Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации.
Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую на-род) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).
Другие исследователи
Традиционно также выделяется либо
две, либо три функции языка и
коммуникации, которые, впрочем, пересекаются
друг с другом. Считалось (и бытовое
сознание очень легко воспринимает
это мнение), что язык в первую
очередь выполняет
Рассмотрим более подробно наиболее
известную модель Р.О.Якобсона, в
которой выделяется шесть функций,
в соответствии с участниками
и аспектами его же модели коммуникации.
Модель Якобсона применима как для
анализа языка и
АДРЕСАНТ эмотивная функция
Адресант непосредственно
АДРЕСАТ конативная функция
Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение):
КОНТЕКСТ референтивная функция
Наиболее обычная функция: внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.
СООБЩЕНИЕ поэтическая функция
Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения; иногда называется ‘праздничной’ функцией:
КОНТАКТ фатическая функция
Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации:
КОД метакоммуникативная функция
Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса:
Слабые места приведенных
Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от его направленности, его основной коммуникативной задачи. Р.Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение мнения, развлечение.
Эта классификация функций является прагматической. то есть, связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей. О прагматике будет идти речь в лекции, посвященной семиотическим аспектах коммуникативного процесса.
Еще одна интересная модель языковых функций связана с именем австралийского лингвиста, автора ряда работ по функциональной грамматике, М.А.К.Хэллидея. Система Хэллидея содержит три макрофункции, в которые в процессе языкового развития индивида соединяются семь исходных дискретных (отдельных) функций в языковом поведении ребенка. Каждый акт взрослого, по мнению Хэллидея, обслуживает более чем одну функцию сразу. Три макрофункции в системе Хэллидея – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка традиционно выделяющейся когнитивной, но шире ее, включает ‘выражение опыта’, оценочные и аффективные аспекты. Межличностная функция включает в себя индексальную и регулятивную, выражая роль говорящего в речевой ситуации, его личные приверженности и взаимодействие с другими. Именно эта функция способствует установлению и поддержанию социальных отношений, посредством которых разграничиваются социальные группы, а индивид получает возможность взаимодействия и развития собственной личности. Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с социальным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим. По мнению Хэллидея, на входе семантика имеет социальное, а на выходе – лингвистическое. Семантика, таким образом – промежуточный, посредующий уровень между социальным (ситуацией) и лингвистическим (текстом и языковыми средствами конкретного речевого акта).
8. Коммуникативная профессиограмма социального работника.
Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник). Процесс общения включает в себя:
— формирование и развитие личности (социализацию индивида);
— развитие общества и общественных отношений;
— обмен результатами деятельности;
— создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;
— социально-психологическую
— обмен эмоциями;
— обучение, передачу умений и навыков;
— обмен информацией;
— обмен деятельностью;
— формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается во взаимоотношениях типа:
1) «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);
2) «Я — Мы» (индивидуально-
3) «Мы — Мы» (коллективно-
Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицироваться и переходить в другой тип общения.
Одним из главных направлений
В основе такой деятельности лежит
коммуникативная техника
Социальный работник должен:
— знать речевой этикет и уметь его использовать;
— уметь формулировать цели и задачи делового общения;
— организовывать общение и управлять им;
— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;
— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;
— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
— уметь с помощью слова
Таким образом, задача социального
работника — помочь клиенту обрести
себя, найти свое место в динамично
меняющемся мире, сориентироваться в
новых социальных отношениях, и общение
является важным инструментом в этом
процессе.
9. Общение в профессиональной
деятельности социального
Особенности делового общения социального работника.
Зачастую социальному
“Деловая беседа представляет
собой акт непосредственной
- Дифференциальный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и особенностей партнеров в интересах доступного и убедительного изложения позиций сторон.
- Быстрота реагирования на высказывания партнеров.
- Аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов.
- Ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме.
- Ощущение сопричастности и ответственности в решении проблем”.
В своем официально-деловом
1. Необходимо заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;
2.
Применять принцип
3.
Постоянно помнить о движущих
мотивах собеседника: его