Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций
Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».
Курс лекций по теме:
«Социальная работа
с детьми и подростками по месту жительства»
Тема №1 «История развития социальной помощи детям»
I этап. Начиная с Х века, на
Руси разрушаются
Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления.
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I и второй половины XII века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
И второй период – со второй половины
XII века по XIII век включительно, когда
благотворительные функции
Князь Ярослав Владимирович, принявший
престол в 1016 году, учредил сиротское
училище, в котором обучал на своем
иждивении 300 юношей. Признание бедных,
страждущих, сирот было одной из
главных забот Владимира
В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты.
Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский. Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Князья духовенство и лучшие люди земли русской, как свидетельствуют летописи, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно поучались религиозным великим заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, «призреть хоть единого из малых сирот».
Традиции благотворительности в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь – детям.
Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы до монгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ни чем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы как «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка», «Живой не без места, а мертвый не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
При всей своей примитивности дома
для убогих детей являлись выражением
народной заботы о сиротах, проявлением
человеческого долга перед
К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. В частности на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
2 этап. С начала XVII века до реформы
1861 г. В этот период происходит
зарождение государственных
Но более всего истории
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства.
В 1706 году открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за погубление «зазорных младенцев» Государь грозил смертной казнью. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строительством в начале в Москве (1763), а потом в Петербурге (1772) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».
Благотворительская
Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. С этого времени начинают строить учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис «в России слепых нет».
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – детей нуждающихся в помощи.
Церковь постепенно отходит от дел
призрения, выполняя другие функции, а
государство создает
4 этап с 60-х годов XIX в. до начала XX в.
В этот период времени наблюдается
переход от государственной
К 1802 году в Москве и
Петербурге были открыты
Как и в Западной Европе в России постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
Вслед за кончиной Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении принял под свое покровительство Император Николай I.
Венцом деятельности Императора было учреждения сиротских институтов. Воина и холерная эпидемия 1830 – 31 года оставили сиротами огромное число детей. В 1834 при воспитательных домах Санкт – Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы.
В 1837 году французские и латинские классы были упразднены, а в замен их были учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при московском Воспитательном доме в 1847 году образовался Кадетский Корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.
В 1859 году в Санкт – Петербурге было освещено первое в России открытое женское учебное заведение – женская гимназия, куда принимались девочки всех сословий и вероисповеданий. А в начале 70-х годов XIX в. число женских гимназий в Империи превысило число мужских.
В 1882 году открылось общество презрения бедных и больных детей «Синий крест», руководила которым Великая княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 году в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.
В это же время на средства частной предпринимательницы А.С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализованных детей. В конце XIX в. становится необходимым открытие приютов для детей идиотов и эпилептиков, которые требуют специального ухода и заботы.
Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появлением профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно – исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
В Москве при Городской думе действовал
Благотворительный совет и
В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение.
В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия в Москве, Петербурге, Архангельске, Ельце, Ряжске и других городах. Эти дома имели интернаты, мастерские различного производственного профиля.
В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов.
5 этап
20 ноября 1959 г. ООН приняла Декларацию
прав ребенка – первый в
истории правовой документ
Декларация определила основные права, которыми должны пользоваться дети всех стран.
Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру справедливости в отношении детей.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
В
России правовая база
В настоящее время уже более чем в 50 регионах России организованы центры психолого – педагогической реабилитации детей и подростков. Создаются психолого – медико – педагогические консультации, логопедические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты – психологи оказывают реальную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.
В 1994 г. в России была принята президентская программа «Дети России». В последующие годы она неоднократно изменялась и дополнялась.
Например, в 1997 году в состав президентской программы входили следующие подпрограммы: «Дети – инвалиды», «Дети сироты», «Дети севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство».
Постановлением Правительства
РФ от 03.10.2002 г. № 732 утверждена федеральная
целевая программа «Дети
Целями Программы являются:
- Улучшение качества жизни и здоровья детей;
- решение проблем
Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства