Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации. 2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ. 3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ. 4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ. 5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Содержание работы
Введение Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное страхование 1.2 Добровольное пенсионное страхование Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области 3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации Заключение Список использованных источников
корпоративное накопительное
пенсионное страхование, предусматривающее
формирование, назначение и выплату корпоративных
дополнительных пенсий на основании пенсионных
договоров, заключенных работодателем
в пользу физических лиц, состоящих (ранее
состоявших) в трудовых отношениях с работодателем,
по условиям, определённым трудовым договором,
либо коллективным договором, либо региональным
(отраслевым, межотраслевым, территориальным,
профессиональным) соглашением;
региональное накопительное
пенсионное страхование, предусматривающее
формирование, назначение и выплату региональных
дополнительных пенсий на основании пенсионных
договоров, заключённых по единым для
данного административно-территориального
образования Российской Федерации условиям.
Деятельность по добровольному
накопительному пенсионному страхованию
включает в себя приём и накопление пенсионных
взносов, инвестирование и организацию
инвестирования активов добровольного
накопительного пенсионного страхования,
учёт пенсионных накоплений, назначение
и выплату дополнительных пенсий пенсионерам.
Добровольное накопительное пенсионное
страхование осуществляется в соответствии
с условиями пенсионного договора, заключаемого
между вкладчиком и накопительным пенсионным
фондом. Добровольное накопительное пенсионное
страхование осуществляется исключительно
накопительными пенсионными фондами,
а именно, на базе осуществления данного
страхования создаётся фонд по добровольному
накопительному пенсионному фонду.
Вкладчиком в данный фонд могут
быть различные лица:
1. Любое физическое лицо,
являющееся гражданином Российской
Федерации, иностранным гражданином
или лицом без гражданства.
2. Любое юридическое лицо,
зарегистрированное на территории
Российской Федерации, а также
иностранное юридическое лицо.
3. Исполнительные органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и (или) исполнительные
органы местного самоуправления.
Участниками данного фонда могут
быть различные физические лица, заключившие
пенсионные договоры.
Пенсионные взносы по добровольному
страхованию уплачиваются вкладчиками
в соответствии с выбранными ими пенсионными
схемами, которые также могут быть различного
вида:
с установленными взносами (условия
пенсионной схемы устанавливают порядок
уплаты пенсионных взносов вкладчиком,
а порядок выплаты дополнительной пенсии
участнику определяется в момент её назначения);
с установленными выплатами
(условия пенсионной схемы устанавливают
порядок выплаты дополнительной пенсии
участнику, в соответствии с которым оговаривается
порядок уплаты пенсионных взносов вкладчиком).
Вкладчики и пенсионеры вправе
требовать замены пенсионной схемы, выбранной
при заключении пенсионного договора,
на другую зарегистрированную пенсионную
схему данного фонда. Вкладчики взносов
несут обязанность по выбору определенной
пенсионной схемы, но с правом её изменения
на другую предоставленную. С одной стороны,
данный способ уплаты взносов является
эффективным и гарантированным, но с другой
стороны - имеет некоторые несостыковки
в распределении внесённых в фонд денежных
средств.
Фонд обязан осуществлять учет
исполнения своих накопительных обязательств
перед вкладчиками и пенсионных обязательств
перед пенсионерами в форме ведения пенсионных
счетов добровольного накопительного
пенсионного страхования [18,66].
Необходима нормативная база,
закон, регулирующий деятельность НПФ.
Добровольные пенсионные накопления необходимо
также стимулировать путем предоставления
налоговых льгот. То есть другим источником
в негосударственный пенсионный фонд
будет как раз та "подушка" доходов
граждан, которая будет свободна от взносов
в государственный Пенсионный фонд. Как
отмечалось выше, будет установлена верхняя
планка доходов, с которых берутся обязательные
взносы в государственный Пенсионный
фонд. Разница между фактическим доходом
и величиной дохода, облагаемой обязательными
страховыми взносами, явится реальным
источником средств для добровольного
негосударственного пенсионного страхования.
В целях обеспечения повышения
надежности негосударственных пенсионных
фондов необходимо формирование эффективной
системы надзора и регулирования их деятельности,
включая реорганизацию существующей системы
надзора и регулирования негосударственных
пенсионных фондов с целью расширения
их функций и повышения эффективности,
контрактов со специализированными управляющими
компаниями-депозитариями, совершенствование
системы учета и отчетности негосударственных
пенсионных фондов, повышение информационной
прозрачности деятельности этих фондов.
НПФ концентрировались на накопительных
аспектах, четко регламентируя взаимоотношения
накопителя и учетчика пенсионных активов,
их инвестора и контролера-депозитария.
При этом без должного внимания оставались
те виды пенсий, основания для которых
возникают в результате реализации непредвиденных
обстоятельств, неопределенных рисков.
Это, например, пенсии, выплачивавшиеся
ранее из средств фонда социального страхования:
пенсии по потере трудоспособности (инвалидности)
и пенсии по потере кормильца. В странах
с развитой индустрией и культурой страхования
граждане и их семьи защищены от указанных
рисков специальными страховыми полисами,
поэтому пенсионные системы такие виды
выплат могу и не предусматривать. Однако
преобразования в государствах бьющего
социалистического лагеря происходят,
как правило, на фоне углубляющегося кризиса
социального обеспечения и становления
национальных страховых рынков, что необходимо
учитывать при рассмотрении вопроса о
целесообразности включения рисковых
пенсии в реформируемую систему пенсионного
обеспечения.
Казалось бы, простым и естественным
решением проблемы могла бы стать передача
этих пенсий НПФ. Но, к сожалению, емкость
негосударственных пенсионных фондов
в развивающейся системе НПО весьма ограничена,
и даже немногочисленные выплаты, производимые
в результате реализации указанных рисков,
могут серьезно повлиять на платежеспособность
фонда. Кроме того, роль НПФ здесь сводится
в основном к выполнению функций "учетчиков"
пенсионных активов и обязательств. В
России, например, НПФ законодательно
определены как некоммерческие организации,
не имеющие права брать на себя никаких
обязательств, кроме пенсионных, да и те
зачастую ограничиваются лишь размерами
сформированного пенсионного актива.
В сложившейся ситуации негосударственным
пенсионным фондам следует искать стратегических
партнеров, деятельность которых связана
с "обслуживанием" рисков смерти
и потери трудоспособности. Такими партнерами,
к примеру, являются страховые компании.
Им, помимо "демографических" рисков,
НПФ могут передавать и часть инвестиционных
рисков, что позволит создать более или
менее адекватный механизм компенсации
инфляции.
Дополнительным стимулом для
организации подобного сотрудничества
послужит возможность использования негосударственным
пенсионным фондом опыта административной
деятельности страховой компании. С точки
зрения совместного развития пенсионных
продуктов и внедрения новых технологий
взаимодействие этих двух родственных
институтов представляет собой плодотворную
кооперацию, направленную на более полное
удовлетворение запросов потенциальных
клиентов, а не на конкуренцию на одном
поле, как это часто пытаются представить.
В сотрудничестве со страховой
компанией НПФ приобретает дополнительную
емкость, определяемую емкостью страховой
компании. На практике этого бывает достаточно
для обеспечения потребностей в комплексном
пенсионном обеспечении крупного промышленного
предприятия, если численность его работников
не превышает десять - двадцать тысяч человек.
Для формирования подобных программ на
более крупных предприятиях НПФ, возможно,
придется привлекать несколько страховых
компаний или включать в договор страхования
пункт о необходимости перестрахования
рисков в перестраховочной компании [14,
53].
Для того чтобы правильно выбрать
управляющую компанию (УК), которой доверить
управление своими пенсионными накоплениями,
нужно на что - то опереться. Такими критериями
могут стать:
надежность;
информационная открытость;
ожидаемая доходность работы;
деловая репутация УК.
О надежности можно судить по
таким параметрам: стаж работы в области
управления активами: чем он больше, тем
лучше.
Сумма собственных средств (размер
собственного капитала): при прочих равных
чем она больше, тем лучше. Минимальный
уровень, который был установлен условиями
конкурса, - 40 миллионов рублей.
Собственные средства - это все
имущество компании за вычетом ее долгов
(или, выражаясь более официально, активы
за вычетом обязательств). Проще говоря,
сумма собственных средств - это то, что
осталось бы у компании, если бы она продала
все свое имущество и расплатилась со
всеми своими долгами. Большой размер
этого показателя, во-первых, говорит о
серьезности намерений учредителей компании,
а во-вторых, позволяет надеяться, что
в случае непредвиденных неприятностей
(например, компания из-за своих ошибок
понесла убытки) она сможет расплатиться
с пострадавшими клиентами.
Если этот показатель резко
вырос в последние месяцы, значит, учредители
компании форсировали ее "накачку"
для участия в конкурсе УК:
сумма средств, которыми управляет
компания (объем активов под управлением):
при прочих равных условиях чем она больше,
тем лучше. Минимальный уровень, который
был установлен условиями конкурса, - 100
миллионов рублей.
Если в предполагаемой структуре
портфеля преобладают облигации (особенно
государственные) и мала доля акций, то
ожидаемая доходность портфеля будет
невысокой, хотя растет его надежность.
Если, наоборот, в портфеле планируется
большая доля акций, то ожидаемая доходность
будет более высокой, но вместе с тем надежность
портфеля снижается;
Не стоит полагаться на рекламные
сообщения о доходности. Помните, что высокая
доходность в прошлом не является гарантией
таких же успехов в будущем. Более того,
обещать определенную будущую доходность
УК вообще не могут - это запрещено
им законодательством. Для того чтобы
оценить результаты прошлой деятельности
УК по доходности, лучше обратиться к квалифицированным
специалистам.
Теперь осталось заполнить бланк
заявления в ПФР на перевод ваших средств
в эту компанию. Не требуется указывать
сумму ваших пенсионных накоплений: ПФР
переведет все деньги, которые учтены
на вашем счете. Не требуется заключать
договор с УК или уведомлять ее о своем
решении.
За негосударственными управляющими
компаниями основной контроль будет осуществляться
через спецдепозитарий. В соответствии
с законодательством он ежедневно и ежечасно
контролирует движение пенсионных накоплении
- каждую сделку. По ним спецдепозитарий
ежедневно оценивает рост или снижение
стоимости активов и сообщает в Министерство
финансов РФ обо всех отклонениях, а также
о сделках, которые отличаются от разрешенных
законодательством и подзаконными актами.
В соответствии со ст.8 Федерального
закона "Об инвестировании средств
для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в РФ" создан Общественный
совет по инвестированию пенсионных накоплений.
Общественный совет провел ряд заседаний,
на которых рассмотрел ход проведения
пенсионной реформы и свои замечания направил
Правительству РФ.
Общественный контроль за процессом
формирования и инвестирования пенсионных
накоплений будет осуществляться наблюдательным
советом, который формируется Правительством
РФ на паритетной основе из представителей
профессиональных союзов и объединений
работодателей. Заседания наблюдательного
совета должны быть открытыми для освещения
средствами массовой информации [21, 32].
Таким образом, пенсионное страхование
выступает в нескольких формах, одной
из которых является государственное
пенсионное страхование, регулируемое
Пенсионным фондом Российской Федерации.
А второй формой является негосударственное
страхование - добровольное накопительное
страхование, имеющее свои отличительные
признаки.
В настоящее время все работающие
подлежат обязательному пенсионному страхованию
согласно Закону "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации".
Плата на пенсионное страхование реализуется
в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ или негосударственный пенсионный
фонд, управляющую компанию. Законодательно
застрахованным лицам предоставлено право
выбора:
1. Формировать накопительную
часть трудовой пенсии в Пенсионном
фонде РФ и при этом выбрать
управляющую компанию из числа
компаний, с которыми ПФР заключил
договоры доверительного управления
по итогам конкурса.
2. Формировать накопительную
часть трудовой пенсии в Пенсионном
фонде РФ и отказаться от
выбора управляющей компании. В
этом случае инвестирование пенсионных
накоплений гражданина будет
осуществляться государственной
управляющей компанией (ГУК).
3. Отказаться от услуг
ПФР и формировать накопительную
часть трудовой пенсии в негосударственном
пенсионном фонде (НПФ).
4. Отказаться от услуг
НПФ и перевести формирование
накопительной части трудовой
пенсии обратно в ПФР.
Глава II. Пенсионный
фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда
Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской
Федерации - крупнейшая и самая эффективная
система оказания социальных услуг в РФ.
В результате колоссальной ежедневной
работы фонд обеспечивает своевременную
выплату пенсии каждому гражданину России
в полном соответствии с его пенсионными
правами.
Можно выделить четыре основных
этапа в организации и развитии как Пенсионного
фонда Российской Федерации, так и пенсионного
обеспечения в целом. Рассмотрим каждый
их них.
Пенсионный фонд Российской
Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован
постановлением Верховного Совета РСФСР
от 22.12.1990 № 442-1. Целью образования ПФР
является государственное управление
финансами пенсионного обеспечения в
РСФСР, денежные средства которого не
входят в состав республиканского бюджета
РСФСР, других фондов и изъятию не подлежат.
Одновременно законодателем было предусмотрено
следующее: