Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации. 2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ. 3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ. 4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ. 5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Содержание работы
Введение Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное страхование 1.2 Добровольное пенсионное страхование Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области 3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации Заключение Список использованных источников
По состоянию на 01.10.2010 год всего
по Белгородской области было заключено
21328 договоров с НПФ, такими как НПФ "Социальное
развитие", НПФ "Благосостояние",
НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ "Гефест",
НПФ "Электроэнергетики", НПФ "Сбербанк".
На данный момент больше всего поступило
заявлений и заключено договоров в НПФ
"ЛУКОЙЛ-грант" (10847 человек) (таблица
9).
Таблица 9
Сведения по принятым заявлениям,
договорам обязательного пенсионного
страхования (ОПС) и уведомлений по состоянию
на 01.10.2010 года.
Наименование УПРФ
В разрезе УК
Из ПФР в НПФ
Из НПФ в ПФР
Из НПФ в НПФ
Итого
Всего заяв-
лений
ТАЦ
ПФР
ТАЦ
ПФР
ТАЦ
ПФР
ТАЦ
ПФР
ТАЦ
ПФР
Корочанский
район
0
10
289
111
0
10
8
1
297
132
429
ОПФР
0
0
12874
0
1
0
509
0
13384
0
13384
Итого
0
499
20263
3235
7
456
712
146
20982
4336
25318
Всего
499
23498
463
858
25318
Эффективность работы Управления
ПФР г. Короча по оценке пенсионных прав
застрахованных лиц на основании форм
СЗВ-К по состоянию на 01.10.2010 года (таблица
10).
Таблица 10
Критерий
человек
Кол - во л/с по данным статистики
АРМ Конвертация
7742
Кол - во л/с с присвоенным признаком
"Пенсионер"
2049
Кол - во л/с убыв. в др. регион
по данным статистики
15
Кол - во л/с с присвоенным признаком
"Умер"
237
Фактическое кол - во л/с, подлежащих
правовой обработке
5441
Кол - во л/с, по которым проведена
правовая обработка
5441
Рассмотрим показатели доходов
ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской
области (на обязательное пенсионное страхование)
за 9 месяцем 2010 года по состоянию на 01.10.2010
года (с учетом поступлений 30.09.2010) (таблица
11).
Таблица 11
Факт за 9 месяцев 2010 года (ОПС)
План на 2010 г. за 9 месяцев
Факт за 9 месяцев 2010г.
Отклонение (гр.2-гр.1)
% выполнения (гр.2/гр.1)
Факт за 9 месяцев 2009г.
% выполнения (гр.2/гр.5)
1
2
3
4
5
6
155392,5
156463,4
1070,9
100,7
109135,8
143,4
Как видно из таблицы, показатели
доходов по обязательному пенсионному
страхованию выполнены на 100,7%, и по сравнению
с аналогичным периодом 2009 года доходная
часть ГУ УПФР по Корочанскому району
Белгородской области увеличилась на
143,4%.
Также в Корочанском районе,
как и по всей Белгородской области в целом
отделениями ПФР выполняются поручения
губернатора Белгородской области Е.С.
Савченко, закрепленных в протоколе поручений,
данных губернатором области по итогам
семинара "Защита пенсионных прав жителей
Белгородской области" 2 июня 2009 года.
В данном протоколе четко прописаны
поручения и сроки их исполнения в направления
повышения уровня обязательного пенсионного
страхования: организация стопроцентного
электронного документооборота между
подразделениями архивного отдела Белгородской
области и отделением ПФР по Белгородской
области, между органами ЗАГС администраций
муниципальных районов и городских округов
и территориальными органами ПФР для еженедельного
предоставления сведений о смерти. С целью
повышения качества обслуживания получателей
пенсий и других социальных пенсий необходимо
оптимизировать работу финансово - кредитных
отделов, обеспечивать стопроцентную
доставку пенсий гражданам через филиал
ФГУП "Почта России".
Все эти распоряжения разработаны
и прописаны в официальном документе и
обязательны к исполнению с целью повышения
уровня социального обеспечения, в том
числе обязательного пенсионного страхования.
Модернизация, информатизация процессов
с пенсионном обеспечении - это процесс
неотделимый от современных условий жизни,
уровня развития государства и общества
в целом. Электронный документооборот
призван облегчить, объединить работу
разных ведомств и направить на повышение
уровня пенсионного, медицинского обеспечения
граждан Белгородской области.
Таким образом, в целом работу
ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской
области можно считать успешной: идет
плановое выполнение всех федеральных
программ и законом, ведется активная
работа с населением по консультированию
и информированию по пенсионному страхованию
граждан, средний размер пенсии, социальных
выплат, а также показатели доходов по
взносам на обязательное пенсионной страхование
увеличивается.
3.2 Перспективы улучшения
системы пенсионного страхования
в Российской Федерации
Рассмотрим актуарный прогноз
развития системы обязательного пенсионного
страхования до 2020 года.
Показатели формирования расходной
части прогнозного баланса бюджета Пенсионного
фонда идентичны для всех вариантов и
сформированы на основании прогноза численности
получателей пенсии, подготовленного
ПФР с учетом параметров, характеризующих
состояние рынка труда и численность постоянного
населения, представленных в прогнозе
социально - экономического развития России
на период до 2050 г. Минэкономразвития РФ
Показатели расходов ПФР на
обязательное пенсионное страхование
по предоставлению базовой и страховой
частей трудовой пенсии определены в соответствии
с Федеральным законом № 173-ФЗ "О трудовых
пенсиях в РФ", который для каждой категории
получателей трудовой пенсии устанавливает
базовую часть трудовой пенсии в фиксированном
размере. Расходы на выплату страховой
части трудовой пенсии рассчитывались
исходя из среднестатистического размера
страховой части трудовой пенсии без учета
сумм вторых пенсий.
Индексация размера базовой
части трудовой пенсии во всех вариантах
осуществляется по инфляции в целях предотвращения
снижения соотношения размеров пенсии
и прожиточного минимума пенсионера по
сравнению с достигнутым уровнем. Индексация
страховой части трудовой пенсии производилась
в порядке, установленном ст.17 Закона №
173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Расходы по оплате услуг на доставку
пенсий во всех вариантах прогноза составляют
1,5% выплаченных сумм пенсий. Административные
расходы распределительной составляющей
пенсионной системы составляют 2,6% от общих
расходов фонда исходя из текущего уровня
расходов 2002 г. на материально-техническое
обеспечение деятельности пенсионной
системы.
Норматив оборотных средств
предусмотрен в размере 50% объема расходов
на выплату пенсий предстоящего месяца
исходя из текущего уровня минимального
норматива оборотных ресурсов в органах
пенсионной службы на бесперебойную выплату
всех видов пенсий.
Накопительная составляющая
обязательного пенсионного страхования
прогнозируется в соответствии с положениями
Федеральных законов "Об обязательном
пенсионном страховании в РФ", "О
трудовых пенсиях в РФ", "Об инвестировании
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в РФ". В прогнозных
расчетах предусмотрено консервативное
предположение о равенстве инвестиционного
дохода темпам инфляции. При этом принципиально
важным является требование закона о десятилетнем
периоде накопления пенсионных средств
на индивидуальных счетах застрахованных.
Только начиная с 2012 г. предусмотрена выплата
накопительной составляющей трудовой
пенсии, размеры которой приводятся в
прогнозах баланса бюджета ПФР.
Основными практическими результатами
актуарного прогнозирования традиционно
являются количественные характеристики
основных параметров развития пенсионной
системы: размер назначенной трудовой
пенсии и порядок ее индексации, структура
получателей трудовой пенсии, продолжительность
периода ее получения, коэффициент замещения
каждой составляющей пенсии, ресурсно-финансовая
обеспеченность долгосрочных государственных
пенсионных обязательств, экономическая
нагрузка пенсионной системы, размер страхового
тарифа и ЕСН, сбалансированность бюджета
ПФР и некоторые другие характеристики.
Учитывая особенности развития
экономики страны, в первые годы пенсионной
реформы центральной проблемой долгосрочного
актуарного прогноза является формирование
доходной части пенсионного бюджета и
его сбалансированность. Прогноз доходной
части бюджета ПФР свидетельствует о серьезном
недостатке финансовых ресурсов на выплату
страховой части трудовой пенсии и общем
текущем дефиците средств бюджета ПФР
при условии сохранения действующего
размера страхового тарифа, современной
базы начисления страховых взносов и установленной
законодательством минимальной ставки
шкалы регрессии (100 тыс. руб. годового
заработка).
Прогнозный уровень роста заработной
платы (исходя из общего фонда оплаты труда)
ведет к значительному сужению базы начисления
страховых взносов и соответственно к
увеличению разрыва между пенсионными
правами застрахованных, которые формируются
исходя из. номинального объема современных
поступлений, и объемом реальным пенсионных
обязательств, которые будут формироваться
из будущих отчислений.
Поэтому наиболее серьезным
резервом покрытия текущего недостатка
средств на выплату страховой части трудовой
пенсии предлагается считать поддержание
уровня эффективного тарифа страховых
взносов путем изменения границ базы начисления
данного тарифа в соответствии с темпами
инфляционного роста фонда заработной
платы. Конечно, более традиционным является
способ повышения размера самого тарифа
страховых взносов, однако это означает
прямое увеличение нагрузки пенсионной
системы на экономику, что в условиях объективных
трудностей переходного периода не позволит
достичь желаемого результата.
Индексация минимальной ставки
шкалы регрессии наиболее существенно
отражается на величине эффективного
тарифа, объемах поступлений ЕСН и страховых
взносов. В прогнозе сравниваются экономические
результаты каждого варианта такой индексации
[41,170].
Среднегодовой размер трудовой
пенсии в РФ в 2011 году составит 8,412 тысячи
рублей, а в 2012 увеличится по сравнению
с 2009 годом почти в два раза, говорится
в материалах пресс-службы к заседанию
правительства России, на котором в четверг
будет рассмотрен вопрос об основных характеристиках
бюджетов государственных внебюджетных
фондов РФ на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов.
По прогнозам Минздравсоцразвития
России, соотношение размеров трудовой
пенсии по старости и средней заработной
платы в РФ в прогнозный период будет поддерживаться
на уровне 39% (в 2009 году - 29,8%, в 2010 год - 39%);
размер трудовой пенсии по старости и
прожиточного минимума пенсионера - на
уровне 182% (в 2009 году - 136,7%, в 2010 году - 181,5%);
средний размер социальной пенсии - на
уровне не ниже прожиточного минимума
пенсионера.
В расходной части бюджета Пенсионного
фонда РФ учтены средства на увеличение
трудовых пенсий. Планируется, что в 2011
году трудовая пенсия будет увеличена
с 1 февраля - на 8; в 2012 году ее рост составит
с 1 февраля - на 6,5%, с 1 апреля - на 1,4%; в 2013
году трудовая пенсия вырастет с 1 февраля
- на 6%, с 1 апреля - на 2,3%.
Расходы на проведение второй
индексации трудовых пенсий в 2011 году
составят 13,8 миллиарда рублей. Предусматриваются
следующие параметры индексации социальных
пенсий: в 2011 году с 1 апреля она вырастет
на 8%, с 1 июля - на 1,0%; в 2012 году с 1 апреля
- на 6,5%, с 1 июля - на 1,8%; в 2013 году с 1 апреля
- на 6%, с 1 июля - на 2,4%.
Расходы на осуществление ежемесячной
денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям
граждан определены с учетом индексации
размеров ЕДВ с 1 апреля: в 2011 году - на 6,5%;
в 2012 году - на 6%; в 2013 году - на 5,5%. В части
накопительной составляющей бюджета Фонда
на 2013 год учитываются средства федерального
бюджета на софинансирование формирования
пенсионных накоплений в сумме 10 миллиардов
рублей.
Доходы бюджета Фонда на 2011 год
прогнозируются в сумме 5,1 триллиона рублей,
в том числе по распределительной составляющей
- 4,69 триллиона рублей; на 2012 год - 5,59 триллиона
рублей, в том числе по распределительной
составляющей - 5,11 триллиона рублей; на
2013 год - 6,14 триллиона рублей, в том числе
по распределительной составляющей - 5,59
триллиона рублей. Объемы межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета,
передаваемых фонду на финансовое обеспечение
обязательств по администрируемым им
выплатам: в 2011 году - 1,46 триллиона рублей;
в 2012 году - 1,6 триллиона рублей; в 2013 году
- 1,71 триллиона рублей.
Средства федерального бюджета
на покрытие дефицита бюджета Фонда предусмотрены
в 2011 году в объеме 890,93 миллиарда рублей
(17,5% доходов бюджета); в 2012 году - 980,36 миллиарда
рублей (17,5% доходов бюджета); в 2013 году
- 1,11 триллиона рублей (18,1% доходов бюджета).
По проекту Минздравсоцразвития
России, должны быть увеличены размеры
трансфертов: на выплату федеральной социальной
доплаты (в 2011 году - на 9,51 миллиарда рублей,
в 2012 году - на 10,62 миллиарда рублей); на
компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными
гражданами (в 2011 году - на 15,6 миллиарда
рублей, в 2012 году - на 26,77 миллиарда рублей);
на компенсацию выпадающих доходов в связи
с применением пониженных тарифов страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование
(в 2011 году - на 17,54 миллиарда рублей, в 2012
году - на 18,4 миллиарда рублей); на покрытие
дефицита бюджета Фонда (в 2011 году - на
228,53 миллиарда рублей, в 2012 году - на 250,26
миллиарда рублей).