Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

             Охарактеризованные здесь стадии  адаптации могут быть интерпретированы  как типы адаптации, которые  более или менее соответствуют  определенным типам личности. Каждая  личность, имеющая свой тип нервной  системы, неповторимый жизненный  опыт, характеризуется индивидуальными  «приспособленными» механизмами,  своими собственными оценками  ситуации, своим типом адаптации.  Тип адаптации, т.е. типичный  способ реагирования на новую  ситуацию, важная характеристика  человеческой личности. Большинство  людей проявляют различный тип  адаптации в различное время,  в зависимости от конкретных  обстоятельств, но у каждого  человека какой-то тип адаптации  преобладает.        

 Социально  – психологическая адаптация  личности – это процесс приобретения  ею определенного социально –  психологического статуса, овладение  теми или иными социально –  психологическими равными функциями.  Показателем успешной социальной  адаптации является высокий социальный  статус ребенка в новой социальной  среде, а также его психологическая  удовлетворенность ею. Признаками  низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение. По мнению Е.И. Холостовой успешность этого процесса зависит как от характеристик социальной среды, так и от характеристик самого индивида. Таким образом, социальная адаптация – это скорее не цель, а средство активного воздействия индивида на среду, на ее преобразование, где человек подвергается воздействию среды, но, в свою очередь, сам приспосабливает ее к себе, т.е. одновременно выступает субъектом и объектом адаптации.

 Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего  подросткового возраста с задержкой  психического развития 

Задержка  психического развития (ЗПР) - это нарушение  нормального темпа психического развития. Термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать  паспортному возрасту ребенка.Наша работа касается группы детей с задержанным темпом психического развития, клиническая картина, которой является наиболее очерченной и определяется многими как состояние психофизиологического инфантилизма, т.е. речь идет о детях с чертами незрелости, с теми особенностями психического и физического развития, которые свойственны детям младшего подросткового возраста.

       В 1966 г. М.С. Певзнер была  опубликована классификация ЗПР,  включающая клинические варианты:

-       психофизический инфантилизм с  недоразвитием  у детей эмоционально-волевой  сферы при сохранном интеллекте  ( неосложненный гармонический инфантилизм

-       психофизический инфантилизм с  недоразвитием познавательной деятельности;

-       психофизический инфантилизм с  недоразвитием познавательной деятельности, осложненными нейродинамическими  нарушениями;

-       психофизический инфантилизм с  недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой  функции.

       Задержка психического развития, обусловленная выраженными церебрально- органическими причинами, обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, а также очень часто и физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше осложняет тяжелое состояние ребенка. Эти дети нуждаются в сложном лечении, нежели при невроподобных состояниях или соматогенных астениях, а также сложной педагогической коррекции.

 

       К.С. Лебединской была предложена  этиопатогенетическая классификация ЗПР.

 

       Основные клинические типы ее  дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

       а) конституционного происхождения;

       б) соматогенного происхождения; 

       в) психогенного происхождения;

       г) церебрастенического  ( церебрально-органического происхождения).

 

 Все варианты  ЗПР отличаются друг от друга  особенностью структуры и характером  соотношения двух основных компонентов  этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

1.Задержка  психического развития конституционного  происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей  эмоционально-волевая сфера находится  на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную  структуру эмоционального склада  детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной  мотивации поведения, повышенный  фон настроения, непосредственность  и яркость эмоций при их  поверхности и нестойкости, легкая  внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих  детей в младших классах, связаны  с незрелостью мотивационной  сферы и личности в целом,  наблюдается преобладание игровых  интересов.

      Дети такого варианта не могут  обучаться наравне со своими  сверстниками в общеобразовательных  школах, им требуется специальное  обучение в условиях коррекционного  класса, но часть таких детей  в течении начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

2. Задержка  психического развития соматогенного  происхождения. Этот тип задержки  развития обусловлен длительной  соматической недостаточностью  различного происхождения:

-       хроническими инфекциями;

-       аллергическими состояниями;

-       врожденными и приобретенными  пороками развития соматической  сферы;

-       детскими неврозами; 

-       астенией.

Все это может  привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом  невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением  своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится  соматически ослабленный или  больной ребенок. Такие дети –  «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у  ребенка нарушаются межличностные  отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых  неурядиц ( гиперопека  родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.

 

      Такие дети требуют санаторных  условий, отдыха, сна, правильного  режима питания, медикаментозного  лечения. Прогноз таких детей  зависит от их состояния здоровья.

3. Задержка  психического развития психогенного  происхождения связана с неблагоприятными  условиями воспитания, препятствующими  правильному формированию личности  ребенка.

       Неблагоприятные условия среды,  рано возникшие, длительно действующие  и оказывающие травмирующее влияние  на психику ребенка, могут привести  к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

4 Задержка  психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение центральной нервной системы, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

  Этот вариант задержки психического развития встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержки развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

 

 

 

Тема  №7 «социальные службы и инфраструктуры»

 

 Соц. службы  для детей – это организации,  которые оказывают соц.-бытовые медико-социальные, логопед., правовые и др. Услуги и материальную помощь, содействие в реабилитации детей.

 Соц. инфраструктура  для детей – система объектов  строений и сооружений, необходимых  для жизнеобеспечения детей, которые  оказывают социальные услуги  и действуют в целях обеспечения  полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания и развития  детей, удовлетворения их общественных  потребностей.

Инфраструктура  – это совокупность органов и  учреждений + материальная база + нормативно-законадательная база.

Органы:

- Министерство  здравоохранения и соц. развития (на федеральном уровне).

- Департамент,  комитет, министерство (подчиняется  на фед. Уровне +областной, городской, республиканской, краевой администрации).

Т.о. органы соц. защиты имеют двойное подчинение: по линии министерства и местной администрации.

Учреждения: соц. центры, школы (образовательные  учреждения), дет. садики, больницы, библиотеки, службы занятости, клубы и т.д., а также негосударственные (некоммерческие) общественные организации.

Материальная  база: все сооружения и средства, выделяемые для воспитания, образования, развития, соц. поддержки.

Соц. педагог  может работать в любых учреждениях  различного ведомственного подчинения. Место его работы зависит от специфики  региона и определяется степенью развитости соц. инфраструктуры.

В практике организации соц.-пед. Деятельности существует 2 принципа:

- институциональный

- территориальный

 

Наиболее  экономичен и гуманен территориальный  подход к созданию межведомственной системы соц. служб.

 

Территориальный подход дает возможность:

Точнее определить функции учреждений, избегать дублирования.

Объединить  специалистов разного профиля для  решения одной задачи.

Установить  единый подход к проблеме и тем  самым создать условия для  ее комплексного исследования и решения.

Четко выделить основные направления соц. помощи несовершеннолетним и объединить все силы на решение  ключевой проблемы.

Усилить ответственность  руководителей и исполнителей за конечный результат, устранить несогласованность  и дублирование.

Школа

Цели работы:

а) способствует устранению и преодолению трудностей в социализации школьников из социально  неблагополучных семей и слоев  общества.

б) развивает  опережающую социализацию: знакомит учащихся с их перспективами и  шансами в обществе, ролями, которые  им предстоит играть. Школа должна готовить гражданина, семьянина и  работника.

в) Способствует развитию личности, ее ориентации в  соц. процессах на стадии обучения и  выбора профессии

г) Участвует  в разрешении конфликтов

2. ППМС-центр (психолого-педагогический  медико-социальный центр)

- оказывает ППМС помощь детям,  семьям, педагогам.

- методическая работа, помощь учителям, соц. педагогам, психологам

3. Учреждения интернатного типа (дет.дома, дет.интернаты)

- Соц. педагог осуществляет защиту  прав ребенка: гражданских, имущественных,  жилищных и других

- Осуществляет связь с соц.  службами и другими органами

4. Образовательные учреждения  для детей, нуждающихся в ППМС  помощи

Это могут быть: дет. дом – профилакторий, интернаты для детей с проблемами в развитии (# для слабовидящих, слабослышащих). Гл. задача: соц. адаптация (научение ребенка жить среди людей).

5. Специальные учебно-воспитательные  учреждения для детей и подростков  с девиантным поведением (интернат для трудновоспитуемых подростков)

 

- Соц. педагог занимается социальной  реабилитацией

- Поддерживает связь с семьей  и другими органами

Соц. службы – это система гос. и негос. Структур, которые осуществляют соц. работу и имеют в своем составе специализированное учреждение для оказания соц. услуг и органы управления ими.

 Соц. обслуживание – это  деятельность соц. служб по  соц. поддержке, оказанию различных  услуг и материальной помощи, обеспечению соц. адаптации и  реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

 

В каждом регионе существует центр  соц. помощи семье и детям, который  предназначен для оказания различных  услуг населению данной территории.

      Задачи центра  зависят от социально-экономической,  демографической ситуации, национальных  особенностей региона, конкретной  ситуации.

 

Задачи:

 

а) выявление причин и факторов соц. неблагополучия конкретных семей  и детей, определение их потребностей в помощи

б) определение и предоставление конкретных услуг семьям и детям, нуждающимся в соц. помощи

в) поддержка семей и отдельных  граждан в решении проблем  самообеспечения и преодоление трудных жизненных ситуаций

г) соц. патронаж семей и отдельных  граждан, нуждающихся в соц. помощи, поддержке, реабилитации

д) участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в  защите их прав

е) анализ уровня развития соц. обслуживания семей с детьми и развитие сферы  соц. Услуг ж) привлечение гос. и  негос. Организаций для решения соц. проблем семей с детьми.

 

 

 

 

Тема  №8 « Профилактика и коррекция  девиантного поведения детей»

Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства