Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации. 2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ. 3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ. 4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ. 5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Содержание работы
Введение Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное страхование 1.2 Добровольное пенсионное страхование Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области 3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации Заключение Список использованных источников
Глава I. Понятие пенсионного
страхования в российской федерации
1.1 Обязательное пенсионное
страхование
1.2 Добровольное пенсионное
страхование
Глава II. Пенсионный фонд российской
федерации
2.1 Структура Пенсионного
фонда Российской Федерации
2.2 Уровень пенсионного
обеспечения в Белгородской области
Глава III. Система пенсионного
страхования в белгородской области
3.1 Структура, результаты
работы и уровень пенсионного
обеспечения в ГУ УПФР по
Корочанскому району Белгородской области
3.2 Перспективы улучшения
системы пенсионного страхования
в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы дипломной
работы обусловлена тем, что, пенсионная
система, основным элементом которой является
обязательное пенсионное страхование,
представляет собой важнейшую социальную
гарантию любого общества. Она финансирует
содержание нетрудоспособных граждан
при наступлении старости и инвалидности,
и затрагивает интересы практически всего
работающего населения, за счет деятельности
которого осуществляется их материальное
обеспечение. Четко функционирующая система
обязательного пенсионного страхования
является залогом социальной стабильности
и согласия в обществе.
Несмотря на то, что на данный
момент система обязательного пенсионного
страхования и пенсионная система РФ в
целом претерпели кардинальные изменения,
а именно: создана система персонифицированного
учета сведений о пенсионных правах каждого
гражданина; впервые в истории в основу
пенсионной системы России были положены
страховые принципы; обязательное пенсионное
страхование осуществляется страховщиком,
которым является ПФР; в отделениях ПФР
начали формироваться отделы по работе
с обращениями граждан; в октябре 2008 года
стартовала новая для России программа
государственного софинансирования пенсии;
в 2009 году был приняты новые пенсионные
законы, которые с 1 января 2010 года в значительной
степени изменили российскую пенсионную
систему, реформа системы обязательного
страхования граждан и модернизация российской
пенсионной системы не закончена, а лишь
вышла на следующий этап.
Перед государством и ПФР стоит
много новых задач и целей для дальнейшей
реализации реформ в сфере пенсионного
страхования. Все это должно вывести Россию
на новый уровень жизни. К тому же на данном
этапе развития рыночной экономики в нашем
государстве, забота о незащищенных слоях
населения является неотъемлемым элементом
государственной политики. Российская
Федерация является "социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека" [1,8].
В России можно выделить два
основных вида пенсионного страхования:
обязательное пенсионное страхование
- включает трудовую пенсию по старости,
по инвалидности, по случаю потери кормильца
добровольное пенсионное обеспечение
- включает пенсии, которые выплачиваются
за счет взносов работодателей и самостоятельных
пенсионных накоплений граждан.
Обязательное пенсионное страхование
- это система создаваемых государством
правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию гражданам
заработка (выплат, вознаграждений в пользу
застрахованного лица), получаемого ими
до установления обязательного страхового
обеспечения. Его субъектами являются
федеральные органы государственной власти,
страхователи, страховщик и застрахованные
лица.
Добровольное пенсионное обеспечение
- это формирование пенсионных сбережений
в Негосударственных пенсионных фондах
за счет дополнительных добровольных
взносов работодателей или самих граждан.
Условия добровольного пенсионного обеспечения
устанавливаются договором между вкладчиком
и фондом [14,48].
Степень разработанности темы.
Данная тема исследуется в трудах российских
авторов, таких как Н.А. Волгин, А.К. Соловьев,
Е.Е. Мачульская, Ю.А. Михайленко, Н.А. Кричевский,
Д.Г. Александров, П.И. Вахрин, Л.В. Федоров,
О.Е. Илюхина, М.Ю. Зурабова, Е.Г. Азарова,
К.Л. Астапов, В.Д. Роик, Г.И. Морро и многих
других. Существует огромное количество
статей и отчетов о работе ПФ РФ, опубликованных
в периодических изданиях. К тому же, выбранная
тема основывается на постоянно изменяющихся
правительственных актов, программах,
входящих в политику российского государства
по реформированию и улучшению пенсионного
обеспечения в России.
Объектом исследования является
система пенсионного обеспечения граждан.
Предметом исследования является
система обязательного пенсионного страхования
Российской Федерации.
Цель дипломной работы - изучить
систему обязательного пенсионного страхования
в Российской Федерации и новые подходы
к пенсионному обеспечению граждан.
Для достижения поставленной
цели исследования необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить систему пенсионного
страхования в Российской Федерации.
2. Проанализировать структуру
и принципы работы Пенсионного фонда РФ.
3. Определить основные этапы
и результаты пенсионной реформы в РФ.
4. Определить уровень работоспособности
системы пенсионного страхования в РФ.
5. Сформулировать перспективные
направления деятельности по улучшению
системы пенсионного страхования в РФ.
Среди методов исследования
выбранной темы можно выделить:
аналитический;
сравнительный;
изучение нормативно-правовой
базы;
изучение монографических публикаций
и статей.
Элемент новизны исследования
заключается в том, что российское правительство
имеет разработанную приоритетную программу
повышения уровня пенсионного обеспечения
граждан, также в условиях продолжающейся
пенсионной реформы в РФ актуально говорить
о совершенствовании пенсионного страхования
в РФ. Поэтому за основы исследования можно
брать уровень пенсионного страхования
в РФ на данный момент, после завершения
первых этапов реформы.
В условиях пенсионной реформы
изучение системы пенсионного страхования
и выявление новых подходов к пенсионному
обеспечению граждан с целью улучшения
системы в целом является практически
и научно значимым.
Данные исследования могут способствовать
внедрению новых способов пенсионного
страхования и обеспечения граждан, реформированию
системы пенсионного страхования, а также
улучшению работы пенсионного фонда. К
тому же, исследование данной темы может
ответить на ряд вопросов, самым главным
из которых для граждан является - что
выбрать, государственный или негосударственный
Пенсионный фонд.
Результатом данного исследования
являются обобщающие сведения, выводы
по выбранной теме, имеющие практическое
значение.
База исследования: ГУ УПФР по
Корочанскому району Белгородской области.
Дипломная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
пенсионное страхование россия
фонд
Глава I. Понятие пенсионного
страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное
страхование
Проблема содержания граждан,
утративших трудоспособность в связи
с трудовой деятельностью, существовала
во все времена. Их защиту в форме социальной
помощи традиционно обеспечивали семья,
сельская община, а для ремесленников
- корпоративные структуры (цеха, гильдии
и т.д.). Кроме того, в письменных памятниках
Древнего мира, начала и середины новой
эры можно найти упоминания о некоторых
элементах страхования жизни на основе
временных соглашений, что отмечается,
например, при описании законодательства
Хаммурапи (около 1800 лет до н.э.), в Библии
(Ветхом Завете), деятельности римских
профессиональных союзов (коллегий), а
также средневекового гильдийско-цехового
страхования уставного типа.
В конце XVIII - начале XIX века на
смену семьи как главной производственной
единицы в экономике, базировавшейся на
сельском хозяйстве, простых ремеслах
(натуральное хозяйство) и основного источника
(и формы) содержания нетрудоспособных,
пришло крупное промышленное производство.
Перемены, вызванные урбанизацией и индустриализацией
общественной жизни, становлением рабочего
движения, потребовали новой доктрины
социальной защиты взамен ранее существовавшей
и основанной на принципах самоподдержки,
семейного обеспечения нетрудоспособных
и благотворительности. В формировании
такой доктрины значительны" вклад
внесли: социальные теории протестантов
и католической церкви (43-й указ Елизаветы
I о борьбе с бедностью 1601 г., папская энциклика
"Рерум новарум" 1891 г.); философско-правовые
концепции европейских ученых о правовом
порядке и правовом государстве (Кант,
Гегель, английское фабричное законодательство);
разработки французского ученого-гуманиста
Е. Клавьера (Проспект относительно введения
пожизненного страхования 1788 года) и правовые
нормы, предложенные канцлером Германии
О. Бисмарком, по организации социального
страхования в период 1890-х г. г.
В силу масштабности государственной
программы пенсионного обеспечения в
условиях нашей страны, а также учитывая
ее сложность, обусловленную особенностями
накопленных за советский период пенсионных
обязательств, современная пенсионная
система России играет огромную роль не
только в социальной и общественно-политической
жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной
системе страны, оказывая самое серьезное
влияние на формирование и перераспределение
денежных ресурсов в региональном и отраслевом
аспектах [26, 15].
Государственное пенсионное
страхование в России зародилось значительно
позднее, чем в большинстве развитых стран
- в начале XX века, и не получило широкого
распространения на все категории населения
России. После Октябрьской революции государственное
пенсионное страхование было, по сути,
отменено.
Однако по прошествии переходного
периода экономической нестабильности
социалистическое государство начало
создавать принципиально новую пенсионную
систему, основанную на принципах конституционно
гарантированного государством пенсионного
обеспечения по старости, которое введено
в 1927 года.
Действовавшая в СССР система
пенсионного обеспечения функционировала
в рамках общей системы социального обеспечения
и социального страхования, которая охватывала
не только выплаты пенсий и пособий различных
видов, но и различные формы социального,
медицинского, санаторно-курортного обслуживания
трудящихся, содержание и обслуживание
престарелых и нетрудоспособных.
Несмотря на то, что данная пенсионная
система входила составной частью в систему
социального страхования, она не содержит
экономических признаков системы государственного
пенсионного страхования, которые наиболее
наглядно выражаются в базовых принципах
государственного пенсионного страхования.
В то же время данная система, несмотря
на многочисленные экономические недостатки,
содержала одно важное преимущество -
обеспечивала абсолютно всем категориям
граждан минимально необходимый прожиточный
уровень потребления. Поэтому пенсионная
система, начиная с указанного периода
и до 1990 г., получила определение как государственное
пенсионное обеспечение.
Пенсии по государственному
социальному страхованию представляли
собой гарантированные ежемесячные денежные
выплаты, размер которых, как правило,
соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости
от события, при наступлении которого
предоставлялось пенсионное обеспечение
по социальному страхованию, в законодательстве
указанного периода выделяются следующие
виды пенсий: по возрасту на общих и льготных
условиях, по инвалидности, по случаю потери
кормильца на общих и льготных условиях,
за выслугу лет.
Развитие пенсионной системы
до периода радикальных рыночных реформ
1990 года свидетельствует о накоплении
в ней большого числа экономических и
социальных проблем, которые могли быть
решены только путем кардинальных перемен
всей пенсионной системы на базе формирования
и укрепления страховых принципов с учетом
требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую
систему страны. Предполагалось, что с
проведением пенсионной реформы должен
быть решен основной вопрос социальной
политики государства - стабилизация и
значительный подъем материального положения
пенсионеров, а также резкое сокращение
численности малообеспеченных граждан.
В этих целях в 1990 году принят Закон СССР
"О пенсионном обеспечении граждан
СССР". Однако изменение государственного
устройства страны повлекло за собой уже
через полгода после утверждения упомянутого
закона принятие самостоятельного Закона
РФ "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" (с последующими многочисленными
изменениями и дополнениями), который
в то же время привнес значительные отличия
в правовые основания функционирования
пенсионной системы. Российский пенсионный
закон 1990 года, по существу, стал первым
законом, в котором пенсионное страхование
выделено в полностью автономную систему,
последовательно и достаточно четко проведены
в жизнь общепризнанные принципы обязательного
государственного пенсионного страхования.
Одновременно определены на законодательном
уровне условия формирования государственного
Пенсионного фонда. Важнейшим условием
во взаимоотношениях Пенсионного фонда
и государственного бюджета являлся полный
отказ от бюджетных дотаций [17,323].
Основы регулирования обязательного
пенсионного страхования на территории
РФ наряду с регулирование правоотношений
в системе обязательного пенсионного
страхования, а также определением правового
положения субъектов обязательного пенсионного
страхования устанавливаются Федеральным
законом "Об обязательном пенсионном
страховании в РФ" от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
"Обязательное пенсионное
страхование - система создаваемых
государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных
на компенсацию гражданам заработка
(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного
лица), получаемого ими до установления
обязательного страхового обеспечения"
[5]. Субъектами обязательного пенсионного
страхования могут быть федеральные органы
государственной власти, страхователи,
страховщик и застрахованные лица.
Страховщиком в обязательном
пенсионном страховании является Пенсионный
фонд Российской Федерации. Пенсионный
фонд РФ (государственное учреждение)
и его территориальные органы составляют
единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного
пенсионного страхования в РФ, в которой
нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.