  и больше предприимчивых и  способных деловых людей. В  то же время опыта предпринимательской  деятельности и прежде всего  умение вести успешный деловой  разговор у них явно недостаточно, что существенно снижает их  деловую активность. Поэтому имеет  смысл рассмотреть деловую беседу  более подробно, чтобы наметить  пути ее более рационального  поведения.

         Деловые  беседы обладают многими достоинствами,  которых лишены собрания, обмен  письменной информации, телефонные  разговоры. Они, во-первых, проводятся  в тесном контакте, позволяющем  сосредоточить внимание на одном  собеседнике или очень ограниченной группе людей. Во-вторых, предполагают непосредственное общение. В-третьих, создают условия для установления личных взаимоотношений, которые могут стать впоследствии основой неформальных контактов, т.е. позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, что облегчает их общение в дальнейшем.

       Деловая беседа  является наиболее благоприятной  и зачастую единственной возможностью  убедить собеседника в обоснованности  вашей позиции, с тем чтобы он с ней согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач беседы – убедить собеседника принять конкретное предложение.

Деловое совещание - это обсуждение вопросов организации производства, управления фирмой, маркетинговой деятельности, проводимое первым лицом или заменяющим его специалистом.

К обязательным требованиям, позволяющим  сделать деловые совещания действенным  инструментом создания команды единомышленников, относятся:

  • регулярность проведения;
  • сочетание обсуждения стратегических и оперативных вопросов;
  • урегулирование на совещаниях вопросов корпоративных отношений (к таким вопросам можно отнести изменение приоритетов внутрифирменных отношений, уточнение функций и полномочий исполнителей, выработка новых идей, оценка результатов предыдущих программ);

 

12. Спор. Полемика. Дискуссия.

 

Cпор — обсуждение, при котором «сталкиваются» точки зрения различных сторон, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.

 

Виды спора

  • Конструктивный, или дискуссия
  • Деструктивный
  • Устный
  • Письменный
  • Организованный
  • Стихийный
  • Дебаты
  • Полемика

Полемика

Полемика — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия.

Разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей  точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией полемика является одной из наиболее распространённых форм спора. С дискуссией её сближает наличие достаточно определённого тезиса, выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очерёдность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приёмов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения.

Вместе с тем полемика существенно  отличается от дискуссии. Если целью  дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача полемики — утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике, как и в споре вообще, недопустимы некорректные приёмы (подмена тезиса, аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т.п.). В полемике может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приёмов. Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т.п. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение.

Дискуссия

Дискуссия— обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться  публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в  печати, в беседе. Отличительной  чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего  начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом  которых является тезис. Дискуссия  часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

13. Круглый стол. Переговоры.

Круглый стол — общество, конференция  или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах —  как свободная конференция разнородных  участников для непосредственного  обсуждения определённых проблем (в  частности, конфликтов) и — реже — как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

 

В современном значении выражение  круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации  обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь  на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения  и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки  конкретных решений.

Переговоры — коммуникация между  сторонами для достижения своих  целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения. В узком  смысле рассматривается как один из методов альтернативного урегулирования споров. В более широком смысле, переговоры — это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между  участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"