Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций
Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».
Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе?
Очевидна ли практическая направленность учебного материала?
Организационный аспект
Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?
Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?
Создавалась
ли на уроке ситуация успеха для
каждого учащегося? Чувствовалось
ли проявление педагогом толерантности
и доверия в учебном
Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?
Присущ ли домашним заданиям дифференциальный характер? Обладали ли ученики реальным выбором домашнего задания?
Оценочно-результативный аспект
Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
Способствовала
ли оценочно-аналитическая
Развитие творческих способностей учащихся
Познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей - памяти, внимания, мышления, воображения.
Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
Система познавательных
задач должна вести к формированию
следующих важнейших
3. Личностно-ориентированное взаимодействие
Педагогическое воздействие осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. Педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего <Я> с другими <Я>, с миром в целом. Это предвосхищение будущего развития личности воспитанника формируется у педагога на основе знаний природы ребенка, закономерностей его развития целесообразности педагогических воздействий; что педагогическое воздействие наполнено социальным смыслом, поскольку педагог выступает от имени общества и его интересов. Поэтому он должен транслировать ребенку мир на уровне высоких культурных достижений, наработанных человечеством. В целом педагогическое воздействие - это особый вид деятельности педагога, его тонкое прикосновение к личности, направленное на раскрытие ее потенциальных возможностей быть и становиться субъектом деятельности и своей собственной жизни.
Педагогическое
воздействие осуществляется как
раскрытие, демонстрация и передача
личностного ценностного
А педагогическое
взаимодействие - это особая форма
связи между участниками
Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей.
Сегодня актуальным
является личностно-ориентированное
взаимодействие педагог-воспитанник,
которое предполагает признание
личности ребенка не столько объектом,
сколько субъектом воспитания, образования,
партнером в образовательно-
Цель личностно-
Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися.
Личностному
росту ребенка (формированию его
общей культуры, нравственного сознания,
самосознания и поведения, потребности
в саморазвитии) способствует гуманистическая
направленность педагогического
Наиболее эффективным для развития коллектива и личности по мнению ученых и практиков является сотрудническое взаимодействие, для которых характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, объективность, активность обеих сторон, диалог.
Особенно большим воспитательным потенциалом располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости.
Недопустимы
подавления, индифферентность (равнодушие
друг к другу), формальные отношения.
Главный путь перехода к другим,
более плодотворным типам взаимодействия
- включение в совместную коллективную
творческую деятельность, создание условий
для совместных переживаний, вклад
каждого в общий результат, создание
условий ответственной
Глоссарий по теме: «Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства»
Объекты соц. Работы - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
Трудная жизненная ситуация – ситуация, из которой человек не может самостоятельно найти выход
Соц. адаптация
ребенка – это процесс активного приспособления
ребенка, находящегося в трудной жизненной
ситуации к принятым в обществе нормам
и правилам поведения, а также процесс
преодоления последствий моральной или
психической травмы.
Соц. реабилитация ребенка –
это мероприятие по восстановлению утраченных
ребенком соц. связей и функций, восполнение
жизнеобеспечение, усилению заботы о нем.
Соц. службы для детей –
это организации, которые оказывают соц.-бытовые
медико-социальные, Ψго-пед., правовые
и др. Услуги и материальную помощь, содействие
в реабилитации детей.
Соц. инфраструктура для
детей – система объектов строений
и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения
детей, которые оказывают социальные услуги
и действуют в целях обеспечения полноценной
жизни, охраны здоровья, образования, воспитания
и развития детей, удовлетворения их общественных
потребностей.
Инфраструктура – это совокупность органов и учреждений + материальная база + нормативно-законадательная база.
Материальная база - все сооружения и средства, выделяемые для воспитания, образования, развития, соц. поддержки.
Соц. службы – это система
гос. и негос. Структур, которые осуществляют
соц. работу и имеют в своем составе специализированное
учреждение для оказания соц. услуг и органы
управления ими.
Соц. обслуживание –
это деятельность соц. служб по соц. поддержке,
оказанию различных услуг и материальной
помощи, обеспечению соц. адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Технология – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Технология - (techne – искусство, мастерство, умение; logos – наука, слово).
Алгоритм – программа решения задачи точно предписывающая как и в какой последовательности операций можно получать результат, определенный исходными данными.
Соц. Управление - индивид, группа, организация, соц. процессы являются объектами соц. управления. Оно имеет дело с человеком, взятым в его соц. качестве (статус, роли, цели и т.д.) и направлено на поддержание равновесия и развития управляемого объекта.
Соц. творчество – это содействие достижению согласия между соц. субъектами для решения соц. проблем одного из них или оказанию ему помощи. В роли такого субъекта выступают: личность, семья, соц. слой, общество, государство.
Цель – это идеальный образ будущего результата деятельности.
Цель-идеал - стратегическая цель, достижение ее предполагает длительность и комплексность. В соц.-пед. деятельности цель-идеал – это создание условий для успешного становления ребенка как субъекта соц. жизни и создание педагогически целесообразной среды.
Цель - ожидаемый результат - тактическая цель
Семейный
соц. педагог – специалист широкого профиля, в ведение
которого 30-50 семей.
Общинный - сельский
соц. педагог – работает в сельской местности,
специалист широкого профиля.
Специалист по организации
культурного досуга - организация
культурно-досуговой деятельности детей
и семей.
Валеолог - специалист
по охране здоровья (деятельность школьного
соц. педагога). Организация медико-оздоровительной
деятельности детей, семей.
Социальный эколог
– организация экологической и природо-охранной
деятельности детей, семей. ( эколонич.
Клуб).
Соц. педагог, специализирующийся
на проблемах занятости - содействует
трудоустройству и проф. адаптации подростков
и молодежи, организует внешкольную трудовую
деятельность детей (# летние рабочие лагеря).
Соц. этнолог – специалист
по этно-культурной работе, возрождению
традиций, промыслов, народного творчества.
Соц. педагог – дефектолог
– специалист по оказанию соц.-пед. Помощи
детям, имеющим отклонение в умственном
и физическом развитии и их семьям. (Задача:
профилактика и устранение соц. причин).
Муниципальный соц. педагог – работники муниципальных органов, комитетов соц. служб, специалисты широкого профиля, которые организуют соц.-пед. Деятельность в микрорайонах.
Функция – обязанность,
круг деятельности, ее назначение, роль.
Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства