Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации. 2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ. 3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ. 4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ. 5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Содержание работы
Введение Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное страхование 1.2 Добровольное пенсионное страхование Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области 3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации Заключение Список использованных источников
Расходы бюджета Фонда на 2011
год прогнозируются в сумме 4,8 триллиона
рублей, в том числе по распределительной
составляющей - 4,69 триллиона рублей; на
2012 год - 5,24 триллиона рублей, в том числе
по распределительной составляющей - 5,11
триллиона рублей; на 2013 год - 5,75 триллиона
рублей, в том числе по распределительной
составляющей - 5,59 триллиона рублей [53].
По отчетам работы ГУ УПФР по
Корочанскому району Белгородской области
видно, что процент работодателей организаций
Корочанского района, участвующих в софинансировании
пенсий своих сотрудников мал. Поэтому
целесообразно в рамках программы софинансирования
пенсии разработать на местном уровне
положение, в котором разработать и изложить
порядок перечисления взносов в рамках
программы. Эти данные в виде информационного
письмо разослать в государственные и
частные предприятия Корочанского района.
Возможно провезти выездные беседы, собрания,
круглые столы. Отчисления по программе
софинанисрования пенсии могут быть не
только по инициативе самим сотрудников,
заботящихся о своем будущем, но и от самих
работодателей. Возможно провести расчеты
и разработать схему отчислений дополнительных
средств в пенсионный фонд в качестве
софинансирования пенсии своих сотрудников,
заменив ими единовременные и плановые
выплаты сотрудникам премий в качестве
материального стимулирования работы
своих сотрудников.
К тому же к перспективным нововведениям
в обязательном пенсионном страховании
можно отнести создание и ввод в использование
социальных карт.
Согласно с вступившим в силу
федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об
организации предоставления государственных
и муниципальных услуг" в 2012 году на
всей территории начнется процесс выдачи
социальных карт гражданам.
Федеральный закон "Об организации
предоставления государственных и муниципальных
услуг" регулирует отношения, возникающие
в связи с предоставлением государственных
и муниципальных услуг в электронном виде
посредством универсальной электронной
карты, определяет условия и порядок организации
деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию
универсальных электронных карт на территории
Российской Федерации, а также устанавливает
требования к универсальной электронной
карте.
Многофункциональная электронная
пластиковая карта: планируется выдаваться
получателям мер социальной поддержки
по их желанию и на безвозмездной основе.
На счет карты производится зачисление
социальных выплат и мер социальной поддержки
с последующей возможностью их обналичивания
или осуществления безналичного расчета
за товары или услуги.
Электронная карта будет иметь
несколько независимо функционирующих
электронных приложений, предназначенных
для автоматизированного доступа пользователя
к получению финансовой, транспортной
или иной услуги, в том числе государственной
или муниципальной. Выпуск, выдача и обслуживание
универсальных карт будет осуществляться
организацией, уполномоченной субъектом
Российской Федерации.
Планируется, что оформление
и выдача электронных карт начнется с
1 января 2012 года на основании заявлений
граждан, а с 1 января 2014 года - в без заявительном
порядке. При этом законом закреплено
право на отказ от получения универсальной
электронной карты. Реализацию проекта
"социальная карта" стоит считать
логическим продолжением процесса информатизации
документооборота среди организаций по
социальному обеспечению прав граждан.
Интерес к введению "социальной
карты" и готовность к её пилотному
внедрению на своей территории уже проявили
20 субъектов РФ. Современные технологии
позволяют "социальной карте" выступать
носителей большого количества приложений.
К примеру, транспортное приложение - позволяет
оплачивать проезд в общественном транспорте
и пользоваться федеральными и региональными
льготами. Медицинское приложение может
содержать в электронном виде полис обязательного
медицинского страхования, обладатель
карты может легко реализовывать свое
право на приобретение льготных лекарств.
В карте также могут быть реализованы
банковское, пенсионное, социальное, налоговое
и другие приложения.
В Белгородской области, по словам
управляющего отделением Пенсионного
фонда РФ по Белгородской области Дмитрия
Васильевича Худаева, за первое полугодие
2010 года 76% предприятий Белгородской области
сдали отчётность в ПФР в электронном
виде.
По закону сдавать отчётность
в электронном виде и с электронной цифровой
подписью обязаны только те фирмы, где
трудятся свыше 100 человек, однако всех
работодателей, в том числе и индивидуальных
предпринимателей, призывают идти в ногу
со временем. Это мировая практика, это
удобно и фонду, и плательщикам взносов.
Кроме того, такой формат работы
более приемлем, ведь работодателям теперь
придется предъявлять в ПФР сведения персонифицированного
учета не один, а четыре раза в год - поквартально.
Это связано с необходимостью чаще обновлять
и пополнять банк данных о пенсионных
правах граждан.
Социальные карты в Белгородской
области уже готовы к выпуску; их получат
150 тысяч жителей Белгородской области
до конца 2010 года. Напомним, что такие пластиковые
карты будут функционировать не только
как обычные кредитные, но и станут содержать
медицинские сведения о владельце.
Наш регион - один из первых в
России, внедряющих социальную информационную
систему. Повсеместное введение персональных
микропроцессорных карт поможет гражданам
сэкономить время и силы, избавит бумажной
волокиты и ожидания в очередях, а также
откроет массу новых возможностей и перспектив.
Специально для владельцев социальных
карт в областном отделении ПФР РФ уже
установлены несколько банко- и инфоматов.
Такие же появятся во всех отделениях
региона.
Скорее всего, первыми обладателями
социальных карт станут те, у кого уже
есть пенсионная пластиковая карта Сбербанка
(именно он выиграл тендер на обслуживание
СК). Выдача карты будет осуществляться
бесплатно и добровольно.
Таким образом, преддипломная
практика в ГУ УПФР по Корочанскому району
Белгородской области показала, что ведется
активная социальная работа с населением
в области пенсионного страхования, работа
отделения строится на основных законодательных
актах и федеральных законах РФ в области
обязательного пенсионного обеспечения.
Статистические показатели доказывают
об успешном выполнении все региональных
и федеральных программ в рамках пенсионной
реформы. Средняя пенсия по Корочанского
району и Белгородской области в целом
растет, ведется информационно-разъяснительная
работа с населением, в рамках которой
идет информирование о новых программах,
таких как государственное софинансировании
пенсии. Число граждан, которые вступили
в данную программу в Корочанском районе
пока мал. Для увеличения данного показателя
нужно продумать дополнительную стратегию
работы пенсионного фонда с гражданами
и работодателями. К тому же Белгородская
область активно включилась в новую программу
по внедрению социальных карт, которые
будут функционировать не только как обычные
кредитные, но и станут содержать медицинские
сведения о владельце. Также стоит отметить
прогрессивное направление в сфере пенсионного
страхования - электронный документооборот,
призванный упростить, систематизировать
и скоординировать работу сразу нескольких
ведомств на повышение качественного
пенсионного, медицинского, в целом, социального
обеспечения граждан.
Заключение
В результате проведенного исследования
можно сделать следующие выводы:
1. Неотъемлемой частью
обязательного пенсионного страхования
является обязательное пенсионное
обеспечение граждан, то есть
исполнение страховщиком своих
обязательств перед застрахованным
лицом при наступлении страхового
случая посредством выплаты трудовой
пенсии, социального пособия на
погребение умерших пенсионеров,
не работавших на день смерти.
2. Пенсионное страхование
выступает в нескольких формах,
одной из которых является
государственное пенсионное страхование,
регулируемое Пенсионным фондом
Российской Федерации. А второй
формой является негосударственное
страхование - добровольное накопительное
страхование, имеющее свои отличительные
признаки.
3. Обязательное пенсионное
страхование включает трудовую
пенсию по старости, по инвалидности,
по случаю потери кормильца. Добровольное
пенсионное обеспечение включает пенсии,
которые выплачиваются за счет взносов
работодателей и самостоятельных пенсионных
накоплений граждан.
4. В настоящее время
все работающие подлежат обязательному
пенсионному страхованию согласно
Закону "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации".
Плата на пенсионное страхование
реализуется в случае уплаты
страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ или негосударственный
пенсионный фонд, управляющую компанию.
При этом каждому лицу выдается
страховое свидетельство, которое
хранится у него на руках.
5. От распределительного
принципа выплаты пенсий Россия
переходит к распределительно - накопительному.
Это означает, что вместо того, чтобы все
отчисления с работающего, входящие в
единый социальный налог, шли на выплату
пенсий нынешним пенсионерам, некоторая
их часть пойдет на личный счет этого конкретного
работающего и будет инвестироваться
в различные финансовые инструменты, определенные
государством.
6. Размер пенсии в новой
пенсионной модели определяется
прежде всего не стажем работника, как
в старой, а его реальным заработком и
размером отчислений в Пенсионный фонд,
производимых работодателем. Это должно
стимулировать работников, а следом за
ними и работодателей, к отказу от разного
рода "серых" зарплатных схем и вывести
скрытые части зарплат из тени, тем самым
увеличив поступления средств для выплаты
пенсий сегодняшним пенсионерам.
7. Пенсионный фонд РФ
является самостоятельным финансово
- кредитным учреждением, однако
эта самостоятельность имеет
свои особенности, и существенно
отличается от экономической
и финансовой самостоятельности
государственных, акционерных, кооперативных,
частных предприятий и организаций.
ПФ РФ организует мобилизацию
и использование средств фонда
в размерах и на цели, регламентированные
государством. Государство также
определяет уровень страховых
платежей, принимает решение об
изменениях структуры и уровня
денежных социальных выплат.
8. Одно из дальнейших
направлений работы ПФР - повышение
качества обслуживания клиентов.
Фонд будет стремиться к тому,
чтобы любое взаимодействие с
гражданами было результативным
и комфортным. С этой целью
уже сейчас вводятся в строй
новые клиентские службы, постоянно
проводится обучение персонала
и повышение его квалификации,
активно используется сеть Интернет
для предоставления услуг или
справочной информации.
9. В целом работу ГУ УПФР по Корочанскому
району Белгородской области можно считать
успешной: идет плановое выполнение всех
федеральных программ и законом, ведется
активная работа с населением по консультированию
и информированию по пенсионному страхованию
граждан, средний размер пенсии, социальных
выплат, а также показатели доходов по
взносам на обязательное пенсионной страхование
увеличивается.
В связи с изложенным можно сделать
следующие предложения:
1. Должна действовать четкая
система защиты интересов пенсионеров.
Важно сформировать общественное
мнение, убедить людей в необходимости
реформ, разъяснять предпринимаемые
шаги.
2. Необходима целенаправленная
работа по созданию актуарной
службы в Пенсионном фонде
России для определения государственных
обязательств перед застрахованными
лицами. Поскольку производится
переход на полное пенсионное
страхование, то соответственно
необходимо четко проводить эту
политику и знать динамику
численности работающих, демографическую
ситуацию и другие необходимые данные.
Исходя из этих данных в дальнейшем можно
было бы выстраивать оптимальные схемы
с возможными системами дополнительного
профессионального пенсионного страхования
3. Актуарные расчеты должны
производиться на объективной
основе, независящей от воли желания
группы лиц, и отражать истинное
положение де в пенсионном
страховании.
4. Для России в период
реформирования экономики крайне
необходимо утверждение объективных
и научно обоснованных тарифов
по уплате пенсионных страховых
взносов.
5. Необходимо создание
в территориальных отделениях
Пенсионного фонда России республиканской
базы данных по всем страхователям
и застрахованным лицам по
всей Российской Федерации. Информация
этой базы данных необходима
для проверки достоверности сведений
о стаже и заработке застрахованных
лиц, обращающихся в органы Пенсионного
фонда России за назначением
и перерасчетом пенсии. Это также
во многом облегчит положение
застрахованных лиц, которым не
придется самим собирать сведения
о своем стаже и заработке,
поскольку эту информацию можно
будет получать по каналам
электронной почты непосредственно
работником территориального отделения
Пенсионного фонда России, либо
отдела по назначению пенсии.
Список использованных
источников
Нормативно - правовые документы:
1. Конституция Российской
Федерации. - М: Проспект, 2008. - 360с.
2. О государственных пенсиях
в Российской Федерации: Федеральный
закон от 20 ноября 1990 № 340-1 (в ред.
от 08.08.2001 № 122-ФЗ).
3. Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного
пенсионного страхования: Федеральный
закон от 1 апреля 1996г №27-ФЗ.
4. О негосударственных
пенсионных фондах: Федеральный
закон от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ
5. Об обязательном пенсионном
страховании: Федеральный закон
от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. от 02.11.2006
№ 492-О).