Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

Профиль социально-педагогической деятельности определяется регионально-этническими  особенностями, потребностями конкретного  социума - города, района, села, а также  личностными и профессиональными  возможностями специалистов. Наиболее распространенными и востребованными  в нынешних социальных условиях является социальный педагог, специализирующийся на социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Семейные социальные педагоги составляют кадровую инфраструктуру медико-психолого-педагогической службы помощи в социуме.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики  дифференцирует выявленные проблемы и  «выводит» на их решение социальных работников, специалистов-профессионалов различного профиля. Он устанавливает  контакт с семьей, побуждая ее к  участию в совместной деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности  общины для преодоления трудностей. Социальный педагог выявляет психологические, педагогические, медицинские, правовые и другие проблемы личности и выполняет  посредническую функцию во взаимосвязи  со специалистами - психологами, социальными  работниками, врачами, юристами, представителями  органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами  различных социальных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке  и попечительстве, трудоустройстве, лечении, психокоррекции и других видов социальной помощи.

Социальный  педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку  семьям, которые хорошо воспитывают  своих детей. С этой целью он использует средства массовой информации, возможности  предприятий, органов власти в поощрении  семей. Он использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в  особой помощи (семьям «групп риска», многодетным, неполным и др.)

Содействуя  развитию социальных инициатив взрослых и детей, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания  значимых новаций, внедрения их в  жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную  деятельность, финансирование социальных инноваций по месту жительства. Содействует  развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных  форм делового сотрудничества в интересах  оздоровления и культурного обновления условий жизни людей своего микрорайона.

Оказывая  профессиональную помощь ребенку в  решении его личных и социальных проблем, социальный педагог заботится  о том, чтобы помощь носила активный характер. В интересах личности формы  социально-педагогической помощи не должны носить характер благотворительной  подачки. Социальный педагог призван  развивать различные виды самопомощи, он поддерживает и стимулирует людей  на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, использование их внутренних резервов.

 

 

Тема  №5 «Личностные характеристики и  профессиональная компетентность социального  педагога»

 

Профессиональная  успешность социального работника  определяется результативностью его  деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливость. Но не только от этого зависит успешность деятельности специалиста социальной работы, она зависит и от профессиональных качеств, здесь важны:

1. Умение  выслушать других с пониманием  и целенаправленностью.

2. Умение  выявить информацию и собрать  факты, необходимые для подготовки  социальной истории, оценки ситуации.

3. Умение  создавать и развивать отношения,  способствующие успешной профессиональной  деятельности.

4. Умение  наблюдать и интерпретировать  вербальное и невербальное поведение,  применять знания по социальной  педагогике или практической  психологии, по теории личности  и диагностические методы.

5. Умение  активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению  собственных проблем, добиться  их доверия.

6. Умение  обсуждать острые темы в позитивном  эмоциональном настрое и без  выражения угроз.

7. Умение  разрабатывать новаторские решения  проблем подопечных.

8. Умение  выявлять нужды для определения  терапевтических зависимостей.

9. Умение  вести исследования или интерпретировать  выводы исследований и положений  профессиональной литературы.

10. Умение  обеспечивать и улаживать отношения  между конфликтующими индивидами, группами.

11. Умение  обеспечивать межведомственные  связи.

12. Умение  интерпретировать и выявлять  социальные нужды и докладывать  о них в соответствующие органы (администрация, финансовые органы, общественные организации).

Профессия социального  педагога, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять  процессом развития личности, нужно  быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности социального педагога выражает единство его теоретической  и практической готовности в целостной  структуре личности и характеризует  его профессионализм.

Содержание  профессиональной компетентности социального  педагога определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности социального работника, отображая  научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная  характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического  опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что  усвоение знаний (накопление информационного  фонда) -- не самоцель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии", т.е. умений и навыков -- главного критерия профессиональной готовности.

Педагогические  умения социального работника -- это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на фор­мирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Представленное  понимание сущности педагогических умений социолога позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную  связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных  частных умений.

 

 

Тема  №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка»

 

Социализация– общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества. Процесс социализации – это включение ребенка в общество. Это сложный, многофакторный и многовекторный процесс, который слабо прогнозируем  в конечном результате. Тем более,  что процесс социализации может продолжаться в течение всей   жизни человека, переплетаясь с историческими, идеологическими, экономическими, культурными и прочими процессами.

Адаптация –  это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

         Наиболее сложные и разнообразные  аспекты явления адаптации проявляются  в многогранной человеческой  деятельности, в которой можно  выделить психофизиологические, поведенческие,  когнитивные и субъектно-личностные  компоненты адаптационного процесса.          

        Социально адаптация – это  вхождение в социально-ролевые  связи и отношения, в процессе  которого личность овладевает  социальными нормами, правилами,  ценностями, социальным опытом, социальными  отношениями и действиями. Е.И.  Холостова выделяет две формы социальной адаптации:

-       Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

-       Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.

  Социально  – психологическая адаптация  – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются  или устраняются внутреннее психологическое  напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

 

1 стадия  – уравновешивание. Характеризуется  минимальной степени включенности  индивида в процесс адаптации  к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2 стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия  – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4 стадия  – уподобление. Характерной особенностью  рассматриваемого этапа является  психологическая переориентация  индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

И..А. Милославова рассматривает социальную адаптацию в качестве сложного структурного образования, состоящего из двух взаимосвязанных компонентов – адаптивной ситуации и адаптивной потребности. Под адаптивной потребностью понимается неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени «уравнять» шаблоны поведения, привычки, представления, в связи с изменившимися условиями социальной среды. Адаптивная ситуация рассматривается как изменения в социальной среде.

        Социально – психологическая  адаптация – это средство защиты  личности, с помощью которого  ослабляются или устраняются  внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

 

1 стадия  – уравновешивание. Характеризуется  минимальной степени включенности  индивида в процесс адаптации  к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2 стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия  – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4 стадия  – уподобление. Характерной особенностью  рассматриваемого этапа является  психологическая переориентация  индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства