Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации. 2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ. 3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ. 4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ. 5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Содержание работы
Введение Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное страхование 1.2 Добровольное пенсионное страхование Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области 3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации Заключение Список использованных источников
2.2 Уровень пенсионного
обеспечения в Белгородской области
На конец 2009 года в Белгородской
области численность пенсионеров (по данным
Отделения Пенсионного Фонда Российской
Федерации по Белгородской области) составила
466,5 тыс. человек, или 30,5% от общей численности
населения. За период с 2005г. по 2009г. при
общем росте числа пенсионеров на 1,0%, отмечается
значительный рост пенсионеров, получающих
социальные пенсии (на 35,9%) (таблица 1).
Таблица 1
Структура численности пенсионеров
по видам пенсионного обеспечения на конец
года, тыс. человек
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
Всего пенсионеров
462,1
462,7
459,9
461,1
466,5
в % от общей численности населения
30,6
30,6
30,3
30,2
30,5
В % от общей численности
пенсионеров получают пенсии:
по старости
74,7
74,7
75,8
76,9
77,7
по инвалидности
15,2
15,4
14,6
13,8
13,3
по случаю потери кормильца
(на каждого нетрудоспособного члена семьи)
6,2
5,6
5,0
4,1
3,7
социальные
3,9
4,3
4,6
5,2
5,3
За последние пять лет отмечается
снижение числа пенсионеров, вышедших
на пенсию на льготных условиях (в связи
с особыми условиями труда) на 9,9%, и снижение
на 43,2% численности пенсионеров из числа
участников войны.
Среди населения пенсионного
возраста преобладают женщины, из общего
числа пенсионеров - 306,6 тыс. человек (65,7%)
женщины. С возрастом численный перевес
женщин увеличивается. Существенные различия
наблюдаются в старших возрастах, что
объясняется более высокой продолжительностью
жизни у женщин, которая на 12 лет больше,
чем у мужчин.
Отделением Пенсионного Фонда
в 2009 году было направлено 26,7 млрд. рублей
на выплату базовой и страховой части
трудовой пенсии, что на 29.1% больше, чем
в 2008 году (таблица 2) [30,15].
Таблица 2
Поступление и расходование
средств Отделением Пенсионного Фонда
млн. рублей
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
Поступление
15627,7
19058,6
23031,2
30546,7
30987,6
в том числе страховые взносы,
налоговые платежи
5321,2
669,4
8483,9
10752,6
11072,7
Расходование
15650,6
19150,2
21924,2
28610,5
38854,8
в том числе на финансирование
выплат населению пенсий и пособий
15258,0
18855,2
21557,1
27180,7
38221,6
Больше половины поступлений
средств в Пенсионный Фонд области (64,2%)
обеспечено за счет средств федерального
бюджета и больше трети (35,7%) за счет страховых
взносов и налоговых платежей от организаций
области (таблица 3).
Таблица 3
Средний размер назначенных
месячных пенсий по видам пенсионного
обеспечения (на конец года, рублей)
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
Пенсии всех пенсионеров в том
числе:
2595,9
2902,6
3768,4
4463,9
6317,1
по старости
по инвалидности
1784,9
1979,0
2605,5
3202,6
4428,8
по случаю потери кормильца
(на каждого нетрудоспособного члена семьи
1564,8
1806,7
2263,6
2936,6
3970,0
госслужащие, получающие пенсии
по старости (или по инвалидности) и за
выслугу лет
3697,3
3858,1
5264,8
6630,2
8327,7
социальные
1714,6
1779,2
2587,7
2834,5
3976,5
Повышению реального размера
пенсий способствовали индексации пенсий
(с 1 марта 2009 года была проиндексирована
базовая часть пенсии на 8,7%, с 1 декабря
базовая часть пенсии по старости установлена
в размере 2562 рубля, с 1 апреля страховая
часть пенсии увеличена на 17,5% и с 1 августа
на 7,5%).
В 2009 году реальный размер назначенных
месячных пенсий вырос на 25.1%. Повышение
среднего размера пенсий и ее дифференциация
гарантирует пожилым людям социальную
безопасность и социально-приемлемый
уровень жизни. Данные по динамике реального
размера назначенных месячных премий
представлены в приложении 1 [30, 17].
По состоянию на 31.12.2009 выплата
ЕДВ предусмотрена ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ,
который определил переход от предоставления
ряда натуральных льгот отдельным категориям
граждан к денежным компенсациям, а также
разграничение расходных обязательств
по предоставлению мер социальной поддержки
гражданам по уровням бюджетной системы.
Из федерального бюджета финансировались
меры социальной поддержки в виде ежемесячных
денежных выплат (ЕДВ),которые предоставлялись:
инвалидам войны; участникам Великой Отечественной
войны; ветеранам боевых действий; военнослужащим,
проходившим военную службу вне действующей
армии; лицам, награжденным знаком "Жителю
блокадного Ленинграда"; лицам, работающим
в период Великой Отечественной войны
на объектах противовоздушной обороны,
на строительстве оборонительных сооружений,
военно-морских баз, аэродромов и других
военных объектов; членам семей погибших
(умерших) инвалидов войны, участников
и ветеранов Великой Отечественной войны;
инвалидам; детям-инвалидам; лицам, подвергшимся
воздействию радиации, а также Героям
Советского Союза, Героям Российской Федерации,
полным кавалерам ордена Славы и членам
их семей. Указанным категориям граждан
также предоставлялся набор социальных
услуг, включающий: обеспечение необходимыми
лекарственными средствами по рецептам
врача; предоставление при наличии медицинских
показаний путевки на санаторно-курортное
лечение; бесплатный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте, а также на
междугородном транспорте к месту лечения
и обратно.
Реализация мер о предоставлении
гражданам пенсионного возраста ежемесячной
денежной выплаты сказалась на повышении
доходов пенсионеров. Почти 80% пенсионеров
являются получателями данной выплаты.
По данным Пенсионного фонда
РФ численность получателей ЕДВ в Белгородской
области по состоянию на 1 января 2010 года
составила 358,5 тысяч человек. По данным
управления социальной зашиты населения
численность граждан пенсионного возраста,
получивших регулярную денежную выплату
за счет средств бюджета Белгородской
области, в 2009 году составила 81,9 тыс. человек.
Средний размер назначенных
ежемесячных выплат на человека, финансируемых
за счет средств федерального бюджета
РФ, составил 1302 рубля и увеличился по
сравнению с аналогичным периодом 2008 года
на 13%. Соотношение среднего размера назначенных
месячных пенсий и величины среднего размера
начисленной заработной платы в 2009 г. составило
34,1%. На протяжении последних пяти лет
самым высоким это соотношение было в
2009г. (34,1%), самым низким - в 2006г. (25,4%) (таблица
4).
Таблица 4
Изменение соотношения размера
среднемесячной назначенной пенсии и
среднемесячной начисленной заработной
платы, %
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
27,6
25,4
33,2
31,6
34,1
Из таблицы видно, что среднемесячная
пенсия в несколько раз ниже, чем начисленная
среднемесячная заработная плата. При
этом такая существенная разница между
этими показателями сохраняется на протяжении
всего рассматриваемого периода. По Закону
о пенсиях это соотношение может быть
на уровне 50 - 75%, между тем основные причины
общего низкого уровня пенсий - отсутствие
необходимой массы денежных средств у
самой пенсионной системы. Пенсию не повысить
без повышения доходов самой пенсионной
системы, развития системы государственного
пенсионного страхования. Необходимо
особо уделить внимание обеспечению доходной
части пенсионного бюджета.
Для более основательной опенки
жизненного уровня пенсионеров значение
имеет сопоставление среднего размера
назначенной пенсии с величиной их прожиточного
минимума или другими словами покупательная
способность пенсии. Если покупательная
способность равняется 1, то это свидетельствует
о том, что жизненный уровень пенсионера
находится на уровне их прожиточного минимума.
По сравнению с прошлым годом покупательная
способность пенсии несколько увеличилась
и составила 1,7.
По итогам 2009г. средний размер
пенсии превысил прожиточный минимум
пенсионера на 74,2%. Однако понятие средней
пенсии весьма условно и более конкретно
уровень пенсионного обеспечения характеризуют
категории, пенсионеров.
По данным Отделения Пенсионного
фонда РФ по Белгородской области, на конец
2009 года численность пенсионеров, которым
назначены пенсии в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации "О трудовых
пенсиях РФ", составила 431,7 тыс. человек
(92,5% от общего числа пенсионеров, состоящих
на учете в отделении ПФ РФ по Белгородской
области).
Средний размер назначенных
месячных трудовых пенсий составил 5964,1
рубля и превысил прожиточный минимум
на 2603 рубля. Средний размер назначенных
социальных месячных пенсий составил
3976,5 рублей и превысил прожиточный минимум
всего на 615 рублей. Надо отметить, что
категория пенсионеров, получающих социальные
пенсии малочисленная (5,3%). Средний размер
пенсии по инвалидности превысил прожиточный
минимум на 1067 рублей, а средний размер
пенсии по случаю потери кормильца превысил
прожиточный минимум пенсионера всего
на 609 рублей (приложение 2).
Соотношение пенсий с величиной
прожиточного минимума за анализируемый
период постепенно меняется к лучшему,
однако в сравнении со средней заработной
платой наблюдается разрыв.
Преобразования в пенсионном
законодательстве значительно повысили
уровень жизни пенсионеров, получающих
наиболее массовые виды пенсии, но материальное
благосостояние пожилых людей нельзя
назвать высоким. Продолжает сохраняться
активность лиц пенсионного возраста
в поисках дополнительного заработка.
В области насчитывается 94,8 тысяч работающих
пенсионеров (20,3% от общей численности
пенсионеров, состоящих на учете в отделении
ПФ РФ по Белгородской области).
В современных условиях происходит
последовательное расширение контингента
лиц с ограниченными возможностями. С
изменением критериев изменились размеры
и состав контингентов инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями. Так в
2009 году главным бюро медико-социальной
экспертизы было освидетельствовано 9732
человека в возрасте 18 лет и старше, из
них в пенсионном возрасте 3812 человек
(39.2%), из которых впервые признано инвалидами
3458 человек.
Существенным фактором в обеспечении
соответствующего уровня жизни пенсионеров
является оказание адресной социальной
помощи населению, реализация социальных
программ, укрепление материально-технической
базы учреждений социального обслуживания.
Для обслуживания престарелых
и инвалидов в Белгородской области в
2009 г. функционировало 45 стационарных
учреждений социального обслуживания
на 3105 фактически развернутых койки, численность
проживающих в них составила 2474 человека;
в том числе - 30 учреждений социального
обслуживания малой вместимости на 673
места с численностью проживающих - 583
человека; 3 дома милосердия, где обслужили
107 человек пожилого возраста; 2 геронтологических
центра на 87 коек, где обслужено за год
78 человек.
Наряду со стационарными учреждениями
социального обслуживания престарелых
и инвалидов в Белгородской области действует
нестационарное социальное обслуживание
граждан пожилого возраста и инвалидов.
В связи с принятием летом 2009
года ряда законодательных актов, которые
с 1 января 2010 года в значительной степени
изменили российскую пенсионную систему,
сфера деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел
валоризацию пенсий. Основные показатели
пенсионного обеспечения за 2005 - 2009 г. г.
по данным отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации по Белгородской
области представлены в приложении 3.
В 2010 году Пенсионному фонду
исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подходят
как юбилею одной из крупнейших организаций
в стране, тысячи сотрудников которой
ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная
система при любых условиях функционировала
стабильно, надежно, а гарантированные
государством выплаты осуществлялись
полностью и точно в срок.
Таким образом, одно из дальнейших
направлений работы ПФР - повышение качества
обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться
к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами
было результативным и комфортным. С этой
целью уже сейчас вводятся в строй новые
клиентские службы, постоянно проводится
обучение персонала и повышение его квалификации,
активно используется сеть Интернет для
предоставления услуг или справочной
информации.
В течение 2009 года проводилась
работа по социальному обслуживанию граждан
пожилого возраста и инвалидов. Работало
129 отделений социального 10 обслуживания
на дому, где было обслужено 17712 человек;
20 отделений срочного социального обслуживания
за год обслужили 40315 человек: социально
- реабилитационным отделением обслужено
369 граждан пожилого возраста и инвалидов.
Обслуживание в домах - интернатах
включает все меры по созданию для людей
пожилого возраста и инвалидов наиболее
адекватных по возрасту и состоянию здоровья
условий жизнедеятельности: реабилитационные
мероприятия медицинского, социального
и лечебно-трудового характера, обеспечение
ухода и медицинской помощи, организацию
их отдыха и досуга.
Значительная численность населения
старших возрастов оказывает прямое влияние
на усиление их роли в социальном развитии
области, заслуживает повышенного внимания
в отношении предоставления социальных
гарантий во всех сферах жизнедеятельности
старшего поколения [30, 22].
Глава III. Система пенсионного
страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы
и уровень пенсионного обеспечения в ГУ
УПФР по Корочанскому району Белгородской
области
Рассмотрим структуру ГУ УПФР
по Корочанскому району Белгородской
области, результаты деятельности по отчетным
данным отделов за январь - октябрь 2010
года и проведем анализ уровня пенсионного
обеспечения граждан в Корочанском районе,
в частности по обязательному пенсионному
страхованию.