Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций

Описание работы

Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».

Файлы: 1 файл

работа с детьми и подростками.docx

— 99.14 Кб (Скачать файл)

Коллективизм  составляет одно из определяющих отношений  личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.

 

В чем причина  слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование  коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений  к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения  деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.

Коллективизм  не может основываться лишь на делах  своего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное  в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение  к любому другому человеку как  к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств  личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного  коллектива, связь этих дел и целей  с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется  личная ответственность за общие  дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.

Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистских качеств личности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы- бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, обладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Деятельность, выполняемая для общества, была для них важна потому, что это было связано с определением своего места в обществе, с формированием самосознания.

Следовательно задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.

Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей  не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости) , но и к общему делу вообще.

Полученные  данные убеждают в необходимости  одновременного включения детей  в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов: а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых; б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных  и многочисленных.

 

Такая подвижная  сеть многоплановых коллективов  при условии соподчинения социально  значимых целей деятельности всех коллективов  и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.

Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретного, "нашего" коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество.

В частности, большое число коллективов, в  состав которых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности  стать в известную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для  построения отношений дружбы, сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности человека-коллективиста требует  организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в  развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности  целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что  воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.

 

Тема  № 10 « Технология личностно-развивающей  деятельности»

 

Личностный  подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Таблица 1

Сущность  личностно-ориентированного подхода  в обучении и воспитании

 

Аспект

обучения и воспитания

Цель

обучения и воспитания

Результат

 

 

Социально-педагогический

 

Воспитывающая

 

Социализация ребенка

 

Гносеологический

Образовательная

Индивидуализация ребенка

 

Психологический

Развивающая

Персонализация ребенка

 

Акмеологический

Практическая

Универсализация педагога и ребенка

 
       

Индивидуальная  работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального  подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в  современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную  основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального  и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит  от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и  помнить при этом о том, что  она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и  психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель  определяет методы и формы воздействия  на личность каждого ребенка. Все  это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической  технологии воспитания на диагностической  основе. В индивидуальной работе с  детьми педагоги-воспитатели руководствуются  следующими принципами:

- установление  и развитие деловых и межличностных  контактов на уровне "учитель  - ученик - класс";

- уважение  самооценки личности ученика;

- вовлечение  ученика во все виды деятельности  для выявления его способностей  и качеств его характера;

- постоянное  усложнение и повышение требовательности  к ученику в ходе избранной  деятельности;

- создание  психологической почвы и стимулирование  самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным  средством реализации программы  обучения и воспитания.

Индивидуальная  работа с детьми включает несколько  этапов:

- приступая  к этой работе, педагог-воспитатель  изучает научно-методические основы  личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную  деятельность, проводит диагностирование  личности каждого ребенка (ПЕРВЫЙ  ЭТАП);

- на ВТОРОМ  ЭТАПЕ используется наблюдение  и изучение учащихся в ходе  разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют  группы детей с разным уровнем  интеллектуального развития, детей  с физическими недостатками, трудных  подростков и др. Каждая группа  учащихся требует индивидуального  подхода, а также своей системы  методов педагогического воздействия.  Так, например, учащиеся с высоким  интеллектом отличаются от других  учащихся ярко выраженными умственными  способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой  интересов. Эта группа детей  требует от педагогов особого  внимания и уважения к уникальности  личности, учета особенностей психики.  Таким детям требуется известная  свобода действий в учебной  и внеучебной работе, для них увеличивается доля свободного времени для развития способностей и для саморазвития. Учитель должен соотносить свои методы и приемы обучения и воспитания с более насыщенной и сложной деятельностью. Для развития одаренных детей создаются необходимые условия: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельность. Особого внимания требуют к себе "трудные" дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности "трудного" подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного подхода с "трудными" подростками, опытные педагоги применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, "реконструкция характера".

НА ТРЕТЬЕМ  ЭТАПЕ индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности  учащегося проектируется развитие ценностных ориентации, личностных свойств  и качеств ученика. Проектирование развития личности основывается на сравнении  наличного уровня воспитанности  учащегося с его идеалом и  осуществляется в процессе составления  дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.

НА ЧЕТВЕРТОМ  ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений  в различных ситуациях. Для данного  этапа характерно использование  общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются  методы индивидуального педагогического  воздействия:

требование, перспектива, общественное мнение, поощрение  и наказание.

- заключительным, ПЯТЫМ, этапом индивидуальной  работы с детьми является корректирование.  Коррекция - это способ педагогического  воздействия на личность, в ходе  которого изменяется развитие  личности, закрепляются позитивные  или преодолеваются негативные  качества. Наиболее эффективными  методами и приемами корректирования  являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и  переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы  используются в комплексе, уточняя,  дополняя полученные данные и  результаты индивидуальной работы  с учащимися.

Деятельность  учителя на уроке с личностно-ориентированной  направленностью

1. Использование  проблемных творческих заданий.

2. Применение  заданий, позволяющих ученику  самому выбирать тип, вид и  форму материала (словесную, графическую,  условно символическую).

3. Создание  положительного эмоционального  настроя на работу всех учеников.

4. Сообщение  учащимся организации учебной  деятельности в ходе урока.

5. Обсуждение  с детьми в конце урока не  только того, что «мы узнали»  (чем овладели), но и того, что  понравилось (не понравилось)  и почему, что бы хотелось выполнить  еще раз, а что сделать по-другому.

6. Стимулирование  учеников к выбору и самостоятельному  использованию различных способов  выполнения заданий.

7. Оценка (поощрение)  при опросе на уроке не только  правильного ответа ученика, но  и анализ того, как ученик рассуждал,  какой способ использовал, почему  и в чем ошибался.

8. Отметка,  выставляемая ученику в конце  урока, должна аргументироваться  по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании  на дом называется не только  тема и объем задания, но  и подробно разъясняется, как  следует рационально организовать  свою учебную работу при выполнении  домашнего задания.

Педагогический  анализ личностно-ориентированного урока

Мотивационно-ориентационный аспект

Смог ли учитель  обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный  настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для  этого были использованы?

Нацелена  ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию?

Содержательный  аспект

Является  ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям  урока?

Смог ли учитель  правильно определить групповые  и индивидуальные познавательные возможности  учащихся?

Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства