Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

- государственная поддержка детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, а также  детей – инвалидов;

- формирование системы выявления,  поддержки и развития одаренных  детей.

Задачи программы «Дети России».

- обеспечение условий для рождения  здоровых детей, профилактика  детской заболеваемости и инвалидности;

- формирование эффективной комплексной  системы социальной защиты и  интеграции с обществом детей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации;

- совершенствование системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

- создание условий, способствующих  воспитанию детей сирот, и детей,  оставшихся без попечения родителей,  в приемных семьях (опека, патронат, усыновление);

- государственная поддержка семей,  принявших на воспитание детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей;

- обеспечение детей – инвалидов  современными индивидуальными техническими  средствами, облегчающими им самообслуживание.

В федеральную целевую программу  «Дети России» на 2003 – 2006 гг. входят подпрограммы. «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды».

Целью подпрограммы «Здоровый ребенок» является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей  материнской и детской, в том  числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и  подростков на всех этапах развития.

 

Тема №2  «Теория социальной работы с детьми и подростками  по месту жительства»

Основные  методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

 

1.Социальнопсихологические, направленные на внутренний мир  ребёнка и предполагающие определённую  коррекцию его системы ценностей  и ориентаций, а также представлений  и предпочтений, совершенствование  его психологических возможностей  и оказание соответствующей поддержки  и помощи (методы психодиагностики  и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2.Социальнопедагогические,  дающие возможность повысить  образовательный и интеллектуальный  уровень ребёнка, сформировать  адекватную окружающим его условиям  систему ценностных ориентаций  и представлений (методы образования  и просвещения, педагогической  коррекции и педагогического  консультирования).

3.Социальномедицинские, предназначенные для оказания  ребёнку своевременной и необходимой  медицинской помощи (лечение, социальномедицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4.Социальноправовые,  включающие в себя определённые  процедуры и операции, позволяющие  привести процесс жизнедеятельности  ребёнка в соответствие с существующими  нормами закона и права (юридическая  и правовая защита интересов  ребёнка, правовое просвещение,  правовой контроль, правовые санкции).

5.Социальноэкономические, направленные на решение проблем  материального благосостояния ребёнка,  создание необходимых ему для  полноценной жизни и развития  экономических условий (расширение  и совершенствование системы  экономических прав и возможностей  детей, материальная поддержка  и помощь,   трудоустройство  и т.п.).

6.Социальногрупповые, позволяющие социальному работнику  и другим специалистам вести  работу с социальным окружением  ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений  в детском коллективе, и организация  детских коллективов, ориентированных  на позитивную деятельность).

Реализация  перечисленных и им подобных методов  социальной работы на практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно  присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось  представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или  «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.

Деятельность  органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих  основных задач:

   - задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);

   - задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);

- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).

Решение этих задач позволяет создать в  обществе действительно благоприятную  для детей среду жизнедеятельности  и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость  дифференцированного подхода к  различным категориям детей, существующих в конкретном обществе.

 

Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и                                                       подростками по месту жительства»

 

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве  случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это  его отношения с родителями - матерью  и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит  установить и создать.

С момента  рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

· Жить и  воспитываться в семье

· Общаться с родителями и другими родственниками

· Защищать свои права

· Выражать своё мнение

· Право на имя, отчество и фамилию

· Изменение  фамилии и имени

· Право на имущество

· Право на медицинское обслуживание

· Право на образование и другие.

Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Бывает пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию.

То же происходит в школе. Ребенок отстал, не усваивает  материал, над ним смеются - это  больно ранит. Зато в своей среде, в подвале, на чердаке, он король, пользуется авторитетом. Словом, судьбы маленьких  беглецов - это истории о том как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами и нашли так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия. 

Среди международных  документов по защите прав детей можно  выделить два основных и наиболее значимых - это Декларация прав ребенка  и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация  прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано:

«Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному  прогрессу и улучшению условий  жизни при большей свободе, принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами»

Декларация  прав ребенка, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает  следующие принципы:

1. Ребенку  должны принадлежать все указанные  в настоящей Декларации права.  Эти права должны признаваться  за всеми детьми без всяких  исключений и без различия  или дискриминации по признаку  расы, цвета кожи, пола, языка, религии,  политических или иных убеждений,  национального или социального  происхождения, имущественного положения,  рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или  его семьи.

2. Ребенку  законом и другими средствами  должна быть обеспечена специальная  защита и предоставлены возможности  и благоприятные условия, которые  позволяли бы ему развиваться  физически, умственно, нравственно,  духовно и в социальном отношении  здоровым и нормальным путем  и в условиях свободы и достоинства.  При издании с этой целью  законов главным соображением  должно быть наилучшее обеспечение  интересов ребенка.

3. Ребенку  должно принадлежать с его  рождения право на имя и  гражданство.

4. Ребенок  должен пользоваться благами  социального обеспечения. Ему  должно принадлежать право на  здоровый рост и развитие; с  этой целью специальные уход  и охрана должны быть обеспечены  как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый  уход. Ребенку должно принадлежать  право на надлежащее питание,  жилище, развлечения и медицинское  обслуживание.

5. Ребенку,  который является неполноценным  в физическом, психическом или  социальном отношении, должны  обеспечиваться специальные режим,  образование и заботы, необходимые  ввиду его особого состояния.

6. Ребенок  для полного и гармоничного  развития его личности нуждается  в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребенок  имеет право на получение образования,  которое должно быть бесплатным  и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребенок  должен при всех обстоятельствах  быть среди тех, кто первым  получает защиту и помощь.

9. Ребенок  должен быть защищен от всех  форм небрежного отношения, жестокости  и эксплуатации. Он не должен  быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребенок  не должен приниматься на работу  до достижения надлежащего возрастного  минимума; ему ни в коем случае  не должны поручаться или разрешаться  работа или занятие, которые  были бы вредны для его здоровья  или образования или препятствовали  его физическому, умственному  или нравственному развитию.

Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства