Система обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 11:49, дипломная работа
Описание работы
Цель дипломной работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации. 2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ. 3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ. 4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ. 5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Содержание работы
Введение Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации 1.1 Обязательное пенсионное страхование 1.2 Добровольное пенсионное страхование Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации 2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области 3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области 3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации Заключение Список использованных источников
Государство несет субсидиарную
ответственность по обязательствам Пенсионного
фонда РФ перед застрахованными лицами.
Другими словами, при неисполнении Пенсионным
Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным
лицом, государство должно будет возместить
данному лицу причиненный ущерб (в любом
проявлении). Застрахованными же лицами
являются лица, на которых распространяется
обязательное пенсионное страхование.
Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие
на территории Российской Федерации иностранные
граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору
или по договору гражданско-правового
характера, предметом которого являются
выполнение работ и оказание услуг, а также
по авторскому и лицензионному договору;
самостоятельно обеспечивающие
себя работой (индивидуальные предприниматели,
частные детективы, занимающиеся частной
практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских
(фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории
Российской Федерации в случае уплаты
страховых взносов;
являющиеся членами родовых,
семейных общин малочисленных народов
Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, что в их отношении является
немного нецелесообразным;
иные категории граждан, у которых
возникают отношения по обязательному
пенсионному страхованию.
Регистрация страхователей
в территориальных органах страховщика
является обязательной и осуществляется
в тридцатидневный срок для: работодателей-организаций,
а также крестьянских (фермерских) хозяйств
- со дня государственной регистрации
по месту их нахождения; для физических
лиц, которые самостоятельно уплачивают
страховые взносы в бюджет Пенсионного
фонда РФ (индивидуальных предпринимателей,
частных детективов, нотариусов, занимающихся
частной практикой, и других), - со дня государственной
регистрации (получения лицензии на осуществление
определенной деятельности) по месту жительства
этих физических лиц, а в случае осуществления
их деятельности в другом месте - по месту
осуществления этой деятельности; для
физических лиц, осуществляющих прием
на работу наемных работников по трудовому
договору или по контракту, а также выплачивающих
вознаграждения по договорам гражданско-правового
характера, на которые в соответствии
с законодательством РФ начисляются страховые
взносы, - со дня заключения соответствующих
договоров по месту жительства физических
лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих
вознаграждения).
Неотъемлемой частью обязательного
пенсионного страхования является обязательное
пенсионное обеспечение граждан, т.е. исполнение
страховщиком своих обязательств перед
застрахованным лицом при наступлении
страхового случая посредством выплаты
трудовой пенсии, социального пособия
на погребение умерших пенсионеров, наработавших
на день смерти.
Уплата денежных средств для
пенсионного страхования производится
в виде страховых взносов. Существует
определенный тариф страховых взносов
или же размер страхового взноса на единицу
измерения базы для их начисления. Можно
выделить следующие виды тарифов страховых
взносов:
1. Для выступающих в
качестве работодателей страхователей,
за исключением выступающих в
качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
и крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Для выступающих в
качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Контроль за использованием
средств на обязательное пенсионное страхование
бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется
Счетной палатой РФ, а также наблюдательным
советом страховщика, создаваемым в порядке,
определяемом Правительством РФ. Средства
бюджета Пенсионного фонда РФ являются
федеральной собственностью и не входят
в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного
фонда РФ составляется страховщиком на
финансовый год с учетом обязательного
сбалансирования доходов и расходов этого
бюджета. При формировании бюджета Пенсионного
фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается
норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о
его исполнении утверждаются ежегодно
по представлению Правительства РФ федеральными
законами в порядке, определяемом Бюджетным
кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда
РФ является консолидированным [25,316].
Под государственной пенсией
(далее - пенсия) понимаются ежемесячные
денежные выплаты, предназначенные для
компенсации гражданам заработка (дохода),
утраченного в связи с достижением установленного
законом возраста, наступлением инвалидности,
потерей кормильца, а также по другим основаниям,
право на получение которой определяется
по условиям и нормам, установленным законодательством
РФ.
Для разработки эффективной
модели развития государственного пенсионного
страхования необходимо выделить основные
составляющие системы пенсионного обеспечения:
социальная пенсия, которая
предоставляется государством вне зависимости
от наличия и величины трудового вклада
граждан страны в случае наступления пенсионного
возраста, т.е. предоставляется тем гражданам,
которые нуждаются в текущем доходе и
не смогли приобрести права на трудовую
пенсию;
трудовая пенсия, которая назначается
и выплачивается гражданам исходя из размера
страхового взноса и трудового стажа (независимо
от принципа, по которому они учитываются
- солидарно-распределительному или накопительному);
дополнительная пенсия, которая
обеспечивается либо за счет самофинансирования
гражданином собственной будущей пенсии
из текущего дохода, либо за счет взносов
работодателя в негосударственный пенсионный
фонд на именные счета своих работников,
либо по комбинированной программе.
Назначение трудовых пенсий
регулируется Законом о трудовых пенсиях,
а пенсии по государственному пенсионному
обеспечению - Законом о государственном
пенсионном обеспечении.
Трудовая пенсия - это ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации
гражданам заработной платы (иного дохода),
которую получали застрахованные лица
перед установлением им трудовой пенсии
либо утратившие нетрудоспособные члены
семьи застрахованного лица в связи с
его смертью.
Виды трудовых пенсий: по старости,
по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Трудовые пенсии по старости
и по инвалидности состоят из двух частей:
страховой и накопительной. Размер каждой
части рассчитывается отдельно по особым
правилам. Однако физически накопительная
часть трудовой пенсии будет выплачиваться
не ранее 2022 года. В трудовой пенсии по
случаю потери кормильца накопительная
часть не предусмотрена.
Возникновение права на трудовую
пенсию закон связывает с уплатой страховых
взносов в ПФ РФ; именно от суммы эти взносов,
учтенной на индивидуальном лицевом счете
гражданина, зависит будущий размер его
трудовой пенсии.
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению предоставляется
гражданам в целях компенсации им заработка
(дохода), утраченного в связи с прекращением
государственной службы; либо в целях
компенсации вреда, нанесенного их здоровью
при прохождении военной службы, в результате
радиационных и техногенных катастроф,
в случае наступления инвалидности или
потери кормильца, при достижении установленного
законом возраста,; либо нетрудоспособным
гражданам в целях предоставления им средств
к существованию.
Законодательством установлены
следующие виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Хотя для отдельных видов пенсий
по государственному пенсионному обеспечению
может требоваться стаж определенной
работы, засчитываемой с страховой стаж,
от факта уплаты и суммы страховых взносов
размер указанных пенсий все же не зависит.
Пенсия за выслугу лет назначается федеральным
государственным служащим, государственным
служащим субъектов РФ, муниципальным
служащим и военнослужащим (кроме военнослужащих
по призыву); пенсия по старости - гражданам,
пострадавшим в результате радиационных
и техногенных катастроф; пенсия по инвалидности
- военнослужащим, участникам Великой
Отечественной войны, а также подвергшимся
воздействию радиации граждан. Кроме того,
членам семей военнослужащих (в том числе
по призыву), а также семей граждан, пострадавших
от радиационных или техногенных катастроф,
может назначаться социальная пенсия
(по случаю потери кормильца). Социальная
пенсия назначается по случаю потери кормильца
нетрудоспособным гражданам, а также пожилым
гражданам и инвалидам. Право на социальную
пенсию имеет те нетрудоспособные, которые
по каким-либо причинам не приобрели права
на трудовые пенсии. В частности, право
на трудовую пенсию отсутствует, если
у гражданина нет необходимого страхового
стажа. Право на пенсию в соответствии
с российским законодательством имеют
все граждане России независимо от места
их проживания [27,6].
Таким образом, основы регулирования
обязательного пенсионного страхования
на территории РФ наряду с регулированием
правоотношений в системе обязательного
пенсионного страхования, а также определением
правового положения субъектов обязательного
пенсионного страхования устанавливаются
Федеральным законом "Об обязательном
пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001
№ 167-ФЗ.
Неотъемлемой частью обязательного
пенсионного страхования является обязательное
пенсионное обеспечение граждан, то есть
исполнение страховщиком своих обязательств
перед застрахованным лицом при наступлении
страхового случая посредством выплаты
трудовой пенсии, социального пособия
на погребение умерших пенсионеров, не
работавших на день смерти. В его состав
включены:
страховая и накопительная части
трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части
трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии
по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение
умерших пенсионеров, не работавших на
день смерти.
1.2 Добровольное пенсионное
страхование
Наряду с государственным пенсионным
страхованием и государственным пенсионным
обеспечением в России поощряется добровольное
социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения.
Одной из таких форм является
негосударственное пенсионное обеспечение.
Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ "О
негосударственных пенсионных фондах"
определяет такой фонд как особую организационно
- правовую форму некоммерческих организации
и социального обеспечения, осуществляющая
деятельность по негосударственному пенсионному
обеспечению участников фонда в соответствии
с договорами негосударственного пенсионного
обеспечения. Деятельность в качестве
страховщика по обязательному пенсионному
страхованию в соответствии с договорами
об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика
по профессиональному пенсионному страхованию
в соответствии с договорами о создании
профессиональных пенсионных систем.
Согласно статье 31 Федерального
Закона от 27.07.2002 года №111-ФЗ "Об инвестировании
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской Федерации"
застрахованное лицо, за которое уплачиваются
взносы за финансирование накопительной
части (НЧ) трудовой пенсии, в праве:
Выбрать инвестиционный портфель,
то есть определить управляющую компанию,
в доверительном управлении которой будут
находиться пенсионные накопления, учтенные
в специальной часть его индивидуальный
лицевой счет;
Отказаться от формирования
НЧ через Пенсионный Фонд Российской Федерации
(ПФ РФ) и выбрать негосударственный пенсионный
фонд, осуществляющий обязательное пенсионное
страхование;
Оставить (по умолчанию) пенсионные
накопления в доверительном управлении
государственной управляющей компании,
назначенной Правительством РФ и заключившей
соответствующий договор с ПФ РФ.
Правом выбора можно воспользоваться
до достижения возраста на пять лет меньше
того, в котором данному лицу полагается
пенсия по старости. Эти лица могут перевести
свои накопления не только из ПФ РФ в негосударственный
пенсионный фонд, но и, наоборот, из негосударственного
- в ПФ РФ.
В соответствии со статьей 29
Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации" физические
лица имеют право добровольно вступать
в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию и осуществлять уплату страховых
взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации за другое физическое лицо,
за которое не осуществляется уплата страховых
взносов. Закон не ограничивает круг таких
лиц. Однако обязательным условием является
отсутствие уплаты страховых взносов
за указанное лицо.
Гражданин вправе добровольно
вступать в правоотношения и уплачивать
страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование в виде фиксированных платежей
за другое физическое лицо, являющееся
безработным, студентом, школьником старших
классов, домохозяйкой и так далее. Если
человек в настоящее время нигде не работает,
то страхователь за него страховые взносы
не уплачивает.
На данный момент не существует
строго урегулированного законом нормативного
документа в отношении добровольного
пенсионного страхования. Но стоит в очереди
на утверждение проект ФЗ "О добровольном
накопительном пенсионном страховании
в РФ". Если обязательное пенсионное
страхование считается государственным,
то добровольное пенсионное страхование
относиться к негосударственному пенсионному
обеспечению.
Представленный законопроект
регулирует правовые, экономические и
социальные отношения, возникающие при
осуществлении добровольного накопительного
пенсионного страхования. Добровольным
накопительным пенсионным страхованием
можно назвать система накопительного
пенсионного страхования, которая основывается
на добровольном участии физических и
юридических лиц в формировании пенсионных
накоплений с целью получения физическими
лицами пенсий, дополнительных к видам
пенсий, установленных законодательством
Российской Федерации об обязательном
пенсионном страховании и государственном
пенсионном обеспечении. Эта система включает
в себя следующие виды накопительного
пенсионного страхования:
личное накопительное пенсионное
страхование, предусматривающее формирование,
назначение и выплату личных дополнительных
пенсий на основании пенсионных договоров,
заключённых физическими лицами в свою
пользу, или физическими либо юридическими
лицами в пользу третьих физических лиц,
независимо от их места работы и жительства;