Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации.
2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ.
3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ.
4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ.
5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации
1.1 Обязательное пенсионное страхование
1.2 Добровольное пенсионное страхование
Глава II. Пенсионный фонд российской федерации
2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области
Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области
3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области
3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом Калинина.docx

— 104.18 Кб (Скачать файл)

1. Пенсионный фонд РСФСР  является самостоятельным кредитно-финансовым  учреждением РСФСР, осуществляющим  свою деятельность применительно  к Закону РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" и реализующим свои функции  в пределах действующего законодательства  РСФСР.

2. Все предприятия и  организации независимо от форм  собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в 1991 году взносы на  социальное страхование в размере 26% по отношению к начисленной  оплате труда. Из них 20,6% направляются  в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4% - в Фонд социального страхования  РСФСР.

3. Руководство Пенсионным  фондом РСФСР осуществляется  Правлением Фонда и его постоянно  действующим исполнительным органом - Исполнительной дирекцией.

4. Пенсионный фонд РСФСР  подотчетен Верховному Совету  РСФСР.

5. Совету Министров РСФСР, Центральному банку РСФСР и  Правлению Пенсионного фонда  РСФСР с участием профсоюзов  РСФСР до 1 января 1991 года разработать  и представить в Верховный  Совет РСФСР:

условия и порядок уплаты гражданами обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР;

порядок взимания и учета страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями в Пенсионный фонд РСФСР;

Положение о Пенсионном фонде РСФСР.

В соответствии с постановлением № 442-1 Верховным Советом РСФСР были приняты Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, которые утратили силу на основании пункта 8 постановления Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России), принятого уже Верховным Советом Российской Федерации. Данным постановлением утверждены и введены в действие с 1 января 1992 года Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, состоявшим из трех документов.

Действовавшая до 1991 года система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Она охватывала не только выплаты пенсий и пособий всех видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно - курортного обслуживания трудящихся масс, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Эти сферы имеют свою специфику развития и финансирования. Поэтому выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную структуру, формирование ПФР как самостоятельного фонда денежных средств, регулируемого специальным законодательством Российской Федерации и принятыми в его развитие правовыми актами, принятие закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" являются важнейшими вехами в развитии социального обеспечения населения страны [49,34].

В течение 1996-1997 г. г. второго этапа реформы Правительством РФ предполагалось осуществить подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором были бы отражены основные положения Концепции. Однако в рассматриваемом периоде продолжили свое влияние тенденции характерные для дореформенного периода. Поэтому проект закона не был подготовлен.

В результате всего комплекса существующих в стране негативных социальных и экономических тенденций развития, дополненных накоплением долгов по финансированию выплат пенсий, к концу 1997 г. выявилась потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения.

Третий этап (1998-2001 г. г.) осуществления пенсионной реформы связан с принятием Правительством РФ Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Программой был определен подход к разработке нового пенсионного законодательства. За основу был взят пакетный метод формирования правовой базы будущего устройства пенсионной системы России. При этом установлено, что система должна представлять собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В основу такого подхода был положен принцип разграничения материальной ответственности государства, работодателей, наемных работников и других субъектов пенсионных отношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав всех граждан, имеющих право на получение пенсии. Именно такой подход определил дальнейшее реформирование пенсионной системы.

Особенностью данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного обеспечения стало полное погашение Пенсионном фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд. деноминированных рублей.

Четвертый этап пенсионной реформы начался с 2002 года, но многие вопросы пенсионного обеспечения к этому времени не были решены. Дело в том, что новая пенсионная система Российской Федерации уже на стадии формирования практически не имела денежных ресурсов для финансирования в полном объеме всех переданных и возникающих у нее государственных пенсионных обязательств. Большая часть средств Государственного страхового фонда СССР к этому времени исчезла в неизвестном направлении. Вследствие этого законодатель устанавливает ограничения, отсекающие часть государственных обязательств и ограничивающие будущие пенсионные права граждан. Прежде всего к ним относятся лица, получающие более высокие доходы, с которых выплачиваются более высокие страховые взносы.

В настоящее время осуществляется плановое сокращение управлений ПФР, входящих в состав территориальных органов ПФР, и создание клиентских служб, на которые возлагаются посреднические функции между застрахованными лицами и пенсионерами, с одной стороны, и отделениями ПФР - с другой. Организационная структура пенсионной системы представлена на схеме 1.

В соответствии с действующим российским законодательством обязательное пенсионное страхование в стране осуществляется страховщиком, которым является ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы - отделения и управления ПФР (отделы и центры по назначению и выплате пенсий). Они составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие бюджеты подотчетны вышестоящим бюджетам. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться и негосударственные пенсионные фонды [49,84].

 

Схема 1. Организация пенсионной системы, формируемой с 2002 года

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

На Правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции.

В обязанности Пенсионного фонда России входит:

1.  Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов.

2.  Привлечение в Фонд добровольных взносов физических и юридических лиц.

3.  Контроль, в том числе и с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.

4.  Организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд.

5.  Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

6.  Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию.

7.  Проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. Суть этой работы заключается в создании государственного банка данных плательщиков страховых взносов, разработке и совершенствовании персонифицированного учета страховых взносов.

8.  Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Средства ПФР находятся в государственной собственности, так как государство несет полную ответственность за своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.

В соответствии с действующим законодательством ПФР финансирует:

выплату в соответствии с действующим на территории России законодательством, а также межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации к постоянному месту жительства;

оказание материальной помощи органами социальной зашиты престарелым и нетрудоспособным;

оказание материальной помощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;

оказание материальной помощи префектурам в решении социальных программ:

создание базы данных по учету плательщиков страховых взносов;

подготовку кадров и повышение их квалификации [49,100].

В 2002 году в России началась пенсионная реформа. Она направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно - распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.

Первый - увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.

Второй - переход к накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет увеличить выплаты пропорционально полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат [21,317].

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно - накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Информация о работе Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации