Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций
Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».
- государственная поддержка
- формирование системы
Задачи программы «Дети России»
- обеспечение условий для
- формирование эффективной
- совершенствование системы
- создание условий,
- государственная поддержка
- обеспечение детей – инвалидов
современными индивидуальными
В федеральную целевую программу «Дети России» на 2003 – 2006 гг. входят подпрограммы. «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды».
Целью подпрограммы «Здоровый ребенок» является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства»
Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:
1.Социальнопсихологические,
направленные на внутренний
2.Социальнопедагогические,
дающие возможность повысить
образовательный и
3.Социальномедицинские,
предназначенные для оказания
ребёнку своевременной и
4.Социальноправовые,
включающие в себя
5.Социальноэкономические,
направленные на решение
6.Социальногрупповые,
позволяющие социальному
Реализация перечисленных и им подобных методов социальной работы на практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.
Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);
- задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);
- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).
Решение этих
задач позволяет создать в
обществе действительно благоприятную
для детей среду
Тема
№3 «Нормативно-правовая основа социальной
работы с детьми и
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:
· Жить и воспитываться в семье
· Общаться с родителями и другими родственниками
· Защищать свои права
· Выражать своё мнение
· Право на имя, отчество и фамилию
· Изменение фамилии и имени
· Право на имущество
· Право на медицинское обслуживание
· Право на образование и другие.
Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Бывает пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию.
То же происходит в школе. Ребенок отстал, не усваивает материал, над ним смеются - это больно ранит. Зато в своей среде, в подвале, на чердаке, он король, пользуется авторитетом. Словом, судьбы маленьких беглецов - это истории о том как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами и нашли так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия.
Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых - это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано:
«Принимая во
внимание, что народы Объединенных
Наций вновь утвердили в Уставе
свою веру в основные права человека
и в достоинство и ценность
человеческой личности и преисполнены
решимости содействовать
Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
1. Ребенку
должны принадлежать все
2. Ребенку
законом и другими средствами
должна быть обеспечена
3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
4. Ребенок
должен пользоваться благами
социального обеспечения. Ему
должно принадлежать право на
здоровый рост и развитие; с
этой целью специальные уход
и охрана должны быть
5. Ребенку,
который является
6. Ребенок
для полного и гармоничного
развития его личности
7. Ребенок
имеет право на получение
8. Ребенок
должен при всех
9. Ребенок
должен быть защищен от всех
форм небрежного отношения,
10. Ребенок
не должен приниматься на
Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства