Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

11. Ребенок  должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую,  религиозную или какую-либо иную  форму дискриминации. Он должен  воспитываться в духе взаимопонимания,  терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а  также в полном сознании, что  его энергия и способности  должны посвящаться служению  на пользу других людей»

Конвенция о  правах ребенка является первым и  основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались  на уровне международного права. Документ состоит из 52 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан  в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и  других форм злоупотреблений.

Охарактеризуем  содержание Конвенции о правах ребенка:

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей  перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности  родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих  взглядов, своего мнения, на свободу  мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка  к распространению информации.

Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства  по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального  развития ребенка, а также права  на образование, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают  ответственность государства в  защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Статьи 41-45 упоминают  о способах информирования основных положений Конвенции и их права  на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его  структуре, функциях, правах и обязанностях

Статьи 46-54 указывают  решение процедурно-правовых проблем  соблюдения государствами положений  Конвенции. В отличие от многих конвенций  ООН, Конвенция о правах ребенка  открыта для подписания всеми  государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан Международное право.

Таким образом, в международном праве есть два  основных документа в области  защиты прав детей - Декларация прав ребенка, гарантирующая права на имя и  гражданство, социальную защиту и социальное обеспечение, образование, любовь и  понимание, а также Конвенция  ООН о правах ребенка, определяющая права детей на образование, культуру, отдых и досуг.

В нашей стране базовым нормативно-правовым документом в области защиты прав детей является Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 21.07.2011)) «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации».

Для целей  этого Федерального закона используются следующие понятия:

· ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

· дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения  родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными  возможностями здоровья, то есть имеющие  недостатки в физическом и (или) психическом  развитии; дети - жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов, экологических  и техногенных катастроф, стихийных  бедствий; дети из семей беженцев и  вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся  в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

· социальная адаптация ребенка - процесс активного  приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и  нормам поведения, а также процесс  преодоления последствий психологической  или моральной травмы;

· социальная реабилитация ребенка - мероприятия  по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению  среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем Нормы международного права  и гражданское законодательство.

· социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и  форм собственности, осуществляющие мероприятия  по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, обеспечению  занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а  также граждане, осуществляющие без  образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

· социальная инфраструктура для детей - система  объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и  форм собственности, которые оказывают  социальные услуги населению, в том  числе детям, и деятельность которых  осуществляется в целях обеспечения  полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

· отдых детей  и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого  потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний  у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового  образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности  в благоприятной окружающей среде  при выполнении санитарно-гигиенических  и санитарно-эпидемиологических требований;

· организации  отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические  лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические  лагеря, технические лагеря, краеведческие  и другие лагеря), оздоровительные  центры, базы и комплексы, иные организации  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления

Охарактеризуем  основные права детей по вышеуказанному федеральному закону:

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. При осуществлении  деятельности в области образования  и воспитания ребенка в семье,  образовательном учреждении, специальном  учебно-воспитательном учреждении  или ином оказывающем соответствующие  услуги учреждении не могут  ущемляться права ребенка. В  соответствии с принципами государственной  политики в интересах детей  администрация образовательных  учреждений не вправе препятствовать  созданию по инициативе обучающихся,  воспитанников в возрасте старше  восьми лет общественных объединений  (организаций) обучающихся, воспитанников,  за исключением детских общественных  объединений (организаций), учреждаемых  либо создаваемых политическими  партиями, детских религиозных организаций.

3. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета.

4. В соответствии  с законодательством Российской  Федерации органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации осуществляют мероприятия  по обеспечению профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки  детей, достигших возраста 14 лет.

5. Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления в пределах  своих полномочий осуществляют  мероприятия по обеспечению прав  детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена  на отдых и оздоровление детей.  Органы государственной власти  Российской Федерации могут осуществлять  дополнительное финансирование  мероприятий по обеспечению прав  детей на отдых и оздоровление.

6. Федеральные  органы исполнительной власти, органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации при принятии  решений по вопросам социально-экономического  развития соответствующих территорий  учитывают нормативы строительства  объектов социальной инфраструктуры  для детей. Такие нормативы  устанавливаются Правительством  Российской Федерации и применяются  с учетом региональных различий, традиций народов Российской  Федерации, если иное не установлено  законодательством соответствующего  субъекта Российской Федерации  Международное право.

 

 

Тема  №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции»

Объекты соц. Работы: 
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (трудная жизненная ситуация – ситуация, из которой человек не может самостоятельно найти выход): 
- дети, оставшиеся без попечения 
- инвалиды, имеющие недостатки в физич. и психич. развитии 
- жертвы вооруженных конфликтов и катастроф 
- из семей беженцев и вынужденных переселенцев 
- жертвы насилия 
- находящиеся в спец. учреждениях 
- из малоимущих семей

- с отклонениями в поведении

Функции, специализация  и направления социально-педагогической работы с детьми:

 

Образовательно-воспитательная -  Обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона-семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как  активного субъекта воспитательного  процесса.

 

Диагностическая. Постановка «социального диагноза», для  чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых  условий жизни детей, семьи, социального  окружения, выявление позитивных и  негативных влияний, проблем.

Организаторская. Организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ.

Прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально-педагогического  развития микрорайона, учреждения, его  структур;

- социально-педагогическое  проектирование личности ребенка,  групп детей;

- экспертиза  аналогичных документов и материалов.

Организационно-коммуникативная. Включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами  в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и  интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности  в отношении лиц, допускающих  прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального  педагога.

Социально-компенсаторная. Разработка и реализация комплекса  мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению  или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.

Посредническая. Осуществление связей в интересах  ребенка между семьей, образовательным  учреждением, ближайшим окружением.

Специализация. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные  социальные роли, причем умение выступать  в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетентности.

Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства