Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций
Тема №1 «История развития социальной помощи детям».
Тема №2 «Теория социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №3 «Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми и подростками по месту жительства».
Тема №4: «Объекты социальной работы с детьми и подростками по месту жительства и ее функции».
Тема №5 «Личностные характеристики и профессиональная компетентность социального педагога».
Тема №6 « Социальная адаптация, социализация ребенка».
Тема №7 «социальные службы и инфраструктуры».
Тема №8 « Профилактика и коррекция девиантного поведения детей».
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.
Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистских качеств личности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы- бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, обладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Деятельность, выполняемая для общества, была для них важна потому, что это было связано с определением своего места в обществе, с формированием самосознания.
Следовательно задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.
Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости) , но и к общему делу вообще.
Полученные данные убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов: а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых; б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллективов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретного, "нашего" коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество.
В частности, большое число коллективов, в состав которых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы, сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование
личности человека-коллективиста
Тема № 10 « Технология личностно-развивающей деятельности»
Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Таблица 1
Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании
Аспект обучения и воспитания |
Цель обучения и воспитания |
Результат |
|
Социально-педагогический |
Воспитывающая |
Социализация ребенка |
|
Гносеологический |
Образовательная |
Индивидуализация ребенка |
|
Психологический |
Развивающая |
Персонализация ребенка |
|
Акмеологический |
Практическая |
Универсализация педагога и ребенка |
|
Индивидуальная
работа - это деятельность педагога-воспитателя,
осуществляемая с учетом особенностей
развития каждого ребенка. Она выражается
в реализации принципа индивидуального
подхода к учащимся в обучении
и воспитании. Очень важно в
современных условиях индивидуальную
работу с детьми поставить на научную
основу, использовать практические рекомендации,
советы по реализации личностного, индивидуального
и дифференцированного
- установление
и развитие деловых и
- уважение самооценки личности ученика;
- вовлечение
ученика во все виды
- постоянное
усложнение и повышение
- создание
психологической почвы и
Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:
- приступая
к этой работе, педагог-воспитатель
изучает научно-методические
- на ВТОРОМ
ЭТАПЕ используется наблюдение
и изучение учащихся в ходе
разнообразной деятельности: учебно-познавательной,
трудовой, игровой, спортивной, творческой.
В современной практике
НА ТРЕТЬЕМ
ЭТАПЕ индивидуальной работы на основе
установленного уровня воспитанности
учащегося проектируется
НА ЧЕТВЕРТОМ
ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит
дальнейшее изучение учащегося, проектирование
его поведения и отношений
в различных ситуациях. Для данного
этапа характерно использование
общих методов обучения и воспитания,
вместе с тем широко применяются
методы индивидуального
требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.
- заключительным,
ПЯТЫМ, этапом индивидуальной
работы с детьми является
Деятельность
учителя на уроке с личностно-
1. Использование проблемных творческих заданий.
2. Применение
заданий, позволяющих ученику
самому выбирать тип, вид и
форму материала (словесную,
3. Создание
положительного эмоционального
настроя на работу всех
4. Сообщение учащимся организации учебной деятельности в ходе урока.
5. Обсуждение
с детьми в конце урока не
только того, что «мы узнали»
(чем овладели), но и того, что
понравилось (не понравилось)
и почему, что бы хотелось выполнить
еще раз, а что сделать по-
6. Стимулирование
учеников к выбору и
7. Оценка (поощрение)
при опросе на уроке не только
правильного ответа ученика,
8. Отметка,
выставляемая ученику в конце
урока, должна
9. При задании
на дом называется не только
тема и объем задания, но
и подробно разъясняется, как
следует рационально
Педагогический анализ личностно-ориентированного урока
Мотивационно-ориентационный аспект
Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы?
Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию?
Содержательный аспект
Является
ли адекватным отобранный учебный материал
требованиям образовательной
Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся?
Информация о работе Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства