Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

справочник.docx

— 126.27 Кб (Скачать файл)

Кодирование – это представление  идеи, которую стремится донести  до получателя источник в кодах или  символах.

Коды – это символы или  знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю, система правил, которая  осуществляет функционирование языка. Кодирование должно обеспечить интерпретацию  сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем. В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи (лексика, а также темп, стиль речи), визуальные образы (людей, товаров, предметов интерьера) и их движение, запахи (цветов, духов, сигарет, мыла), звуки (мелодии, интонация и тембр голоса, модуляция), цвет (яркий, приглушенный) жесты (статуса, отношения к чему-либо).

Сообщение (Что) – это закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю.

Поскольку коммуникация – целенаправленное действие, важно знать – что  же составляет сообщение. В числе  ведущих компонент сообщения:

 содержание сообщения – что оно, собственно, содержит мысли, аргументы, доводы, факты;

 личность, делающая сообщение.  Очень часто люди не отделяют  личности оратора от того, что  он говорит.

Фактор принятия, симпатии к личности играет важную роль в коммуникации; некоторые политические лидеры получают голоса электората только потому, что  они нравятся избирателям. При этом недостатки внешности не являются препятствием для публики, очарованной личностью  политика. Люди говорят: «Мне нравится этот парень».

Управление коммуникациями предполагает знание их особенностей, специфики  информационного воздействия различных  видов коммуникации. Коммуникации, осуществляемые организацией, могут  быть внешними и внутренними. Внешние  коммуникации пересекают границу организации, выходя за ее рамки. При этом источник или получатель сообщения находится  за пределами организации. Примером может служить пресс-релиз, посылаемый организацией в средства массовой информации, а также публичное выступление  организационного представителя на пресс-конференции, издание информационного  бюллетеня для широкой публики, Дни открытых дверей.

Квалифицированное ведение внешних  коммуникаций требует хорошего знания внешней среды организации, в  том числе знаковых систем, используемых объектами внешней среды.

Внутренние коммуникации осуществляются в рамках самой организации: и  источник, и получатель находятся  внутри организации. Корпоративная  газета, информационный листок, собрания сотрудников подразделений. И корпоративные  радио и доски объявлений относятся  к средствам осуществления внутренних коммуникаций. Выбор и построение оптимальных внутренних коммуникаций определяются характером и особенностями  организации – организационной  миссией, ее общественным статусом, масштабами, сферами и дифференцированностью деятельности. Эффективные внутренние, так же как и внешние, коммуникации должны быть важнейшим элементом организационной культуры.

Декодирование сообщения  – это  перевод его на язык получателя.

Декодирование определяется личным восприятием  получателя, его способностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Поэтому декодирование  носит в определенной степени  субъективный характер. Адекватность восприятия сообщения может варьировать  от нуля до ста процентов. Так, незнание иностранного языка сводит возможность  декодирования иноязычного сообщения  к нулю. А наличие сходного профессионального, жизненного опыта у источника  и получателя увеличивает адекватность восприятия сообщения. Расширение и даже создание сферы этого опыта – один из путей увеличения эффективности коммуникации. Вот почему программы деловых встреч предусматривают совместную деятельность сторон, лишь косвенно связанную с формальной целью встречи.

Получатель (адресат) – лицо или  группа лиц, принимающих сообщение.

Принимающий сообщение, вне зависимости  от его реакции, – неотъемлемый элемент  коммуникации, без него коммуникации нет. Реакция получателя определяет результативность коммуникации. Успех  или результат коммуникации может  быть различным. Сообщение может  создать или изменить отношение  публики к предмету коммуникации. Обратная связь, позволяющая оценить  результативность сообщения, часто  игнорируется практиками ПР. Между тем степень достижения цели коммуникации часто может быть оценена количеством полученных писем и звонков, изменением объема продаж, количеством голосов избирателей, принятием или отменой политических решений. Обратная связь должна быть идентифицирована, даже если никаких явных действий получателем не предпринято. Люди могут понять сообщение и передать его дальше, не предприняв активных действий.

Предполагается, что результат  коммуникации должен быть адекватен  ее целям. тот результат обычно выражается следующим образом:

изменением в знаниях получателя информации;

изменением в представлениях, установках, убеждениях получателя информации;

изменением поведения получателя информации.

Относительно несложно фиксировать  результаты коммуникации, если они  выражаются в изменении поведения  индивидов или аудиторий: покупка  конкретного товара, итоги выборов, поддержка социальных программ администрации. Наиболее сложным является определение  технологии показателей, по которым  можно судить об изменениях, произошедших в сознании индивида под воздействием коммуникации, но не отразившихся на его  поведении. В определенной мере полезными  могут быть результаты социальных исследований: наблюдения, опросы, анализ документов, информация, полученная при анализе  обратной связи.

Коммуникативный процесс неизбежно  порождает коммуникативную ситуацию, поскольку коммуникации влияют на социальное окружение и сами испытывают его  влияние. Коммуникативный процесс  создает не только понимание отношений  между адресантом и адресатом, но и требует большого социального  контекста, в рамках которого совершаются  коммуникации.

Одним из важных факторов социального  контекста, влияющим на коммуникации, является коммуникативная ситуация.

Коммуникативная ситуация

Коммуникативная ситуация – это  совокупность обстоятельств, положение  и обстановка, в которых совершается  коммуникативный процесс.

Коммуникативные ситуации подразделяют на индивидуальные и массовые.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния  социальной группы на характер поведения  и поступки индивида. Особое внимание при этом уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой  величиной, относительной устойчивостью, неформальностью взаимоотношений и непосредственным контактом между членами группы. Общение, обмен информацией в них происходит на межличностном уровне.

Социальное окружение индивида имеет крайне важное значение, так как его мнение и поведение в рамках группы влияет на восприятие им коммуникационного процесса. Принятые нормы и условности общественной жизни самым непосредственным образом влияют на характер коммуникации. В любом обществе определенные поступки допускаются, другие не допускаются, существуют теории, в которые верят, не сомневаясь в них, и идеи, не получающие признания. Во многом это происходит потому, что именно общество определяет как, почему, в каком направлении и с каким результатом осуществляется коммуникация. Для аргументации этого утверждения используем две коммуникационные концепции – концепцию двухступенчатого хода процесса коммуникации и концепцию функции усиления.

Под двухступенчатым характером коммуникации подразумевается, что информация, как  правило, первоначально достигает  более активных членов группы (обычно лидеров) и только потом – ее менее  активных членов. Практика показывает, что даже в случае, когда информация поступает непосредственно к  рядовым членам группы, они обращаются к лидерам группы за разъяснением. Можно, очевидно, говорить о роли лидеров  как своеобразного «фильтра»  в ходе коммуникационного процесса.

Принятие решений чаще происходит под влиянием мнения других людей, чем  под воздействием, например, средств  массовой информации. Личность, пользующаяся авторитетом, – очень важный источник воздействия. При этом необходимо учитывать, что большему влиянию люди поддаются  со стороны представителей своей  социально-экономической страты, тех, с кем они непосредственно  общаются. В небольших группах, где  устанавливаются очень прочные  межличностные связи, наблюдается  весьма высокий уровень общности взглядов и мнений, крайне редко  отмечается выделение каких –  либо особых мнений, тем более действий, идущих вразрез с поведением большинства. Вместе с тем лидеры группы более  подвержены влиянию со стороны внешних  источников воздействия.

Другая концепция – концепция  усиления, которая гласит: в любой  социальной группе является нормой то, что ее член консультируется с  другим членом группы перед принятием  решения в ответ на убеждающую коммуникацию. Другими словами, индивид стремится за счет привлечения мнения из вне усилить аргументацию своих действий по отношению к побуждающей информации. Ключевым моментом в коммуникационном процессе является передача или получение информации намеченной аудиторией по соответствующему каналу. Процесс полной передачи включает в себя четыре этапа:

сообщение должно привлечь внимание;

оно должно быть отобрано;

оно должно быть переведено;

оно должно быть хотя бы частично использовано так, как это предусматривалось  отправителем.

Этот «полный» процесс, в общем-то, касается любого вида коммуникаций независимо от того, ставит ли она своей целью  проинформировать, научить, развлечь или  убедить.

Ключевой момент в коммуникационном процессе – это привлечение внимания. Для того чтобы конкретной информации уделили внимание, используется масса  приемов – броские заголовки  в газетах, красочные фотографии и т. д.

На процесс передачи информации обращали внимание еще мыслители  Древней Греции, выделяя схему  коммуникационного процесса: оратор – речь – аудитория. Эта схема  легла в основу всех коммуникационных моделей.

Модели коммуникации

Модель коммуникации воспроизводит  составные элементы и функциональный характер подчас богатого по содержанию, сложного, противоречивого и яркого, коммуникативного процесса в виде схемы (modulus, модель – лат. мера, образец для изготовления чего-либо, воспроизведение или схема чего-нибудь в уменьшенном виде по сравнению с оригиналом).

Модель нужна исследователю  коммуникаций, чтобы лучше организовать свои мысли о различных сторонах экономической, политической, социальной, религиозной и т. д. жизни общества и эффективно соизмерять свои действия с конкретными аспектами коммуникационного  бытия.

В наши дни уже накоплен опыт исследований коммуникаций в различных сферах общественного бытия. Для систематизации этого опыта целесообразно осуществлять моделирование коммуникаций, поскольку  коммуникационный процесс может  быть многоплановым, многоуровневым, многовариантным. А с помощью модели удобно изучать коммуникации и дифференцировать их, поскольку модель, как уже упоминалось выше, – схема.

Коммуникация же имеет специфику  в различных сферах общественной жизни и проявляется в разных формах, отсюда различные модели коммуникации, такие, как философские, социологические, мифологические и т. д. Исходя из специфики  общественных сфер, в которых осуществляются информационно- коммуникационные процессы, в моделях коммуникации будут по-разному структурироваться элементы коммуникации и связь между ними.

Рассмотрим в качестве примера  мифологическую модель коммуникации, которая являлась исторически ранней коммуникацией изучением ею активно занимался французский исследователь Леви-Строс. Применяя методологию структурализма к культурно – историческому процессу, Леви-Строс пытался доказать связь мифов, индейцев Тропической Америки, Северной Америки и индейцев Бороро из Центральной Бразилии. «Миф Бороро... представляет собой, как мы попытаемся показать, более или менее развитую трансформацию других мифов, принадлежащих данному, соединимым или отдаленным обществам (племенам)».

Леви-Строс в качестве примера приводит мифы различных, в том числе географически удаленных друг от друга, племен. Рассматривая коммуникационный процесс в примитивных обществах и у разных племен, Леви-Строс обнаружил одинаковые структурные компоненты коммуникаций, осуществляемых в рамках мифологического мировоззрения. Анализируя основные отношения и действия в мифах различных племен и, группируя эти отношения и действия, исследователь создал скелет модели мифологической коммуникации. Основой этой модели явились коммуникация сообщений, коммуникация между людьми и коммуникация между людьми и животным, а также коммуникация на уровне владения имуществом и услугами. Мы имели возможность убедиться в том, что в основе модели Леви-Строса находится структура, которую исследователь связывал с содержанием.

Таким образом, преобразуя миф в  набор событий, Леви-Строс выделяет основную коммуникативную канву.

По мере развития общества происходит переход от коммуникации замедленного типа, к каким исследователи  относят рассмотренную нами мифологическую коммуникацию, к коммуникациям, отличающимся более быстрыми темпами, осуществляющимися  в иных информационно коммуникативных  ситуациях, имеющих свою специфику  и соответственно выраженных моделях, в таких, в частности, как социологическая, фольклорная, прагматическая и др.

7. Функции и ситуации коммуникации.

Можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и  деятельности человека и общества). Можно также говорить о функциях отдельных коммуникативных актов  и коммуникативных событий.

Функции коммуникации выделяются только в целях анализа. В реальном коммуникативном  процессе, даже в одном, отдельно взятом коммуникативном акте могут сочетаться несколько функций, одна или две  из которых будут основными, определяющими. Исходя из того, какая из функций является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных актов.

Функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и ‘прикреплены’  к ее участникам и элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"