Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

Пытался ли учитель сформировать системное  представление учащихся об изучаемом  явлении или процессе?

Очевидна  ли практическая направленность учебного материала?

Организационный аспект

Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта  учащихся?

Стимулировал  ли учитель учеников к коллективному  и индивидуальному выбору вида задания  и формы его выполнения?

Создавалась ли на уроке ситуация успеха для  каждого учащегося? Чувствовалось  ли проявление педагогом толерантности  и доверия в учебном взаимодействии?

Были ли созданы  на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной  деятельности учащихся?

Присущ ли домашним заданиям дифференциальный характер? Обладали ли ученики реальным выбором  домашнего задания?

Оценочно-результативный аспект

Стали ли предметом  оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей  и способов выполнения учебного задания?

Способствовала  ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной  Я-концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?

Развитие  творческих способностей учащихся

Познавательные  задачи должны строиться преимущественно  на междисциплинарной, интегративной  основе и способствовать развитию психических  свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей - памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными  приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.

Система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик  творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу  времени); гибкость ума (способность  переключаться с одной мысли  на другую); оригинальность (способность  находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к  проблемам окружающего мира); умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

3. Личностно-ориентированное  взаимодействие

Педагогическое  воздействие осуществляется педагогом  с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. Педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие  педагога, являющегося носителем  сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего <Я> с  другими <Я>, с миром в целом. Это предвосхищение будущего развития личности воспитанника формируется  у педагога на основе знаний природы  ребенка, закономерностей его развития целесообразности педагогических воздействий; что педагогическое воздействие  наполнено социальным смыслом, поскольку  педагог выступает от имени общества и его интересов. Поэтому он должен транслировать ребенку мир на уровне высоких культурных достижений, наработанных человечеством. В целом  педагогическое воздействие - это особый вид деятельности педагога, его тонкое прикосновение к личности, направленное на раскрытие ее потенциальных возможностей быть и становиться субъектом  деятельности и своей собственной  жизни.

Педагогическое  воздействие осуществляется как  раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения  педагога к кому бы-то ни было, чему-то. И от того, насколько ярко ему удастся выразить себя, зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание, ощущение радости, а, может быть, и гнева, недовольства и др.), его проявление в словах, мимике, поступках. Воздействие, педагогически и психологически верно осуществляемое, обеспечивает адекватное взаимодействие педагога с воспитанником, группой детей, коллективом класса.

А педагогическое взаимодействие - это особая форма  связи между участниками образовательно-воспитательного  процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеет социально значимый характер.

Взаимодействие  может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через  какие-либо предметы, действия, обмен  информацией, других людей.

Сегодня актуальным является личностно-ориентированное  взаимодействие педагог-воспитанник, которое предполагает признание  личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник - основной субъект образовательно-воспитательного  процесса.

Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с воспитанником - создание благоприятных  условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

Базой для  формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися.

Личностному росту ребенка (формированию его  общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности  в саморазвитии) способствует гуманистическая  направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая  из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного  партнера, оказание ему помощи.

Наиболее  эффективным для развития коллектива и личности по мнению ученых и практиков является сотрудническое взаимодействие, для которых характерны знания, опора на положительное в личности, доверительность, доброжелательность, объективность, активность обеих сторон, диалог.

Особенно  большим воспитательным потенциалом  располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций  партнеров, уважительное отношение  друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен  мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости.

Недопустимы подавления, индифферентность (равнодушие друг к другу), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия - включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий  для совместных переживаний, вклад  каждого в общий результат, создание условий ответственной зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий по теме: «Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты соц. Работы - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Трудная жизненная  ситуация – ситуация, из которой человек не может самостоятельно найти выход 

Соц. адаптация  ребенка – это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе нормам и правилам поведения, а также процесс преодоления последствий моральной или психической травмы. 
Соц. реабилитация ребенка – это мероприятие по восстановлению утраченных ребенком соц. связей и функций, восполнение жизнеобеспечение, усилению заботы о нем. 
 Соц. службы для детей – это организации, которые оказывают соц.-бытовые медико-социальные, Ψго-пед., правовые и др. Услуги и материальную помощь, содействие в реабилитации детей. 
 Соц. инфраструктура для детей – система объектов строений и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения детей, которые оказывают социальные услуги и действуют в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Инфраструктура – это совокупность органов и учреждений + материальная база + нормативно-законадательная база.

Материальная  база - все сооружения и средства, выделяемые для воспитания, образования, развития, соц. поддержки.

Соц. службы – это система гос. и негос. Структур, которые осуществляют соц. работу и имеют в своем составе специализированное учреждение для оказания соц. услуг и органы управления ими. 
 Соц. обслуживание – это деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказанию различных услуг и материальной помощи, обеспечению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Технология – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Технология - (techne – искусство, мастерство, умение; logos – наука, слово).

Алгоритм – программа решения задачи точно предписывающая как и в какой последовательности операций можно получать результат, определенный исходными данными.

Соц. Управление - индивид, группа, организация, соц. процессы являются объектами соц. управления. Оно имеет дело с человеком, взятым в его соц. качестве (статус, роли, цели и т.д.) и направлено на поддержание равновесия и развития управляемого объекта. 

Соц. творчество – это содействие достижению согласия между соц. субъектами для решения соц. проблем одного из них или оказанию ему помощи. В роли такого субъекта выступают: личность, семья, соц. слой, общество, государство.

Цель – это идеальный образ будущего результата деятельности. 

Цель-идеал - стратегическая цель, достижение ее предполагает длительность и комплексность. В соц.-пед. деятельности цель-идеал – это создание условий для успешного становления ребенка как субъекта соц. жизни и создание педагогически целесообразной среды. 

Цель - ожидаемый результат -  тактическая цель

Семейный  соц. педагог – специалист широкого профиля, в ведение которого 30-50 семей. 
Общинный - сельский соц. педагог – работает в сельской местности, специалист широкого профиля. 
Специалист по организации культурного досуга - организация культурно-досуговой деятельности детей и семей. 
Валеолог - специалист по охране здоровья (деятельность школьного соц. педагога). Организация медико-оздоровительной деятельности детей, семей. 
Социальный эколог – организация экологической и природо-охранной деятельности детей, семей. ( эколонич. Клуб). 
Соц. педагог, специализирующийся на проблемах занятости - содействует трудоустройству и проф. адаптации подростков и молодежи, организует внешкольную трудовую деятельность детей (# летние рабочие лагеря). 
Соц. этнолог – специалист по этно-культурной работе, возрождению традиций, промыслов, народного творчества. 
Соц. педагог – дефектолог – специалист по оказанию соц.-пед. Помощи детям, имеющим отклонение в умственном и физическом развитии и их семьям. (Задача: профилактика и устранение соц. причин).

Муниципальный соц. педагог – работники муниципальных органов, комитетов соц. служб, специалисты широкого профиля, которые организуют соц.-пед. Деятельность в микрорайонах.

Функция – обязанность, круг деятельности, ее назначение, роль. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства