Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций
Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».
Охарактеризованные здесь
Социально
– психологическая адаптация
личности – это процесс
Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего
подросткового возраста с
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития. Термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.Наша работа касается группы детей с задержанным темпом психического развития, клиническая картина, которой является наиболее очерченной и определяется многими как состояние психофизиологического инфантилизма, т.е. речь идет о детях с чертами незрелости, с теми особенностями психического и физического развития, которые свойственны детям младшего подросткового возраста.
В 1966 г. М.С. Певзнер была
опубликована классификация
-
психофизический инфантилизм с
недоразвитием у детей
-
психофизический инфантилизм с
недоразвитием познавательной
-
психофизический инфантилизм с
недоразвитием познавательной
-
психофизический инфантилизм с
недоразвитием познавательной
Задержка психического
К.С. Лебединской была
Основные клинические типы ее
дифференцируются по
а) конституционного
б) соматогенного
в) психогенного происхождения;
г) церебрастенического ( церебрально-органического происхождения).
Все варианты
ЗПР отличаются друг от друга
особенностью структуры и
1.Задержка
психического развития
Дети такого варианта не могут
обучаться наравне со своими
сверстниками в
2. Задержка
психического развития
- хроническими инфекциями;
- аллергическими состояниями;
-
врожденными и приобретенными
пороками развития
- детскими неврозами;
- астенией.
Все это может
привести к снижению психического тонуса,
нередко имеет место и задержка
эмоционального развития – соматогенный
инфантилизм, обусловленный рядом
невротических наслоений –
Такие дети требуют санаторных
условий, отдыха, сна, правильного
режима питания,
3. Задержка
психического развития
Неблагоприятные условия среды,
4 Задержка
психического развития
Этот вариант задержки психического развития встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержки развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры»
Соц. службы для детей – это организации, которые оказывают соц.-бытовые медико-социальные, логопед., правовые и др. Услуги и материальную помощь, содействие в реабилитации детей.
Соц. инфраструктура
для детей – система объектов
строений и сооружений, необходимых
для жизнеобеспечения детей,
Инфраструктура – это совокупность органов и учреждений + материальная база + нормативно-законадательная база.
Органы:
- Министерство
здравоохранения и соц.
- Департамент, комитет, министерство (подчиняется на фед. Уровне +областной, городской, республиканской, краевой администрации).
Т.о. органы соц. защиты имеют двойное подчинение: по линии министерства и местной администрации.
Учреждения: соц. центры, школы (образовательные учреждения), дет. садики, больницы, библиотеки, службы занятости, клубы и т.д., а также негосударственные (некоммерческие) общественные организации.
Материальная база: все сооружения и средства, выделяемые для воспитания, образования, развития, соц. поддержки.
Соц. педагог может работать в любых учреждениях различного ведомственного подчинения. Место его работы зависит от специфики региона и определяется степенью развитости соц. инфраструктуры.
В практике организации соц.-пед. Деятельности существует 2 принципа:
- институциональный
- территориальный
Наиболее экономичен и гуманен территориальный подход к созданию межведомственной системы соц. служб.
Территориальный подход дает возможность:
Точнее определить функции учреждений, избегать дублирования.
Объединить специалистов разного профиля для решения одной задачи.
Установить единый подход к проблеме и тем самым создать условия для ее комплексного исследования и решения.
Четко выделить основные направления соц. помощи несовершеннолетним и объединить все силы на решение ключевой проблемы.
Усилить ответственность руководителей и исполнителей за конечный результат, устранить несогласованность и дублирование.
Школа
Цели работы:
а) способствует устранению и преодолению трудностей в социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества.
б) развивает опережающую социализацию: знакомит учащихся с их перспективами и шансами в обществе, ролями, которые им предстоит играть. Школа должна готовить гражданина, семьянина и работника.
в) Способствует развитию личности, ее ориентации в соц. процессах на стадии обучения и выбора профессии
г) Участвует в разрешении конфликтов
2. ППМС-центр (психолого-
- оказывает ППМС помощь детям, семьям, педагогам.
- методическая работа, помощь учителям, соц. педагогам, психологам
3. Учреждения интернатного типа (дет.дома, дет.интернаты)
- Соц. педагог осуществляет
- Осуществляет связь с соц. службами и другими органами
4. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в ППМС помощи
Это могут быть: дет. дом – профилакторий, интернаты для детей с проблемами в развитии (# для слабовидящих, слабослышащих). Гл. задача: соц. адаптация (научение ребенка жить среди людей).
5. Специальные учебно-
- Соц. педагог занимается
- Поддерживает связь с семьей и другими органами
Соц. службы – это система гос. и негос. Структур, которые осуществляют соц. работу и имеют в своем составе специализированное учреждение для оказания соц. услуг и органы управления ими.
Соц. обслуживание – это
деятельность соц. служб по
соц. поддержке, оказанию
В каждом регионе существует центр соц. помощи семье и детям, который предназначен для оказания различных услуг населению данной территории.
Задачи центра
зависят от социально-
Задачи:
а) выявление причин и факторов соц. неблагополучия конкретных семей и детей, определение их потребностей в помощи
б) определение и предоставление конкретных услуг семьям и детям, нуждающимся в соц. помощи
в) поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения и преодоление трудных жизненных ситуаций
г) соц. патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в соц. помощи, поддержке, реабилитации
д) участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в защите их прав
е) анализ уровня развития соц. обслуживания семей с детьми и развитие сферы соц. Услуг ж) привлечение гос. и негос. Организаций для решения соц. проблем семей с детьми.
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей»
Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства