Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)


Курс лекций по теме:

 

«Социальная работа

с детьми и  подростками по месту жительства»

 

 

 

 

 

 

 

Тема №1       «История развития социальной помощи детям»

 

I этап. Начиная с Х века, на  Руси разрушаются родоплеменные  отношения. Создавшаяся культурно  – историческая ситуация потребовала  иных форм поддержки и защиты  нуждающихся детей.

Основные тенденции помощи в  этот период были связаны с княжеской  защитой и попечительством, которые  в своем развитии претерпевают как  бы два этапа своего становления.  

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который  условно обозначается с периода  крещения Владимира I и второй половины XII века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период – со второй половины XII века по XIII век включительно, когда  благотворительные функции князя  постепенно сливаются с монастырско – церковными формами призрения.

Князь Ярослав Владимирович, принявший  престол в 1016 году, учредил сиротское  училище, в котором обучал на своем  иждивении 300 юношей. Признание бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха, о чем свидетельствует завещание  его: «Всего же паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей  кормите». Сестра его, Анна Всеволодна, основала в Киеве училища для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

В России среди монастырей и крупных  храмов не было таких, которые не содержали  бы больницы, богадельни или приюты.

Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный  Серафим Саровский. Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Князья духовенство и лучшие люди земли русской, как свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались религиозным великим заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, «призреть хоть единого из малых сирот».

Традиции благотворительности  в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных  князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в  первую очередь – детям.

Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы до монгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ни чем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался  равнодушным к судьбам сирот.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных  сел и деревень. Люди приносили  одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие  пословицы как «С миру по нитке, а  бедному сироте сорочка», «Живой не без места, а мертвый не без  могилы». В скудельницах покрывались  народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.

При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением  человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим и психическим развитием с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения слаживали остроту детских переживаний.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной  деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной  деятельностью государства. В частности  на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный высказал идею о том, что  в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи убогих и нищих, строить специальные  богадельни и больницы, где им был  бы обеспечен приют и уход.

 

2 этап. С начала XVII века до реформы  1861 г. В этот период происходит  зарождение государственных форм  призрения, открываются первые  социальные учреждения. Историю  призрения детства на Руси  связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее с его указом (1682), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения  нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и  сиротство становятся объектом попечения  государства.

В 1706 году открываются приюты для  «зазорных младенцев», куда было приказано  брать незаконнорожденных с соблюдением  анонимности происхождения, а за погубление «зазорных младенцев» Государь грозил смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в начале в Москве (1763), а потом в Петербурге (1772) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».

Благотворительская деятельность Российского Императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму  устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности  проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 году она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагает «… отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения.  С этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис «в России слепых нет».

В этот период в России начинает развиваться  определенная социальная политика и  законодательство, складывается система  призрения людей, и в частности  – детей нуждающихся в помощи.

Церковь постепенно отходит от дел  призрения, выполняя другие функции, а  государство создает специальные  институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и  защиты.

 

4 этап с 60-х годов XIX в. до  начала XX в.

В этот период времени наблюдается  переход от государственной благотворительной  деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Среди них особое место  занимают «Учреждения императрицы  Марии Федоровны», «Императорское человеколюбивое  общество», в котором были сосредоточены  денежные благотворительные пожертвования  частных лиц,  включая и особ императорской фамилии.

 К 1802 году в Москве и  Петербурге были открыты женские  учебно – воспитательные учреждения имени Св. Екатерина. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт в 1817 году Харьковский институт благородных девиц.

Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть  благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Вслед за кончиной Марии Федоровны  все учреждения, бывшие в ее ведении принял под свое покровительство Император Николай I.

Венцом деятельности Императора было учреждения сиротских институтов. Воина  и холерная эпидемия 1830 – 31 года оставили сиротами огромное число детей. В 1834 при воспитательных домах Санкт – Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы.

В 1837 году французские и латинские  классы были упразднены, а в замен их были учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при московском Воспитательном доме в 1847 году образовался Кадетский Корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.

В 1859 году в Санкт – Петербурге было освещено первое в России открытое женское учебное заведение – женская гимназия, куда принимались девочки всех сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX в. число женских гимназий в Империи превысило число мужских.

В 1882 году открылось общество презрения  бедных и больных детей «Синий крест», руководила которым Великая  княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной  предпринимательницы А.С. Балицкой был создан первый приют  для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей идиотов и эпилептиков, которые требуют специального ухода и заботы.

Примечательной чертой этого периода  является зарождение профессиональной помощи и появлением профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом  профессионального обучения кадров для социальных служб.

Одним из важнейших направлений  деятельности ученых и практиков  в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно – исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная детская комиссия, которая осуществляла статистический сбор данных о детях, исключенных  из школы или выгнанных из приютов  за дурное поведение; контролировала условия  содержания малолетних преступников, содействовало открытию детских  приютов.

В России широкие масштабы принимала  просветительская деятельность по отношению  к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого  гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение.

В 90-е годы появились детские  дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного профиля.

В начале XX века в России успешно  развивалась система различных  социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов.

 

5 этап

20 ноября 1959 г. ООН приняла Декларацию  прав ребенка – первый в  истории правовой документ такого  рода. В ней говорилось: «Человечество  обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

Декларация определила основные права, которыми должны пользоваться дети всех стран.

Декларация сыграла большую  роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру справедливости в отношении детей.

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

      В  России правовая база социальной  защиты детства включает международное  законодательство, российские государственные  законы и местные положения,  инструкции, методики. Международное  законодательство по защите детства  представлено Хартией детства,  Декларацией прав ребенка. В  качестве государственной правовой  базой социальной защиты детства  выступают Конституция Российской  Федерации, Закон о семье, Закон  об образовании. Федеральная целевая  программа «Дети России». Федеральный  закон об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации.

       В  настоящее время уже более  чем в 50 регионах России организованы  центры психолого – педагогической реабилитации детей и подростков. Создаются психолого – медико – педагогические консультации, логопедические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты – психологи оказывают реальную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.

В 1994 г. в России была принята президентская  программа «Дети России». В последующие  годы она неоднократно изменялась и  дополнялась.

Например, в 1997 году в состав президентской  программы входили следующие  подпрограммы: «Дети – инвалиды», «Дети сироты», «Дети севера», «Дети  Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего  отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное  материнство».

Постановлением Правительства  РФ от 03.10.2002 г. № 732 утверждена федеральная  целевая программа «Дети России»  на 2003 – 2006 гг.

Целями Программы являются:

- Улучшение качества жизни и  здоровья детей;

- решение проблем неблагополучия  детей, в том числе проблемы  детской безнадзорности и беспризорности;

Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства